Выпускное сочинение Советы по написанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Логутова Валентина Васильевна

Данная работа содержит материал для подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе. Материал полезен как для учителей- филологов, так и для учащихся 10-11 класса.

Комментарии к пяти направлениям, разработаным специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласоваными с председателем Совета Н.Д. Солженицыной для 2016г..  

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. Содержит план сочинения. Требования к основным частям сочинения. Список основных произведений, необходимых для написания сочинения по направлениям 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknoe_sochinenie_po_literature_sovety.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

           Выпускное сочинение

    Советы по написанию

Из опыта работы учителя МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок» Логутовой В.В.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.

В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы».

Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.  

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь» – направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

План  сочинения :  

ТВОЁ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.

Главная мысль - это основной тезис, который доказывается всем сочинением. Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении (предмет речи) и что самое главное об этом говорится (признак предмета речи).

Главная мысль должна быть сформулирована в одном простом предложении.

Пример главной мысли сочинения: тема войны (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя (признак предмета речи).

Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем, как начать работу,

ОБЯЗАТЕЛЬНО СФОРМУЛИРУЙ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ И ДЕРЖИ ЕЁ В ГОЛОВЕ, ПОКА НЕ ПОСТАВИШЬ ПОСЛЕДНЮЮ ТОЧКУ В СОЧИНЕНИИ.

Записывать главную мысль совершенно не обязательно, она может быть выражена и в подтексте, и другими словами. Но обязательно нужно все время задавать себе вопрос: "Имеет ли отношение к главной мысли то, о чем я пишу?"

Пиши, как пишется. Не обязательно сначала составлять план, продумывать композицию сочинения и подбирать тезисы. Не останавливай полет своей мысли, пока она не умчится далеко от темы. Главное вовремя остановиться, сказав себе: "О чем это я?" Потом можно поработать с черновиком, переставить абзацы и привести всё в порядок. Заметив у себя тезис или пример, не связанный с главной мыслью, ищи и показывай эту связь. Или вычёркивай абзац.

Главная мысль должна вытекать из темы сочинения.

Хорошо, если главная мысль сразу задана. Что же делать в остальных случаях?

Давай разберемся.

Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: "Образ Катерины Кабановой в пьесе "Гроза". Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: "Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?" Тебя никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: "Образ Катерины Кабановой - образ революционерки в русской литературе середины 19 века". Можешь иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: "Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским".

Как будет звучать основной тезис сочинения в данном случае – дело твое, лишь бы ты мог хорошо ее развить и доказать свою правоту.

Если тема задает только признак предмета речи, то ты должен подобрать по своему усмотрению предмет речи. Пример подбора недостающей части главной мысли вы видите ниже.

Как понять тему сочинения

Представь свежую булочку с повидлом.

Перед тем, как писать сочинение, ты должен вдуматься в смысл каждого слова формулировки темы и мысленно отсечь на поле смыслов нужные. Если уж задано написать про "луч света в темном царстве", то нельзя называть Катерину Кабанову отрицательной героиней или говорить, что она - героиня положительная, но никакого "темного царства" Островский не показал. И совсем недопустимо посвящать это сочинение Хлестакову или Базарову.

Чем больше слов в формулировке темы, тем легче понять, чего от тебя ждут. Однако есть опасность, что на экзамене нужного ты как раз и не будешь знать.

Ещё пример. На доске такая тема: "Проблема свободы в романе Достоевского "Бесы", а ты знаешь только о проблеме свободы в романе "Преступление и наказание". Не будь слов "Бесы", "роман", тема звучала бы так: "Проблема свободы у Достоевского". Не было бы этих словечек, ты справился бы! Ты написал бы на "отлично". А "Бесы" ты не читал как назло...

Перевернем ситуацию. Дана тема: "Проблематика романа "Идиот". Если ты хорошо знаешь о проблеме свободы у Достоевского, то конечно же напишешь о свободе. А проверяющий и скажет: "Ты, дорогой, сузил тему. В романе " Идиот" как минимум ставится еще проблема красоты."

В общем, шаг вправо, шаг влево - расстрел. Удерживай рамки темы.

Вот и получается, что даже если умеешь определять рамки темы, удача не гарантирована. Лучше всего всё знать и всё прочитать, но это уже к нашему курсу отношения не имеет.

Если тема задана цитатой, и тебе сложно сразу очертить рамки, попробуй перефразировать ее самыми простыми словами. Постарайся узнать, кто автор строк. Тема может быть связана с ним или с тем произведением, из которого взята цитата.

Требования к основным частям сочинения

1. В основной части последовательно и убедительно доказывается одна главная мысль. Если мысли две - это ошибка. Если мысль не выделяется - ещё большая ошибка.

2. Главная мысль должна соответствовать теме сочинения. Внимание! Совпадение ключевых слов темы и главной мысли не даёт гарантии того, что вы попали в тему. Вдумывайтесь в смысл каждого слова. Уход от темы, её сильное сужение или расширение, а так же уход от темы одного из развивающих тезисов - ошибка. Пример такой ошибки >>> Все элементы сочинения должны работать на вашу главную мысль.

3. Каждый тезис, развивающий главную мысль в основной части, должен быть доказан примерами. Если вы рассуждаете логично, но не приводите аргументов - это ошибка. Чаще всего школьники всё же стараются подобрать примеры и даже пишут слово "например", но аргументы эти иллюстрируют какие-то другие мысли и тезисы, не те, что развиваются в сочинении. Пример такой ошибки >>>

4. Вступление и заключение вместе по объёму должны занимать примерно четверть сочинения. Для выпускного среднего сочинения это 70 - 100 слов. Если вступление и основную часть вы уложили в 200 слов, а заключение растянулось ещё на 200 - это ошибка. Пример такой ошибки >>> Не затягивайте и вступление. Слишком маленькие вступление и заключение (менее 25%) - тоже плохо.

5. Между вступлением и основной частью должен быть какой-то переход. Если первые два абзаца никак не связаны - это ошибка. Пример такой ошибки >>>

6. Вывод не должен повторять главную мысль. Если вы другими или (ещё хуже!) теми же словами в последнем абзаце выразили свою основную мысль - это не вывод. Пример такой ошибки >>> Вывод - другая мысль, вытекающая из главной. Между главной мыслью и хорошим выводом всегда можно подставить слово "значит". В выводе уместно показать своё отношение к доказанной мысли. Вот мы убедительно доказали то-то и то-то. И что из этого следует? Что нам даёт доказанный постулат? Как я лично к нему отношусь? Вот какие вопросы следует себе задать, чтобы закончить сочинение.  

7. Вывод должен следовать из главной мысли. К сожалению, такое простое требование выполняется далеко не всегда. Очень часто авторы сочинений грамотно развивают и доказывают главную мысль, а  потом хотят создать эффектный финал и слишком увлекаются формой высказывания, забывая о смысле. Так в последнем абзаце внезапно возникает новый тезис, никак не связанный с основной мыслью сочинения. Пример такой ошибки >>>

8. Если во вступлении сформулирован вопрос или поставлена цель исследования, то в заключении необходимо дать ответ на этот вопрос или обобщить результаты исследования.

Как начать сочинение

Вступление и заключение к сочинению.

 Вы должны учитывать следующие правила создания вступления и заключения в сочинении:

 1. Вступление (без плана и эпиграфа) и заключение вместе не должны превышать по объему четверти всего сочинения.

 2. Вступление и заключение должны быть связаны друг с другом по смыслу. Обычно во вступлении задается вопрос или ставится проблема, а в заключении даются ответы или показывается, что проблема решения не имеет.

 3. Вступление и заключение должны быть связаны по смыслу с основной частью сочинения.

Виды вступлений к сочинению.

1.Репортажное описание. Самый удачный вид вступления. Если удастся ярко описать какую-то картину, ситуацию, проверяющий просто увлечется чтением сочинения и забудет об ошибках. Глаголы должны быть в форме настоящего времени. Используйте побольше назывных предложений. Описывать ситуацию надо так, будто вы видите ее на самом деле и ведете прямой репортаж о происходящем. Луче всего не говорить сразу, что происходит, потомить читателя ожиданием развязки или пояснения.

 Пример.

“На обложке книги - две фигуры: солдат в телогрейке, галифе, кирзовых сапогах и шапке-ушанке и мальчонка лет пяти- шести, одетый тоже почти по-военному. Конечно, вы догадались. Это “Судьба человека” Михаила Александровича Шолохова.” (Тема: Судьба военного поколения в рассказах Шолохова.)

“...За окном сгущались сумерки. Неторопливо падал снег. Кругом была такая тишина, что казалось, только треск дров в жарко пылающем камине напоминал, что жизнь не прекращалась.

 Вдруг Пушкин явственно услыхал звон колокольчика. Он бросился к окну. Как был в одной рубахе, босиком - распахнул двери, ведущие из сеней на крыльцо дома. Из саней выскочил кто-то в шубе, схватил в охапку, потащил в комнаты. Это был Пущин, навестивший поэта в ссылке в Михайловском. Шла зима 1825 года.” (Тема: Дружба в жизни и поэзии Пушкина).

О том, как сделать переход от такого вступления к основной части читайте материал на форуме.

2. А - великий русский писатель. Он оставил многотомные труды, которые до сих пор с наслаждением перечитывает все человечество. Его имя бессмертно. И т.д., и т.п.

Слабое вступление, но и его при случае можно использовать за неимением лучшего.

3. Обыгрывание даты смерти автора. Это удачное начало. Во-первых, смерть - повод подвести итог жизни и творчества, во-вторых, под это дело можно написать слезное начало, а если у проверяющего возникли какие-то эмоции - это хорошо. Но любую дату надо связывать с главной мыслью.

Пример.

“Он возвращался на родину. Позади осталась Европа, впереди русская земля. Гоголь ехал умирать. Колокольчик мерно отсчитывал дорожные ухабы пыльного шляха. Стояло душное лето 1847 года...”

4. Обыгрывание даты рождения автора. Школьники часто начинают свои сочинения с даты рождения автора. Это начало не очень удачно и правомерно только в том случае, если дата не просто названа, а связана с основной частью сочинения (через связь с другими событиями в мире: происшедшим в стране, в семье писателя, с затмениями лун и солнца, полетами комет, рождениями людей и эпох.)

Пример.

“Вероятно, есть какая-то символика в том, что Пушкин родился накануне нового столетья. Все, что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычны для многих его соплеменников. Пушкин значительно обогатил свое время...”

5. Обыгрывание даты написания произведения. Во вступлении такого вида необходимо показать, какие события жизни страны повлияли на автора, как они отразились в произведении.

6. Обыгрывание даты событий произведения. Авторы не всегда пишут о том времени, в котором живут. Пушкин, например, описывал восстание Пугачева, Толстой войну начала века. Во вступлении такого вида важно дать объяснение, почему автор начал описывать именно те исторические события.

7. Отталкивание от цитаты. Сочинение начинается с эпиграфа или цитаты в первом абзаце. Далее идет фраза типа: “я не случайно начал свое сочинение с этих слов” и начинается обсуждение смысла процитированной фраз, потом - плавный переход к основной части сочинения. Такое вступление может получиться очень удачным.

8. Раскрытие основного понятия темы сочинения.

Пример.

“Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом, добро будет открываться человек, освещая ему путь к истине...” (Тема: Добро и зло в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”.)

9. Произведение “...” - неустаревающее, великое, многогранное, всеми читаемое и т.д. Слабое вступление, но пригодное в случае предательства воображения на экзамене.

10. Основная проблема, которая волновала писателя - это... Некоторые писатели всегда пишут об одном и том же (их тема не меняется) или думают над одними и теми же вопросами (их проблема не меняется). Например, Некрасов всегда писал о народе и думал над тем, как народ спасти от гнета. Во вступлении к сочинению можно показать основную тему или проблему автора для того, чтоб рассмотреть конкретное произведение в ряду других произведений этого автора. Если четко выделить проблему и довести ее до философского осмысления, может получиться замечательное вступление.

Пример.

“Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы русского купечества, нарисовал колоритные образы самодуров, мир темного царства. Не побоялся показать консервативную силу этого мира.”

“Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви...”

11. Личное восприятие. Проблема, которая взволновала автора сочинения после прочтения и анализа произведения. Высказывание и анализ своих мыслей всегда импонирует проверяющему.

Пример.

“Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ли человек, обладающий всеми этими свойствами характера? Я часто задавал себе эти вопросы, но ответить на них мне было трудно. Я обращаюсь к классике. Пусть она мне поможет в этом разобраться. Имя Льва Николаевича Толстого знакомо мне с раннего детства. Но вот недавно, всего лишь год назад, я прочитал роман “Война и мир”. Это великое произведение заставило меня по-иному посмотреть на вопросы, которые стоят в начале моего сочинения.”

Список произведений, в которых вы найдёте аргументы по всем направлениям сочинения-2016. Прочитаете хотя бы эти книги, и примеры у вас точно будут.

Антон Чехов. Вишнёвый сад

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита

Михаил Булгаков. Белая гвардия

Иосиф Бродский. Шествие

Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого

Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГИА 2013 Советы по написанию сочинения

В данной презентации дан алгоритм работы по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....

Советы по написанию сочинения часть С2 -2013

По темам сборника И. П. Цыбулько...

Методика написания выпускного сочинения по литературе

Презентация содержит рекомендации для обучающихся, помогающие разобраться в особенностях композиции выпускного сочинения по литературе...

советы по написанию мини-сочинения по обществознанию

Презентация содержит соеты по выполнению задания 39 на ЕГЭ по обществознанию...

презентация "Советы по написанию сочинения –рассуждения на тему, связанную с анализом текста (задание 15.3 ОГЭ по русскому языку)"

Данная презентация поможет учащимся справиться с заданием 15.3 на ОГЭ по русскому языку. ...

Методические рекомендации "Подготовка к написанию выпускного сочинения по литературе"

В работе содержатся рекомендации по темам, а также примеры сочинений...