Рабочая программа изучения литературы 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; Просвещение, 2008), образовательной программы МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ и учебного плана МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ . Программа подкреплена учебником по литературе для 6 класса (автор-составитель Г.С. Меркин. - М.: Просвещение, 2015), рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»). Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 68 часов . Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения. Программа по литературе для 6 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса литературы не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Литература».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_polnostyu.docx | 61.19 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; Просвещение, 2008), образовательной программы МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ и учебного плана МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ . Программа подкреплена учебником по литературе для 6 класса (автор-составитель Г.С. Меркин. - М.: Просвещение, 2015), рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»). Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 68 часов . Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения. Программа по литературе для 6 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса литературы не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Литература».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся 5 класса.
II.Общая характеристика учебного предмета.
Задача программы представлена двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического вкуса, что способствует развитию устойчивого интереса к книге. Формирование углублённого чтения умение видеть текст и подтекст, формирование речевых умений, формирование умения видеть писателя в контексте общей культуры истории мирового искусства.
Общеобразовательная задача направлена на формирование основных умений:
- Правильно и быстро читать текст.
- Осмысление и анализ изученного.
- Умение определить принадлежность произведения к литературному роду и жанру.
- Уметь обосновывать своё суждение устно и письменно.
- Уметь владеть монологической и диалогической речью.
III.Место учебного предмета «Литература»
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 6 классе в объёме 70 ч. В связи с государственными праздниками : 2 мая, 9 мая (в 6 «а») и 23 февраля и 8 марта (в 6 «б» классе) – по факту рабочая программа рассчитана на 68 часов.
IV. Содержание программы
Введение
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
Из устного народного творчества
Предания, легенды, сказки.
«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные персонажи в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Краеведение: сказки о богатырях в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.
Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).
Теория литературы: сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.
Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Из русской литературы ХIХ века
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: портрет В.А. Жуковского, репродукция картины К.Брюллова «Гадающая Светлана».
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С.Пушкина».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова; репродукция картины И.Шишкина «На севере диком…»; работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В. ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза, стихотворение в прозе.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
Связь с другими искусствами: репродукции картин Ф. Славянского «Семейная картина. (На балконе.)» и К. Маковского «Дети, бегущий от грозы».
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.
Из русской литературы XX века
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Теория литературы: рождественский рассказ.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
С.А. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов (по выбору).
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
А.А. АХМАТОВА
Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.
Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.
Развитие речи: выразительное чтение.
Из поэзии
о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру; репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа».
Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Тихая обитель».
Из зарубежной литературы
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению; арабский пейзаж.
Я. и В. ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
Теория литературы: новелла, юмор, ирония.
Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
V.Учебно-тематический план
№ | Разделы программы | Количество часов | |
П | Ф | ||
1. | Введение | 1 | |
2. | Из греческой мифологии | 3 | |
3. | Из устного народного творчества. | 3 | |
4. | Из древнерусской литературы | 3 | |
5. | Из литературы XVIII века. М.В.Ломоносов. | 2 | |
6 | Из литературы XIX века. В.А.Жуковский | 3 | |
7. | А.С.Пушкин. | 9 | |
8. | М.Ю.Лермонтов. | 3 | |
9. | Н.В.Гоголь | 4 | |
10. | И.С.Тургенев | 3 | |
11. | Н.А.Некрасов. | 1 | |
12. | Л.Н.Толстой | 4 | |
13. | В.Г.Короленко | 3 | |
14 | А.П.Чехов | 3 | |
15 | И.А.Бунин | 2 | |
16 | А.И.Куприн | 3 | |
17 | С.А.Есенин | 2 | |
18 | 4 | ||
19 | Н.М.Рубцов | 1 | |
20 | Из поэзии о Великой Отечественной войне | 1 | |
21 | В.П.Астафьев | 2 | |
22 | Из зарубежной литературы | 7 |
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
- Авторской программы по литературе «Программа курса «Литература» 5-9 классы». Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
- Учебник «Литература 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2015 г.
- Планирование и материалы к курсу «Литература 6 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2008г.
- 1.Электронные образовательные ресурсы
- Интернет-ресурсы для ученика и учителя: -. http://school-coHection.edu.rii/catalog/pupil/?subiect=8 -.
- сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ -• http://rus. 1 september.ru/topic. php?TopicID= l&Page -. http://www.openclass.ru/
- 2. Электронные пособия
- \CD\ Библиотека школьника. (Jewel) (Новый диск)
- \CD\ "Библиотека русской классики. Выпуск 1 (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "библиотека русской классики. Выпуск 2 (DVD-box)'' (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "Библиотека русской классики. Выпуск 3 (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ '"Библиотека русской классики. Выпуск 5 (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "Библиотека русской классики. Выпуск 6 (DVD-box)" ( Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "Библиотека русской классики. Выпуск 7 (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "Репетитор по литературе КиМ 2008 (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "Русская литература 8-11 классы. (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "Классическая литература. 3000 произведений мировой литературы PC-DVD (Jewel)" (Новый диск)
- \CD\ "Литература 5-11 классы. Библиотека электронных нагл. Пособий' (Дрофа)
- \CD\ "Уроки литературы КиМ 7-8 кл. DVD-BOX CD-ROM" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ Русская поэзия.
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия;
- Мультимедийные проекты по творчеству русских писателей;
- Антология русской литературы.
- 3.Печатные пособия
- Таблицы
- Карты-схемы
VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
умение пользоваться компьютером и Интернет-ресурсами в учебной деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
№ п/п | Тема урок |
Дата | Содержание образования | Основные виды деятельности | Межпредметные и внутрипредметные связи | Теоретические понятия | Вид контроля | |||||||||||||||||||||||||
П | Ф | |||||||||||||||||||||||||||||||
1. | О литературе, читателе и писателе. | 01.09 | Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.). | Работа с учебником , беседа , выразительное чтение | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 1 | |||||||||||||||||||||||||||
2. | «Пять веков». Из греческой мифологии. | 04.09 | Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | Составление тезисных планов статьи учебника, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, работа с терминами и учебником | Произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве. | Миф, мифологический сюжет | Рабочая тетрадь. Задание к уроку №2 | |||||||||||||||||||||||||
3 | «Прометей» : отражение в мифах представлений о героизме. | 08.09 | Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | Составление тезисных планов статьи учебника, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, работа с терминами и учебником | Произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве. | Миф, мифологический сюжет | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 3 | |||||||||||||||||||||||||
4 | Образ Геракла в мифе «Яблоки Гесперид» | 11.09 | Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | Составление тезисных планов статьи учебника, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, работа с терминами и учебником | Произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве. | Миф, мифологический сюжет | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 4 | |||||||||||||||||||||||||
5. | Устное народное творчество. «Солдат и смерть» | 15.09 | Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность. | Художественный пересказ, сообщение учителя, беседа | Работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино. | Предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 5 | |||||||||||||||||||||||||
6. | Народное представление о добре и зле. «Как Бадыноко победил…» | 18.09 | Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность. | Художественный пересказ, сообщение учителя, беседа | Работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино. | Предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке, нардский эпос | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 6 | |||||||||||||||||||||||||
7. | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Художественные особенности сказки. Народные представления о добре и зле. | 22.09 | Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность. | Художественный пересказ, сообщение учителя, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текстом и иллюстрациями | Работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино. | Предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке, нардский эпос | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 7 | |||||||||||||||||||||||||
8. | «Сказание о белгородских колодцах». Поучительный характер древнерусской литературы. Отражение истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | 25.09 | Сказание о белгородских колодцах ». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). | Выразительное чтение, работа с терминами и иллюстрациями, составление плана статьи учебника | Работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. | Сказание | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 8 | |||||||||||||||||||||||||
9. | «Повесть о разорении Рязани Батыем»: нравственная проблематика повести. | 29.09 | «Повесть о разорении Рязани Батыем», Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, пересказ эпизода, работа с терминами | Работа с иллюстрациями, рисунки учащихся | Древнерусская повесть, плач | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 9 | |||||||||||||||||||||||||
10. | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» | 02.10 | «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы. | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, пересказ эпизода, работа с терминами | Работа с иллюстрациями, рисунки учащихся | Поучение | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 10 | |||||||||||||||||||||||||
11. | М.В. Ломоносов – гениальный поэт, гражданин, ученый. Годы учения. Отражение в поэзии позиций ученого и гражданина. | 06.10 | Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». | Составление плана статьи учебника, сообщения учителя и учащихся, беседа. | Скульптурный портрет М. В. Ломоносова (Ф. И. Шубин), портреты М.В.Ломоносова | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 11 | ||||||||||||||||||||||||||
12. | «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта. Основные мотивы стихотворения. | 09.10 | Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения | Сообщения учителя и учащихся, беседа, выразительное чтение наизусть | Скульптурный портрет М. В. Ломоносова (Ф. И. Шубин), портреты М.В.Ломоносова | Иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 12 | |||||||||||||||||||||||||
13. | В. А. Жуковский. Слово о поэте. | 13.10 | Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. | Выразительное чтение. Сообщения учителя и учащихся, беседа. | Портреты В.А. Жуковского | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 13 | ||||||||||||||||||||||||||
14 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана»: фантастическое и реальное в балладе. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. | 16.10 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. | Беседа, словарная работа, работа с текстом | Портреты В.А. Жуковского | Реальное, фантастическое; фабула; баллада | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 14 | |||||||||||||||||||||||||
15 | Анализ баллады «Светлана» | 20.10 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. | Лексическая работа, беседа, сообщения учащихся и учителя, чтение отрывков наизусть, прослушивание музыкальной композиции. | Романс «Раз в крещенский вечерок…» на музыку А. Е. Варламова | Реальное, фантастическое; фабула; баллада, лейтмотив | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 15 | |||||||||||||||||||||||||
16. | Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. | 23.10 | Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. | Сообщения учителя и учащихся, беседа. Чтение наизусть стихотворений, инсценирование эпизода «Экзамен», работа с иллюстрациями. | Конкурс рисунков, работа с иллюстрациями | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 16 | ||||||||||||||||||||||||||
17 | Лирика природы: «Деревня», «Простите, верные дубравы...», «Роняет лес багряный свой убор...» | 27.10 | Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда» | Беседа, частичный анализ текста, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, художественное чтение наизусть | Конкурс рисунков, работа с иллюстрациями | Элегия. Двусложные размеры стиха; строфа, типы строф | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 17 | |||||||||||||||||||||||||
18 | Изображение природы в стихотворении «Зимнее утро» | 30.10 | Лирика природы. Частичный лингвистический анализ стихотворения «Зимнее утро» | Беседа, частичный анализ текста, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, художественное чтение наизусть | Конкурс рисунков, работа с иллюстрациями. Репродукции зимних пейзажей | Элегия. Двусложные размеры стиха; строфа, типы строф | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 18 | |||||||||||||||||||||||||
19. | «Дубровский»: историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. | 13.11 | Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи | Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, работа с текстом | Роман «Дубровский» в русском искусстве | Роман (первичные представления); авторское отношение к героям. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 19 | |||||||||||||||||||||||||
20. | Причины ссоры Дубровского и Троекурова. | 17.11 | Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи | Составление сопоставительных таблиц, лексическая работа, выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа, беседа | Роман «Дубровский» в русском искусстве | Роман (первичные представления); авторское отношение к героям. Основной конфликт. Центральные персонажи | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 20 | |||||||||||||||||||||||||
21. | Отец и сын Дубровские | 20.11 | Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи | Пересказ эпизода от лица героев, беседа, лексическая работа, чтение по ролям | Роман «Дубровский» в русском искусстве | Роман (первичные представления); авторское отношение к героям. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 21 | |||||||||||||||||||||||||
22. | В.Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель, благородный разбойник. | 24.11 | Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи | Анализ эпизода «Дубровский в Кистенёвской роще». Пересказ эпизода от лица героев, беседа, лексическая работа, чтение по ролям | Роман «Дубровский» в русском искусстве | Роман (первичные представления); авторское отношение к героям. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 22 | |||||||||||||||||||||||||
23 | Дубровский и Маша Троекурова | 27.11 | Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи | Пересказ эпизода от лица героев, беседа, лексическая работа, чтение по ролям | Роман «Дубровский» в русском искусстве | Роман (первичные представления); авторское отношение к героям. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 23 | |||||||||||||||||||||||||
24 | Мастерская творческого письма. Продолжение романа А. С. Пушкина «Дубровский» | 01.12 | Развитие речи | Формулирование письменного ответа на вопрос, составление плана устного рассказа | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 24 | |||||||||||||||||||||||||||
25 | М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. | 04.12 | Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость) | Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, работа с текстом | Лирический герой | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 25 | ||||||||||||||||||||||||||
26 | «Тучи»: вольнолюбивые мотивы в лирике. | 08.12 | Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость) | Беседа, частичный анализ текста, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, художественное чтение наизусть | работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей. | Трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия, антитеза. Лирический герой | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 26 | |||||||||||||||||||||||||
27 | М.Ю. Лермонтов «Парус», : многозначность художественного образа. | 11.12 | Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость) | Беседа, частичный анализ текста, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, художественное чтение наизусть | работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей. | Трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия. Лирический герой | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 27 | |||||||||||||||||||||||||
28. | Слово о Гоголе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 15.12 | Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг) | Конкурс знатоков повести, беседа, сообщения учащихся и учителя. | Работа с иллюстрациями | Героическая повесть. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 28 | |||||||||||||||||||||||||
29. | «Бранное, трудное время…». Родина, породившая богатырские характеры. Образ степи в повести. | 18.12 | Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести. | Чтение по ролям, беседа. Работа с иллюстрациями, работа с учебником | Работа с иллюстрациями | Тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры). | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 29 | |||||||||||||||||||||||||
30. | Подвиг и предательство в повести. Судьбы Остапа и Андрия. | 22.12 | Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести. | Выразительное чтение, художественный пересказ. Работа с иллюстрациями, составление таблицы «Остап и Андрий». Лексическая работа, дискуссия, самостоятельная исследовательская работа с текстом. | Работа с иллюстрациями | Типы речи и разнообразие лексических пластов; герой. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 30 | |||||||||||||||||||||||||
31. | Подвиг Тараса Бульбы. Тарас Бульба - национальный герой. | 25.12 | Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля. | Выразительное чтение, художественный пересказ. Работа с иллюстрациями, беседа. Лексическая работа, дискуссия, самостоятельная исследовательская работа с текстом. | Работа с иллюстрациями | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 31 Домашнее сочинение. | ||||||||||||||||||||||||||
32. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | 29.12 | «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | Работа с иллюстрациями, беседа, художественный пересказ. Лексическая работа | Конкурс рисунков, устное рисование. | Цикл рассказов. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 32 | |||||||||||||||||||||||||
33. | «Бирюк»: проблематика и своеобразие. Общечеловеческое в рассказе. | 12.01 | Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. | Работа с иллюстрациями, беседа, чтение по ролям, сообщения учителя и учащихся. Лексическая работа | Работа с иллюстрациями | Позиция автора, образ рассказчика, идея и замысел произведения. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 33 | |||||||||||||||||||||||||
34. | И.С.Тургенев «В дороге». Тема любви в лирике. | 15.01 | Анализ стихотворения в прозе | Выразительное чтение наизусть, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, беседа. | Романсы на стихи И. С. Тургенева. | Стихотворение в прозе | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 34 | |||||||||||||||||||||||||
35. | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «В полном разгаре…» Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. | 19.01 | Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. | Составление тезисного плана статьи учебника, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение стихотворений, работа с иллюстрациями, беседа | Работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники. | Трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 35 | |||||||||||||||||||||||||
36. | Л.Н.Толстой в 30-50 годы 19 века. Слово о писателе. | 22.01 | Краткие сведения о творческой биографии писателя | Сообщения учителя и учащихся, составление устного высказывания | Работа с иллюстрациями по произведениям Толстого и фотографиями писателя | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 36 | ||||||||||||||||||||||||||
37. | Автобиографическая повесть «Детство» ( анализ глав из повести «Детство», «Что за человек») - «источник лучших наслаждений». | 26.01 | Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, художественный пересказ, беседа, составление устного высказывания | Работа с иллюстрациями по произведениям Толстого и фотографиями писателя | Автобиографическая проза. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 37 | |||||||||||||||||||||||||
38. | Анализ глав «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна» | 29.01 | Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, художественный пересказ, беседа, составление устного высказывания | Работа с иллюстрациями по произведениям Толстого и фотографиями писателя | Автобиографическая проза. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 38 | |||||||||||||||||||||||||
39 | Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н.Толстого. | 02.02 | Развитие речи | Составление устных и письменных высказываний на заданную тему | А.Я.Яшин «Спешите делать добрые дела!» | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 39 | ||||||||||||||||||||||||||
40. | В.Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе. Отец и сын. | 05.02 | Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. | Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текстом. | Работа с иллюстрациями, устное рисование. | Повесть, художественная деталь, портрет и характер | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 40 | |||||||||||||||||||||||||
41 | Дружба Валека, Васи и Маруси. Тема детской дружбы. | 09.02 | Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. | Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями | Работа с иллюстрациями, устное рисование. | Повесть, художественная деталь, портрет и характер | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 41 | |||||||||||||||||||||||||
42. | Взрослые и дети в повести «В дурном обществе» | 12.02 | Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. | Работа с иллюстрациями, художественный пересказ, чтение по ролям, беседа по вопросам | Работа с иллюстрациями, устное рисование. | Повесть, художественная деталь, портрет и характер | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 42 | |||||||||||||||||||||||||
43. | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим» | 16.02 | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. | Выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа, работа с иллюстрациями, беседа | Работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма. | Юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 43 | |||||||||||||||||||||||||
44. | Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. | 19.02 | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Толстый и тонкий»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. | Выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа, работа с иллюстрациями, беседа | Работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма. | Юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 44 | |||||||||||||||||||||||||
45 | Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка» | 26.02 | Сатирические и юмористические рассказ А.П. Чехова., «Шуточка»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. | Выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа, работа с иллюстрациями, беседа | Работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма. | Псевдоним , ирония, самоирония | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 45 | |||||||||||||||||||||||||
46. | Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И. Бунина. | 01.03 | Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…» | Выразительное чтение наизусть, самостоятельная исследовательская работа, работа с иллюстрациями, беседа, прослушивание музыкальной композиции. | П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». Репродукции картин И.И.Левитана и М.В. Нестерова | Эпитет и метафора | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 46 | |||||||||||||||||||||||||
47. | И.А. Бунин «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | 04.03 | Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | Выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся. | Работа с иллюстрациями | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 47 | ||||||||||||||||||||||||||
48 | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. «Белый пудель». Особенности рассказа. | 11.03 | Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся, конкурс заглавий частей рассказа | Подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 48 | ||||||||||||||||||||||||||
49 | А.И. Куприн. «Белый пудель». Особенности рассказа. | 15.03 | Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | Художественный пересказ, пересказ от другого лица, составление устного высказывания по заданному рассказу, беседа | Подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна. | Язык героя как средство создания образа | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 49 | |||||||||||||||||||||||||
50 | А.И. Куприн «Тапер»: основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. | 18.03 | Рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | Художественный пересказ , сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальных композиций | Подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна. | Детали портрета героя | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 50 | |||||||||||||||||||||||||
51. | С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке»: пафос и тема стихотворения. | 29.03 | Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина. | Чтение наизусть, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями | Фотографии С.А.Есенина, иллюстрации к произведениям | Поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 51 | |||||||||||||||||||||||||
52. | Особенности лирики С.А. Есенина. «Разбуди меня завтра рано...». Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина. | 01.04 | Стихотворения: «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина. | Чтение наизусть, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями | Фотографии С.А.Есенина, иллюстрации к произведениям | Поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 52 | |||||||||||||||||||||||||
53. | М.М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. | 05.04 | Краткие сведения о писателе | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, художественный пересказ | Иллюстрации к эпизоду, устное рисование | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 53 | ||||||||||||||||||||||||||
54. | «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра. | 08.04 | Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, художественный пересказ, беседа . | Иллюстрации к эпизоду, устное рисование | Сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений). | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 54 | |||||||||||||||||||||||||
55. | Настя и Митраша. | 12.04 | Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. | Конкурс рисунков, чтение по ролям, художественный пересказ, беседа, исследовательская работа с текстом. | Иллюстрации к эпизоду, устное рисование | Сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений). | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 55 | |||||||||||||||||||||||||
56 | Смысл названия сказки-были | 15.04 | Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. | Художественный пересказ, беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями. | Иллюстрации к эпизоду, устное рисование | Сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений). | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 56 | |||||||||||||||||||||||||
57. | Краткие сведения о Н.Н. Рубцове. «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа. Образный строй стихотворений. | 19.04 | Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй. | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа, работа с иллюстрациями | Портрет Рубцова, романс «Гори, гори, моя звезда…» | Художественная идея, кольцевая композиция, анафора | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 57, 58 | |||||||||||||||||||||||||
58. | Литературно-музыкальная композиция «Сороковые…» | 22.04 | Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. О р л о в. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» | Выразительное чтение, чтение наизусть. Сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальных композиций | Подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 59 | ||||||||||||||||||||||||||
59. | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон» | 26.04 | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Последний поклон». Тематика, проблематика рассказа. | Художественный пересказ, беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями. Сообщения учителя и учащихся. | Иллюстрации к произведению, фотографии В. П. Астафьева. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 60 | ||||||||||||||||||||||||||
60. | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. | 29.04 | Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. | Составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению. Чтение по ролям, работа с иллюстрациями. | Иллюстрации к рассказу | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 61 | ||||||||||||||||||||||||||
61 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Бабушка и внук. | 03.05 | Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа | Работа с иллюстрациями, беседа, дискуссия | Иллюстрации учащихся | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 62 | ||||||||||||||||||||||||||
62. | «Сказка о Синбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь» | 06.05 | «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. | Создание иллюстрации к произведению. Художественный пересказ, беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями. Сообщения учителя и учащихся. | Создание иллюстрации к произведению. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 63 | ||||||||||||||||||||||||||
63. | Краткие сведения о братьях Гримм | 10.05 | Краткие сведения о писателях. | Составление плана статьи учебника, сообщение учителя, беседа | Художественные фильмы, мультфильмы по сказкам | Волшебные, бытовые сказка, сказки о животных | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 63 | |||||||||||||||||||||||||
64 | Сказки братьев Гримм «Снегурочка» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» | 13.05 | Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. | Художественный пересказ, самостоятельная исследовательская работа, беседа . Сообщения учителя и учащихся. | Художественные фильмы, мультфильмы по сказкам | Народные и литературные сказки, сказочные детали | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 65 | |||||||||||||||||||||||||
65. | О. Генри «Вождь краснокожих». О детстве - с улыбкой и всерьез. Дети и взрослые в рассказе. | 17.05 | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа, создание словесного портрета | Х/ф «Вождь краснокожих» | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 66 | ||||||||||||||||||||||||||
66- 67 | Д. Лондон «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа. Сюжет и основные образы. | 20.05 | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. | Работа с иллюстрациями, самостоятельная исследовательская работа, беседа, сообщения учителя и учащихся. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 67, 68 | |||||||||||||||||||||||||||
68. | Читаем летом | 27.05 | Рекомендации на лето |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа изучения литературы 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; П...
Рабочая программа изучения литературы 7класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; П...
Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения
Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения...
Рабочая программа по литературе (расширенное изучение). 9 класс (105 часов) на 2017-2018 уч. год
Раточая программа по литературе разработана на основе программы под редакцией В.Я.Коровиной....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....