Нравственные проблемы рассказа Л.М.Куликовой "Свиделись"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Урок по современной литературе в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_problemy_rasskaza_l.doc | 47 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные проблемы рассказа Л.Куликовой "Свиделись"
Цели для учителя:
организовать работу по освоению и осмыслению текста;
определить своеобразие содержания и проблематику;
развивать умение выявлять художественные приёмы и средства, необходимые для анализа конкретного фрагмента текста, делать выводы и обобщения;
подвести учеников к определению авторской позиции и определению собственной;
воспитывать любовь к матери, отзывчивость, порядочность.
Задачи для учеников:
-осознать содержание рассказа,
- уметь анализировать, сопоставлять, интерпретировать фрагменты текста, определять авторскую позицию и своё отношение к ней,
- определить духовно-нравственные ценности рассказа.
Тип урока по форме: диалогический.
Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование урока : текст рассказа Куликовой "Свиделись", компьютер, проектор, презентация, словари, раздаточный материал с вопросами.
1.Приветствие.
«Здравствуйте!”
Добрая ласковость слова
Стерлась на нет
В ежедневном привете,
“Здравствуйте!” -
Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете”.
Вхождение в тему. Мотивация учебной деятельности.
2. Работа с высказыванием. Слайд 1. На доске появляются слова М.Горького: “Прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу…”
– Как вы думаете, к кому обращены слова Горького? Все ли слова в этом высказывании кажутся вам точными и правильными?
– Обсудите в группах и закончите предложение: “Мама – это…”
3. Работа с иллюстрациями. Слайды 2-5. На экране появляются изображения Казанской иконы Богоматери, Сикстинской мадонны Рафаэля, “Материнство” Пабло Пикассо, “Мать кормящая” Петрова – Водкина.
– Что общего в этих изображениях? Чем они отличаются?
4.Слово учителя. Образ матери – вневременное понятие. Связь между матерью и ребёнком на генетическом уровне, на уровне подсознания. И эта родственная, кровная связь, духовное просветление с годами должны только крепнуть. Но в жизни бывает по-разному.
Отношения взрослых детей к своим родителям - проблема далеко не новая в русской литературе. Обращаются к ней и современные авторы. Так в рассказе Куликовой "Свиделись" мы становимся свидетелями ещё одной жизненной драмы. Я надеюсь, что все прочитали рассказ и поделились своими впечатлениями .
4.Послушаем отзывы. (Проверка домашнего задания).
5. Актуализация опорных знаний. Викторина.
Образ матери встречался нам с вами не в одном литературном произведении. Назовите их.
«Катерина Петровна лежала бледная, маленькая, как будто безмятежно уснувшая. - Не дождалась, — пробормотал Тихон. — Эх, горе её горькое, страданье неписаное!» Из какого произведения эти строчки? ( «Телеграмма» К.Паустовский.) «Будь человеком - говорит автор.- За добро плати добром!» Рассказ учит нас, чтобы мы не забывали о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.
А эти строчки откуда?
«Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всколоченные кудри и смачивала их слезами.
Она глядела на них вся, глядела своими чувствами, вся, превратившись в одно зрение, и не могла наглядеться. Она, как степная чайка, вилась над детьми своими. Вся любовь, все чувства – всё обратилось у неё в одно материнское чувство» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)
Объявление темы и целей урока.
6.Таким образом, о чем же сегодня пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему. Какие задачи перед собой поставим?
Проверим себя по слайду 6.
Работа над темой урока. Работа с текстом.
7. Беседа по вопросам.
Когда мы впервые знакомимся с Толиком?
В чём счастье Толика?
Что может его испортить?
Что мы узнаём о взаимоотношениях Толика и матери?
Какое решение принимает наш герой?
8.Работа в группах. Часть задания была дана заранее (сообщение с презентацией, выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование)
1 группа. Сообщение с презентацией о том, как Толик добирался к матери.
Работа со словарём: Что такое горница? Сени?
Вопросы по тексту: Почему Толик вздыхает? Что он чувствует, переступая порог родного дома?
2 группа. Чтение по ролям фрагмента встречи с матерью. ( Со слов « Есть кто живой? — спросил тихо» до слов «Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.»)
Вопросы: Почему не сразу признаётся, что он сын?
Что он может или должен спросить у матери?
Почему мать считает, что сын пропал?
Вопрос всем: Толик не видел мать 24 года. Какой она стала? Опишите её. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует в портрете автор? Что эти эпитеты дают почувствовать?
9.Работа с иллюстрацией. Слайд 7. Опишите героиню картины Малявина. Похожа ли она на мать Толика? Что общего? Есть ли различия? Докажите текстом.
Какими же приёмами пользуется автор для создания характеристики героев? (портрет и речь)
3 группа. Инсценирование эпизода, в котором Толик пытается доказать, что он сын.( Со слов « Я своего до самой армии пестовала.» до слов « Утром поедешь»)
Вопросы: Почему мать не признала сына? Почему ничего не помнит? Как хотел Толик, чтобы его мать встретила? Как люди встречаются?
Вопрос всем: А как доказать, что мы дети своих родителей?
4 группа. Выразительное чтение заключительного фрагмента со слов «Толик проснулся с больной головой»
Задание: Озаглавьте этот фрагмент. Как последний эпизод связан с заголовком рассказа? Какова роль этого фрагмента в композиции произведения? В каком предложении выражено отношения автора к происходящему? Какие художественные средства использованы? Какова их роль?
Послетекстовая работа.
10.Беседа по вопросам: Почему герой так уехал?
Почему мать не захотела признать сына?
Обидела она его?
Почему автор называет его Толиком?
Определите нравственные проблемы, которые автор предлагает осмыслить читателю? ( Проблема отношения детей к родителям, проблема одиночества, проблема материального достатка и души)
Чему научил вас рассказ?
Почему так происходит в жизни?
Кому можно порекомендовать прочитать данный рассказ?
Какие вы хотите обсудить вопросы, связанные с содержанием рассказа?
10.Дом задание. Слайд 8.Напишите эссе "Успел-таки?" или комплексный анализ текста.
11.Рефлексия.
Удалось ли нам реализовать задачи, намеченные в начале урока?
Чья работа показалась вам наиболее интересной и заслуживает особой оценки?
Продолжите начатые предложения… Слайд 9.
12. Заключение.
Мы прочитали это произведение, чтобы духовная память наша была всегда вместе с нами. Чтобы чувство вины не обжигало бессонными ночами, чтобы не было непоправимой вины и невозможности что-то исправить. Любите своих матерей, берегите! И спешите к ним всегда! Об этом и наш видеоролик. (Индивидуальное задание одного из учеников, где он использует личные фотографии, снимки природы родного посёлка)
Использованная литература:
Л.М.Куликова «Свиделись». 8-11 классы. Л.М.Коновалова. Журнал «Русский язык и литература. Всё для учителя» №7 2015г
http://festival.1september.ru/authors/262-377-988
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления
Цели урока: Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...
Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....
Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова "Кукла"
В наше время очень актуальны вопросы нравственного воспитания. На уроках литературы этому уделяется особое внимание....
Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени"
Урок литературы по учебнику В,Коровиной.Знакомстово с творчеством писателя. Предлагаются проблемные вопросы, пресс-опрос, работа в группах....
Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени" ( продолжение)
Продолжение презентаци к уроку...
Нравственные проблемы рассказа Тэффи "Жизнь и воротник"
В методической разработке показана работа учителя по нравственному воспитанию учащихся на уроке литературы....