КТП по литературе 8
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ урока | № урока в теме | Содержание учебного материала | Тип занятия | Оборудование | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умения И навыкам учащихся | Виды контроля, самостоятельной деятельности | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
Введение (1 час) | ||||||||||
1. | 1. | Литература и история | Урок усвоения новых знаний | Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому народа. Понятие об историзме. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы | Знать: содержание и героев произведений, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь литературы и истории); понятие историзм. Понимать: значение изучения литературы. Уметь: строить высказывания о прочитанных книгах; пересказывать прочитанные произведения и характеризовать их героев | Тест, вопросы и задания 1—3 (с. 5) | Задание 4 (с. 5), чтение статьи В. А.Аникина «Русские народные песни» (с. 6—8) | |||
Устное народное творчество (2 часа) | ||||||||||
2. | 1. | Русские народные песни | Урок усвоения новых знаний | Повторение изученных жанров фольклора. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Былины и исторические песни - общее и различное. Частушки как малый песенный жанр. Тематика и поэтика частушек. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Иллюстрации к песням. Прослушивание песен в актерском исполнении, обсуждение | Знать: особенности жанра народной песни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи); отличительные черты исторических песен, частушек. Понимать: настроения и чувства, переданные в народных песнях; значение народных песен в сохранении народных традиций, народной памяти. Уметь: исполнять народные песни; различать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических песнях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации; оценивать исполнительское мастерство | Пересказ статьи «Русские народные песни», выразительное речитативное чтение песен, вопросы и задания (с.12), вопросы и задания рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 12), «Фонохресто-матии» (с. 4—5) | Задания рубрики «Развивай те дар слова» (с. 13) | |||
3. | 2. | Исторические народные песни. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком» | Урок усвоения новых знаний | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Предания как поэтическая автобиография народа. Реальное и вымышленное в преданиях. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий. Словарная работа. Прослушивание предания «Покорение Сибири Ермаком» в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины В. И. Сурикова | Знать: особенности жанра предания; содержание преданий о Пугачеве и Ермаке. Понимать: отношение сказителей к героям преданий; значение преданий в жизни народа как исторической памяти. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читать предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять содержание предания с репродукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение | Выразительное чтение преданий, характеристика героев, вопросы и задания 1—3 (с. 16-17), 2-3 (с. 17, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фоно-хрестоматия», с. 5) | Задание 1 (с. 17, рубрика «Развивайте дар слова»), чтение статьи О. В. Тво-рогова, вопросы и задание к ней (с. 18-19) | |||
Из древнерусской литературы (2 часа) | ||||||||||
4. | 1. | Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | Урок усвоения новых знаний | Понятие о жанрах жития и воинской повести. Из «Жития Александра Невского». Автор и значение произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Словарная работа. Репродукции картин П.Д. Корина, Г.И. Семирадского, В.А. Серова. Чтение статьи В. Шевченко «Русская история в картинах» (с. 28—30) | Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невского». Понимать: отношение неизвестного автора к герою; значение произведения в развитии русской литературы; патриотический пафос «Повести...». Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и составлять словарик; сопоставлять повесть с произведениями живописи | Выразительное чтение повести, вопросы и задания 1 —2 (с. 19), 1-3 (с. 27, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1—3 (с. 27, рубрика «Будьте внимательны к слову»), 1-2 (с. 30) | Задания 4 (с. 27, рубрика «Будьте внимательны к слову»), 1-2 (с. 27, рубрика «Развивайте дар слова») | |||
5. | 2. | Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | Урок повторения и закрепления изученного | Знать закономерности развития ДРЛ, жанры. Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Др. Руси, ее художественный мир | Фронтальный опрос Сопоставительный анализ | С.16-22, подготовить устную или письменную характеристику А. Невского; Составить словарь устаревших слов | ||||
Из литературы 18 века (6 часов) | ||||||||||
6. | 1. | Повесть о Шемякином суде | Урок усвоения новых знаний | Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Демократизм повести. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Роль гротеска, гиперболы в повести. Словарная работа. Иллюстрации к повести. Чтение статьи В.И. Охотниковой «О "Повести о Шемякиной суде" (с. 31—32). Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение | Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд». Понимать: народные идеалы, отраженные в повести; сатирический пафос произведения; актуальность повести; смысл выражения «Шемякин суд». Уметь: выразительно читать и пересказывать повесть, определять ее тему и идею; определять соотношение действительных и вымышленных событий повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи; оценивать актерское чтение | Вопросы и задания 1—4 (с. 36), 3 (с. 36, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фонохре-стоматия», с. 5—6) | Вопросы и задания 1-2 (с. 36, рубрика «Разви-вайте дар слова»), чтение вступи-тельной статьи о Д.И.Фонвизине (с. 37-39), статьи Ст. Рассадина «Сатиры смелый властелин» (с. 40-41), комедии «Недо-росль» | |||
7. | 2. | Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь» | Урок усвоения новых знаний | Выразительное чтение Фронтальный опрос | Прочитать повесть «Наталья, боярская дочь»; Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода; С.67, ответить на вопросы | |||||
8. | 3. | События и характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» | Урок повторения и закрепления изученного | Фронтальный опрос Развернутый ответ на вопрос | Сочинение-миниатюра; подготовить характеристику одного из героев повести: Натальи или Алексея. | |||||
9-10. | 4-5. | И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | Уроки усвоения новых знаний | Повторение изученного об И.А. Крылове. Чтение вступительной статьи о баснописце (с. 80—82). Басня «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. Историческая основа басни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням | Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль. Понимать: аллегорический смысл басен; сатирический пафос произведений. Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанным произведениям; оценивать актерское чтение; сопоставлять басни с иллюстрациями к ним | Выразительное чтение басен, вопросы 1—2 (с. 82), 1-5 (с. 84), 1-2 (с. 87), 1-4 («Фоно-хрестоматия», с. 6), 1-5 («Фоно-хрестоматия», с. 7), описание иллюстраций | Вопросы и задания 6 (с. 84), 3 (с. 87), сообщение об И.А. Крылове – журналисте, музыканте, писателе,философе | |||
11. | 6. | Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе 18 века | Урок развития речи | |||||||
Из русской литературы 19 века (31 час) | ||||||||||
12. | 1. | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева | Урок усвоения новых знаний | Слово о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Оценка дум современниками. Дума «Смерть Ермака», ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Дума К.Ф. Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком» (сопоставительный анализ). Текст думы К.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке. Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись, «высокая» лексика), их роль в произведении. Словарная работа. Прослушивание думы в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака». Понимать: тему и идею думы; отношение автора к герою; патриотический, героический пафос произведения. Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями других видов искусства; оценивать актерское чтение | Выразительное чтение думы, вопросы и задания 1—9 (с. 93-94), 1-5 («Фонохре-стоматия», с. 7) | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 94), чтение вступительной статьи Е.П. Иванова об А.С. Пушкине (с. 95-96), подготовка к семинару «Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина» (по произведениям, изученным в 5-7 классах) | |||
13. | 2. | К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и её связь в русской историей | Урок усвоения новых знаний | Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы, уметь выразительно читать, самостоятельно делать выводы | Конспект лекции учителя | Сочинение – миниатюра «Диалог двух поэтов»; Пересказ статьи учебника, с.86-88 | ||||
14. | 3. | А.С. Пушкин-историк. «История Пугачёвского бунта» | Урок усвоения новых знаний | «История Пугачевского бунта» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История Пугачевского бунта») — смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный». Словарная работа. Чтение статьи В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» (с. 102—105). Репродукция портрета Емельяна Пугачева | Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта». Понимать: смысловое различие заглавий А.С. Пушкина и Николая I к произведению; объективность автора, его отношение к герою; значение исторического труда А.С. Пушкина. Уметь: пересказывать текст; давать сравнительную характеристику исторического труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведение А.С. Пушкина с произведением живописи, с народной исторической песней | Комментированное чтение отрывков из произведения, пересказ текста | Чтение романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | |||
15. | 4. | Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва (анализ 1-2 глав) | Урок усвоения новых знаний | История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. Понятие о романе. Понятие об историзме художественной литературы. Чтение статьи В.И. Коровина «Исторический труд А.С. Пушкина» (с. 212—215). Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: историческую основу, сюжет и содержание романа «Капитанская дочка»; теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип. Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими прототипами; находить общее и различное в произведениях на одну тему (исторический труд и роман) | Вопросы и задания (с. 215) | Подготовка рассказов о Гриневе, к главе 4 (с. 216) | |||
16. | 5. | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин(разбор 3-4 глав) | Урок усвоения новых знаний | Формирование характера Петра Гринева, нравственная оценка его личности. Смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Гринев и Швабрин. Швабрин как антигерой. Гринев и Савельич. Значение образа Савельича в романе. Особенности повествования. Устные рассказы о герое по плану. Комментированное чтение. Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфа к роману; смысл противопоставления Гринева и Швабрина; отношение автора к героям. Уметь: ориентироваться в тексте; анализировать эпизоды романа; составлять план устного рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев | Вопросы и задания к главам I, II (1, 3), IV, V (2), VIII (2), IX (1), XII (1), Х1У (1, 3) (с. 216-218), вопрос 7 (с. 219) | Подготовка рассказов о Маше Мироновой и ее семье, вопросы и задания к главам Ш,У (1), Х (3), ХП (2) (с. 216-217) | |||
17. | 6. | Пугачёв и народ в повести (разбор 6-7 глав) | Урок усвоения новых знаний | Пугачев в историческом труде и в романе АС. Пушкина. Реальное и вымышленное в образе Пугачева. Окружение Пугачева. Значение сна Гринева. История с заячьим тулупчиком. Смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву. Отношения Пугачева и Гринева. Значение сказки Пугачева об орле. Противоречивость образа Пугачева: ум, сметливость, широта натуры, отвага, свободолюбие, память на добро и жестокость, кровожадность, самонадеянность, лукавство. Юмористические и трагические черты в образе Пугачева. Мотив превращения в образе Пугачева. Размышления автора о соотношении судьбы отдельного человека и истории народа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву; соотношение фактов и вымысла в создании образа Пугачева; неоднозначное отношение автора к герою. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку; объяснять роль динамического портрета, фольклорных произведений в создании образа; сопоставлять роман с произведениями живописи | Вопросы и задания к главам У1 (1), УП (1), VIII (1, 3-4), XI, XII (2) (с. 217), вопросы и задания 1-4 (с. 218, рубрика «Подведем итоги»), 1-7 («Фоно-хрестома-тия», с. 8) | Вопросы и задания к главам V (3), Х1У (4) (с. 216-218) | |||
18. | 7. | Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав | Урок усвоения новых знаний | Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести, уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою | Пересказ фрагментов Фронтальный опрос | Характеристика Маши Мироновой | ||||
19. | 8. | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода | Урок усвоения новых знаний | «Доброе семейство» Мироновых. Высокие духовные качества Маши Мироновой: нравственная красота, честность, чистота, доброта, способность любить, верность, чувство ответственности, сила воли, смелость, выдержка, самоотверженность, стойкость, простота, близость к народу. Отношения Маши с Петром Гриневым. Отношение к Маше Савельича, Палаши, попадьи, родителей Гринева. Анализ эпизода «Маша в Царском Селе». Репродукция П.П. Соколова к роману (с. 210). Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Маше Мироновой; отношение автора к героине. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о героине; характеризовать героиню и ее поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять роман с произведениями живописи | Устные рассказы, вопросы и задания к главам III, V (1), Х (3), ХП (2) (с. 216-217) | Вопросы и задания к главам VI (1), УП (1), VIII (1, 3-4), XI (с. 217), вопросы и задания 1—4 (с. 218, рубрика «Подведем итоги») | |||
20. | 9. | Подведение итогов по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению | Урок повторения и закрепления изученного | Особенности композиции романа. Понятие о реализме. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Постановка А.С. Пушки-ным гуманистической проблемы: как достичь единства нации, примирить противоречия. Обсуждение тем сочинения: 1.Становление личности Петра Гринева. 2.Образ Пугачева в романе «Капитанская 3.«Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин. 4.Смысл названия романа А.С. Пушкина 5.Образ Савельича в романе А.С. Пушкина Составление плана, подбор материалов | Знать: сюжет и содержание романа; понятие реализм в литературе; особенности композиции романа. Понимать: соотношение исторической правды и вымысла в романе; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать эпизоды романа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинений | Вопросы и задания к главам У (3), Х1У (4) (с. 216-218), вопросы и задания 5—6, 8—9 (с. 219, рубрика «Подведем итоги»), 1—3 (с. 215), 1-2 (с. 219, рубрика «Развивайте дар слова») | Сочинение, чтение стихотворений А.С. Пушкина «19 октября», «Туча», К*** («Я помню чудное мгновенье...») | |||
21. | 10. | Литературная игра по повести «Капитанская дочка» | Урок-игра | |||||||
22. | 11. | М.Ю. Лермонтов и история | Урок усвоения новых знаний | Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте. Сообщение о памятных местах М.Ю. Лермонтова в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 394—395). Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта в 5-7 классах | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; содержание и героев произведений поэта на историческую тему; особенности историзма М.Ю. Лермонтова. Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства | Сообщения, вопросы и задания (с. 232) | Чтение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | |||
23. | 12. | Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Урок усвоения новых знаний | Историческая основа поэмы «Мцыри» - эпизод русско-кавказских отношений. Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы. Представления о романтическом герое, романтической поэме. Чтение статей «Начальное представление о романтизме» (с. 253—255), «Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова» (с. 258) | Знать: сюжет и содержание поэмы «Мцыри»; теоретико-литературные понятия поэма, романтическая поэма, романтический герой, историзм. Понимать: противоречивость образа Мцыри (могучий дух и слабость тела); романтический пафос поэмы; авторское стремление к свободе. Уметь: выразительно читать и анализировать поэму, определять ее тему и идею | Выразительное чтение, характе- ристика героя, вопросы 1-2 (с. 258) | Чтение статьи «Поэма М.Ю. Лермонтова в оценке русской критики» (с. 255-257), вопросы и задания рубрики «Совер-шенствуйте свою речь» (с. 259) | |||
24. | 13. | Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания | Урок повторения и закрепления изученного | Особенности композиции поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы), их роль в поэме. Анализ эпизода поэмы. Иллюстрации к поэме. Словарная работа. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание поэмы; элементы анализа поэтического текста; содержание литературоведческих статей о поэме. Понимать: роль образов природы в поэме; романтический пафос произведения; авторское стремление к гармонии человека и природы. Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы наизусть; анализировать эпизоды произведения; выяснять значение незнакомых слов | Выразительное чтение наизусть, анализ эпизода поэмы, вопросы и задания 3-7 (с. 258-259), 1-2 (с. 259, рубрика «Совершен-ствуйте свою речь»), 1—7 («Фонохре-стоматия», с. 9) | Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | |||
25. | 14. | Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» | Урок развития речи | Обсуждение тем сочинения: 1.Мцыри как романтический герой. 2.Роль природы в поэме М.Ю. Лермонтова 3.Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова 4.Изобразительно-выразительные средства и их роль в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Составление плана, подбор материалов | Знать: сюжет и содержание поэмы. Понимать: позицию автора и его нравственные идеалы. Уметь: определять тему и идею произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов | Чтение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», сообщение о жизни и творчестве писателя | |||
26. | 15. | Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией | Урок усвоения новых знаний | Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Сообщение о памятных местах писателя в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 395—397). Глубокий интерес Н.В. Гоголя к истории. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Повторение и обобщение изученного о творчестве Н.В. Гоголя в 5-7 классах | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; содержание и героев произведений писателя на историческую тему; особенности историзма Н.В. Гоголя. Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно пересказывать произведения, определять их тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства | Сообщения, выразительное чтение фрагментов комедии, характеристика героев, элементы анализа текста, вопросы и задания 1 —3 (с. 262), 9, 12 (с. 357-358) | Чтение статьи «0 замысле, написании и постанов-ке "Ревизора» (с. 262-265) | |||
27. | 16. | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения | Урок повторения и закрепления изученного | Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодни-чества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества. Приемы сатирического изображения чиновников. Женские образы в комедии. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Словарная работа. Иллюстрации к комедии | Знать: сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения (несоответ-ствие, речевая характеристика, самохарактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретике-литературные понятия комедия, сатира, юмор. Понимать: роль гротеска и речевых характеристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции. Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней | Вопросы и задания 4—5, 8 (с. 354-355), 5, 10,13 (с. 356-358) | Чтение статьи «О новизне "Ревизора» (с. 352-354), вопросы и задания 2-3 (с. 354), 3, 6 (с. 356, рубрика «Поразмышляем над прочитанным») | |||
28. | 17. | Хлестаков и хлестаковщина | Урок повторения и закрепления изученного | Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хлестакова. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.В. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Словарная работа. Выразительное чтение комедии по ролям. Прослушивание фрагмента комедии в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературное понятие миражная интрига; мнения критиков об образе Хлестакова. Понимать: в чем загадка образа Хлестакова; значение слова «хлестаковщина»; сатирический пафос комедии; отношение автора к героям. Уметь: прослеживать развитие комедийного действия; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов | Вопросы и задания 2-3 (с. 354), 1-3 (с. 356), 3, 6-7 (с. 356-357, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1—7 («Фоно-хресто-матия», с. 10) | Вопросы и задания 6 (с. 354), 8, 11 (с. 357) | |||
29. | 18. | Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению | Урок развития речи | Роль пояснительных комментариев Н.В. Гоголя к комедии. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, новизна финала, немой сцены, вытекающие из характеров. Обсуждение тем сочинения: 1.Хлестаков и хлестаковщина. 2.Образ города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 3.Характеристика одного из героев комедии 4.Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). Роль внесценических персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка. Понимать: отношение автора к героям; способы выражения позиции и нравственных идеалов автора. Уметь: анализировать текст, определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Вопросы и задания 6 (с. 354), 8, 11 (с. 357), обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов | Сочинение, чтение повести Н.В. Гоголя «Шинель» | |||
30. | 19. | Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя «Ревизор» | Урок повторения и закрепления изученного | |||||||
31. | 20. | Особенности историзма И.С. Тургенева. Повесть «Ася» | Урок усвоения новых знаний | Фронтальный опрос Работа с текстом | определить роль 16 главы в повести; составить план анализа главы | |||||
32. | 21. | Характеристика героев повести И.С. Тургенева «Ася» | ||||||||
33. | 22. | Анализ эпизода. Роль 17 главы в повести И.С. Тургенева «Ася» | Урок повторения и закрепления изученного | Реализация домашнего задания Аналитическая беседа | Написать сочинение на тему: «Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася» | |||||
34. | 23. | Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася» | Урок повторения и закрепления изученного | |||||||
35. | 24. | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» | Урок усвоения новых знаний | Слово о писателе, редакторе, издателе М.Е. Салтыкове-Щедрине. Повторение и обобщение изученного о творчестве писателя в 7 классе. «История одного города» - художественно-политичес-кая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Гротескные образы градоначальников. Понятие о литературной пародии. Пародия на официальные исторические сочинения в произведении. Развитие представлений о гиперболе и гротеске. Эзопов язык, сатира и юмор в произведении. Речевая характеристика героев. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»; теоретико-литературные понятия пародия, сатира, юмор, гипербола, гротеск, эзопов язык, аллегория, ирония; средства создания комического. Понимать: тему и идею «Истории...»; позицию автора; обличительный, сатирический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст; давать сопоставительную характеристику произведений («История...» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, басни и др.); характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений | Выразительное чтение фрагментов романа, сравнительная характеристика произведений, вопросы и задания 1—2 (с 5), 1-7 (с. 14, рубрика «Поразмыш- ляем над прочитанным») | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 14) | |||
36. | 25. | Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина | Урок повторения и закрепления изученного | Обучение анализу эпизода. Тема эпизода. Его место в композиции. Роль эпизода в раскрытии идеи произведения. Герои, их поступки и взаимоотношения. Речевая характеристика персонажей. Роль деталей, портрета, пейзажа, изобразительно-выразительных средств. Автор-рассказчик. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание «Истории...». Понимать: роль деталей, портрета, пейзажа, речевой характеристики, изобразительно-выразительных средств в произведении; роль эпизода в раскрытии идеи романа; роль автора- рассказчика; отношение автора к героям. Уметь: выделять эпизод в тексте произведения, пересказывать его, определять его тему, место и роль в композиции; характеризовать героев и их поступки | Выразительное чтение по ролям и анализ эпизода романа, характеристика героев, вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 14), «Фоно-хрестоматии» (с. 10-11) | Подготовка к контрольной работе по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, подготовка вопросов | |||
37. | 26. | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | Урок усвоения новых знаний | Слово о Н.С. Лескове (сообщения учащихся). Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Художественная деталь как средство создания образа в рассказе. Развитие представлений о жанре рассказа. Смысл названия рассказа. Смысл эпиграфа. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Чтение статьи «Н.С. Лесков и его герои, его отношение к России» (с. 25—26). Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение рассказчика. | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.С. Лескова; сюжет и содержание рассказа «Старый гений»; способы создания образов в произведении; теоретико-литературные понятия рассказ, художественная деталь. Понимать: смысл названия рассказа и эпиграфа к нему; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: объяснять особенности жанра рассказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Сообщения, выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 1—5 (с. 26), 1-8 («Фоно-хрестоматия», с. 11) | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 26), чтение вступи-тельной статьи о Л.Н. Толстом (с. 27-29), рассказа «После бала» | |||
38. | 27. | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» | Урок усвоения новых знаний | Главные герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Комментированное чтение. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; историю создания, сюжет и содержание рассказа «После бала»; способы создания образов; теоретико-литературные понятия рассказ, конфликт. Понимать: тему и идею рассказа; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять противоречия между сословиями и внутри сословий; объяснять значение слов, называющих реалии XIX века | Выразительное чтение и пересказ эпизодов, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-3 (с. 29), 1-6 (с. 40) | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 41) | |||
39. | 28. | «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа | Урок повторения и закрепления изученного | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции рассказа. Художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм; способы изображения внутренней жизни героя. Понимать: нравственную позицию автора. Уметь: определять особенности композиции (рассказ в рассказе); выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; выполнять сопоставительный анализ частей рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Выразительное чтение, характе-ристика героя, его внутреннего состояния, вопросы и задания 1—2 (с. 41, рубрика «Развивайте дар слова»), 7-9 (с. 40-41, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1—9 («Фоно-хресто-матия», с. 12) | Вырази-тельное чтение наизусть одного из стихотво-рений раздела «Поэзия родной природы» | |||
40. | 29. | Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее | Урок повторения и закрепления изученного | Аналитическая беседа Тест (с.180-181) | Написать сочинение на одну из тем: «Полковник на балу и после бала», «Утро, изменившее жизнь» | |||||
41. | 30. | Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова | Урок внеклассного чтения | Чтение статьи «Поэзия родной природы» (с. 41-42). Значительность пограничных моментов в жизни природы и человека в стихотворении А.С. Пушкина «Цветы последние милей...». Нарастающее чувство грусти, одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Осень». Прелесть увядания в стихотворении Ф.И. Тютчева «Осенний вечер». Удивление перед вечно обновляющейся природой в стихотворении А.А. Фета «Первый ландыш». Божественная красота оживающей природы в стихотворении А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение | Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение | Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания 1-4 (с. 44), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 12-13) | Чтение вступительной статьи об А.П. Чехове (с. 45-46), рассказа «О любви» | |||
42. | 31. | А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | Урок усвоения новых знаний | Слово об А.П. Чехове. Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека». Рассказ «О любви» - история об упущенном счастье. Развитие понятия о психологизме. Роль детали (фотография из альбома матери Алехина). Особенности композиции произведения. Роль вставного рассказа о любви прислуги Пелагеи к повару Никанору. Пейзаж и его роль в рассказе. Чтение статей «О героях рассказа А. П. Чехова "О любви"» (с. 57—58), «А.П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58). Комментированное чтение. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж. Понимать: эволюцию темы «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова; отношение автора к героям и их поступкам; нравственную проблематику рассказа; роль детали, пейзажа, вставного рассказа в произведении. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 58), задание к статье «А. П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58), вопросы и задания «Фо-нохрестоматии» (с. 14) | Чтение вступительной статьи об И.А. Бунине (с. 59-60), рассказа «Кавказ» | |||
Из литературы 20 века (21 час) | ||||||||||
43. | 1. | И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ» | Урок усвоения новых знаний | Слово об И.А. Бунине. Чтение статьи «Историзм И.А. Бунина» (с. 65—66). Рассказ «Кавказ» - повествование о любви в различных ее состояниях и различных жизненных ситуациях. Своеобразие формы повествования (рассказ от 1-го лица). Скрытое напряжение, драматизм, лаконизм рассказа. Роль деталей (приметы времени), пейзажа в рассказе. Звуковые образы рассказа. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Комментированное чтение. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; особенности историзма писателя; сюжет и содержание рассказа «Кавказ»; теоретико-литературные понятия психологизм, драматизм, деталь, пейзаж. Понимать: мастерство писателя в передаче тончайших чувств, создании психологического портрета; роль деталей, пейзажа в рассказе. Уметь: выразительно читать рассказ; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 60), вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.66), «Фоно-хрестоматии» (с. 14) | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 66), сообщение о жизни и творчестве А.И. Куприна, чтение рассказа «Куст сирени», задание 4 (с. 68) | |||
44. | 2. | Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» | Урок усвоения новых знаний | Слово об А.И. Куприне (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе (с. 67—68). Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Сравнительная характеристика героев. Составление композиционного плана рассказа. Сопоставление произведения с рассказом О. Генри «Дары волхвов». Понятие о сюжете и фабуле. Комментированное чтение. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна; особенности прозы писателя (психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета); сюжет и содержание рассказа «Куст сирени»; теоретико-литературные понятия фабула, сюжет, психологизм, деталь, пейзаж. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль деталей, пейзажа в рассказе. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения друг с другом; составлять композиционный план рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Сообщения, составление плана, анализ текста, вопросы и задания 1-3 (с. 68), 1-4 (с. 75), 1-7 («Фонохресто-матия», с. 15) | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 75) | |||
45. | 3. | Романтизм М. Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение | Урок усвоения новых знаний | Фронтальный индивидуальный опрос | Составить характеристику Челкаша | |||||
46. | 4. | Герои и их судьбы в рассказе М. Горького «Челкаш» | Урок повторения и закрепления изученного | Письменная характеристика героя рассказа Фронтальный опрос | ||||||
47. | 5. | Подготовка к сочинению на материале рассказов Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького | Урок развития речи | Обсуждение тем сочинения: 1. Проявление историзма в рассказах 2. Прием противопоставления в рассказах 3. Роль пейзажа в рассказах Н.С. Лескова, 4. Герои рассказов Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куп | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Обсуждение тем сочинения, составление плана, устные сочинения по плану | Чтение вступительной статьи Л.В. Черепнина об А.А. Блоке (с. 76-77), статьи Д.С. Лихачева «Мир на Куликовом поле» (с. 77-80), сообщение о жизни и творчестве А.А. Блока | |||
48. | 6. | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока | Урок усвоения новых знаний | Слово об А.А. Блоке (сообщения учащихся). Тема двух России в творчестве А.А. Блока. История как повод для размышлений о настоящем и будущем России. Оценка цикла «На поле Куликовом» Д.С. Лихачевым. Влияние древнерусской и фольклорной поэтики в цикле. Народность произведения А.А. Блока. Темы и мотивы цикла. Понятие о цикле произведений. Комментированное чтение цикла | Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные понятия цикл, историзм, народность; особенности историзма А.А. Блока. Понимать: символическое значение образов; патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать стихотворения и сопоставлять их с другими произведениями на ту же тему; определять следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики в цикле | Сообщения, вопросы и задания 1—2 (с. 77), 1-2(с. 80), 1-4 (с. 86-87) | Вопросы 5—7 (с. 87), задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 87) | |||
49. | 7. | А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» | Урок повторения и закрепления изученного | Анализ стихотворения «Россия». Образ России. Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Философская глубина образов А.А. Блока. Переосмысление образа гоголевской Руси-тройки. Образ дороги. Некрасовские мотивы в стихотворении. Лирический образ России-жены. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, звукопись), их роль в стихотворении. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение | Знать: содержание цикла «На поле Куликовом», стихотворения «Россия». Понимать: современное звучание и смысл стихотворения «Россия»; философскую глубину произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы 5—7 (с. 87), 1-3 («Фонохресто-матия», с. 15) | Чтение вступительной статьи о С.А. Есенине (с. 88-89), сообщение о жизни и творчестве поэта | |||
50-51. | 8-9. | С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачёв» | Урок усвоения новых знаний | Слово о С.А. Есенине (сообщения учащихся). Россия - главная тема есенинской поэзии. Особенности историзма С.А. Есенина. «Пугачев» - поэма на историческую тему. История создания поэмы. Желание поэта осмыслить путь крестьянства в революции. Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. Представление о драматической поэме. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, повторы), их роль в поэме. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное понятие драматическая поэма. Понимать: эмоциональность, драматическую напряженность поэмы. Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 3-4 (с. 95), 1-3 («Фонохресто-матия», с. 16) | Задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 95) | |||
52. | 10. | М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | Урок усвоения новых знаний | Слово о М.А. Осоргине. Чтение вступительной статьи О.Ю. Авдеевой о писателе (с. 108—109). Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержа-ние. Жизнь вещей в рассказе, роль олицетворения. Особенности языка М.А. Осоргина. Юмор в произведении. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рассказа «Пенсне»; теоретико-литературные понятия олицетворение, метафора; способы создания комического. Понимать: особенности авторской иронии; соотношение реальности и фантастики в рассказе; юмористический пафос произведения. | Вопросы и задания (с. 109, 114), вопросы и задания «Фонохрестоматии» (с. 16) | Чтение раздела «Писатели улыбаются» («Журнал "Сатирикон», «Всеобщая история...») (с. 114-125) | |||
53. | 11. | И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем»-воспоминание о пути к творчестве | Урок усвоения новых знаний | Слово об И.С. Шмелеве. Чтение вступительной статьи о писателе О. Михайлова (с. 96—97). «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Роль детских впечатлений и гимназических преподавателей в судьбе писателя. Чувство свободы творчества в рассказе. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рассказа «Как я стал писателем». Понимать: отношение автора к изображаемому. Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведениями литера-туры (А.П. Платонов «Никита»); определять жанр произведения (сравнение рассказа с жанрами воспоминаний, дневников); характери-зовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения | Вопросы 1 (с. 97), 1-5 (с. 105-106, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1 (с. 106, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—6 («Фонохрестоматия», с. 17) | Вопросы и задания 2-4 (с. 106, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—3 (с. 107), чтение рассказа М.А. Осоргина «Пенсне» | |||
54. | 12. | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко | Урок усвоения новых знаний | Журнал «Сатирикон» и его авторы. Продолжение традиций русской сатиры - Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, А.И. Куприна. «Всеобщая история...». Сатирическое изображе-ние исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования (несоот-ветствие, пародирование, сочетание слов «высокого» и «низкого» стиля, гиперболизация штампов, неожиданные сравнения и т. д.). Смысл иронического повествования о прошлом. Словарная работа. Иллюстрации ко «Всеобщей истории...». Прослушивание фрагмента произведения в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей истории...»; способы создания комического. Понимать: смысл иронического повествования, его актуальность; особенности авторской иронии; юмористический и сатирический пафос произведения; роль лексических несоответ-ствий. Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1 (с. 119), 1 (с. 121), 1-5 (с. 125), 1-5 («Фонохре-стоматия», с. 17-18) | Задания 2 (с. 119), 2 (с. 121), 1-2 (с. 125, рубрика «Развивайте дар слова»), чтение рассказов Тэффи «Жизнь и воротник» и М.М. Зощенко «История болезни» | |||
55. | 13. | Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. Зощенко «История болезни» | Урок усвоения новых знаний | Слово о Тэффи. Популярность писательницы. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в произведении. Ситуация, доведенная до абсурда. Роль олицетворения в рассказе. Прослушивание фраг-мента рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Слово о М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказе. Способы создания комического. Высмеивание бездушного, хамского отношения к людям. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве Тэффи и М.М. Зощенко; сюжеты и содержание рассказов «Жизнь и воротник», «История болезни». Понимать: особенности авторской иронии; отношение авторов к изображаемому; сатири-ческий пафос произведений. Уметь: воспринимать юмористическое произве-дение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—3 (с. 130), 1-3 (с. 135), 1-7 («Фоно-хрестоматия, с. 17), 1-6 («Фонохресто-матия», с. 18-19) | Вопросы и задания 1-2 (с. 130, рубрика «Развивайте дар слова»), 4—5 (с. 135), чтение поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | |||
56. | 14. | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Тёркин» | Урок усвоения новых знаний | Слово об А.Т. Твардовском. Чтение вступительной статьи о поэте А.Л. Гришунина (с. 136—137). История создания поэмы «Василий Теркин». Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Основные темы поэмы. Тема служения Родине. Герои поэмы. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечественной войны; оценку поэмы современниками, критиками. Понимать: роль поэмы в годы Великой Отечественной войны; патриотический пафос произведения. | Выразительное чтение, вопросы и задания 1—3 (с. 137-138), 1-3, 12 (с. 161-162) | Вопросы и задания 4-9, 13 (с. 162), 3 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | |||
57. | 15. | Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Герой и автор | Урок повторения и закрепления изученного | Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Черты Теркина: жизнерадостность, душевность, остроумие, веселость, простота, сметливость, мудрость, выдержка, терпение, здравый смысл, жизнестойкость, смелость, чувство воинского долга, ответственность, скромность, искренний патриотизм. «Обыкновенность» героя. Обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. Картины жизни воюющего народа. Правда о войне в поэме. Военные будни | Знать: содержание поэмы; понятия новаторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины. Понимать: в чем новаторство образа Василия Теркина; отношение к герою автора и простых солдат-фронтовиков; пафос объединения народа в стремлении спасти свою Родину; мужество поэта, говорившего в поэме правду о войне. Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героя и его поступки; прослеживать развитие характера героя | Выразительное чтение, вопросы и задания 4—7, 11, 13 (с. 162), 3 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | Вопросы и задания 8-9 (с. 162), 4 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | |||
58. | 16. | Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» | Урок развития речи | |||||||
59. | 17. | А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение» | Урок усвоения новых знаний | Слово об А.П. Платонове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе В.А. Свительского (с. 164—165). Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Своеобразие языка писателя. Художественные средства создания образов. Роль деталей в рассказе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Возвращение». Понимать: отношение автора к героям; нравственную проблематику и гуманистический пафос произведения; роль деталей в рассказе. Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литературными произведениями; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-4 (с. 165), 1-5 (с. 189, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1,3—4 (с. 189-190, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | Задания 2, 5 (с. 189-190, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | |||
60. | 18. | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | Урок усвоения новых знаний | Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...». Л.И. Ошанин «Дороги». А.И. Фатьянов «Соловьи» и др. Призывно-воодушевляющий характер песен. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Чтение статьи «Фронтовая судьба "Катюши"» (с. 198—200). Прослушивание песен (по выбору) в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечественной войне. Понимать: лирический пафос песен- стихотворений о Великой Отечественной войне; чувства, настроения, интонации, их смену в произведениях; высокий, патриотический пафос песен-стихотворений; роль поэзии и искусства вообще в военное время. Уметь: выразительно читать и исполнять песни о Великой Отечественной войне; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение и исполнение песен, вопросы и задания 1-3 (с. 201), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 19-24) | Задание 4 (с. 201), чтение рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | |||
61. | 19. | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» | Урок усвоения новых знаний | Слово о В.П. Астафьеве. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 202—203). Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Образ бабушки. Образы учителей. Развитие представлений о герое-повествователе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу | Знать: сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, цикл, герой-повествователь. Понимать: смысл названия рассказа; позицию автора; гуманистический пафос произведения; уважение автора к истории народа. Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просторечных слов | Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—4 (с. 203), 1-4 (с. 220) | Задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 220), вырази-тельное чтение наизусть одного из стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе | |||
62-63. | 20-21. | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине | Уроки усвоения новых знаний | Слово о поэтах XX века. Роль эпитетов в стихотворении И.Ф. Анненского «Снег». Чувство светлой печали в стихотворении Д.С. Мережковского «Родное». Философские размышления в стихотворении «Не надо звуков». Одухотворенность природы в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Вечер на Оке». Восхищение вечным обновлением жизни в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок...». Ностальгия по прошлому в стихотворении Н.М. Рубцова «По вечерам». Параллель между жизнью человека и жизнью страны в стихотворении «Встреча». Единение с Родиной в стихотворении «Привет, Россия...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение | Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический, патриотический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-3 (с. 222), 1-6 (с. 224-225), 1-2 (с. 226), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 24-28) | Чтение раздела «Мне трудно без России» (с. 227-229), сообщение о жизни и творчестве поэтов русского зарубежья | |||
Из зарубежной литературы (5 часов) | ||||||||||
64-65. | 1-2. | У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта» | Уроки усвоения новых знаний | Слово об У. Шекспире (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте и драматурге (с. 235—239). Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. Вечные проблемы в трагедии У. Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода трагедии. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагмента трагедии в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира; сюжет и содержание трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико-литературные понятия трагедия, конфликт, сюжет, драматическое произведение; особенности жанра трагедии. Понимать: гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие драматического конфлик-та; сопоставлять трагедию с иллюстрациями к ней | Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—3 (с. 239-240), 2-4(с. 250-251), 1-3 («Фонохресто-матия», с. 30) | Задание 1 (с. 250), вырази-тельное чтение одного из сонетов У. Шекспира | |||
66. | 3. | Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | Урок усвоения новых знаний | Слово о Дж. Свифте. Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Сатира и юмор в романе. Чтение статьи «Свифт и его роман "Путешествия Гулливера"» (с. 325—326). Иллюстрации к роману | Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Свифта; сюжет и содержание романа «Путешествия Гулливера». Понимать: соотношение фантастики и реальности в романе; позицию автора; сатирический пафос произведения, его актуальность. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять роман с иллюстрациями к нему | Пересказ, вопросы и задания (с. 309, 326) | Чтение романа В. Скотта «Айвенго» | |||
67. | 4. | Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | Урок усвоения новых знаний | Слово о В. Скотте. Чтение вступительной статьи Н.П. Михальской о писателе (с. 327—329), статьи Д.М. Урнова «Старые нравы» (с. 370—372). В. Скотт - родоначальник исторического романа. Исторический роман «Айвенго». Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом» (мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений). Вымысел и исторические факты в произведении. Реальные исторические и вымышленные персонажи. Соединение любовной и политической сюжетных линий романа | Знать: сведения о жизни и творчестве В. Скотта; сюжет и содержание романа «Айвенго». Понимать: соотношение реальности и вымысла в романе; особенности историзма в произведении; позицию автора; влияние В. Скотта на развитие мировой литературы. Уметь: характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного | Вопросы и задания (с. 329, 372) | ||||
68. | 5. | Подведение итогов учебного года, задания на лето | Подведение итогов года. Задания для чтения летом | Знать: содержание и героев произведений, прочитанных в 5-8 классах. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного | Список литературы для чтения летом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...