Урок литературы в 11 классе.
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 11 классе по теме : "Навеки любовью ранен" (красота и сила чувств в лирике В.Маяковского). Цели урока: 1) познакомить учащихся с красотой и силой чувств любовной лирики поэта; 2) обучение анализу лирического произведения; 3) знакомство с адресатами любовной лирики В.Маяковского; 4) формирование умения критического мышления поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 11 классе. | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Рузаевского муниципального района
Урок литературы в 11 классе
«Навеки любовью ранен»
(красота и сила чувств в поэзии В.Маяковского)
Подготовила: учитель русского языка
и литературы Обухова О.В.
Рузаевка 2015
Тема урока: «Навеки любовью ранен» (красота и сила чувств в поэзии В.Маяковского).
Цели урока: 1) познакомить учащихся с любовной лирикой поэта;
2)узнать об адресатах любовной лирики В.Маяковского;
3) обучение анализу лирического стихотворения;
4) поиски нового прочтения стихов поэта;
5) формирование умения критического мышления учащихся ;
6)показать красоту и силу чувств в поэзии Маяковского,
открыть «золотые россыпи души поэта».
Оборудование: портреты В.В.Маяковского, фотографии, подборка
книг поэта, презентация.
Любовная лирика: «Облако в штанах» (1914-1915), «Флейта- позвоночник» (1915), «Лиличка! Вместо письма» (26 мая 1916), «Люблю» (1922), «Про это» (февраль 1923), «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928), «Неоконченное» (1930).
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Владимир Маяковский… «Можно много подобрать прилагательных для описания лица Владимира Владимировича: волевое, мужественно - красивое, умное, вдохновенное»,- писала Лидия Сейфуллина.- Все эти слова подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного, что делало лицо поэта незабываемым. В нем жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта его души». Слайд №1.
В народе говорят, что зеркало души человека – его глаза. Вот как они описаны Юрием Олешей, известным писателем, автором сказки «Три толстяка»: «Когда я вспоминаю Маяковского, я тотчас же вижу эти глаза – сквозь обои , сквозь листву. Они на меня смотрят, и мне кажется, что в мире становится тихо, таинственно. Что это за взгляд? Это был взгляд гения…»
Действительно, гений, только, может быть, до конца не понятый? Что скрывать, ведь мы не понимаем его стихи, такие экспрессивные, непривычные. Но бесспорно одно, могучий талант поэта проявляется именно в любовной лирике.
Слайд №2. Тема сегодняшнего урока «Навеки любовью ранен» (красота и сила чувств в поэзии В.Маяковского).
Формулировка целей и задач урока учащимися. Запись темы урока.
Сообщение учащегося.
Любовь и поэзия. Они достойны друг друга. Воспета эта вечная тема лирики, начиная с ранних стихов Маяковского и кончая последним незавершенным произведением «Неоконченное».
Интересно то, что самая первая поэма Маяковского «Облако в штанах» (1914-1915), затрагивающая тему любви, написана Маяковским в то время, когда он был влюблен в юную и обворожительную Марию Денисову. Но после завершения поэмы, он посвятил её другой женщине. Так появилось в жизни Маяковского и его творчестве имя Лиля. Слайд №3.
Лиля Юрьевна Брик и Владимир Маяковский… Их любовь всегда привлекала внимание серьёзных исследователей и злопыхателей в одинаковой степени, потому что Лиля Юрьевна Брик была замужем за Осипом Максимовичем Бриком.
Кто же была эта женщина, так привязавшая к себе поэта? На многие годы. Не стремящаяся к мужскому поклонению, но пользующаяся большим успехом у противоположного пола.
Сообщение учащегося.
Лиля Юрьевна Брик , урожденная Каган, родилась в 1891 году в интеллигентной московской еврейской семье. Слайд №4.
Она росла в прекрасной интеллектуальной среде, свободно владела немецким и французским. Увлекалась математикой, была увлечена балетом, кинематографом. Многие люди, знавшие Лилю Брик, отмечали её удивительную способность будить в творческом человеке его лучшие силы, вызывать к жизни всю его энергию.
Она привлекала внимание самых ярких своих современников - от Сергея Параджанова (кинорежиссёр) до Ива Сен-Лорана.
Галина Катанян описала свое первое впечатление от Лили Юрьевны, которой к тому времени исполнилось 39 лет.
- Очень эксцентричная и в то же время «дама», холеная, изысканная и – боже мой! – да ведь она некрасива! Слишком большая голова, сутулая спина и этот ужасный тик… Но уже через секунду я не помнила об этом. Она улыбнулась мне, и всё лицо её как бы вспыхнуло этой улыбкой, осветилось изнутри. Я увидела прелестный рот с крупными миндалевидными зубами, сияющие, теплые, ореховые глаза. Изящной формы руки, маленькие ножки… В ней была «прелесть , привязывающая с первого раза», как писал Лев Толстой о ком-то в одном из своих писем. Если она хотела пленить кого-нибудь, она достигала этого очень легко. А нравится она хотела всем-молодым, старым, детям… Это было у неё в крови. И нравилась.
Лиля Юрьевна Брик пережила всех своих мужей. Дожив до глубокой старости, она не переставала нравиться и имела поклонников. Слайд №5.
Она умерла в 1977 году в возрасте 86 лет, покончив с жизнью из-за неразделенной любви.
Слово учителя. Любовь Маяковского к Лиле Юрьевне была огромной, и переживал он любовные радости и огорчения гиперболически.
Все свои произведения, вышедшие в то время, он посвящал ей.
В 1916 году он написал стихотворение «Лиличка! Вместо письма».
Чтение стихотворения.
Анализ:
- Объясните неологизмы Маяковского, которые встретились в тексте. Возможно ли их понять? Как создает свои неологизмы поэт? (Объясняют. Понять можно, т.к. создаются при помощи известных словообразовательных средств: опожаренном (обожженном), выреветь (выплакать, высказать) и др.)
– Что представляет собой из себя это стихотворение по форме (обратите внимание на подзаголовок). (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).
Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем.
– Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует автор?
– Какие строки подтверждают “громаду-любовь” героя?
(Любовь героя уподобляется морю, солнцу – грандиозным природным силам).
Несмотря на грандиозность любовного чувства, для героя соблазнительна мысль о самоубийстве. Обратите внимание на перечисляемые 4 вида добровольной смерти. Герой как бы “заговаривает” сам себя, всеми силами открещивается от рокового исхода. Как мы знаем, сам поэт от него всё-таки не ушёл…
– Можем ли мы говорить о способности героя к самоотречению в любви? Почему?
В самой светлой и радостной поэме «Люблю» (1922) , нарисован образ любимой женщины. Прочитаем главу «Ты».
- Какой видится возлюбленная поэту?.
Слово учителя.
В поэме «Про это» (1923) отразился кризис в отношениях между Маяковским и Лилей Брик, двухмесячная разлука с ней.
В 1924 году Маяковский поехал во Францию в Париж.
Исследования литературоведов показывают, что «парижская» любовная лирика Маяковского связана не только с Татьяной Яковлевой.
У поэта была и иная (для него – очень важная) любовная и бытийная коллизия, нашедшая отражение в текстах «Писем».
Особенности вопроса стало возможным прояснить лишь в 1990-е годы, когда в США открыто заявила о себе дочь Маяковского – Хелен-Патриция (Елена Владимировна) Томпсон, о «виртуальном» существовании которой было известно лишь узкому кругу лиц. Летом 1925 года Маяковский посетил Соединенные Штаты Америки. Здесь он встретил и полюбил Элли Джонс (Елизавету Петровну Зиберт, 1904–1985), из русских немцев, покинувших Россию в первые годы после революции. Все время пребывания Маяковского в Америке они были вместе. Непростым было их расставание, Елизавета и Владимир уже знали, что у них скоро будет ребенок.
15 июня 1926 года у Элли Джонс в США родилась дочь Хелен-Патриция. Сохранилась (не полностью) переписка родителей. Новая встреча Маяковского с Элли Джонс состоялась в 1928 году уже в Европе. В 20-х числах октября 1928 года поэт впервые увидел дочь. Маяковский, которому «30 уже и у 30-ти / пошел пробиваться хвост» («Домой!», 1925, черновая рукопись, строки не вошли в окончательный текст), испытывает особый – «Ураган, / огонь, / вода» («Письмо товарищу Кострову...») – поток эмоций и чувств. Он стал отцом! У него есть дочь, семья. Впервые после поэм «Люблю» и «Про это» (1922–1923) поэт вновь возвращается к любовной лирике. Делает в Ницце первые «заготовки» для стихов, составивших вскоре поэтическую дилогию «Писем» из Парижа. Сохранилась записная книжка поэта с этими первыми набросками.
По воспоминаниям Элли Джонс, встретившись в Ницце, они проговорили и «проплакали» всю ночь. В настежь распахнутое окно гостиничного номера смотрели спящий город, море, горы, ночное небо. В записной книжке появляются наброски важнейших строк, ключевых смысловых рифм будущих «Писем» о любви: « <море> пятнится / спит, спит Ницца»; «...ревность двигает горами», «брови / с бровью вровень»; «звездочета / звездочета» и другие. Все эти рифмы, заготовки, строчки созданы и записаны до 25 октября 1928 года, еще до знакомства с Т. Яковлевой, о существовании которой Маяковский тогда даже и не подозревал! Очевидно, единственной «вдохновительницей» и прототипом героини начавшего складываться лирического произведения на этом этапе могла быть только Элли Джонс, мать его дочери. Слайд №6.
25 или 26 октября 1928 года Маяковский вернулся из Ниццы в Париж, находясь в состоянии активного творческого подъема, и написал письмо в Ниццу: «Две милые Элли! Я по вас уже весь изоскучился. Мечтаю приехать к вам еще хотя бы на неделю. Примете? Обласкаете? Ответьте, пожалуйста (...боюсь только, не осталось бы и это мечтанием)... Целую вам все восемь лап. Ваш вол. 26/Х. 28.»
Надо представить, оценить и состояние Маяковского-человека в эти дни. Встретившись с «двумя Элли», впервые в свои 35 лет увидев родную дочь, он испытал обилие новых, непривычных эмоций («Сонм видений / и идей / полон до крышки...» – «Письмо товарищу Кострову»).
Впервые после поэм «Люблю» и «Про это» поэт возвращается к любовной лирике. Делает первые заготовки стихов, составивших вскоре поэтическую дилогию «Писем» из Парижа.
Это стихотворение навеяно сильным и глубоким чувством Татьяне Яковлевой. Слайд №7. Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже. Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери:
“ Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…”
Сообщение учащегося.
ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА
Последние 2 года жизни Маяковского, мир его личных переживаний и чувств, связаны с именем Т.Яковлевой. За полтора года с небольшим года до знакомства с Маяковским Т.Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди, художника А.Е.Яковлева. 22-летняя, красивая, высокая, длинноногая, с выразительными глазами и яркими светящими желтыми волосами, пловчиха, теннисистка, она, фатально неотразимая, обращала на себя внимание многих молодых и немолодых людей своего круга. Точно известен день знакомства - 25 октября 1928 года. Вспоминает Эльза Триоле- известная писательница, родная сестра Лили Брик: « Я познакомилась с Татьяной перед самым приездом Маяковского в Париж и сказала ей: « Да вы под рост Маяковскому». Так, из-за этого «под рост», для смеха, я и познакомила Володю с Татьяной. Маяковский же с первого взгляда в нее жестоко влюбился».
Виктор Шкловский в своей работе «О Маяковском» пишет: «Рассказывали мне, что они были так похожи друг на друга, так подходили друг другу, что люди в кафе благодарно улыбались при виде их». Художник В.И.Шухаев и его жена В.Ф.Шухаева, жившие в то время в Париже, пишут о том же: « Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица - высокая, стройная, под стать ему».
Слово учителя.
Итак, в октябре-ноябре 1928 года поэтом была создана поэтическая дилогия-«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой», которые принадлежат к вершинным произведениям любовной лирики поэта.
Но творческая судьба этих писем необычна. «Письмо товарищу Кострову…» было опубликовано в 1929 году. С полным текстом второго «Письма» дилогии читатели смогли ознакомиться только в 1955-1956 годах.
Анализ:
- Что объединяет эти стихотворения?
- Сравните душевное состояние лирического героя в них.
- Какие чувства появляются у Маяковского в послереволюционных стихах о любви?
Сообщение учащегося
Знакомство с Вероникой Витольдовной Полонской произошло 13 мая 1928г. Отношения с ней не стали спасительной соломинкой, за которую хотел ухватиться поэт. Жить в спокойном, реальном мире человеку, у которого «сплошное сердце гудит повсеместно», оказалось невозможно. Нити, привязывающие поэта к жизни, рвались одна за другой. За 2 дня до трагического выстрела Маяковский писал: «Как говорят «инцидент исперчен, любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид». Счастливо оставаться. В.Маяковский» 12.04.30
Читая предсмертную записку, невольно всплывают строки из поэмы, оказавшиеся пророческими: « Последним будет твое имя, запекшееся на выдранной ядром губе». « Лиля! Люби меня»- это последние строки в предсмертном письме.
Заканчивая наш разговор, хочется вспомнить строки Маяковского: « Не смоют любовь ни ссоры, ни
персты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих стоперстный, клянусь, люблю
низменно и верно!»
Чтение стихотворения «Неоконченное»
- Изменилось ли ваше мнение о Маяковском, как о человеке и как поэте?
- Как вы объясняете тему сегодняшнего урока, сформулированную цитатой из « Письма товарищу Кострову…»?
Заключительное слово учителя .
« Навеки любовью ранен!» Эти слова поэта оказались пророческими. Сам поэт по своему характеру был максималистом. Многим причинял боль, но хотел не этого, хотел обладать. Однако ни одна из его главных любовий : ни Лиля Брик, ни Татьяна Яковлева, ни Вероника Витольдовна Полонская – никогда не принадлежали ему безраздельно. В этом и заключается трагизм его жизни.
Выполнение тестовых заданий, проверка. Слайды №6,7.
Домашнее задание.
Написать сочинение « Любовная лирика Маяковского в моём восприятии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...