6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Габриелян Юлия Викторовна

Предварительный просмотр:

6 класс Русский язык Контрольное домашнее задание на тему "Орфограммы в корнях и приставках"

 Фамилия Имя______________________________Класс_______

Контрольное домашнее задание №1: «Орфограммы в корнях»

 

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.

Распол...житься, прик...снуться, прил...гательное, р...стовщик, г...релка, пол...жение, Р...стов, выж...гать, ст...лить, р...стение, сг...реть, соприк...сновение, возл...жить, бл...стать, зам...рать, уб...ру, бл...стящие, оп...реться, зам...р, приб...рать, уб...рёшь, разж...гавший, соб...рёмся, разб...рут, зам...реть, уд...рают, расст...лила, выч...тание, выд...рать, зар...сли, к...снулось.

2. Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

3. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.

Пр...забавный анекдот, пр...образованное хозяйство, пр...бывать в город, пр...встать со стула, пр...мыкающий к школе, пр...стегнуть значок, пр...соединиться к группе, пр...градить дорогу, пр...одолеть пр...граду, пр...брежные камыши, пр...вокзальная площадь, пр...мерить пальто, пр...спокойно ушёл, пр...старелый житель, пр...открывать тайну, пр...увеличить значение, пр...секать попытки.

 

Оценка__________

Комплекс упражнений на орфограмму "Безударная гласная в корне слова"

 Задание 1. Выбрать вариант, где в корне пишется Е:

A.   уд...вительный случай;

B.   разв…вающиеся страны;

C.   нащ…пать травки;

D.   увл…кательная экскурсия;

E.    прим...рить соперников.

 

Задание 2. Выбрать вариант, где в корне пишется И:

A.   разв…вающиеся знамёна;

B.   пл…нительный образ;

C.   рано созр…вать;

D.   бл…жайшая станция;

E.    угн…тение народа.

 

Задание 3. Выбрать вариант, где в корне пишется А:

A.   погл…щать пищу;

B.   благосл…вить на подвиг;

C.   пол…скать белье;

D.   просл…влять героя;

E.    приг…дится для занятий.

 

Задание 4. Выбрать вариант, где в корне пишется О:

A.   оч…ровательный пейзаж;

B.   насл...ждаться музыкой;

C.   пок…рить вершину;

D.   разг…дать замысел;

E.    препод…вать математику.

 

Задание 5. Выбрать вариант, где в корне пишется Я:

A.   осв…щать дорогу;

B.   потр…сающий случай;

C.   горько упр…кать;

D.   дать об…щание;

E.    нав…вать скуку.

 

Задание 6. Выбрать пословицу, где во всех трудных случаях пишется буква О:

A.   Не сп…ши языком – тор…пись делом.

B.   Седина в бор…ду – ум в гол…ву.

C.   Нечего тому стр…шиться, кто ничего не б…ится.

D.   В доме сл…пого и кр…вой силач.

E.    На чужбине д…роже богатств р…дная ст…рона.

 

Задание 7. Выбрать вариант с непроверяемой гласной в корне слова:

        1)        куст обл…пихи,

        2)        кроссовки на л…пучках;

        3)        т…лантливый инженер;

        4)        неув…даемая слава;

        5)        вопр…шающий взгляд;

        6)        признать кап…туляцию;

        7)        получить ст…пендию;

        8)        острая д…скуссия;

        9)        ун…кальное изобретение;

      10)      изв…ниться за опоздание.

 

Задание 8. Вставить нужные гласные, подобрать проверочные слова, выделить орфограммы:

        1)        прим…рять пальто, прим…рять соперников;

        2)        укр…шать зал гирляндами, укр…щать животных;

        3)        скр…пить подписью, скр…пит на морозе;

        4)        промышленность разв…вается, флаги разв…ваются;

        5)        посв…тить фонариком, посв…тить другу стихи;

        6)        ч…стота радиоволн, охранять ч…стоту русского языка;

        7)        разр…дить посевы, разр…дить ружьё;

        8)        прож…вать хлеб, прож…вать по адресу;

        9)        запл…тить по счету, спл…тить единомышленников;

      10)      с…дячая работа, пос…деть от переживаний;

      11)      сл…пить глаза, сл…паться в комок;

      12)      ум…лять значение, ум…лять о помощи;

      13)      отв…рить окно, отв…рить картофель в воде;

      14)      сельский ст…рожил, он ст…рожил склад;

      15)      ст…снённый в средствах, т…снённый золотом переплет;

      16)      зап…вать лекарство, зап…вать песню;

      17)      св…лять шерсть, позв…лять шалость;

      18)      ук…рять в неискренности, пок…рать преступников.

 

Задание 9. Переписать, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, подобрать проверочные слова:

1. Она накинула на голову зелёный газ, обв…ла его концы вокруг шеи. (Бунин) 2. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав…ваяя внизу сугроб. (Шишкин) 3. В то время все науки препод…вались на латинском языке. (Чернышевский) 4. Степь до самой зари не могла охладиться от погл…щённого за день жара. (Серафимович)  5. Лётчик обл…котился о перила и смотрел, как разгорается рассвет.(Паустовский) 6. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв…тить себя кабинетным занятиям. (Куприн) 7. Толпа не понимала, как это могло случиться, что столь быстро разр…дилось общее гневное настроение. (Фурманов) 8. Всё погл…щается бездонной трясиной нашей жизни. (Горький) 9. Отец подр…жал деду в обращении с братьями, с мамой, со мною. (Гладков) 10. Месяц величаво поднялся на небо посв…тить добрым людям и всему миру. (Гоголь) 11. Влажный, промозглый воздух ещё не успел разр…диться после ночи и был тяжёл. (Чехов) 12. Маменька обв…ла уд…вленными глазами свою комнату. (Пушкин)  

 

Задание 10. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. С каждым словом составить предложение.

     Образец: сп…шить – сп…сать

     Семья спешила к поезду (спЕшка). – Ученикам надо срочно списать (пИшет)

     расписание.

        1)        уг…дить, уг…дать;

        2)        раск…лоть, раск…лить;

        3)        обв…нить, обв…нчать;

        4)        задр…жать, раздр…жать;

        5)        посв…щение, осв…щение;

        6)        просл…вление, благосл…вение.

Таблица Чередующиеся гласные в корне

Чередующиеся гласные в корне

Корни, в которых написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем

Корни, в которых написание гласной зависит от ударения

Корни, в которых написание гласной зависит от буквы (букв), стоящей (стоящих) за гласной

 

Корни, в которых написание гласной зависит от смысла

-бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-блест-/-блист-

-жег-/-жиг-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

Пишется И, если за корнем следует суффикс -а-

замирать – замереть,

   блистать - блестеть

Исключения: сочетать, сочетание

 -лаг-/-лож-

-кас-/-кос-

Пишется А, если за корнем следует суффикс -а-

касаться – коснуться,

 предлагать – предложить

-гар-/-гор-

-клан-/-клон-

-твар-/-твор-

Под ударением – А,

без ударения – О.

загар – загорать

  поклон – кланяться

  творить – тварь  

Исключения: пригарь, выгарки, утварь

 

-зар-/-зор-

Под ударением – в соответствии с произношением,

без ударения – А.

зори – зарево – заря

Исключение: зоревать

 -плав-/-плов-

Без ударения О пишется только в словах:

пловец, пловчиха

-раст- (-ращ-)/-рос-

Пишется А перед ст, щ, в остальных случаях – О

расти, сращение – росла

Исключения: росток, рост, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, отрасль

 

-скак-/-скоч-

Пишется А перед К,

пишется О перед Ч

скакать – вскочить

Исключения: скачок, скачу

-мак-/-мок-

мак = «погружать в жидкость», «макать»

мок = «пропускать жидкость», «мокнуть»

макать (хлеб в молоко) –

   вымокнуть (под дождем)

 

-равн-/-ровн-

равн = «равный, одинаковый, наравне»

ровн = «ровный, гладкий, прямой»

выровнять (поверхность) – сравнивать

Комплекс упражнений на орфограмму "Непроизносимые согласные в корне слова"

 Задание 1. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.

    Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.

 Задание 2. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Д:

A.   злос…ный нарушитель;

B.   окрес…ные леса;

C.   громоз…кий шкаф;

D.   редкос…ный экспонат;

E.    хлёс…кая речь.

 Задание 3. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:

A.   прекрас…ное настроение;

B.   чудес…ный день;

C.   безопас…ность движения;

D.   прелес…ная девушка;

E.    обстановка глас…ности.

 Задание 4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:

A.   встреча ровес…ников;

B.   дружба сверс…ников;

C.   интерес…ный собеседник;

D.   искус…ная мастерица;

E.    блес…нуть в вышине.

 Задание 5. Выбрать слово с непроизносимым согласным В:

A.   че…ствовать героев;

B.   уча…ствовать в турнире;

C.   я…ственно слышать;

D.   вкусные я…ства на столе;

E.    ше...ствовать над классом.

  Задание 6. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д:

A.   Беда завис…ника в его зависти.

B.   Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..

C.   Чес…ный нечес…ному не товарищ.

D.   Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.

E.    Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.

 Задание 7. Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

     Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

 Задание 8. Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.

    Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

 Задание 9. Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.

  1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич)


Предварительный просмотр:

Обобщающий тест по литературе 6 класс

(второе полугодие)

  1. Жанром устного народного творчества является:

а) повесть;

б) рассказ;

в) сказка.

  1. Рассказ как жанр относится:

а) к лирике;

б) к драме;

в) к эпосу.

  1. Тема рассказа «Толстый  и тонкий»:

а) встреча одноклассников;

б) неравноправие людей;

в) осуждение приспособленчества.

  1. В детстве «тонкого» дразнили Эфиальтом, потому что он:

а) любил ябедничать;

б)часто плакал;

в) обманывал своих товарищей.

  1. Рассказ «Тонкий и толстый» построен по принципу:

а) сравнения;

б) антитезы;

в) гиперболы.

  1. Жанр произведения «Кладовая солнца»:

а) повесть;

б) сказка;

в) сказка-быль.

  1. Предложение из произведения «Кладовая солнца»: «Гребешок загорелся огненным цветком» - содержит:

а) аллегорию;

б) антитезу;

в) метафору.

  1. Кульминация в произведении «Кладовая солнца»:

а) убийство Серого помещика;

б) встреча Митраши и Травки;

в) спасение Митраши.

  1. В.П. Астафьеву не принадлежит произведение:

а) «Конь с розовой гривой»;

б) «Кладовая солнца»;

в) «Васюткино озеро».

  1. Действие в произведении «Конь с розовой гривой» происходит:

а) после Гражданской войны;

б) после Великой Отечественной войны;

в) после первой мировой войны.

11.  Жанр произведения «Конь с розовой гривой»:

а) мемуары (воспоминания);

б) рассказ;

в) повесть.

12.  Язык произведения «Конь с розовой гривой» отличает использование:

а) диалектных и просторечных слов;

б) общеупотребительной лексики;

в) жаргонизмов.

13. Дом («Стоял он сам собою, на просторе, и ничего ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – на забор, на ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни») характеризовал дядю Левонтия как:

а) нерачительного хозяина;

б) безразличного человека;

в) свободолюбивого человека.

14. Персонаж рассказа «Конь с розовой гривой», о котором говорится, что он был «исцарапанным, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами», - это:

а) старшой;

б) рассказчик;

в) Санька.

15. Рассказчик в произведении «Конь с розовой гривой» не прекратил собирать ягоды, потому что:

а) чувствовал ответственность за порученное бабушкой дело;

б) ему нравилось собирать землянику;

в) он не хотел купаться, как остальные ребята.

16. Изображение летнего дня в рассказе «Конь с розовой гривой», когда из города должна была вернуться бабушка, представляет собой:

а) рассуждение;

б) описание;

в) повествование.

17. Обман, в который был втянут юный герой рассказа «Конь с розовой гривой», сыграл важную роль в его жизни:

а) сверстники стали его уважать и прислушиваться к его советам;

б) бабушка и дедушка усилили контроль за его поведением, запретили дружить с детьми дяди Левонтия;

в) мальчик раскаялся в содеянном.

18. Бабушка, купив внуку пряник в виде коня, проявила:

а) жалость;

б) бесхарактерность;

в) доброту.

19. Рассказчик в произведении «Конь с розовой гривой» - это:

а) мальчик, повествующий о своих приключениях;

б) взрослый, вспоминающий о своем детстве;

в) группа повествователей.

20. А.П. Чехову не принадлежит произведение:

а) «Лошадиная фамилия»;

б) «Конь с розовой гривой»;

в) «Толстый и тонкий».

Ответы:

  1. В
  2. В
  3. В
  4. А
  5. Б
  6. В
  7. В
  8. В
  9. Б
  10. В
  11. Б
  12. А
  13. А
  14. А
  15. А
  16. В
  17. В
  18. Б
  19. В
  20. Б



Предварительный просмотр:

Итоговый тест за 6 класс в формате ЕГЭ

Вариант 1

Часть 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)
Августовский          2) газопрОвод                 3) копировАть          4) нАчала


А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) самый лучший                             2) трое дочерей

3) скучает во вас                              4) тремястами рублями

А3. В каком предложении употреблен архаизм?

  1. В Вологодской губернии пчелу называли «медуница», кнут- «витель», зеркальце- «глядильце».
  2. Добрый швец с запасом шьет.
  3. Приказчик стоял на краю дороги и , глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал.
  4. В новом доме был и  подземный паркинг, и  централизованная охрана.


Прочитайте текст и выполните задания А4—А8.
(1) ... (2) Он весь красно-бурый, покрыт серым налетом.(3) По бокам брюшка- яркие треугольные пятна. (4)Конец брюшка сильно вытянут и напоминает хвостик.

(5)Майский жук обгрызает листья деревьев. (6)Но еще опаснее личинка майского жука. (7)Она очень прожорлива. (8)…люди уничтожают майских жуков.

А4. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) В саду мы увидели майских жуков.

2) Среди многочисленных насекомых есть особенно вредные.

3) Впервые майского жука мне показал мой брат.

4) Майский жук- опасный вредитель.


А5. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Зато                  2) Поэтому               3) Даже               4) Наоборот


А6. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из  предложений (части предложения) текста?
1) личинка опаснее         2) обгрызает листья         3) конец вытянут            4) напоминает хвостик

А7. Укажите верную морфологическую характеристику слова весь (предложение 2).
1) числительное               2) наречие             3) местоимение                   4) союз

А8. Укажите значение слова налет (предложение 2).
1) Внезапное появление

2) Стремительное нападение

3) Нападение с целью грабежа

4) Тонкий слой чего-нибудь на поверхности

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В этот безветре(1)ый день осе(1)ий холод ласково и кротко крадется лисой к овся(3)ому двору.

1) 1, 2                  2) 1, 3                    3) 1, 2, 3                     4) 2, 3

А10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р_птать,тв_рдеть, к_лорит

2) угн_тение, щ_дить, хл_потливый

3) в_рсистый, _птека, зам_рать

4) пр_дильный, скр_пление, вн_мание

А11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_орзерный, пр_ломление, пр_шелец

2) над_язычный, четырех_ярусный, зав_южить

3) бе_вкусица, и_бежать, во_вестить

4) по_пись, о_правка, на_кусить


А12. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) крикн_те еще раз, вы перепиш_те

2) клевещ_т враги, дыш_т свободно

3) кача_шь ногой, реж_т заготовку

4) обид_л нечаянно, гон_т прочь

А13. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

  1. (Не)дисциплинированность Павлова мешала всем.
  2. За прямоту соседки (не)долюбливали мою бабушку.
  3. Заспанное лицо его было (не)злое, а скорее доброе.
  4. (Не)настная погода всем уже порядком надоела.

А14. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?
А. Стриж_шь          Б.  Алыч_вый                      В. Ключ_м            Г. Деш_вый  
1) А, Б, Г                        2) А, Б                   3) А, В, Г                   4) А, Г

А15.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

 Брат  н(1)кому н(2) в чем н(3) мог отказать, и н(4)которые люди злоупотребляли этим.

1) 1,2,3                  2 )1,2,3,4                       3)  1,3                   4)  1,2

А16. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Я стал читать ( )и во мне пробудилась охота к литературе.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А17. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Доброе начало- половина дела

1)После обобщающего слова перед однородными членами предложения.

2)Между однородными членами предложения

3) Между подлежащим и сказуемым

4) Между частями  сложного предложения


А18.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1(Кое)как я добрался  до железно(дорожного) вокзала.

2)Красновато(коричневые) листья падали на меня (с)верху

3) Когда(нибудь) и у меня будет такое бело(снежное) платье

4) (В)низу, у болота, иногда видны были длинно(ногие) журавли

А19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)Комната была небольшой но уютной и хорошо обставленной

2)Не случилось бы вьюги назавтра или ночью

3) Ни шуток ни смеха ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми.

4) Я листья считал на дереве  и ночью в глухом пруду пытался поймать звезду.


А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ты (1) поведай мне (2) добрый молодец  (3) ты (4) какого роду-племени (5) каким именем прозываешься?

1) 1, 2, 3                      2) 1, 3                        3) 2, 3, 5                          4) 3, 5

Прочитайте текст и выполните задания А20—А22; В1—В5; С1.

Зимний лес

    (1)Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. (2)Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.

      (3)Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. (4)Попробуй разгреби в лесу снег до земли. (5)На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. (6)Все еще зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.

     (7)Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. (8)На лесной поляне вьется след лисицы. (9)Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. (10)Парочки следов испятнали снег. (11)Это пробежала куница, хищница искала белок.

    (12)Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе!

 (По Д.Зуеву)

А21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1)  Зимний лес очень красив

2) Зимой жизнь в лесу замирает.

3) По снегу можно узнать о событиях зимнего леса

4) Снег украшает деревья в лесу.

А22. Какой тип речи представлен в тексте?

  1. Повествование
  2. Описание
  3. Рассуждение.
  4. Все типы речи


А23. Укажите предложение, в котором используются антонимы

1) 2         2) 3                      3) 5                              4) 1


Часть 2

В1. Укажите способ образования слова ХИЩНИЦА (предложение 11).

В2. Из предложений 3-6 выпишите качественные  прилагательные

В3. Среди предложений 1- 4 найдите сложное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В4. Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения

В5. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

   Зимний лес красив и полон жизни, и поэтому автор многое здесь наделяет человеческими  качествами, используя ___________(предложения 1-3). Показывая красоту снега, Зуев употребляет ________( предложение 12). Подытоживая описание зимнего леса, автор не может удержаться от восхищения и выражает его с помощью __________(предложение 13).
Список терминов:

1) сравнительный оборот
2) олицетворение
3) восклицательные предложения
4) метафора
5) эпитет


Часть 3

С1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое время года» или сочинение-описание по аналогии «Осенний лес» («Весенний лес», «Летом в лесу»)


Итоговый тест за 6 класс в формате ЕГЭ

Вариант 2

Часть 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) крас
Ивее           2) средствА                  3) плАто              4) прИбыла


А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) самый умнейший

2) тремястами пятьюдесятью рублями

3) пятеро щенков

4) лягте на диван

А3. В каком предложении употреблен историзм?

  1. По-архангельски «хрушкий» значило крупный, «диковать»- дурачиться, «выступки»- башмаки.
  2. Счастья алтыном не купишь
  3. Нос с локоть, да ума с перст.
  4. Мы посмотрели сегодня ремейк известной сказки «Приключения Буратино»


Прочитайте текст и выполните задания А4—А8.

(1) ... (2)Среди лесных болот она выбрала самое сухое место, заросшее елками, березняком и мелким орешником. (3)Берлога под сосновой корягой была подготовлена загодя.(4) Повалил снег. (5)Белое одеяло скрыло все следы. (6)В январе в берлоге появились два крошечных, с кулак, медвежонка. (7)Медведица худела. (8)..два ее сына быстро превратились в сытые пушистые шарики. На пятой неделе у одного из них прорезались глаза.

.
А4. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Медведи живут в лесу.

2) Медведица была хитрая.

3) Медведица устроила удобную берлогу в лесу.

4) Каждое животное устраивает себе осенью удобное место для зимней спячки.


А5. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Зато

2) Поэтому

3) Именно

4) Даже


А6. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из  предложений (частей предложения) текста?
1) выбрала место

2) берлога подготовлена

3) появились  два медвежонка

4) скрыло следы


А7. Укажите верную морфологическую характеристику слова самое  (предложение 2).
1) числительное

2) наречие

3) союз

4) местоимение

А8. Укажите значение слова загодя (предложение 3).
1) Хорошо

2) Удобно

3) Заранее

4) За год


А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Весен(1)ее настроение чувствуется и в аквамарин(2)овом небе, и в румян(3)ых стволах яблонь, ждущих тепла.


1) 1, 2                2) 2             3) 1, 2, 3                   4) 1

А10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) загр_ждение, настр_чить, обр_тение

2) зав_нтить, пол_жить, фр_гмент

3) оскв_рнить, прор_стет, ст_клоблок

4) соб_рать, см_ркаться, нач_сто


А11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_ложение, пр_тронуться, пр_стыдить

2) мурав_ед, ад_ютант, б_ьют

3) ра_пад, бе_душный, ра_жать

4) п_играть, д_тронуться, н_илучший


А12. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) пил_те дрова, сдвин_шь плечом

2) вян_т букет, стел_тся туман

3) ненавид_л его, воз_т саночки

4) опрокин_шь ведро, выйд_те быстро  на улицу

А13. В каком предложении не со словом пишется слитно?

  1. У нас (не) было воды, хотелось пить.
  2. День был очень (не)веселый.
  3. (Не)счастье, а беда меня подстерегала в этом городе.
  4. Моя подруга далеко (не)красавица, но для меня это не главное.

А14. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?
А. Девч_нка          Б .Холщ_вый                     В. Печ_м          Г. Подч_ркнутый  

1) А, Б                2)  Б, В                   3)  В, Г                 4) А, В

А15.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?

Теперь Круглову было н(1) на что рассчитывать, н(2)сколько минут он молчал и н(3)чего н(4) мог сказать.

1) 1,2,3, 4                   2 )1,4                   3)  1, 2, 3                 4)  1,2, 4

А16. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Уже смеркалось ( ) и в комнате стало темно.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А17. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Ремесло- золотой кормилец

1)После обобщающего слова перед однородными членами предложения.

2)Между однородными членами предложения

3) Между подлежащим и сказуемым

4) Между частями  сложного предложения


А18.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)Когда(то) давно я был влюблен в эту сине(глазую) девочку.

2)(В)переди меня сидел широко(плечий) юноша.

3) На северо(востоке) небо было голубовато(серым)

4) (Кое)с(кем) из товарищей я не общался, потому что был в ссоре с ними.

А19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Они вышли из комнат и по каким-то запутанным коридорам и лестницам прошли в огромный и гулкий зал ожидания.
  2. Надо человеку и знать и любить и беречь свою землю.
  3. В чаще леса сорвалась с шуршанием тяжелая шишка царапнула густые ветви и гулко ударилась о землю.
  4. Маяк то вспыхивал то то погасал беззвучно.


А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люблю тебя (1) моя (2) Россия (3) за твой характер боевой (4) за испытанья грозовые (5) за величавый облик твой.

1) 1, 2, 3              2)  1, 3, 4,5                   3) 1, 2, 3, 5                4) 4, 5

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.


Осенняя картинка

     (1)Сколько цветных корабликов на пруду! (2)Желтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. (3)Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами.

          (4)Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд. (5)Раньше других спешат в свое первое и последнее путешествие кленовые листья. (6)Это самые парусистые кораблики! (7)А какие они нарядные!

       (8)Небо чистое. (9)Вот показались ласточки, покружились и улетели в далекие края, где нет зимних вьюг и метелей.(10) Счастливого пути, ласточки! (11)Ярко светит солнце. (12)Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду.

 (По Д.Карагодову)

А21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Осенние листья, падающие в воду, напоминают  кораблики.

2) Люди пускают листья, как кораблики, в воду.

3) Еще много необлетевших листьев на деревьях.

4) Первым облетает клен.

А22. Какой тип речи представлен в тексте?

  1. Повествование
  2. Описание
  3. Рассуждение.
  4. Все типы речи


А23. Укажите предложение, в котором используются синонимы

1) 3
2) 5   
3) 9 
4) 12


Часть 2

В1. Укажите способ образования слова ЗАПАС (предложение 4).

В2. Из предложений 4-7 выпишите определительное местоимение

В3. Среди предложений 8- 12 найдите сложное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В4. Среди предложений 1-4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В5. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А20—А22, В1—В4. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Д Карагодов представляет нам прекрасную картину осени. Рисуя картину листопада, автор называет листья корабликами, употребляя такое изобразительное средство, как ___(предложения 1-4,6). Восхищаясь их множеством и красотой, использует________(предложения 1,7). Желая показать, что листопад только начинается и еще много неопавших листьев на деревьях, автор употребляет ___--(предложение 4).

Список терминов:

1) эпитет

2) олицетворение

3) метафора

4) восклицательные предложения

5)  сравнение



Часть 3

С1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое время года» или сочинение-описание по аналогии «Весенняя картинка» («Зимняя картинка», «Летняя картинка»).


Ответы

Вариант1.

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 2
  6. 1
  7. 3
  8. 4
  9. 1
  10. 2
  11. 3
  12. 3
  13. 3
  14. 4
  15. 4
  16. 3
  17. 3
  18. 4
  19. 1
  20. 3
  21. 2
  22. 2
  23. 4

Часть  2.

  1. Суффиксальный
  2. Глубок, круглые
  3. 3
  4. 8
  5. 2,4,3

Вариант 2

  1. 1
  2. 1
  3. 2
  4. 2
  5. 1
  6. 3
  7. 4
  8. 3
  9. 4
  10. 1
  11. 1
  12. 2
  13. 2
  14. 3
  15. 4
  16. 4
  17. 3
  18. 2
  19. 4
  20. 2
  21. 2
  22. 2
  23. 3

Часть 2.

  1. Бессуффиксный
  2. Самые
  3. 9
  4. 3
  5. 3,4,5

Сочинение оценивается двойной оценкой (за содержание и грамотность, как на уроке).

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом, задание В5- 3 баллами. Максимальное количество баллов- 40 (23А+7В+ 10С(5/5)

Критерии оценивания:

«3»- 18-25 баллов

«4»- 26- 35

«5»- 36-40



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада

по русскому языку

2010-2011 год

6 класс

         Над городом плыла глухая зимн... ноч_ . Утихли маш..ны  бе..молвным стадом зам..рли тро...йбусы  пропали пр..хожие. В окнах погас свет. К..залось, весь город уснул, накрывшись с головой белой пр...стынёй.

         Только по одной из ул. .ц медленно двигалась снег...уборочная   маш..на. Она по.. .гребала снег большим с..вком который т..лкала перед собой.

         И снег вск..пал белой волной которая чудом док..тилась сюда с д..лёкого моря. Сама же маш..на (со) всех сторон облепленная хлоп..ями снега, к.залась существом одушевлённым. Она т...жело дышала и медленно ползла по спящ..му городу.

1 .Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Текст не списывать!

2. Сколько раз в первом предложении третьего абзаца встречается звук (в)? Выпишите слова, в которых произносится этот звук.

3. Выпишите из текста 5 примеров переносного употребления слов.

4. Найдите корень в выделенных курсивом словах. Докажите правильность выделения корня не менее чем двумя примерами.

5.  Сколько приставок используется в тексте? Выпишите все слова с неповторяющимися приставками и обозначьте в них приставки.

6.Выпишите подчёркнутое слово и поставьте в нем ударение. Образуйте от этого слова формы именительного и родительного падежей единственного и множественного числа и поставьте в них ударение.

7. Выпишите из текста все имена существительные, которые имеют только формы единственного и множественного числа.

8. Как вы понимаете фразу, выделенную жирным шрифтом во втором предложении? Какой художественный приём здесь используется?

Школьная олимпиада по русскому языку

2010-2011 учебный год

6 класс

Ответы – 38 б.

1. До 5 баллов – по нормам оценки.

2. 1 б. -  (1 раз –волной)

3.До 5 б. -  Снег вскипал (1), глухая ночь (1), плыла ночь (1), город уснул (1 ), замерли троллейбусы (1).

4. До 6 б. -  Улиц(1),  улочка (1), переулок (1); уснул (1), сон (1), снится (1).

5.До 11 б. – Утихли (1), безмолвным (1), замерли (1), пропали (1), погас (1), накрывшись (1), подгребала (1), вскипал (1), докатилась (1), облепленная (1), одушевленная (1).

6.До 5  б. – Простыней (1). Ед. ч. – И.П. простыня(1),  Р.п. простыни (1) ; Мн.-   И. п. простыни (1), Р. простынь (1).

7. До 3 б. – Свет(1), снег (1) – ед. ч. хлопья (1) – мн. ч.

8. До 2 б. – Много троллейбусов стоит на месте, они не движутся, не производят никаких звуков (1). Сравнение (1) или допустима метафора.

 



Предварительный просмотр:

Русский язык, контрольная работа, 6 класс, 1-е полугодие.

Текст диктанта.

В гостиную втащили большую елку. Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно-зеленая верхушка согнулась под потолком.

 От ели веяло холодом, но понемногу ветви ее оттаяли, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли деревянные коробки с украшениями, достали фонарики с цветными слюдяными окошечками, большую звезду. Но игрушек все равно было мало. Пришлось клеить фунтики, золотить орешки, привязывать к пряникам серебряные веревочки. Просидели весь день. Затем подставили к елке стулья и стали ее убирать.

 Елку украсили, окутали искусственной золотой паутиной, повесили стеклянные бусы и вставили свечки в цветные защипочки…  91 слово (По А. Толстому)

Задания к тексту 1.

1. Озаглавьте текст.

 2. Составьте схему 2-го предложения 2-го абзаца.

 3. Выполните синтаксический разбор 1-го предложения.

 4. Обозначьте в тексте орфограмму «Правописание Н–НН в суффиксах прилагательных».

 5. Согласны ли вы с утверждением, что одно и то же имя прилагательное может иметь 2 разряда по значению? [ ]

 Если не согласны, выпишите из последнего предложения любое имя прилагательное, укажите его разряд. Составьте с ним словосочетание.

 Если согласны, выпишите из последнего предложения такое имя прилагательное. Составьте с ним словосочетания так, чтобы подтвердить предложенное выше утверждение.

 6. Составьте 2 предложения или словосочетания со словом «ели». Укажите, какой частью речи является это слово в каждом предложении или словосочетании.

 7. Допишите предложение, которым бы вы закончили текст.

 8. Подчеркните в первых четырех предложениях слова, которые автор использует, чтобы избежать повтора.

 9. Какой части речи соответствует данная схема слова: основа слова, окончание ОЙ? Выпишите 2 слова, подтверждающие вашу точку зрения, укажите части речи.

 УРОВНИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ

 Варианты заданий учитель подбирает, исходя из подготовленности класса, объема изученного материала. Возможно составление двух и более неравноценных вариантов для дифференцированного подхода.

Диктант оценивается по существующим нормам.

4-й уровень – все задания выполнены правильно, могут быть допущены 1–2 недочета.

3-й уровень – в заданиях допущены 1–2 ошибки и не более двух недочетов.

2-й уровень – в заданиях допущено 2–3 ошибки и не более трех недочетов.

1-й уровень – выполнена правильно половина заданий или больше половины заданий, но с ошибками и недочетами.

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 С целью более полной реализации одного из принципов дидактической системы Л.В. Занкова (осознание процесса учения) в процессе проверки учителю рекомендуется не исправлять допущенные учеником ошибки, а подчеркивать их (для сильных учащихся возможно отмечать строку и количество допущенных на ней ошибок). После проверки контрольной работы и выставления оценки рекомендуется провести ее анализ. Каждому учащемуся предлагается отметить то утверждение, которое он считает верным:

 1. Диктант не вызвал у меня затруднений. Мне было ясно, как писать слова и ставить знаки препинания в тексте.

 2. Диктант вызвал у меня некоторые затруднения в написании отдельных слов и постановке знаков препинания.

 3. Диктант для меня был трудным: правописание многих слов и постановка знаков препинания в большинстве случаев представляли для меня большую трудность.

 4. Диктант был для меня очень труден. У меня возникло много вопросов, какие буквы и знаки препинания необходимо использовать.

 5. Грамматические задания не вызвали у меня затруднений.

 6. Грамматические задания вызвали у меня некоторые затруднения. (Напиши, какие именно).

 7. Грамматические задания были для меня трудными, особенно задания _________________________ вызвали много вопросов.

 8. Грамматические задания были для меня очень трудными, мне было непонятно, как выполнять большинство из них. Мне удалось сделать только задания ____________ . (Укажи, какие задания у тебя получились.)

 

1. Дано избыточное количество заданий. Учитель отберет оптимальные для уровня обучающихся в конкретном классе.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Лексика». 6 класс.

1 вариант

     1. Определите слова по лексическому значению: а) все слова языка; б) слова, имеющие несколько лексических значений; в) раздел науки, изучающий происхождение и историю слов; г) слова, вошедшие в русский язык из других языков.

     2. Вспомните фразеологические обороты со словом «рука», запишите и объясните их лексическое значение.

     3. Приведите примеры с иноязычной частью аква-.

     4. Замените устаревшие слова синонимами: очи, баталия, брадобрей.

     5. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово «язык» было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

     6. Подберите синонимы к слову «необъятный».

    *7. Составьте таблицу по теме «Лексика».

Контрольная работа по теме «Лексика». 6 класс.

2 вариант

     1. Определите слова по лексическому значению: а) раздел лингвистики, изучающий лексику; б) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению; в) устойчивое сочетание слов; г) новые слова, возникающие в языке.

     2. Какие крылатые слова из басен Крылова вы помните? Запишите.

     3. Приведите примеры с иноязычной частью био-.

     4. Замените устаревшие слова синонимами: чело, глаголет, перст.

     5. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово «хрустальный» было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

     6. Подберите синонимы к слову «завершать».

    *7. Составьте схему по теме «Лексика».

Контрольная работа по теме «Лексика». 6 класс.

3 вариант

     1. Определите слова по лексическому значению: а) слова, имеющие одно лексическое значение; б) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений; в) раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые сочетания слов; г) слова, вышедшие из активного повседневного употребления.

     2. Вспомните и запишите фразеологизмы, вошедшие в русский язык из мифов Древней Греции.  

     3. Приведите примеры с иноязычной частью гео-.

     4. Замените устаревшие слова синонимами: ланиты, глас, ветрило.

     5. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово «злиться» было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

     6. Подберите синонимы к слову «дорога».

    *7. Составьте советы шестикласснику, только начинающему изучать раздел «Лексика и фразеология».



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Лексика» 6 класс

Вставьте нужное слово (несколько слов).

  1. Все слова языка образуют его …….
  2. Слова, которые известны и понятны всему народу, называются ………..
  3. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, называются ………
  4. Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются ……
  5. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются …….
  6. Слова, ограниченные в своем употреблении той или иной социальной или возрастной средой, называются …….
  7. Новые слова, возникающие в языке, называются ……..
  8. Устойчивые сочетания слов называются ………

Выберите правильный вариант ответа.

  1. Общеупотребительные слова – это

а) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии;

б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;

в) слова, вошедшие в русский язык из других языков;

г) все слова языка;        

д) многие слова языка, известные всему народу.

  1. Диалектные слова – это

а) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии;

б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;

в) слова, вошедшие в русский язык из других языков;

г) все слова языка;        

д) многие слова языка, известные всему народу.

  1. Профессионализмы – это

а) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии;

б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;

в) слова, вошедшие в русский язык из других языков;

г) все слова языка;        

д) многие слова языка, известные всему народу.

  1. Какое устаревшее слово является синонимом слова «битва»?

а) ланиты         б) перст          в) чело         г) баталия

13. Какое слово является устаревшим?

а) плащ          б) пальто        в) кафтан         г) шуба

  1. В каком случае выделенное слово является диалектным?

а) Соседка угостила меня пирожками.

б) Петя добросовестно работал на уборке территории.

в) Бабушка попросила принести ей бураков.

г) Оркестром руководит новый дирижер.

  1. В каком случае выделенное слово является заимствованным?

а) Соседка угостила меня пирожками.

б) Петя добросовестно работал на уборке территории.

в) Старик был в мохнатых унтах выше колен.

г) Оркестром руководит новый дирижер.

  1. Какое слово в предложении употреблено в переносном значении?

В саду горит костер рябины красной.

а) в саду        б) костер        в) рябины          г) красный

  1. Какое слово употреблено в переносном значении?

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красе.

а) горели          б) дорожки           в) роняли          г) краса

18. В каком предложении выделенные слова можно заменить синонимичным фразеологизмом опустив голову ?

а) Петя плохо работал.

б) Дома он тоже ничего не делал.

в) За уроки брался неохотно.

г) Получив плохие оценки, Петя печально шел домой.

19. В каком предложении выделенные слова можно заменить фразеологизмом с тем же значением спустя рукава ?

а) Петя плохо работал.

б) Дома он тоже ничего не делал.

в) За уроки брался неохотно.

г) Получив плохие оценки, Петя печально шел домой.



Предварительный просмотр:

Проверочная (промежуточная) по теме: «Лексика» (п.20-25)

Ладыженская, 6 класс

  1. Подберите синонимы к словам:

Белый-

Больной-

Молодой-

Умный-

Веселый-

  1. Подберите антонимы к словам:

Черный-

Сильный-

Храбрый-

Добрый-

Умный-

  1. Вставьте пропущенные буквы и/или раскройте скобки:

П..чужка, б…гряный, т…(р,рр)са, п…рила, и(л,лл)юстрация, экск…ватор.

  1. Определите, из какого языка заимствованы слова:

Смокинг, штаб, жюри, крекер, джин, газета, вермишель, митинг, компьютер

  1. Выпишите исконно русские слова:

Шоссе, пальто, арбуз, борщ, аквариум, жюри, озеро, сарафан, облако, телефон.

Проверочная (промежуточная) по теме: «Лексика» (п.20-25)

Ладыженская, 6 класс

  1. Подберите синонимы к словам:

Белый-

Больной-

Молодой-

Умный-

Веселый-

  1. Подберите антонимы к словам:

Черный-

Сильный-

Храбрый-

Добрый-

Умный-

  1. Вставьте пропущенные буквы и/или раскройте скобки:

П..чужка, б…гряный, т…(р,рр)са, п…рила, и(л,лл)юстрация, экск…ватор.

  1. Определите, из какого языка заимствованы слова:

Смокинг, штаб, жюри, крекер, джин, газета, вермишель, митинг, компьютер

  1. Выпишите исконно русские слова:

Шоссе, пальто, арбуз, борщ, аквариум, жюри, озеро, сарафан, облако, телефон.



Предварительный просмотр:

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Работа составлена на основе заданий, предложенных учащимися

Цели: контроль теоретических знаний и основных способов действия по теме «Словообразование»

№ п/п

способы действий

содержание работы

критерии оценки

моя оценка

оценка учителя

1

Знание теории по теме «Морфемика и словообразование»

Задание 1. Составили Назарова Инесса, Черник Татьяна

  1. Объясни  термины:

Непроизводное слово – ____________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Производное слово – ______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Производящее слово – ____________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Производящая база – _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Формант – _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Напиши, то такое словообразование

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

12 баллов (по 2 балла за правильное определение)

2

Знание способов словообразования; умение определять способ образования слова; умение производить словообразовательный разбор; умение строить словообразовательную цепочку

Задание 2. Составили Малышева Дарья, Редькин Антон, Головина Ольга

1. Построй словообразовательную цепочку от слова ЛИСТ (не менее 10 слов):

________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Построй словообразовательную цепочку к слову авианосец

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Определи способ образования слов:

РУЧКА – ________________________________________________________________

ПОДБЕРЁЗОВИК – ________________________________________________________

ЮГО-ЗАПАД – ___________________________________________________________

ПРИЛЕЧЬ – ______________________________________________________________

(ШКОЛЬНАЯ) СТОЛОВАЯ – _______________________________________________

ПРОГОВОРИЛСЯ – _______________________________________________________

9 баллов (по 3 балла за каждое верно выполненное задание)

3

Знание морфем; умение производить морфемный разбор слова; умение конструировать слова с заданными морфемами и по заданным схемам

Задание 3. Составили  Редькин Антон, Головина Ольга

1. Произведи морфемный анализ слов:

ПЕРЕБЕЖЧИК, ВОДОПРОВОДЧИК, СОРОКАЛИТРОВЫЙ, ПОСУДОМОЙКА, САМОЛЁТОСТРОИТЕЛЬНЫЙ, ТРЁХЪЯРУСНЫЙ, ТРЁХНЕДЕЛЬНЫЙ, ПЯТИУГОЛЬНЫЙ

2. Построй слова по схемам:

а) корень, суффикс, окончание ______________________________________________

б) приставка, корень, суффикс, окончание ____________________________________

в) корень, интерфикс, корень _______________________________________________

г) приставка, корень, суффикс, постфикс _____________________________________

6 баллов (по 3 балла за каждое верно выполненное задание)

4

Знание правил выбора орфограмм:

 в сложных словах;

дефисного и слитного написания слов с элементами ПОЛ- и ПОЛУ-;

в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Задание 4. Составили Сало Анастасия, Головина Ольга, Редькин Антон, Черник Татьяна, Шахбазян Эмиль

1. Вставь пропущенные орфограммы: нефтя__ой, революцио__ый, восторже__ый, овся__ой, румя__ый, стекля__ый, орли__ый, деревя__ый, ветре__ый, безветре__ый , пр_шли, пр_ехали, пр_бежали, пр_хватили, пр_хлопнул, пр_бил, пр_клеить, пр_нёс, пр_курить, пр_стал.

Обозначь суффиксы и приставки.

2. Сформулируй правило написания элементов ПОЛ и ПОЛУ:

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Запиши правильно: полу шубок, пол Америки, пол камбалы, пол ложки, пол атласа, полу мрак, пол России, пол апельсина

4. Запиши по 5 слов с корнем ГОР // ГАР и КОС // КАС, корни обозначь

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

5. Вставь пропущенные орфограммы: з__ря, з__ревать, заг__реть, возр__ст, прир__сли, сд__рать, к__снуться, предпол__жить, р__сток, соб__ру, соб__ратель, сл__гаемое, сл__жение.

Обозначь корни

15 баллов (по 3 балла за каждое верно выполненное задание)

Общий балл:

42 б = 100%



Предварительный просмотр:

Проверочная работа.

1 вариант.

  1. Что такое словообразование?
  2. Назовите словообразующие морфемы.
  3.  Разберите по составу слова, укажите способ словообразования:

Лесник, ледокол, лесоруб, посадка, уборка, прекрасный

  1. Выполните синтаксический разбор предложения, глагол разберите по составу:

В…сной ра(с,з)цв..тает все вокруг.

  1. Восстановите словообразовательную цепочку:

…. - …. - ….. -загадочный

Проверочная работа.

2 вариант.

  1. Что такое морфемика?
  2. Назовите формообразующие морфемы.
  3. Разберите слова по составу, укажите способ словообразования:

Домик, самовар, паровоз, присядка, заколка, прелестный

  1. Выполните синтаксический разбор предложения, глагол разберите по составу.

Иногда все в холодильнике ра(с,з)м…раживается.

  1. Восстановите  словообразовательную цепочку:

…. - …. - ….. -загадочный

Проверочная работа.

1 вариант.

1.        Что такое словообразование?

2.        Назовите словообразующие морфемы.

3.         Разберите по составу слова, укажите способ словообразования:

Лесник, ледокол, лесоруб, посадка, уборка, прекрасный

4.        Выполните синтаксический разбор предложения, глагол разберите по составу:

В…сной ра(с,з)цв..тает все вокруг.

5.        Восстановите словообразовательную цепочку:

…. - …. - ….. -загадочный

Проверочная работа.

2 вариант.

1.        Что такое морфемика?

2.        Назовите формообразующие морфемы.

3.        Разберите слова по составу, укажите способ словообразования:

Домик, самовар, паровоз, присядка, заколка, прелестный

4.        Выполните синтаксический разбор предложения, глагол разберите по составу.

Иногда все в холодильнике ра(с,з)м…раживается.

5.        Восстановите  словообразовательную цепочку:

…. - …. - ….. -загадочный



Предварительный просмотр:


№1. Вставьте пропущенные буквы.


Нечаянно к снуться, к сательная к окружности, попутно к саться, прик снуться к тайне, неприк сновенный запас, лёгкое прик сновение, слегка к саться, не прик саться к стене.

№2. Вставьте пропущенные буквы.


1. Проведите к сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре к снуться до всего слегка. 3. В своей жизни ему пришлось соприк саться с различными людьми. 4. Прик сновение к оголённой электропроводке опасно для жизни. 5. Ветви ивы наклонялись над рекой и почти к сались воды.

№1. Вставьте пропущенные буквы.


Нечаянно к снуться, к сательная к окружности, попутно к саться, прик снуться к тайне, неприк сновенный запас, лёгкое прик сновение, слегка к саться, не прик саться к стене.

№2. Вставьте пропущенные буквы.

1. Проведите к сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре к снуться до всего слегка. 3. В своей жизни ему пришлось соприк саться с различными людьми. 4. Прик сновение к оголённой электропроводке опасно для жизни. 5. Ветви ивы наклонялись над рекой и почти к сались воды.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа (тест). Имя числительное. 6 класс. Выполнил(а)___________________

1.Допишите:  имя числительное - ____________________________   часть речи, которая обозначает  ________________________________________________________________

и отвечает на вопросы _______________________________________________________ .

2. Укажите имена числительное:

а)   десять  б) двойка    в) утроить   г) вдвое    д) тридцатый    е) восьмиэтажный    ж) двое

3. Распределите имена числительные по двум разрядам, назовите эти разряды:

1) пятнадцатый        2) триста       3) двести девяносто восемь    4) две тысячи пятый            

5) пятисотый           6) двадцать второй        7) сорок        8) пятьдесят восемь

а)    _________________________________     б) __________________________________

№№                                                                      №№

4. Распределите имена числительные на три группы по строению, назовите эти группы :

1) одиннадцать 2) сотый 3) триста 4) пятьдесят восемь 5) пятидесятый 6) сто восьмой 7) тридцать  8) сороковой  9) восемьдесят 10) тысяча сто пятый 11) двести сорок семь

а) _______________________ б)__________________________ в) ___________________

№№                                            №№                                                №№

5.  Порядковые имена числительные изменяются:

1)   по падежам, родам, числам          2) по падежам, по родам              3) по падежам

6. Распределите количественные имена числительные на три разряда, назовите эти разряды:1) пятеро 2) двадцать 3) три седьмых 4) полтора 5) семеро 6) пятьдесят восемь

  7) двое 8) две пятых  9) три тысячи шесть  10) одна целая семь восьмых 11) четверо

а)  ________________________ б) _______________________ в)______________________

№№                                              №№                                            №№

7. Подчеркните имя числительное как член предложения:

1. Две утки плыли по озеру.                                        2. Третий номер прибежал последним.                                                      3. На уроке не было пяти учеников.                         4. На четырех деревьях сидели вороны.  

8. Найдите ошибку в склонении или употреблении числительного, исправьте ее:

А) двое девочек -

Б) семеро медвежат -

В) доволен полтора рублями -

Г) не хватило шестиста листов -

Д) награда досталась трёхсотому  участнику -

Е) построен восьмидесятью строителями  -

Ё) о сороках героях рассказывалось в книге -

Ж) Олимпиада состоится в двух тысячи четырнадцатом году -

З) не оказалось полутора процентов -

И) на обеих окнах -

К) с обоими друзьями -

Л) в трехстах восьмьдесяти пяти километрах -

М) С 8 Мартом, девочки! –

Н) благодарен сто друзьям –

 9. Резерв: просклоняйте имена числительные( на обратной стороне листа): пятьсот восемьдесят три, две тысячи третий, сорок, трое, полтора.



Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Имя числительное»

 

1.        Прочитайте пословицы. Подберите 2—3 пословицы с
числительными.

I) Семеро одного не ждут. 2) Семь раз отмерь - один раз отрежь. 3) У семи нянек дитя без глазу. 4) Семеро с ложкой - один с сошкой.

2.        Запишите словами, чему равняются старинные меры
длины и веса.

Аршин равен 71 см; верста - 1,06 км; вершок - 4,4 см; фунт - 409,4 г; пуд - 16 кг.

3.        Составьте словосочетания «числительное + существи
тельное».

(Пятеро, пять) сестры; (семь, семеро) ножницы; (шесть, шестеро) апельсины, помидоры; (два, двое) ребята; (семь, семеро) котята; (три, трое) подруги; (четыре, четверо) сутки; (пять, пятеро) солдаты; (шесть, шестеро) килограммы

4.        От данных словосочетаний образуйте сложные слова.

Сорок ведер, пять литров, три сантиметра, шесть лет, семь дней, сто лет, девяносто километров, сорок ножек, три миллиона, три этажа, четыре комнаты.

5.        Запишите, раскрывая скобки, используя существи
тельные в нужном падеже.

К 17 (сентябрь), с 13 (декабрь), о 24 (январь), о 27 (апрель), к 7 (февраль).

6.        Подберите к данным словосочетаниям подходящие
фразеологизмы с числительными
(они указаны в скобках).

Чувствовать себя очень счастливым (7); часто менять решения (7); изнурять себя тяжелой работой (7); знать что-нибудь очень хорошо (5); быть очень умным (7); запутаться в простом деле (3).

7.        Прослушайте текст. При повторном чтении текста вы
пишите числительные, а затем кратко передайте его основное
содержание.

Действующий русский алфавит - кириллица, которая появилась на Руси в X веке и получила широкое распространение с принятием христианства. Гражданский шрифт введен для светских книг Петром 1 в 1708 году.

Упрощение графики и орфографии, подготовленное Академией наук в 1904 - 1912 годах, осуществлено декретами 1917-1918 годов. Современные правила русского правописания - продукт длительного процесса складывания орфографических и пунктуационных норм, продолжавшегося с середины XVIII века.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Имя числительное»

Вариант 1.

I. Ответь на вопросы:

А) Что обозначает имя числительное?

         а) количество предметов

         б) признак предмета

         в) порядок предметов при счете

Б) Укажите слова, которые называют число предметов и которые можно записать цифрой:

         а) семь

         б) седьмой

         в) семиборье

         г) семерка

В) В каких числительных при склонении изменяется последнее слово (по типу прилагательного)?

        а) в порядковых

        б) в собирательных

        в) в количественных

Г) В каких числительных при склонении изменяются все слова?

        а) в порядковых

        б) в собирательных

        в) в количественных

Д) Какими морфологическими признаками обладают количественные  числительные?

        а) число

        б) род

        в) падеж

II. Выполни задания

  1. Найди сложное по строению числительное:

А) пять

Б) пятьсот

В) сто пять

  1. Запиши словами количественные числительные:

        34; 15; 5,6; 467; 2114, 86

  1. Найди составное числительное:

А) восемнадцать

Б) восемьдесят

В) восемьсот восемьдесят

  1. Найди подлежащее в предложении выпиши его:

А через площадь, против них,

Искусными руками

Умельцев – русских крепостных –

Приподнялись два льва резных

С зеркальными зрачками.

  1. Выпиши дробное числительное:

Поставили термометр. Оказалось тридцать девять и семь десятых.

  1. Запиши правильный вариант падежной формы:

К полуторастам.

К полутораста.

  1. Какое числительное при склонении изменяет все свои части?

Тридцать три.

Тридцать третий.

  1. Составьте словосочетания «числительное+существительное»

      (Пятеро, пять) сестры; (семь, семеро) ножницы; (шесть, шестеро) апельсины, помидоры; (два, двое) ребята; (семь, семеро) котята; (три, трое) подруги; (четыре, четверо) сутки; (пять, пятеро) солдаты; (шесть, шестеро) килограммы

 

  1. Найди числительное и выполни морфологический разбор.

Знал я невысокий дом в переулке за углом. Здесь когда-то проживало триста тридцать три жильца.

 

  1. Просклоняй числительные:

Триста двадцать пять,  сто шестой

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Имя числительное»

Вариант 2.

I. Ответь на вопросы:

А) Что обозначает имя числительное?

         а) количество предметов

         б) признак предмета

         в) порядок предметов при счете

Б) Укажите слова, которые называют число предметов и которые можно записать цифрой:

         а) три

         б) третий

         в) троекратный

         г) тройка

В) В каких числительных при склонении изменяется последнее слово (по типу прилагательного)?

        а) в порядковых

        б) в собирательных

        в) в количественных

Г) Какую совокупность можно обозначить с помощью собирательных числительных?

        а) лиц мужского пола

        б) лиц женского пола

        в) детей и детенышей

        г) парных по строению предметов

Д) Какими морфологическими признаками обладают порядковые  числительные?

        а) число

        б) род

        в) падеж

II. Выполни задания

1.Найди сложное по строению числительное:

А) шесть

Б) шестьсот

В) триста шесть

     2. Запиши словами количественные числительные:

          22;  3,5;  16; 341; 1985; 96.

  1. Найди составное числительное:

А) пятнадцать

Б) сто восемь

В) восемьсот  

       4. Найди подлежащее в предложении, выпиши его:

В двенадцать лет Моцарт создал первую оперу.

  1. Выпиши собирательное  числительное:

Два гениальных русских физика, Лебедев и Столетов,  были большими звездами, они оба отлично знали и любили русскую литературу.

  1. Запиши правильный вариант падежной формы:

О сороках.

О сорока.

  1. Какое числительное при склонении изменяет одну часть?

Тридцать три.

Тридцать третий.

  1. Составьте словосочетания «числительное+существительное»

      (Пятеро, пять) сестры; (семь, семеро) ножницы; (шесть, шестеро) апельсины, помидоры; (два, двое) ребята; (семь, семеро) котята; (три, трое) подруги; (четыре, четверо) сутки; (пять, пятеро) солдаты; (шесть, шестеро) килограммы

 

  1. Найди порядковое числительное и выполни морфологический разбор.

Тверской купец Афанасий Никитин первым отправился в 1466 году по Волге в Закавказье, затем пересек Иран, на лодке добрался до Индии, прожил там несколько лет и оставил интереснейшие записи «Хождение за три моря».

 

  1. Просклоняй числительные:

Оба мальчика, триста девяносто два


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....