"Ничто нас в жизни не может вышибить из седла"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Урок разработан к 100-летию К.М.Симонова, рассчитан на обучающихся 5-9 классов. Дети знакомятся с жизнью и творчеством К. Симонова, привлекаются к чтению военно-патриотической литературы через его творчество. Урок развивает мыслительные и творческие способности учащихся, развивает связную устную речь, мышление и воображение, воспитывает и развивает интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simonov.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок к 100-летию К.М.Симонова

 «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла».

Цели: знакомство с жизнью и творчеством К. Симонова, привлечение к чтению военно-патриотической литературы через творчество К. Симонова.

Задачи:

-развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;

- развитие связной устной речи учащихся;

- развитие мышления и воображения;

- воспитание и развитие интереса к чтению;

- воспитание чувства патриотизма.

Ход урока

1. Вводное слово.

Здравствуйте. Сегодня мы собрались все вместе на урок, который я назвала стихотворной строчкой «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла». (СЛАЙД 1) А начнем мы с эмоционального настроя, прослушав кусочек из песни, которая звучит в фильме «Командир счастливой Щуки».

Каким настроением веет от песни? (Грусть смешивается с гордостью)

Какова ее идея? (Нужно помнить о героях войны)

Да, нужно помнить о той поре, о тех людях, которые отвоевали родную землю, отстояли свободу. Мы не слышим грома пушек, грохота взрывов, мимо нас не свистят пули, под ногами не горит земля, мы не плачем над убитыми, мы не видим, как враги топчут русскую землю, испепеляют села, города, расстреливают людей, десятками, сотнями тысяч не отправляют в концлагеря, на работу в Германию, но мы знаем об этом.

Как  дошла до нас эта информация? (Из рассказов участников ВОв, из книг о войне, из художественных и документальных фильмов, из архивных материалов, из газет того времени)

Благодаря военным корреспондентам появлялись очерки, заметки в газетах. Эти люди воевали и в то же время писали статьи, брали интервью, фотографировали, снимали кинохронику, чтобы Родина знала обо всем, что происходит на передовой. Кроме оружия в их руках был фотоаппарат «Лейка», редко кинокамера, блокнот, карандаш.

Рассмотрим репродукцию картины А.Никича «Военные корреспонденты» (СЛАЙД2).

Как изображены на ней фронтовые корреспонденты?

Что мы узнаем об их службе?

Этим людям посвящена «Песня фронтовых корреспондентов». Автором слов является К.М.Симонов, автором музыки – М.Блантер, а послушаем мы ее в исполнении Л.Утесова (тоже участника Вов) (СЛАЙД 3).

Что нового вы узнали о военных корреспондентах из песни?

(СЛАЙД 4) На слайде вы видите фото военных корреспондентов, которых для краткости называли военкорами.

Что вы еще скажете про С.В.Михалкова, В.Гроссмана, М.А.Шолохова, Е.Долматовского, М.Джалиля?

(СЛАЙД 5) С именем К.М.Симонов мы уже столкнулись на уроке.  

Почему, по-вашему, мы обращаемся именно к этому военкору? (Он поэт) Подсказка на СЛАЙДе 6.(В 2015 г. 100 лет со дня рождения К.М.Симонова)

Итак, 2015 год юбилейный для этого разностороннего человека. Сегодня мы поговорим о его жизни, творчестве, деятельности, услышим и вспомним стихи, проанализируем их.

(СЛАЙД 7) Родился в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба  Михаила Симонова и   княжны Александры Леонидовны Оболенской. По материнской линии -дворянин. При рождении дали имя Кирилл. Отец пропал без вести в годы гражданской войны, воспитывал отчим, которого с благодарностью, теплотой вспоминает К.М. После седьмого класса пошел на производство; работал токарем. Начал писать стихи в 16 лет после поездки в Ленинград.

(СЛАЙД 8) В 1934 году поступил учиться в литературный институт имени А. М. Горького. Окончил в 1938 году. К этому времени он уже написал несколько больших произведений — в 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.

Симонов не выговаривает [р] и твёрдый [л], произнести собственное имя ему было затруднительно. Вместо родного имени Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает популярность.

(СЛАЙД 9) Первое стихотворение, которое принесло  К. Симонову широкую известность «Генерал» (1937 г.) Посвящено герою войны в Испании, венгерскому коммунисту Матэ Залка      (генералу Лукачу).

(СЛАЙД 10) В горах этой ночью прохладно.

В разведке намаявшись днем.

Он греет холодные руки

Над желтым походным огнем.

В кофейнике кофе клокочет,

Солдаты усталые спят.

Над ним арагонские лавры

Тяжелой листвой шелестят…

С тех пор он повсюду воюет:

Он в Гамбурге был под огнем,

В Чапее о нем говорили,

В Хараме слыхали о нем…

Венгерское красное знамя

Его освящает в бою.

И где б он ни бился - он всюду

За Венгрию бьется свою.

Какова была главная задача поэта при написании стихотворения? (Рассказать о герое, о патриоте)

Итак, поэзия Симонова патриотична. В самом начале войны, в 1941 году, Симонов создает стихотворение «Родина».

(СЛАЙД 11) Касаясь трех великих океанов,  

Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой строфы?

Почему стихотворение написано именно в 1941 году? (Началась война, в первые дни русские терпят неудачи. Нужны произведения, подбадривающие, вселяющие уверенность людей в необходимости защищать Родину)

А какой образ нарисовал Симонов? (Родина – это не абстрактное понятие. Это маленькая часть земли «…такую,//Какой её ты в детстве увидал».)

Какова главная мысль стихотворения? (От любви к «малой» родине разрастается любовь к Родине.)

Кроме того, что Симонов творит, он читает свои произведения раненым. (СЛАЙД 12) Мы прослушаем запись стихотворения «Жди меня» в исполнении самого автора.

Что оно воспевает? (Воспевает чувства верности, надежды, веры, любви, которые греют душу солдата на войне. Воюющим очень важно знать, что их помнят, верят и ждут.)

Стихотворение пользовалось огромной популярностью. Эти стихи стали жизненно необходимы миллионам людей в самые тяжелые минуты, в  то время как оно, опубликованное в январе 1942 г. в газете «Правда», обращалось к одной женщине – Валентине Серовой. Звезду советского кинематографа зрители обожали. Актриса рано овдовела и вскоре связала свою судьбу с поэтом. Именно она вдохновила на создание  «Жди меня», стала Музой, женой.

(СЛАЙД 13) В моменты затишья К.М.Симонов выступает перед бойцами на фронте, пишет статьи, очерки, стихи. (СЛАЙД 14)

(СЛАЙД 15) Тяжелейшие военные условия помогли Симонову выработать свой стиль жизни: работоспособность, собранность, целеустремленность. Это давало силы творить. За четыре военных года изданы пять сборников очерков, рассказов,  повесть и пьесы, сборники стихов.

Какие темы характерны для творчества Симонова? (Темы патриотизма, любви к Родине, любви, героизма)

На ваш взгляд, какая является самой главной? (Тема войны)

(СЛАЙД 16) Большая часть фронтовых очерков Константина Симонова после войны составила сборник «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

Стихотворения «Ты помнишь,  Алёша, дороги Смоленщины…», «Майор привез мальчишку на лафете…» мы изучали на уроках.

Вспомните, откуда везли мальчика? (Везли из Брестской крепости, которая первая приняла на себя удар фашистов.)

Почему именно он привлек внимание рассказчика? (Он был седой.)

Почему мальчик седой? (Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя.)

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

Как звучат последние строфы? (Они напоминают клятву человека, готового сражаться до победы)

Почему поэту важно увидеть возвращение на Родину? (Увидеть мальчика на родной земле – значит исполнить воинский долг: вернуть мир, быть уверенным в спокойным будущем всех.)

Роман-трилогия «Живые и мёртвые», повесть «Случай с Полыниным», пьесы «Русские люди», «Парень из нашего города» тоже о войне. Остановлюсь на пьесе «Парень из нашего города». Она станет интересной для 9классников. В названии подчеркнута типичность судьбы главного героя, Сергея Луконина, а финал автор намеренно сделал открытым. Пьеса показала способность автора быть превопроходцем, предугадывать события, темы, самой насущной окажется война.

(СЛАЙД 17) Книга «Разные дни войны» с подзаголовком «Дневник писателя» была написана через тридцать лет после окончания войны. Она вобрала в себя не только военные записки, корреспонденции, фронтовые блокноты и дневники, но и личные воспоминания писателя, его размышления о войне, навеянные работой с архивными материалами. «Разные дни войны» – это портрет «без прикрас» и самого Константина Симонова, это трезвый, а порой до жесткости правдивый взгляд на самого себя и на то время, в которое он жил.

Произведения К.М.Симонова переведены на многие иностранные языки: английский, вьетнамский, португальский, испанский.  Работал в разных странах: Японии, США, Канаде, Франции.

О чем это говорит? (Творчество Симонова интересно всему миру.)

(СЛАЙД 18) В «Автобиографии» поэта, военного корреспондента, драматурга, писателя  читаем: « На мой взгляд, поэзия всегда должна звать людей  к мужеству, к решимости не отступать ни перед препятствиями,  ни перед угрозами...» Слова «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла…» из стихотворения «Сын артиллериста» можно назвать девизом жизни художника слова и  всего русского народа. Надеюсь, что вы будете читать, открывать для себя новые произведения Симонова. Наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Может ли алкоголь улучшить твою жизнь

Давайте задумаемся: разве не лучше воспринимать мир как он есть, незамутненным взглядом?...

Литературно-музыкальная композиция "И, может, потому мы счастливы, что в жизни ко всему причастны мы..."

Литературно-музыкальная композиция "И, может, потому мы счастливы, что в жизни ко всему причастны мы..." посвящена жизни и творчеству поэта-песенника И. В. Шаферана...

Это может спасти жизнь!

Пешеходам необходимо иметь на одежде светоотражающие элементы...

Тема: Необычные вредные привычки в повседневной жизни. Занятие может проводится в 1-3 этапа (1-3 урока)

Цель урока: Дать учащимся представление о здоровом образе жизни, понятие о вредных привычках. Изучить и сделать вывод о пользе и вреде жевательной резинки, чипсах, напитках. Заострить внимание о вреде...

"Без дружбы жизнь ничто!"

Классный час о дружбе для учащихся 5-х классов....