Элективный курс "Великая Отечественная война"
элективный курс по истории (9, 10, 11 класс) на тему
Рабочая программа курса на 17 учебных часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_velikaya_otechestvennaya_voyna.docx | 57.14 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Структурное подразделение кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Элективный курс «Великая Отечественная война»
Итоговая работа
Срок обучения с «06» октября 2015г. по «20» ноября 2015г.
Исполнитель:
Маврычева Тамара Григорьевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Усть- Сертинская СОШ»
с. Усть-Серта
(tamara.mavri4eva@yandex.ru)
Консультант:
Турнаев Константин Анатольевич,
методист кафедры (название кафедры)
Кемерово 2015
Пояснительная записка
Актуальность курса. История как учебный предмет школьного курса обладает необычайно высоким потенциалом в деле патриотического воспитания учащихся, а тема «Великая Отечественная война» - одна из ключевых в этом направлении исторического образования.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование учащихся любви к своей Родине, ненависти к её врагам, постоянной готовности к её защите. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину, за свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Поэтому основным принципом данного курса является взаимосвязь истории местного края с историей страны. Отзвуки Великой Отечественной войны до сих пор острой болью отдаются в памяти народа. Засекреченные до недавнего времени, а ныне опубликованные архивные материалы, фальсификаций, которыми наполнялась наша духовная жизнь, и питались корни исторической памяти о Великой Отечественной войне, а также судьбы многих наших земляков, которые до сегодняшнего дня были не известны.
Современное поколение школьников немало знает о Великой Отечественной войне, знает о мужестве и доблести наших воинов, добывавших победу. Однако отдаленность военных лет приводит к тому, что эти события порой путаются, а в их изложении появляется помпезность и лаконичность. Необходимо, чтобы обучающиеся не только знали, но и чувствовали цену Победы для всего нашего народа.
В школьных программах тема Великой Отечественной войны представлена недостаточно. Учитель часто не имеет возможности в полном объеме охватить все основные проблемы фронтовой жизни.
В основе содержания и структуры данного курса лежит краеведческое и литературное образование. Программа представляет собой систематический курс на историко-краеведческом материале, который дает возможность учащимся расширить знания о Великой Отечественной войне, так как акцент в программе курса делается на изучение вклада кузбассовцев в Великую Победу с использованием знаний по истории.
Цели курса:
-приобщение учащихся к истории своего края систематически открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств,
-формирование гуманистического мировоззрения учащихся и устойчивой потребности у учащихся в чтении патриотической литературы;
-развитии интереса к родному краю, его истории исторической науки с целью углубления знаний и развитие способностей у учащихся.
Задачи:
-изучении темы Великой войны сообразно с современными подходами к изучению новейшей истории России.
-углубление и расширение знаний учащихся о военной судьбе кузбассовцев;
-развитие умения прослеживать судьбы героев и сравнивать образ «Я» с героями войны и героями литературных произведений посредством действенной идентификации;
-развитие умения выявлять моральное содержание и нравственное значение действий настоящего защитника Родины;
-развитие исследовательских и творческих способностей личности;
-развитие навыков анализа, умения представлять результаты своей работы;
-воспитание чувства любви к Родине, гордости за русский народ.
-в процессе изучения истории войны, как в курсе истории России, так и в курсе краеведения шире использовать межпредметные связи с литературой, музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой и другими предметами.
Общая характеристика учебного предмета
Включение исторического краеведения в систему изучения истории нашей Родины способствует формированию у учащихся доступного понимания и знаний об основных этапах развития страны.
Данный курс создает самые благоприятные условия для организации самостоятельной работы учащихся, ознакомления их с методами исторической науки и выработки у них умений и навыков исторического исследования. Включение исторического краеведения в систему изучения истории нашей Родины способствует формированию у учащихся доступного понимания и знаний об основных этапах развития страны.
Элективный курс создает самые благоприятные условия для организации самостоятельной работы учащихся, ознакомления их с методами исторической науки и выработки у них умений и навыков исторического исследования.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальные усилия. Главные особенности элективных занятий:
- углубленное теоретическое изучение материала;
- разнообразие форм и методов;
- самостоятельная деятельность учащихся, атмосфера научного поиска, исследования;
- соблюдение принципов интереса и добровольности учащихся.
Практика показала, что использование местного материала на уроках не только не вызывает перегрузки, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории Отечества, делает знания более глубокими.
Таким образом, цель моей работы заключается использование местного материала в изучении курса истории и развитие патриотического воспитания учащихся.
Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработки у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Историческое прошлое как бы приближает к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Краеведческий подход позволяет учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т. е. организовать процесс познания наиболее естественным и доступным путём.
Многогранная внеурочная историко-краеведческая работа и её тесная связь с учебным процессом создают условия для широкого применения знаний и умений, полученных учащимися в кружках, факультативах, при изучении нового программного материала. Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге выработать активную, жизненную позицию, зрелое мировоззрение.
Важной особенностью элективного курса является его тесная связь с учебной программой по истории России. При организации исследовательской работы учащихся в образовательных учреждениях уделять больше внимания военной тематике и, прежде всего, изучению таких проблем как: «Мой край (город, поселок, село, деревня) в годы войны»; «Наши земляки – герои фронта и тыла»; «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» и т.п.
Второй особенностью - возможность изучить биографию односельчан - участников второй мировой войны, используя различные источники (воспоминания, дневники, статьи).
Элективный курс создает благоприятные условия для организации самостоятельной работы учащихся, ознакомление их с методами исторической науки и выработки у них умений и навыков исторического исследования.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Объем программы курса разработанной для10-11х классов. Программа элективного курса «Великая отечественная война» составлена для работы со старшими школьниками и направлена на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ общественных явлений и событий;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- защита исследовательских работ и презентаций.
В результате освоения элективного курса обучающиеся должны
знать:
- -содержание изучаемых произведений;
- -основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- -проблематику и поэтику произведений о Великой Отечественной войне;
- -основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- -воспроизводить содержание литературного произведения;
- -анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции);
- -соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных художественных произведений;
- -аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- -писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературной основе.
Формы работы
Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данного курса являются:
-самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-смысловое чтение, проведение информационно-смыслового анализа документов;
- формулирование своей точки зрения, подбор аргументов;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, интернет-ресурсы и др. базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности.
На элективном курсе используются индивидуальные и групповые формы при изучении материала:
-подготовка к защите проектов и рефератов;
-конференции, круглые столы;
-заочные экскурсии;
-дискуссии по проблемным вопросам;
-уроки-семинары и уроки-лекции.
Виды деятельности учителя и учащихся:
лекция учителя, составление конспекта на основе лекции, выдвижение учителем вопросов различного типа, сбор фактов по биографии и фронтовому пути земляков - фронтовиков, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, интернет-ресурсы и др. базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности.
Формы контроля за достижениями учащихся:
-самостоятельно подготовленные к уроку сообщения;
-рецензии на прочитанное произведение;
-сочинения на предложенную тему;
-презентации произведений по выбору учащихся.
Межпредметные связи осуществляются посредством введения в курс исторической характеристики эпохи Великой Отечественной войны, работы с произведениями авторов о войне, а также просмотр фрагментов художественных экранизаций, для создания эмоционального образа трагедии войны, героизма и мужества советского народа обращаться к фрагментам художественных и документальных фильмов, произведениям изобразительного и музыкального искусств.
Программа факультативного курса "Великая Отечественная война"
(34 часа)
- Введение. Политическая обстановка на Востоке. Бои у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-финская война. Кузбассовцы участники «Зимней войны». Соотношение вооруженных сил СССР и Германии накануне войны. Экономическое развитие в 40-х годах Германии, России, Кузбасса
2. Международное положение накануне Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг., ее место в курсе современной отечественной истории. Основные проблемы истории Великой Отечественной войны. Периодизаций истории Второй мировой и Великой Отечественной: общее и особенное. Причины неудач, недомолвок, искажений и слабой изученности отдельных событий из ее истории. Объективность и правдивость при оценке Победы над гитлеровской Германией и ее союзниками. «Армейские» и «партизанские» повести В. Быкова. Суровая панорама войны, трагизм и героика военных будней, нравственные аспекты поведения человека на войне в произведениях писателя («Журавлиный крик», «Измена», «Третья ракета», «Альпийская баллада»)
3 Источниковый и историографический обзор по теме.
Краткая характеристика и классификация основных видов источников. Опубликованные и неопубликованные источники. Постановления ГКО, ЦК ВК (б) и СНК СССР периода Великой Отечественной войны. Законодательные и административно-правовые акты военного времени. Приказы Верховного Главнокомандующего, сообщения Совинформбюро. Статьи, доклады и выступления руководителей партии и государства в годы войны. Сборники материалов и документов по истории Великой Отечественной войны. Периодика военных лет как важное дополнение к архивным источникам.
Мемуары видных военачальников, наркомов, хозяйственников и участников военных событий.
Зарубежные источники о Второй мировой войне. Анализ новейшей литературы и публикаций в периодических изданиях по истории Великой Отечественной войны. Рассекреченные документы (Архивы СССР и Германии).
4. Начало Великой Отечественной войны. Нападение фашисткой Германии на Советский Союз. Наши земляки защитники Бреста, Смоленска, Киева. Формирование сибирских дивизий (237-я, 303-я, 376-я, 22-я стрелковые дивизии, 486-й гаубичный артиллерийский полк). Призыв в армию односельчан. Подвиги кузбассовцев в период оборонительных сражений 1941г. Вынужденное отступление Красной Армии и его причины. Односельчане погибшие в Крыму, Смоленске, под Харьковом, Одессой, Псковом и т.д.). Что такое настоящий фашизм? /жертвы нового порядка (воспоминание детей войны с оккупированных территорий). М. Шолохов «Наука ненависти».
5. Подвиг людей в тылу. Жизнь и быт людей в условиях войны. (Работа с архивными источниками) Переход экономики Кузбасса на военное положение. Эвакуация 79 промышленных предприятий. Кузбасс - основная военно - промышленная база страны. Образование Кемеровской области школьники - активные участники работы советского тыла. Создание фонда обороны. Подвиг колхозного крестьянства (района, села). (Женские тракторные и полеводческие бригады).
6. Битва за Москву. Сибиряки в битве за Москву. Бои на подступах к Москве. Парад 7 ноября 1941 года. /Односельчане участники парада.
Воспоминание ветеранов- Татькова П.А/. Герои кузбассовцы: В. Полосухин, 28 панфиловцев, О.А. Головина. (Работа с периодической печатью).Л. М.
Доватор – легендарный предводитель казачьих кавалеристов Партизанское движение во время битвы за Москву. В. Волошина.
Срыв гитлеровского плана “Барбаросса”. Сила духа, несгибаемость главного героя повести. Судьба повести “Убиты под Москвой”. Страшная правда о войне. Экранизация произведений В. Кондратьева («Сашка», режиссер А. Сурин).
7. Блокада Ленинграда. Жизнь в 900 - дневной блокаде. Наша Таня Савичева . Кузбассовцы на защите города Ленина. Отряды лыжников. Карельские болота “Дорога жизни”. С.С. Иванов. (Д. И. Тимофеев, М.К. Логинов). Мясной Бор. Долина смерти. (Воспоминания участников поисковых групп) Стихи О. Берггольц – символ осажденного Ленинграда.
- Оборона Сталинграда. Планы германского командования на 1942 года. Соотношение сил. Приказ «Стоять на смерть». Героическая оборона Сталинграда. Сибиряки в окопах Сталинграда. 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева. Защитники Мамаева Кургана. Под Ржевом. На Дону. Братья Ведерниковы. Чуйков В.И. В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Принцип изображения советского солдата в повести. Ю. Бондарев «Горячий
снег»
9.Обыкновенный фашизм. План “Ост: Гитлеровские порядки на оккупированной территории. Плен (односельчане, не вернувшиеся из плена). Контрационные лагеря смерти. Рассекреченные новые документы фашистских лагерей. Человеческое достоинство не сломлено (Киевское “Динамо”, генерал Карбышев и наши земляки) Поиск односельчан погибших в плену. А. Адамов «Каратели». Историко-документальная основа произведения. Проблема выбора.
- Курская битва. Соотношение сил. План операции “Кутузов”. Битва “железных коней”. Вклад односельчан в победу под Курском. Военно - политическое значение разгрома немецко - фашистских войск под Курском. Наступление на Северном Кавказе. План “Одельвейс” (Баламуткин Г.В.)
- Форсирование Днепра - образец воинской доблести и массового героизма. Освобождение Крыма, Бреста Корсунь - Шевченковская операция. Наступление 1 и 2 Украинского фронта весной 1944 г. Выход 2 -го Украинского фронта на государственную границу СССР с Румынией. Подвиг Шилина А.П., И.Я. Фролов, Воронов И.Е., Никитин Н.А., Прокопчик А.П., Осипов С.Д.)
12 Женщина на войне “Ночные ведьмы” (Штурман М. Расковой наша землячка). Санитарки (О.А. Головина, З. Туснолобова, О. Федорина). Женщина в тылу. Мать и вдова. Жизнь на войне. Поэтессы на фронте (Ю.Друнина).
- Освобождение народов Центральной и Юга - Восточной Европы. Вена, Будапешт, Польша, взятие Берлина. Сибиряки - односельчане и их вклад в победу (Ямушев Г.Я.)
- Открытие второго фронта в Европе. Создание антигитлеровской коалиции, Конвои. Высадка войск в Нормандии. Фальсификация истории военных дней.
- Капитуляция фашистской Германии. Битва за Берлин. Штурм рейхстага. Знамя Победы (Егоров М.А. и Кантария М.В. Парад Победы. (И. Д. Карпов, Д. М. Варфоломеев)Жуков Г.К. Рокоссовский К.К.
- Итоги войны. Материальные и человеческие потери (по странам участницам войны, по СССР, Кемеровской области, Чебулинского района, села Курск – Смоленка и села Усть- Серта). Историческая роль и значение победы СССР над фашистской Германии. Рассказ «Костер на ветру» (1993). Тема памяти живых и погибших.
- Разгром империалистической Японии.
Обстановка на Дальнем Востоке к августу 1945г. Соотношение сил. Переброска крупных сил Советских войск с запада на Дальний Восток (ч/з г.Мариинск). Действие фронтов в горно - таежной местности, в степной и пустынной. Воздушный десант и военно - морской. Героические подвиги советских воинов ( М.С. Ченский, И.А.Егоров, Н.Я. Козев) Капитуляция Японии, Атомная бомбардировка Японии.
- Нюрнбергский процесс над военными преступниками. (Работа с историческими документами и просмотр документального фильма)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история (базовый и профильный уровни). 11 кл. «Русское слово»,2008
- Книга Памяти (Чебулинский район). Кемерово, 1999
- Коцюба Д.И. История Кузбасса. Кемерово., 1976
- Статьи из газеты «Ленинская искра» 1988-1995гг
- Статьи из газеты «Кузбасс» 1953, 1975-1995г
Дополнительная литература
Битва под Москвой. Хроника, факты, люди. Кн. 2. М., 2002. 1022 с.
Бондаренко А.Ю., Ефимов Н.Н. Тайные страницы Великой Отечественной. – М., 2009. – 368 с.
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 2 т. М., 2002.
Коломиец М. Бои у реки Халхин-Гол. Май – сентябрь 1939 года. М., 2002.80 с..
Сталинград 1942 – 1943 гг.: Сталинградская битва в документах. М., 1995.
Советско-финская война 1939 – 1940 гг. Хрестоматия. Минск, 1999. 464 с.
Трагедия Мясного Бора: Сборник воспоминаний и очевидцев Любанской операции. СПб., 2001.
Чуйков В.И. От Сталинграда до Берлина. М., 1985.
Бешанов В.В. Ленинградская оборона. Минск, 2005.
Исаев А.В. Когда внезапности уже не было. История ВОВ, которую мы не знали. М., 2005. 480 с.
Мощанский И., Савин А. Борьба за Крым. Сентябрь 1941 – июль 1942 г. М., 2002.
Мощанский И., Смолинов С. Оборона Сталинграда. Сталинградская стратегическая оборонительная операция. 17 июля – 18 ноября 1942 года. М., 2002.
Интернет-ресурсы:
Сайт «Память народа»
Сайт «Подвиг народа»
Биография.Ру – Биографии исторических личностей
Военная техника России
Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев
Герои страны: Патриотический интернет – проект
Исторический факультет Московского государственного университета
История государства Российского в документах и фактах
Каталог международных документов
Коллекция "Исторические документы" Российского общеобразовательного портала "Мемориал"
Наша Победа. День за днем
65 лет битве под Москвой
Отечественная история
http://www.lants.tellur.ru/history/
Русский биографический словарь
Ленинград. Блокада. Подвиг
Сталинградская битва
"Я помню": воспоминания о Великой Отечественной войне
Материально техническое обеспечение дисциплины
Оргтехника: компьютер, проектор, экран, авторский комплект компьютерных презентаций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс «Отечественная война 1812 года»
Программа элективного курса «Отечественная война 1812 года» предназначена для изучения учащимися 10 классов. Курс рассчитан на 17 часов. Отечественная война 1812 г...
календарно-тематическое планирование занятий элективного курса "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"
КТП поможет преподавателю спланировать занятия по курсу "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"...
Программа элективного курса по литературе "Великая Отечественная война и ее отражение в литературе"
рабочая программа элективного курса по литературе предназначена для учащихся 11 класса...
Элективный курс «Отечественная война 1812 г.»
Одно из важнейших событий российской истории, 200-летие которого отмечается в 2012 г., - Отечественная война 1812 г. Почему война 1812 г. названа Отечественной; чем объясняется отступление русских арм...
Элективный курс «Героические страницы российской истории: Великая Отечественная война»
Курс «Героические страницы российской истории: Великая Отечественная война» рассчитан на 34 часа изучения в 11 классе в рамках профильного обучения....
Элективный видео-курс " Подвиг народа " к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Элективный видео-курс " Подвиг народа ". Разработка может быть использована как для уроков по истории России XX века, так и для проведения внеклассных мероприятий.Пояс...
Программа элективного курса по истории "Великая Отечественная война в лицах"
Данная программа предлагается для обучающихся 9 класса. В учебной программе часов на изучение Великой Отечественной войны отводится немного. Поэтому дополнительный материал в виде элективного курса до...