Элективный курс «Современный отечественный литературный процесс».
элективный курс по литературе (11 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный отечественный литературный процесс» (хронологические границы изучаемой в рамках элективного курса литературы – 1985-2003 годов (включая произведения Вен.Ерофеева, А.Битова, С.Соколова, созданные в конце 1960-х-1970-х гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х гг.) // Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология» / Министерство образования РФ – М.: Вита-Пресс, 2004 – с.87-91
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №2г. Советский»
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 Руководитель МО Бытова Н.Н._____ «28» августа 2015г. | «Согласовано» на заседании МС протокол №1 Заместитель руководителя по УВР Максимова С.Ф._____ «29» августа 2015г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ № 2 Котикова Л.Ф._____ «31» августа 2015г. |
ПРОГРАММА
элективного курса «Современный отечественный литературный процесс»
учителя Введенских Ирины Сергеевны.
11 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный отечественный литературный процесс» Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология» / Министерство образования РФ – М.: Вита-Пресс, 2004 .
г. Советский
2015 – 2016 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный отечественный литературный процесс» (хронологические границы изучаемой в рамках элективного курса литературы – 1985-2003 годов (включая произведения Вен.Ерофеева, А.Битова, С.Соколова, созданные в конце 1960-х-1970-х гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х гг.) // Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология» / Министерство образования РФ – М.: Вита-Пресс, 2004 – с.87-91
Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Рабочая программа имеет задачи обучения:
- развить навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом;
- научить школьника ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире современной культуры и литературы, самостоятельно оценивать сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры;
- разнохарактерные литературные явления и уметь эту оценку адекватно обосновывать;
цели обучения:
- расширение и углубление знаний по истории русской литературы ХХ в., осмысление специфики современной русской литературы в контексте европейской и мировой литературы;
- углубление знаний по теории литературы, овладение литературоведческими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература (интертекст, деконструкция, пастиш, симулякр, гипертекст);
- формирование начальных навыков литературно-критической работы (написание рецензий на изучаемые в рамках курса и самостоятельно прочитанные произведения, эссе на материале произведений современной литературы).
Освоение современной литературы связано с необходимостью формирования навыков культуры информационного обеспечения учебной работы. Динамичность развития современной литературы и оперативность литературной критики требуют овладения приемами быстрого поиска информации, в том числе получения ее «online» из интернетовских литературных сайтов. Речь идет не только о библиографической культуре, но и о возможности получения информации из информационных ресурсов интернета, с профессионально разработанных литературных сайтов. Элективный курс по современной литературе ( рассматриваются произведения последних 10-15 лет) - это для ученика возможность более свободно и уверенно ориентироваться в современном «книжном мире», оказаться на острие литературной полемики (и просто литературной моды), понять, как формируется имидж и репутация писателя в современной культуре.
Программа элективного курса ориентирована прежде всего на освоение предметных умений и овладение функциональными навыками. Приоритет отдается принципам развивающего обучения, задания и упражнения рассчитаны не на репродуцирование знаний, а на получение их в процессе практической работы с литературным материалом (соответственно научить выбирать адекватный способ деятельности и литературоведческий инструментарий - одна из задач курса, и ее решение позволит сформировать навыки исследовательской литературоведческой работы). Курс ориентирован на знакомство учащихся с произведениями, остающимися за рамками школьного учебника для 11-го класса (рассказы Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой, В.Маканина, отрывки из романов Саши Соколова и Г.Владимова, поэтические произведения Т.Кибирова, Л.Лосева и т.д.).
Образовательные результаты программы:
- понимание специфики развития, проблематики и поэтики современной литературы;
- умение выбрать адекватный литературоведческий инструментарий для оценки литературного произведения;
- умение самостоятельно формулировать собственное мнение о явлениях художественной культуры
- умение логично и последовательно строить собственное рассуждение
В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | Компетенции |
1 | Литературная ситуация конца 1980-1990-х гг. | 2 | Знать о месте литературы конца 1980-1990 годов в художественной культуре. Уметь находить черты литературной ситуации конца 1980-1990 годов в произведениях писателей конца ХХ- начала ХХI века |
2 | Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки» | 1 | Иметь представление об особенностях прозы Венедикта ЕрофееваУметь анализировать прозаическое произведение |
3 | Саша Соколов. «Школа для дураков» | 2 | Иметь представление о структуре повествовательного «Я» в романе Саши Соколова «Школа для дураков» |
4 | Андрей Битов. «Пушкинский дом» | 1 | Иметь представлениео романе-музее |
5 | Русский концептуализм | 1 | Знать культурно-философскиеоснования концептуализма, деконструкцию идеологизированного образа реальности и «застывших», авторитетных структур сознания, закрепленных в языке:симулякре, деконструкцию лирического «я». «Action» как форму существования концептуального текста. |
6 | Тимур Кибиров | 1 | Иметь представление о поэтике палимпсеста в поэзии Т.Кибирова |
7 | Татьяна Толстая. «Факир» | 1 | Иметь представление о культурных мирах героев |
8 | Людмила Петрушевская. «Дама с собаками» | 2 | Знать психологический мир героев и «бытовой» фон. |
9 | Владимир Маканин. «Кавказский пленный» | 2 | Знать антигероическое изображение войны в рассказе. Понимать диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский). |
10 | Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление» | 1 | Знать взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С.Довлатова, понимать искусство Довлатова-рассказчика. |
11 | Г.Владимов. «Генерал и его армия» | 1 | Знать традиция классического эпического повествования (Л.Толстой. «Война и мир»), особенности решения патриотической темы.психологизм романного повествования. |
12 | Людмила Улицкая. «Перловый суп» | 1 | Иметь представлениеоб объективном и субъективном времени в рассказе, о предметном фоне повествования и его значимости в раскрытии психологического облика персонажей |
13 | Современная массовая литература. | 1 | Знать трансформацию сюжетной схемы детектива, функции интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.) в творчестве Бориса Акунина. |
Итого: | 17 |
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Тип занятия, форма проведения, средства обучения. |
1 | Литературная ситуация конца 1980 – 1990 гг. Место литературы в художественной культуре. Проблемная лекция Проблемное изложение | 1 | Проблемная лекция Проблемное изложение Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
2 | Понятие о постмодернизме, постреализме, постпостмодернизме, неосентиментализме, неонатурализме. | 1 | Проблемная лекция Проблемное изложение Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
3 | Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Автор и герой; речевой портрет героя. | 1 | Проблемная лекция Проблемное изложение Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
4 | Саша Соколов. «Школа для дураков». Структура повествующего «я» в романе. | 1 | Проблемная лекция Проблемное изложение Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
5 | Саша Соколов. «Школа для дураков». Пространственно-временная организация романа. Лирическая стихия повествования. | 1 | Проблемная лекция Аналитическая беседа | |
6 | Андрей Битов. «Пушкинский дом». Роман-музей. «Пушкинский дом» как автометарефлексивный текст. | 1 | Проблемная лекция Проблемное изложение Демонстрации, Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
7 | Русский концептуализм. Культурно-философские основания концептуализма. | 1 | Проблемная лекция Проблемное изложение Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
8 | Тимур Кибиров. Поэтика палимпсеста в поэзии Т.Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония. | 1 | Проблемная лекция Аналитическая беседа Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
9 | Татьяна Толстая. «Факир». Амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметов мира. | 1 | Проблемная лекция Проблемное изложение Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
10 | Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Психологический мир героев и «бытовой» фон. | 1 | Проблемная лекция Проблемное изложение Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
11 | Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Экзистенциальная проблематика рассказа. Повествовательная перспектива. | 1 | Проблемная лекция Аналитическая беседа Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
12 | Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Антигероическое изображение войны в рассказе. | 1 | Проблемная лекция Проблемное изложение Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
13 | Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский). | 1 | Проблемная лекция Аналитическая беседа Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
14 | Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление». Биография как литературный факт. Искусство Довлатова-рассказчика. | 1 | Проблемная лекция Проблемное изложение Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
15 | Г.Владимов. «Генерал и его армия». Традиция классического эпического повествования (Л.Толстой.«Война и мир»). Особенности решения патриотической темы. Психологизм романного повествования. | 1 | Проблемная лекция Проблемное изложение Демонстрации,Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
16 | Людмила Улицкая. «Перловый суп». Объективное и субъективное («персональное») время в рассказе. Предметный фон повествования и его значимость в раскрытии психологического облика персонажей. Двойственность повествовательной перспективы рассказа, особенности художественного языка. | 1 | Проблемная лекция Проблемное изложение Демонстрации, Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
17 | Современная массовая литература. | 1 | Выступления учащихся. Аналитическая беседа. Демонстрации, Интернет-ресурсы, средства мультимедиа | |
Всего | 17 |
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-сравнение и сопоставление;
-умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
-самостоятельное выполнение различного вида творческих работ;
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-составление плана, тезиса, конспекта;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Изменения, вносимые в поурочно-тематическое планирование.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература.
1.Кучина Т.Г.Учебное пособие «Современный отечественный литературный процесс».Элективные курсы. 11 класс, профильное обучение. Дрофа. Москва. 2006.
2.Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. М., 1999.
3. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2008.
4.Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург. 2004.
5.Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный о...
Элективный курс «Сочинение – жанр литературного творчества»
Программа курса «Сочинение – жанр литературного творчества» предназначена для формирования умений и навыков учащихся 9 класса в овладении свободной, уверенной письменной и устной речью....

Элективные курсы "Великая Отечественная история в лицах"
Материал содержит разработку элективного курса по истории России для 9 класса. Курс знакомит учащихся с историей Великой Отечественной войны через биографии конкретных исторических личностей и близких...

Элективные курсы "Великая Отечественная история в лицах"
Материал содержит разработку элективного курса по истории России для 9 класса. Курс знакомит учащихся с историей Великой Отечественной войны через биографии конкретных исторических личностей и близких...

Авторская рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" 10 класс (34 часа, углубленный уровень)
Элективный курс «Современный отечественный литературный процесс» был задуман как курс подготовительно-тренировочного характера, направленный на углубление материала в рамках предметной обл...

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "
Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "...