Г.-Х. Андерсен "Соловей". Разработка урока
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Коваль Татьяна Евгеньевна

Методические рекомендации к уроку по сказке Г.-Х. Андерсена "Соловей". Литература 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon g.h.andersen_solovey.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Х.Андерсен «Соловей».

«Соловей» - сказка о волшебной силе искусства.

  • Цели:
  •  Развивать умение работать с художественным текстом, выделять главное, анализировать;
  • Воспитывать внимательное отношение к художественному слову, интерес к  литературе, мировой культуре;
  • Умение видеть и понимать красоту и хрупкость окружающего мира, воспитывать ответственное отношение к природе,  сочувствие и сострадание, понимание, назначение и ценность дарованной жизни.

 

Планируемые результаты:

  • Предметные: познакомить учащихся с нравственной основой сказки Андерсена , развивать умение работать с художественным текстом, выделять главное, анализировать;

  • Познавательные УУД: развивать умение работать с художественным текстом, выделять главное, анализировать;

 

  • Личностные УУД: воспитывать внимательное отношение к художественному слову, интерес к  литературе, мировой культуре;

самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий, поступков;

  • Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные виды деятельности учащихся и учителя на уроке: составление вопросов по прочитанному, умение делать вывод на каждом этапе урока, исследовательская работа, аналитическая беседа, индивидуальная и групповая работа.

Ход урока.

Вступительное слово.

Сегодня, ребята, мы отправимся в сказку. Выйдем рано-рано утром. Только рассвело, и на улице ещё никого нет. Смотрите, вон кто-то приставил к столбу лестниц у и взбирается по ней. Это фонарщик. Утром он меняет керосиновые лампы, а вечером вновь зажжёт их. Сколько раз огонёк старого уличного фонаря помогал одиноким путникам найти пристанище, указывал путь сбившимся с дороги? Сколько судеб, проходя мимо, оставили свой след?

Всё это хранят в своей памяти старый фонарь и старый фонарщик. И иногда тёмными  зимними вечерами они вспоминают волшебные истории, которым были свидетелями и которые слышали от тех, кто, проходя мимо, забредал на свет уличного фонаря укрыться от темноты и непогоды в каморку фонарщика. Заглянем туда и мы…

Было это давным – давно. Разыгравшаяся метель привела в маленький домик удивительного вошебника из далёкой страны Дании, страны, где живут сказочные эльфы и гномы, страны волшебных пещер, таинственных ущелий и чудесных сказок.  Это был Ганс Христиан Андерсен.

Много пыльных дорог, бескрайних лесов и необъятных полей обошёл Андерсен вместе со своими героями. О многих их приключениях вы знаете, о многом вам предстоит узнать.

Эта сказка  приведёт вас в загадочный далёкий Китай. Она расскажет вам о любви и преданности, о благородстве и бескорыстии. Вы встретитесь с жестокостью и смертью. Вы станете свидетелями удивительной истории…

Кто же герои этой сказки? Как сложится их судьба? Что окажется сильнее: свет или тьма?

Фонарь уже зажёгся, потрескивают дрова в печке фонарщика, волшебник рассказывает свою сказку. Он назвал её «Соловей». Откроем первую страницу…

Работа с текстом сказки.

-Каким вы представляете себе дворец?

-Кто живёт во дворце?

-Зачем к цветам были привязаны колокольчики?

-Что можно сказать об императоре?

-Где кончается ненастоящая и начинается подлинная жизнь?

-Почему путешественники говорили о соловье «Вот это лучше всего!»

Чтение по ролям  до слов «Что это  за соловей?…»

-Какие новые черты характера императора проявились?

-Кто помог приближённым?

-Случайно ли это? Кто слышал соловья? Какое место в их жизни занимает соловей?

Как приближённые императора искали соловья? Расскажите.

-Почему 1-й  приближённый не представлял себе соловья скромной серенькой птичкой?

-О чём говорят слезы, выступившие на глазах императора?

-Какая  награда дороже всего соловью?    

1-я часть – торжество истинного искусства. Так хочется надеяться, что волшебная сила искусства исправит все пороки, все недостатки. Люди раскаются в своих  заблуждениях. Но посмотрим, что нас ждёт дальше…

- Можно ли сказать, что увлечение всего города пением соловья было глубоким, искренним поклонением искусству?

-Придворные утверждают, что механический соловей лучше не только платьем и бриллиантами, но и внутренними своими достоинствами. Согласны ли вы с этим? Почему?

-Почему бедным людям ближе пение настоящего соловья?

-Поломка игрушки – случайность или закономерность?

-Найдите в тексте то место, где к императору пришла смерть.

Выразительное чтение.

-Почему живой соловей прилетел к императору?

Чтение последней сцены по ролям.

-Что понял император, заглянув в глаза смерти?

( Настоящий певец  не может петь по принуждению. Искусство должно быть свободным.)

Почему так необычен финал? Что несёт с собой это «Здравствуйте!»

(-здоровья всем;

-начало нового дня;

-начало новой жизни)?

Творческая работа  «Волшебная сила искусства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...