Элективный курс «Современный отечественный литературный процесс».
элективный курс по литературе (11 класс) на тему

Введенских Ирина Сергеевна

    Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный отечественный литературный процесс» (хронологические границы изучаемой в рамках элективного курса литературы – 1985-2003 годов (включая произведения Вен.Ерофеева, А.Битова, С.Соколова, созданные в конце 1960-х-1970-х гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х гг.) // Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология» / Министерство образования РФ – М.: Вита-Пресс, 2004 – с.87-91

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №2г. Советский»

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1

Руководитель МО

Бытова Н.Н._____

«28»   августа   2015г.

«Согласовано»

на заседании МС

протокол №1

Заместитель руководителя по УВР

Максимова С.Ф._____

«29» августа 2015г.

«Утверждено»

Директор  МБОУ СОШ № 2

Котикова Л.Ф._____

«31» августа 2015г.

ПРОГРАММА

 элективного курса «Современный отечественный литературный процесс»

 учителя Введенских Ирины Сергеевны.

11 класс.

    Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный отечественный литературный процесс» Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология» / Министерство образования РФ – М.: Вита-Пресс, 2004 .

г. Советский

2015 – 2016 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный отечественный литературный процесс» (хронологические границы изучаемой в рамках элективного курса литературы – 1985-2003 годов (включая произведения Вен.Ерофеева, А.Битова, С.Соколова, созданные в конце 1960-х-1970-х гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х гг.) // Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология» / Министерство образования РФ – М.: Вита-Пресс, 2004 – с.87-91

  Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).

Рабочая программа имеет задачи обучения:

- развить навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом;

- научить школьника ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире современной культуры и литературы, самостоятельно оценивать сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры;

- разнохарактерные литературные явления и уметь  эту оценку адекватно обосновывать;

цели обучения:

- расширение и углубление знаний по истории русской литературы ХХ в., осмысление специфики современной русской литературы в контексте европейской и мировой литературы;

- углубление знаний по теории литературы, овладение литературоведческими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература (интертекст, деконструкция, пастиш, симулякр, гипертекст);

- формирование начальных навыков литературно-критической работы (написание рецензий на изучаемые в рамках курса и самостоятельно прочитанные произведения, эссе на материале произведений современной литературы).

    Освоение современной литературы связано с необходимостью формирования навыков культуры информационного обеспечения учебной работы. Динамичность развития современной литературы и оперативность литературной критики требуют овладения приемами быстрого поиска информации, в том числе получения ее «online» из интернетовских литературных сайтов. Речь идет не только о библиографической культуре, но и о возможности получения информации из информационных ресурсов интернета, с профессионально разработанных литературных сайтов. Элективный курс по современной литературе ( рассматриваются произведения последних 10-15 лет) - это для ученика возможность более свободно и уверенно ориентироваться в современном «книжном мире», оказаться на острие литературной полемики (и просто литературной моды), понять, как формируется имидж и репутация писателя в современной культуре.

Программа элективного курса ориентирована прежде всего на освоение предметных умений и овладение функциональными навыками. Приоритет отдается принципам развивающего обучения, задания и упражнения рассчитаны не на репродуцирование знаний, а на получение их в процессе практической работы с литературным материалом (соответственно научить выбирать адекватный способ деятельности и литературоведческий инструментарий - одна из задач курса, и ее решение позволит сформировать навыки исследовательской литературоведческой работы). Курс ориентирован на знакомство учащихся с произведениями, остающимися за рамками школьного учебника для 11-го класса (рассказы Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой, В.Маканина, отрывки из романов Саши Соколова и Г.Владимова, поэтические произведения Т.Кибирова, Л.Лосева и т.д.).

Образовательные результаты программы:

  • понимание специфики развития, проблематики и поэтики современной литературы;

  • умение выбрать адекватный литературоведческий инструментарий для оценки литературного произведения;

  • умение самостоятельно формулировать собственное мнение о явлениях художественной культуры

  • умение логично и последовательно строить собственное рассуждение

В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности:  дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.


Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Количество часов

Компетенции

1

Литературная ситуация конца 1980-1990-х гг.

2

Знать о месте литературы конца 1980-1990 годов в художественной культуре.

Уметь находить черты литературной ситуации конца 1980-1990 годов в произведениях писателей конца ХХ- начала ХХI века

2

Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки»

1

Иметь представление об особенностях прозы Венедикта ЕрофееваУметь анализировать прозаическое произведение

3

Саша Соколов. «Школа для дураков»

2

Иметь представление о структуре повествовательного «Я» в романе Саши Соколова «Школа для дураков»

4

Андрей Битов. «Пушкинский дом»

1

Иметь представлениео романе-музее

5

Русский концептуализм

1

Знать культурно-философскиеоснования концептуализма,

деконструкцию идеологизированного образа реальности и «застывших», авторитетных структур сознания, закрепленных в языке:симулякре, деконструкцию лирического «я». «Action» как форму существования концептуального текста.

6

Тимур Кибиров

1

Иметь представление о поэтике палимпсеста в поэзии Т.Кибирова

7

Татьяна Толстая. «Факир»

1

Иметь представление о культурных мирах героев

8

Людмила Петрушевская. «Дама с собаками»

2

Знать психологический мир героев и «бытовой» фон.

9

Владимир Маканин. «Кавказский пленный»

2

Знать антигероическое изображение войны в рассказе.  Понимать диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский).

10

Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление»

1

Знать взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С.Довлатова, понимать  искусство Довлатова-рассказчика.

11

Г.Владимов. «Генерал и его армия»

1

Знать традиция классического эпического повествования (Л.Толстой. «Война и мир»),  особенности решения патриотической темы.психологизм романного повествования.

12

Людмила Улицкая. «Перловый суп»

1

Иметь представлениеоб объективном и субъективном времени в рассказе, о предметном фоне повествования и его значимости в раскрытии психологического облика персонажей

13

Современная массовая литература.

1

Знать трансформацию сюжетной схемы детектива,

функции интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.) в творчестве Бориса Акунина.

                                                        Итого:

17

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

Тип занятия, форма проведения, средства обучения.

1

    Литературная ситуация конца 1980 – 1990 гг. Место литературы в художественной культуре.

Проблемная лекция

Проблемное изложение

1

Проблемная лекция

Проблемное изложение

Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

2

Понятие о постмодернизме, постреализме, постпостмодернизме, неосентиментализме, неонатурализме.

1

Проблемная лекция

Проблемное изложение

Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

3

Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Автор и герой; речевой портрет героя.

1

Проблемная лекция

Проблемное изложение

Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

4

Саша Соколов. «Школа для дураков». Структура повествующего «я» в романе.

1

Проблемная лекция

Проблемное изложение

Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

5

Саша Соколов. «Школа для дураков». Пространственно-временная организация романа. Лирическая стихия повествования.

1

Проблемная лекция

Аналитическая беседа

6

Андрей Битов. «Пушкинский дом». Роман-музей. «Пушкинский дом» как автометарефлексивный текст.

1

Проблемная лекция

Проблемное изложение

Демонстрации, Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

7

Русский концептуализм. Культурно-философские основания концептуализма.

1

Проблемная лекция

Проблемное изложение

Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

8

Тимур Кибиров. Поэтика палимпсеста в поэзии Т.Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония.

1

Проблемная лекция

Аналитическая беседа

Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

9

Татьяна Толстая. «Факир». Амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметов мира.

1

Проблемная лекция

Проблемное изложение

Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

10

Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Психологический мир героев и «бытовой» фон.

1

Проблемная лекция

Проблемное изложение

Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

11

Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Экзистенциальная проблематика рассказа. Повествовательная перспектива.

1

Проблемная лекция

Аналитическая беседа

Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

12

Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Антигероическое изображение войны в рассказе.

1

Проблемная лекция

Проблемное изложение

Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

13

Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский).

1

Проблемная лекция

Аналитическая беседа

Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

14

Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление». Биография как литературный факт. Искусство Довлатова-рассказчика.

1

Проблемная лекция

Проблемное изложение

Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

15

Г.Владимов. «Генерал и его армия». Традиция классического эпического повествования (Л.Толстой.«Война и мир»). Особенности решения патриотической темы. Психологизм романного повествования.

1

Проблемная лекция

Проблемное изложение

Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

16

Людмила Улицкая. «Перловый суп». Объективное и субъективное («персональное») время в рассказе. Предметный фон повествования и его значимость в раскрытии психологического облика персонажей. Двойственность повествовательной перспективы рассказа, особенности художественного языка.

1

Проблемная лекция

Проблемное изложение

Демонстрации, Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

17

Современная массовая литература.

1

Выступления учащихся.

Аналитическая беседа.

Демонстрации, Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

Всего

17


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-сравнение и сопоставление;

-умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

-самостоятельное выполнение различного вида творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-составление плана, тезиса, конспекта;

-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Изменения, вносимые в поурочно-тематическое планирование.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература.

1.Кучина Т.Г.Учебное пособие «Современный отечественный литературный процесс».Элективные курсы.  11 класс, профильное обучение. Дрофа. Москва. 2006.  

2.Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. М., 1999.

3. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2008.

4.Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург. 2004.

5.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный о...

Элективный курс «Сочинение – жанр литературного творчества»

Программа курса «Сочинение – жанр литературного творчества» предназначена для формирования умений и навыков учащихся 9 класса в овладении свободной, уверенной письменной и устной речью....

Элективные курсы "Великая Отечественная история в лицах"

Материал содержит разработку элективного курса по истории России для 9 класса. Курс знакомит учащихся с историей Великой Отечественной войны через биографии конкретных исторических личностей и близких...

Элективные курсы "Великая Отечественная история в лицах"

Материал содержит разработку элективного курса по истории России для 9 класса. Курс знакомит учащихся с историей Великой Отечественной войны через биографии конкретных исторических личностей и близких...

Элективный курс "Великая Отечественная война"

Рабочая программа курса на 17 учебных часов...

Авторская рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" 10 класс (34 часа, углубленный уровень)

Элективный курс «Современный отечественный литературный процесс» был задуман как курс подготовительно-тренировочного характера, направленный на углубление материала в рамках предметной обл...

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной  культуры "...