"Пушкин и светская чернь"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Тема: Пушкин и светская чернь. Дуэль и гибель А. С. Пушкина.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Ведущая дидактическая цель: обобщение и закрепление теоретического материала.
Задачи урока:
1. Образовательные.
1. Обобщить и закрепить знания обучающихся о жизни и творчестве А. С.
Пушкина.
2. Обеспечить в ходе урока использования в речи основных понятий.
3. Закрепить умения находить и систематизировать информацию.
2. Развивающие.
1. Способствовать развитию логического и практического мышления, внимания, памяти, речи, умения вести познавательную деятельность.
2. Продолжить формирование интеллектуальных умений: выделять главное,
существенное в изучаемом материале, сравнивать, анализировать, обобщать,
систематизировать материал.
3. Развивать умения обучающихся применять полученные знания на практике, развивать инициативу обучающихся и умение работать самостоятельно.
3. Воспитательные:
1. Воспитывать и поддерживать у школьников устойчивый интерес к литературе.
2. Воспитывать умение работать в коллективе, культуру речи и общения,
умение слушать и активно участвовать в овладении учебным материалом.
3. Воспитывать у обучающихся собственное мнение по отношению к вечным
ценностям.
Оборудование: запись на доске, презентация, выставка « Пушкин в Болдине»,
рабочие тетради.
Методы обучения: словесный, наглядный,практический,частично-поисковый,
самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_i_svetskaya_chern.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пушкин и светская чернь. Дуэль и гибель А. С. Пушкина.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Ведущая дидактическая цель: обобщение и закрепление теоретического материала.
Задачи урока:
- Образовательные.
- Обобщить и закрепить знания обучающихся о жизни и творчестве А. С.
Пушкина.
- Обеспечить в ходе урока использования в речи основных понятий.
- Закрепить умения находить и систематизировать информацию.
- Развивающие.
- Способствовать развитию логического и практического мышления, внимания, памяти, речи, умения вести познавательную деятельность.
- Продолжить формирование интеллектуальных умений: выделять главное,
существенное в изучаемом материале, сравнивать, анализировать, обобщать,
систематизировать материал.
- Развивать умения обучающихся применять полученные знания на практике, развивать инициативу обучающихся и умение работать самостоятельно.
- Воспитательные:
1. Воспитывать и поддерживать у школьников устойчивый интерес к литературе.
2. Воспитывать умение работать в коллективе, культуру речи и общения,
умение слушать и активно участвовать в овладении учебным материалом.
3. Воспитывать у обучающихся собственное мнение по отношению к вечным
ценностям.
Оборудование: запись на доске, презентация, выставка « Пушкин в Болдине»,
рабочие тетради.
Методы обучения: словесный, наглядный,практический,частично-поисковый,
самостоятельной работы.
Ход урока.
- Поэтическая пятиминутка (читаются стихи А. С. Пушкина).
- Подготовка к восприятию знаний (слайд № 1. портрет Пушкина).
Вот уже на протяжении ряда уроков мы соприкасаемся с гением Пушкина. Вместе с ним мы побывали в Царскосельском лицее и Петербурге, отбыли Южную и Михайловскую ссылку. Перед нами предстал Пушкин-ученик, Пушкин-друг, Пушкин-борец, Пушкин -пылкий любовник. Но пришла пора, и Пушкин становится главой семейства, хранителем семейных устоев.
- Постановка проблемного вопроса перед сообщением подготовленного
ученика на тему «Любовь и семья в жизни А.С. Пушкина».
Продумать ответ на вопрос: какое значение имела семья для Пушкина?
Сообщение ученика (слайд № 2, 3,4. жена и дети Пушкина.)
Кто-то из класса отвечает на вопрос.
Обобщение учителя по теме.
Пушкинская семейная жизнь (если учесть сферу литераторов того времени) явила чуть ли не единственный пример нормальной, даже идеальной семейной жизни. Семейная жизнь с самого начала задалась счастливо. Близкому человеку Плетнёву он пишет: «Я женат — и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь.Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился.» Но он дождался и лучшего: счастье приросло детьми. За шесть лет жена родила четверых детей: два мальчика и две девочки. Это счастливая семья и через пять лет. Ближайшему человеку П. В. Нащокину он пишет через пять лет: «Моё семейство умножается, растёт, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать и старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения; один отец семейства смотрит без зависти на жизнь, его окружающую. Из этого следует, что мы хорошо сделали, что поженились.»
Устройство семейной жизни требовало разрешения многих вопросов, в том числе денежных. Отец выделил поэту часть земель в родовом имении Болдино Нижегородской губернии. Собираясь там пробыть не больше месяца, Пушкин выехал из Москвы 31 августа (12 сентября) 1830 года. Эта поездка обернулась неповторимой в его жизни Болдинской осенью. Были и другие приезды в Болдино в 1833, 1834 годах.
- Опережающее задание перед сообщением ученика. Записать в тетрадь, в
в каких годах Пушкин посещал Болдино и какие произведения им там написаны.
Сообщение «Три Болдинские осени А. С. Пушкина». (Внимание на стенд
«Пушкинское Болдино») (слайд № 5 даты пребывания Пушкина в Болдине).
- Открытие новых знаний.
Семейное благополучие и расцвет творческих сил поэта не вызывали восхищения у его врагов, так называемой светской черни «жадною толпой стоящие у трона», к которым Пушкин всегда был беспощаден. Арена для коварства, лжи, сплетен расширилась бесконечно. Начался новый этап травли поэта и жены.
Опережающее задание по двум сообщениям учащихся. Составить и заполнить
таблицу по изложенному материалу : знаю узнал хочу узнать.
1 сообщение. Взаимоотношение А. С. Пушкина с верховной властью (слайд
6,7).
2 сообщение. Показ презентации «Дуэль и смерть А. С. Пушкина».
Обобщение учителя по теме: общее сознание удовлетворилось схемой – простой и ясной: ревнуя свою жену, Пушкин вызвал на поединок Дантеса, и был им убит.
Но ведь Пушкин не вызывал на дуэль Дантеса ( вызов, сделанный за несколько месяцев до дуэли был им тогда же отозван). Ведь Пушкин вызвал (точнее, заставил вызвать себя) на дуэль совсем не Дантеса, а другого человека (Геккерна, приёмного отца Дантеса), но дуэль всё же была спровоцирована тогдашней общественностью.
В своём стихотворении «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов точно обозначил врагов Пушкина и указал истинные причины гибели поэта.
(Подготовленный ученик читает стихотворение).
И не ошибся, уверенно пророча Божий суд. Не божий ли суд грозного судии через много лет постигает благополучного карьериста Дантеса. Одарённая редким чутьём французская девушка выучит русский язык и прочитает сочинения Пушкина, и преклонится перед гением поэта, и возненавидит отца, и бросит ему страшные слова обвинения, и сойдёт с ума. Эта девушка Леония-Шарлотта, дочь Жоржа Дантеса.
- Рефлексия.
Кто-то из обучающихся зачитывает записи, сделанные в таблице.
- Домашнее задание (слайд № 8).
Приложение 1.
Сообщение: «Любовь и семья в жизни А.С. Пушкина»
Зимой 1828-1829 годов на одном из московских балов А. С. Пушкин впервые встретил шестнадцатилетнюю Наталью Гончарову. «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась» - писал поэт. Вскоре после знакомства Пушкин сделал предложение Наталье Николаевне и получил неопределенный ответ, который все-таки не был отказом. Эта неопределенность мучила и угнетала поэта, ему необходимо было уехать, отвлечься. Поэт выехал на Кавказ, а, вернувшись в сентябре 1829 года, снова стал бывать в доме Гончаровых.
В марте 1830 года поэт снова сделал предложение и получил согласие Натальи Николаевны. Но до свадьбы было еще далеко. Только в декабре, приехав из Болдина, Пушкин занялся устройством своего будущего семейного дома – снял квартиру в особняке Н. Н. Хитрово на Арбате. Настоящее глубокое чувство пришло к поэту в зрелые годы. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым завладела им. Пушкин до сих пор никогда не имел своего дома – лицейские комнаты, гостиницы, ссылки, кочевая жизнь между Петербургом и Москвой...
10 февраля 1931 года А. С. Пушкин писал своему приятелю Н. И. Кривцову: «Мне за 30 лет. В тридцать лет люди обыкновенно женятся – я поступаю как люди, и вероятно не буду в том раскаиваться». Поэт сознавал огромную ответственность перед своей молодой женой за ее счастье.
Наталья Николаевна родилась 27 августа 1812 года в Тамбовской губернии. Детство ее прошло в имении деда Полотняном Заводе. Деревенское приволье, природа, книги способного проявлять доброту и участие к окружающим.
Когда пришло время, Наталья Николаевна с легкостью покинула родительский дом.
Преданной, нежной и заботливой любовью мужа шесть лет была освещена жизнь Натальи Николаевны. «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою я люблю еще более твоего лица» - нуждаются ли в комментарии эти строки поэта, обращенные к ней?
Январь 1837 года принес в дом непоправимое несчастье...
Вся жизнь Натальи Николаевны после гибели мужа была посвящена детям. Выполняя его волю, она уехала на два года из Петербурга в Полотняный Завод в имение брата Д.Н. Гончарова, но жизнь в этом доме была для нее очень тягостна. В 1841года Наталья Николаевна с детьми приехала в Михайловское.
В 1844 году Наталья Николаевна вышла замуж за командира лейб-гвардии Конного полка генерал-адъютанта Петра Петровича Ланского. В новой семье родилось еще три дочери. В доме царили дружба и покой, к детям Пушкина П.П. Ланской относился как к родным. Наталья Николаевна никогда не забывала поэта, и к этому чувству П. П. Ланской относился с большим тактом и уважением.
Наталья Николаевна Ланская умерла после сильной простуды 26 ноября 1863' года и похоронена в Петербурге на кладбище Александро-Невской Лавры.
Старшая дочь Пушкиных Мария родилась 19 мая 1832 года.
Старшей дочери Пушкина суждена была долгая жизнь. Она умерла в Москве 1919 года.
Старший сын поэта Александр родился 6 июля 1833 года.
Получив первое домашнее воспитание, Александр поступил сначала во Вторую петербургскую гимназию, а затем учился в Пажеском корпусе, который окончил с отличием. Его ждала военная карьера, которая завершилась званием генерал-лейтенанта.
Умер Александр Александрович 19 июля 1914 года в Тульской губернии, по его завещанию прах его перенесли в Лопасню (ныне город Чехов)
Второй сын поэта Григорий родился 14 мая 1835 года. Так же, как и старший брат, он, окончив гимназию, поступил в Пажеский корпус. Службе он начал в лейб-гвардии конном полку. Бывая в длительных отпусках, Григорий Александрович много путешествовал, в частности, по Франции.
В 1860-е годы он перешел в гражданскую службу и имел чин надворного советника. В 1866 году он стал владельцем Михайловского, и через 10 лет его утвердили почетным мировым судьей по Опочецкому уезду. Григорий Александрович слыл гостеприимным хозяином.
Приложение 2.
Сообщение: «Три Болдинских осени А.С. Пушкина»
Трижды (в 1830, 1833 и 1834 годах) приезжал Александр Сергеевич Пушкин в Болдино и трижды осеняла его вдохновение болдинская осень. Ничто не могло унять порывистого упорного пера – ни булгаринские нападки и салонные приговоры об истощении пушкинского таланта, ни сплетни вокруг предстоящей женитьбы на юной Наталье Гончаровой, ни хлопоты с вступлением во владение имением, ни холерный карантин – в первую осень; ни материальные затруднения после женитьбы – во вторую, когда поэт останавливается в Болдине после долгих странствий по пугачёвским дорогам; ни оскорбительные царские «милости» и насмешки света по поводу камер-юнкерства и тяжесть растущих долгов – в третью, к сожалению, самую короткую и скудную.
Вдыхая свежий бодрящий воздух болдинских степей, Пушкин наслаждался тишиной старого дедовского дома, тёмных стоячих прудов, золотых рощ на покатных холмах, бесконечных просторов.
Во время прогулок он не может избежать встречи со своей былой любовью, дочерью управляющего болдинским имением Ольгой Калашниковой, с которой у него была близкая связь ещё в Михайловском. Годы притушили чувство, но, не утаивая вины перед ней, Пушкин обещал ей вольную и сдержал своё слово. Струящийся мелькающий листопад словно бы заметает следы грустных прощальных свиданий, окончательно разъединяя две судьбы...
Конечно, нельзя сказать, что болдинские впечатления непосредственно находили отражение во всём, что создавал Пушкин в этом уголке своей обетованной земли. Однако нельзя представить и многих пушкинский страниц, отстраняясь оттого, что тогда занимало и волновало поэта, что теперь обозначалось для нас в таком многозначном явлении, как болдинская осень.
Не близки ли, не родственны ли сроки, в которых с такой исповедальностью и пронзительностью поэт открыл нам самое сокровенное, чем живёт и всегда будет жить чуткое человеческое сердце! Эти строки могли родиться только там, где был простор светлому чувству и высокой мудрости, где ничто не сдерживало душевной воли, где поэт в полной мере был самим собой: «никто не помешает».
Сколько раз обвинялась и увядала листва в усадебном парке и окрестных рощах, сколько вдохновенных взлётов знала жизнь, не то три пушкинские осени остаются самыми прекрасными и величественными, их никогда не тронет тление, потому что они не только состояние природы, но и состояние души, и бессмертные страницы кровного наследства, доставшегося России, а значит, и нам, и всех будущим поколениям.
До сих пор они царствуют над людскими сердцами, эти три золотые болдинские осени, три прекрасные знаменательные поры, рожденные поэзией природы и поэзией Пушкина!
Пребывание Пушкина в Болдине невозможно представить без той, чей прекрасный облик неотступно сопровождал поэта и которую он, сравнив с мадонной, назвал «чистейшей прелести чистейшим образцом». Собственно, она явилась причиной первого приезда Пушкина в болдинское родовое имение. Добиваясь её руки, он должен был побеспокоиться о материальном достатке и войти во владение двумстам крепостными душами, которые ему перед женитьбой были выделены отцом. Каким высоким творческим восхождением неожиданно обернулся для поэта этот приезд!
С тех пор Болдино стало заветным пристанищем. И, женившись, Пушкин не мог забыть о нём как о месте. Сулящем счастье и удачу. С радостью он стремился туда.
И если в первую осень почти все его послания невесте были на французском языке, требующем галантной пристойности и сдержанности, хотя и в них прорывается неуемный темперамент поэта, то впоследствии он изъясняется только по-русски. Давая полную волю чувствам. Пересыпая письма жене озорными шутками и просторечными выражениями. Как нельзя лучше. Эти письма свидетельствуют о родственной близости Пушкина с его любимой Натали.
Негасимый свет пушкинской любви доходит до нас таким же чистым и лучезарным. Каким он был и тогда. В той невозвратимой и далёкой жизни. И ничто не может затмить этого света.
Более шестидесяти произведений создано болдинским вдохновением. И каких произведений! Только их одних было бы достаточно. Чтобы заслужить славу великого писателя России.
Щедрой сверкающей россыпью сокровищ представляется всё. Что создал русский гений в Болдине:
Первая осень (1830 год):
Стихи: «Бесы», «Элегия», «Прощание», «Румяный критик мой...». «Заклинание», «Стихи. Сочинённые ночью во время бессонницы», «Герой», «В начале жизни школу помню я...». «Для берегов отчизны дальной...». «Моя родословная» и другие, поэма «Домик в Коломне», последние главы «Евгения Онегина», маленькие трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», прозаические произведения: «Выстрел», «Метель»,
«Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», а также два десятка критических и полемических статей и заметок, «Сказка о попе и работнике его Балде», неоконченная «История села Горюхина».
Вторая осень (1833 год):
Стихи: «Воевода», «Будрыс и его сыновья», «Осень», поэмы: «Анджело», «Езерский» и «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», повесть «Пиковая дама». Записки об истории пугачёвского восстания, наброски.
Третья осень (1834 год):
«Сказка о золотом петушке».
Приложение 3.
Сообщение: «Взаимоотношение А.С. Пушкина с верховной властью»
Летом 1831 года Пушкин принял предложение царя поступить на службу при дворе. У него забрезжила смутная надежда быть полезным Отечеству, русской литературе, помочь ссыльным друзьям. Пушкин намеревался издавать газету, уже получил на это разрешение. Но к нему в сотрудники стали напрашиваться люди, которых он знал по «Арзамасу», и не знал с лучшей стороны: это были карьеристы, забывшие прежних друзей и успешно шедшие теперь к власти, — Уваров, Блудов. От сотрудничества с ними Пушкин сразу же решил уклониться, еще не подозревая, что наживает в их лице злобных врагов. Зимой 1831 года скончался лицейский друг, Антон Дельвинг: его травили доносчики от литературы типа Булгарина, власти преследовали издаваемую Дельвингом «Литературную газету». Пушкин принимал в этом издании живое участие и теперь был вынужден убедиться, что ничего не переменилось к лучшему. Правительство запретило новый журнал «Европеец». Издатель и редактор этого журнала Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) смог выпустить в 1832 году только один номер — на втором номере журнал был запрещен. Неутомимый враг всего самобытного и свободомыслящего Фаддей Булгарин пользовался поддержкой шефа жандармов. И самому Пушкину вскоре пришлось получить от Бенкендорфа напоминание о том, что он не волен в своих действиях и поступках: «Вам надлежит по-прежнему испрашивать всякий раз Высочайшее Его Величества соизволение на напечатание Ваших сочинений» (осень 1831 г.).
К 1 января 1834 года Пушкину был присвоен один из низших придворных чинов — «камер-юнкера». Чин этот давался обычно молодым, начинающим свой служебный путь людям. Пушкина такая «милость» оскорбила: он был уже отцом семейства, человеком по тем временам немолодым. К тому же придворное звание обязывало его являться на все дворцовые официальные церемонии, причем являться в мундире. Поэт всячески старался уклониться, чтобы не быть смешным в собственных глазах. А главное, это мешало творческому уединению, работе. Он пишет о пугачевском восстании, собирает материалы для истории Петра Великого, а его вынуждают бросать все, чтобы бывать при дворе, на балах и праздниках.
Пушкин был человеком общительным, интересным, остроумным собеседником. Он любил бывать в семье покойного историка Н.М. Карамзина, в домах дочери Кутузова Е.М Хитрово и его внучки Дарьи Фикельмон, в салоне литератора и музыканта В.Ф. Одоевского... То были люди близкие, интересные и приятные ему. Совсем другое дело — общение с высокопоставленными чиновниками, придворные обязанности, только отнимавшие время, как, например , обязанность сопровождать на балы нравившуюся самому Николаю жену, «зевать там, дремать и жрать мороженое». Это бесило поэта. В апреле 1834 года он с иронией писал жене, уехавшей к родным, что, сказавшись больным, не пошел поздравлять наследника с совершеннолетием. Письмо было перехвачено, о чем Пушкина известил перепуганный Жуковский. Пушкин был возмущен этим вмешательством в его семейную жизнь, оскорбляющим достоинство. Жене он после этого написал: «Мысль, что кто-нибудь нас стобоц подслушивает, приводит меня в бешенство...» В июне того же 1834 года он сделал попытку вырваться — просил об отставке. Царь холодно согласился, но заявил, что в этом случае архивы будут для него закрыты. Пушкин не мог бросить начатую и увлекшую его работу. Скрепя сердце он взял просьбу об отставке обратно. Министр просвещения Уваров. Мстя Пушкину за нежелание с ним сотрудничать, притеснял поэта, добился того, чтобы его произведения проходили двойную цензуру — царскую и жандармскую. Работать становилось все труднее. Вырвавшись в Михайловское, Пушкин писал оттуда Плетнёву осенью 1835 года: «Пишу, через пень-колоду валю. Для вдохновения нужно сердечное спокойствие, а я совсем не спокоен». Пушкин пытался противостоять официозной литературе. Он сознавал свою ответственность за развитие отечественной культуры. Поэтому и добился разрешения издавать журнал. Пушкинский «Современник» был одним из лучших русских журналов, и впоследствии, когда Некрасов приобрел право на его издание и продолжил пушкинские традиции, журнал стал наиболее полным выражением общественной жизни 50-60-х годов. Выпуск периодического издания — дело хлопотное, сложное, но журнал был дорог Пушкину: он надеялся через «Современник» говорить с читателями, влиять на них. Поэтому многие статьи писал сам.
Ему хотелось на волю, в деревню. Он написал жене: «Ты разве думаешь, что свинский Петербург не гадок мне? Что мне веселее в нем жить между пасквилями и доносами?» И у него вырывались щемящие строки: Пора, мой друг. пора, Покоя сердце просит... Зная, как поэт оберегает свой дом, свою честь, светские враги избрали именно его личную жизнь для своих козней, стараясь уязвить достоинство поэта. С благословения клики придворных за Наталией Николаевной, блиставшей на баллах и считавшейся самой романтичной красавицей Петербурга, стал настойчиво ухаживать приемный сын голландского посланника — молодой, красивый и самоуверенный француз Жорж Дантес. В Россию он приехал делать карьеру и был принят «высшим» обществом, несмотря на странность, нравственную уязвимость своего положения: при живых родителях — приемный сын холостяка и отнюдь не старца.
Поэт справедливо считал, что его имя принадлежит не только ему. Своей жене Пущкин верил. И, как всегда, решил защищаться. Он вызвал Дантеса на дуэль. Струсив и послушавшись уговоров «приемного отца», Дантес заявил, что ухаживал не за Натали, а за ее сестрой, Екатериной Гончаровой. Пушкин согласился взять вызов назад при условии, что Дантес женится на его свояченице.
Но и после этой неожиданной для светского общества женитьбы Пушкин не принял нового «родственника». Тем более что Дантес, в отместку за свою не очень удачную женитьбу, стал распускать слухи, что женился не из трусости, а из «благородства», чтобы «спасти честь» Наталии Николаевны. А сам продолжал наглое ухаживание за ней. Пушкин мучительно переживал непонимание друзей, слушавших сплетни его врагов и считавших поэта слишком подозрительным и вспыльчивым. Светское злословие вынудило поэта на отчаянную защиту: он намеренно оскорбил Дантеса и повторил свой вызов. Дуэль была неизбежной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"
Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....
Внеклассное мероприятие по литературе. Вечер памяти А.С. Пушкина. «Ему было за что умирать у Черной речки…»
Внеклассное мероприятие по литературе. Вечер памяти А.С. Пушкина. «Ему было за что умирать у Черной речки…»Цели: Привить интерес к жизни и творчеству великого поэта,...
РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс
РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс...