В поисках добра и красоты
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

"В поисках добра и красоты" - урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу В.М.. Шукшина "Мастер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_dobra_i_krasoty.docx55.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

В поисках добра и красоты.

Урок внеклассного чтения по рассказу В.М.Шукшина «Мастер»

 

 Цель:

Создание условий для формирования у учащихся представлений о мастере как о творческом человеке посредством обучения анализу рассказа В.М. Шукшина «Мастер».

Задачи деятельности учителя:

·        Организовать деятельность учащихся по осмыслению рассказа; по обобщению систематизации знаний в рамках темы.

·        Создать условия для развития у школьников умений организовать свою деятельность (целеполагание, планирование, рефлексия), формирования аналитических и коммуникативных умений и навыков.

·        Развитие ценностного отношения учащихся к творческим людям; осознание важности утверждения: «Человек – хозяин своей судьбы»; развитие эмоционально-ценностного мира личности через сопереживание, сочувствие герою в ходе анализа художественного произведения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: аналитическое прочтение текста; способность находить ответы на поставленные вопросы; совершенствование устной монологической  речи.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников; умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Личностные: формировать понимание прозаического текста   как одной из основных культурных ценностей народа, определяющей роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении образования.

Технологии: проблемно-диалоговое общение, ИКТ, технология продуктивного чтения, исследование, игра «Верю- не верю»

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, проблемная ситуация; индивидуальная,

фронтальная, творческая работа.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, лестница успеха,

листы самооценки, тексты рассказа В.М.Шукшина «Мастер».

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд (презентация,

подготовленная учителем).

  

                                                                                                          

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1. Эмоциональный настрой.

 

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Для создания хорошего настроения посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

 

Настраиваются на урок

 

 

 

 

 

- Думаю, что мы будем рады показать все лучшее, что знаем и умеем. Постараемся вместе рассуждать, доказывать, анализировать, добывать знания. Согласны? Тогда, начинаем урок! Итак!

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть на слайд. (Слайд №1)

- Скажите, кому установлен этот памятник?

- Где он установлен?

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

- В.М. Шукшину - В Сростках

- Знаете ли вы этого человека?

- Кто он? К памятнику каждого ли человека будут идти люди? Значит, какой это человек?

 

Отвечают

 

- Только к памятнику известного человека, заслужившего уважение.

- Да, это не обычный человек, а оставивший добрую память о себе. Человек, уважаемый народом. А чем он заслужил такое уважение?

 

Отвечают

 

- Актер, сценарист, режиссер, драматург, писатель

 

- Во ВГИКе учреждена премия имени В.М.Шукшина, его имя носит даже малая планета. Если бы Шукшин был только актером, только режиссером, только сценаристом, драматургом и, наконец, только писателем, то и тогда, в каждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование. Наше искусство еще не знало такого поразительного сочетания. Алтайская земля питала его рассказы Россией.

- Он прожил жизнь, как песню спел. И свою песню памяти нашего талантливого соотечественника посвятил В.С. Высоцкий. Я предлагаю послушать эту песню, и подумать, каким человеком был Шукшин.

Слайды № 3; 4; 5; 6.

Звучит песня В.С. Высоцкого «Памяти Василия Макаровича Шукшина».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают песню, воспринимают слайды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональный отклик.

- Ребята, что вы почувствовали после прослушивания песни?

 

 

Отвечают

- Чувство гордости за писателя-соотечественника

- Каким человеком был Шукшин?

 

- Он был талантливым, добрым человеком

2. Подготовка к формулировке темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, а можно ли назвать Василия Макаровича мастером? Почему? Как вы понимаете значение этого слова? Словарь Ожегова дает следующие значения (слайд №7).

- Какое из этих значений можно применить к В.М. Шукшину?

 

 

 

Ответы уч-ся

 

 

 

- Второе значение (Специалист, достигший высокого искусства в своём деле).

 

- Ребята, а как называется его произведение, которое вы прочитали дома? Можно ли применить к названию произведения это же значение слова «Мастер»?

 

Отвечают

 

- «Мастер».

- Можно, потому что герой рассказа добился многого в своей области искусства

- Итак. Шукшин – мастер. Его герой – мастер. Что же роднит их? А в чем различие? Почему так называется произведение? Можем ли мы сразу дать ответы на эти вопросы? А хотите разобраться? Тогда, вперед! Продолжим работу.

- Попробуйте ответить на вопрос, к какому жанру принадлежит произведение «Мастер»? Докажите.

 

 

 

 

Отвечают

Эмоциональный отклик.

 

 

- Рассказ (несколько героев, небольшой временной промежуток, малая эпическая форма)

- Да, ребята, Шукшин – мастер рассказов. Он писал, размышляя над жанром рассказа: (слайд №9)

- Какое из этих определений вы выберете для рассказа «Мастер» и почему?

Воспринимают слайд, думают и отвечают

 

 

- Рассказ-судьба

- Итак, рассказ «Мастер» - это рассказ-судьба. А теперь попробуйте объединить все сказанное нами сейчас, выберете ключевые слова и попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. О чем мы будем говорить?

Что искал в жизни Шукшин? И что искал и умел творить своими руками герой рассказа?

 

 

3. Формулирование темы учащимися.

 

 

 

 

- Посовещайтесь в парах.

- Ваши версии.

Работа в парах

Версии уч-ся:

- Мастер

- Жизнь мастера

- Судьба мастера

- Объединяя все ваши версии, можно сформулировать тему: «Мастер и его судьба». (Слайд №10)

Записывают тему в тетрадь

 

4. Целеполагание.

 

- Исходя из темы, определите цель нашей работы.

- Ваши предложения?

 

 

 

 

 

Высказывание версий

 

 

 

 

 

Версии уч-ся:

- Доказать, что Сёмка мастер.

- Рассмотреть его судьбу.

- Узнать, какой была его жизнь

- Итак, цель нашего урока – доказать, что герой рассказа – мастер, выявить особенности его судьбы. (Слайд №11) Согласны?

 

Соглашаются

 

- Как вы считаете, что поможет нам в работе?

 

Предположения

- Тексты, знания, учитель, слайды.

- Работать вы можете в парах, в группах, индивидуально и все вместе. А в конце урока мы оценим нашу работу. Хорошо? На партах у вас оценочные листы и лесенка настроения.

 

 

5. Совместное составление плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Работа по теме (анализ произведения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Продолжим работу. Я уверена, что у вас все получится!

- Ребята, скажите, что влияет на судьбу любого человека? Какие составляющие определяют его судьбу?

 

Отвечают

 

Версии уч-ся:

- Характер, отношения с людьми, отношение к делу, жизненная позиция, семья.

- С чего начинается знакомство с человеком? На что в первую очередь мы обращаем внимание?

Во время ответов учащихся учитель составляет на доске схему:

 с

 

Внешность

Отношения с людьми

Отношение к делу

Речь

Философия

Отношения в семье

 

 

Отвечают

- Внешность.

- Речь.

- Можно ли все эти аспекты применить к жизни Сёмки? Помогут ли эти вопросы выяснить, каким он был? Как это повлияет на судьбу мастера?

Учитель дописывает в схему букву «С» (Сёмка)

Соглашаются

 

- А теперь посмотрите на эту схему. Что она собой представляет?

- Что мы вместе с вами выстроили для работы? План! Молодцы!

Ответы уч-ся

- План.

- Ребята, а любите ли вы работать в группах?

 

Эмоциональный отклик

- Да!

 

- Я предлагаю рассмотреть некоторые вопросы нашего плана по группам. Как вы думаете, какие в группах, а над какими следует поразмышлять нам вместе?

Называют пункты плана

- В группах можем разобрать вопросы: внешность героя, отношения с людьми, к делу.

Инструктаж групп:

- Итак. Вы получите карточки-информаторы с заданиями. После обсуждения сделайте выводы, подтвержденные цитатами. Вместе выберите отвечающего. Делайте записи в тетради, чтобы удобнее было отвечать. Будет учитываться полнота и емкость ответа, грамотность речи, доказательства, умение использовать цитаты. При ответе одной группы, другие слушают, а затем обсуждают. Отмечают качества, характерные для мастера. Можно задавать вопросы, дополнять.

 

Слушают

 

- Итак. Разделитесь на группы по четыре человека. Сейчас определимся с заданиями.

Выбор заданий.

 

 

- Кто хотел бы поработать над внешностью героя?

- Кто желает разобраться, какие отношения были у Сёмки с односельчанами

- Как относились к Сёмке в семье?

- Рассмотреть его отношение к делу.

- Задания получили. Вопросы есть? Тогда за дело! На работу отводится две минуты. Удачи!

 

 

 

 

 

Выбирают задания по желанию

 

Работа в группах

 

Делают записи в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Внимание! Время истекло! Прервем наш творческий процесс, чтобы увидеть результат. Сядьте ровно.

Садятся ровно

 

Учитель слушает ответы групп, осуществляет взаимодействие групп (вопросы, дополнения)

 

 

 

 

Ответы лидеров групп учащихся.

Отмечают средства выразительности, помогающие создать образ героя, отмечают черты, характерные для мастера.

Ответы подтверждают цитатами из текста.

Выводы:

- Внешность героя противоречива: с одной стороны выявлены качества героя, характерные для мастера (автор заостряет внимание на такой детали, как руки Сёмки), с другой стороны учащиеся выявили непонимание героя односельчанами и в семье. Обратили внимание на авторскую характеристику Сёмки («забулдыга»). К делу Сёмка относился ответственно, с любовью

Элемент рефлексии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Понравилось ли вам работать в группах?

- Как вы думаете, какая группа поработала лучше всех?

Отвечают.

Оценивают, доказывают.

- Понравилось!

- Поблагодарите друг друга за работу.

Благодарят друг друга

Эмоциональный отклик

Фронтальная работа.

- После какого случая изменилась жизнь Сёмки?

- Почему она обрела смысл?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа.

 

Предполагаемые ответы детей:

- После того, как Сёмка пожил у писателя (рассматривал иконы, старинные книги, изучал чертежи мастеров). Сёмка – ценитель старины и красоты. После этого он по-новому смотрит на Талицкую церковку.

- Сёмка одухотворен.

- Ребята, посмотрите на слайд и скажите, на какую из этих церквей похожа та церковь, которая привлекла Сёмку? (Слайд №12)

 

Воспринимают слайд

Учащиеся указывают на церковь Покрова на Нерли. Доказывая, приводят цитаты из текста: «Каменная, небольшая, она открывалась взору вдруг, сразу за откосом…», «…люди не поставили ее на возвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом…», «…внезапно увидишь церковь белую, изящную, легкую…», «…и только тому, кто шел к ней, она являлась вся сразу…».

- Послушайте размышления Сёмки о церкви.

- О чем он думает?

Выразительное чтение учителем отрывка из текста.

«…Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая красавица — столько лет стоит! — молчит. Много-много раз видела она, как восходит и заходит солнце, полоскали ее дожди, заносили снега… Но вот — стоит. Кому на радость? Давно уж истлели в земле строители ее, давно стала прахом та умная голова, что задумала ее такой, и сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величал или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе на людную городскую площадь — там заметят. Этого заботило что-то другое — красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа. Милый, дорогой человек!.. Не знаешь, что и сказать тебе — туда, в твою черную жуткую тьму небытия, — не услышишь. Да и что тут скажешь? Ну — хорошо, красиво, волнует, радует… Разве в этом дело? Он и сам радовался, и волновался, и понимал, что — красиво».

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют текст, зачитывают цитаты, делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какие мысли возникают у героя, когда он приглядывается к этой церкви?

- Как это его характеризует?

- Почему его поразил блестящий отшлифованный камень?

- Чем вызвано желание отреставрировать церковь?

- Что предпринимает герой?

Три сценки :

-Семка у попа

- Семка у митрополита

-Семка у чиновника

- Почему Шукшин сталкивает Сёмку именно с этими людьми?

- Как ведет себя Сёмка при встрече с попом, митрополитом, председателем облисполкома? (Особенности поведения, настроения, речи героя, анализ синтаксиса эпизодов)

- Для чего он хочет возродить церковку?

- Меняется ли настроение Сёмки?

- Какими средствами показывает это автор?

- Почему герой всюду получает отказ?

- Понимают ли его эти люди?

- Что стало с героем после отказа?

- Почему не состоялся праздник души?

- Какой станет судьба героя?

- Умерло ли в нем чувство красоты?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Обобщение учителя:

- Разочарование, боль, обида, отчаяние, превращается в постоянную, застарелую злость. Сёмкавынужден принять общую точку зрения. Творчество делает человека беззащитным. Социальные условия оказываются губительными для возникновения и осуществления творческих идей.

- Чему учат рассказы Шукшина?

- Как бы вы поступили на месте Сёмки?

 

 

 

 

 Обобщение учителя:

- Да, ребята, чтобы творить нужно быть сильным.

- Так какова же судьба мастера?

- От чего это зависит?

- Почему человека с такими качествами, как у Сёмки, ждет такая судьба?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Версии уч-ся

Предполагаемые ответы уч-ся:

- Это удивление, радость, всплеск души.

- Сёмка – ценитель красоты (это слово много раз повторяется в тексте).

- Сёмке показалось, что он проник в замысел мастера. Он слился душой с неизвестным зодчим и хотел доделать задуманное им.

- Сёмка обращается за помощью к церкви, к писателю, к представителю власти, потому что они своего рода пастыри народа. Но они не в силах спасти духовные ценности.

- Никого не волнует духовность и красота. Ведь здание не представляет исторической ценности, а лишь копия храма Покрова на Нерли.

- Сёмкаэмоционален, пытается добиться своего (об этом свидетельствуют восклицательные предложения, повторение в его речи слова «красота»).

- Сёмке не важно, что это копия, «Красоты то от этого не убавилось»

- Настроение Сёмки меняется. Появляется слово «злость», его не понимают. Обидно стало и досадно.

- Герой опять пьет, чтобы уйти от злобы на людей и на себя, потому что не смог отстоять «поруганную красавицу».

- Чувство красоты осталось в нем, но теперь Сёмка пытается спрятать его от людей.

 

 

 

 

 

- Нужно бороться за свое дело.

- Можно было собрать людей и отреставрировать церковь.

- Я бы попытался своими силами восстановить церковь.

- Нельзя опускать руки.

 

 

- Трудная, сложная…

 

- Непонимание в семье, односельчанами и другими людьми.

- Слабость характера.

    - Давайте попробуем построить линию судьбы Сёмки от начала до конца рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Вместе с учителем предполагают, какой может быть линия судьбы героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместный итог на доске:

 

 

 

Учащиеся предполагают, что Сёмка может снова запить, может через некоторое время вновь стать мастером. Шукшин не дает однозначного ответа.

Игра «Веришь-не веришь»

Приложение к уроку игра «Веришь – не веришь».

  1. Верите ли вы, что Василий Макарович Шукшин - Мастер? (да).
  2. Верите ли вы, что со временем читатель забудет о нем и его рассказах? (нет).
  3. Верите ли вы, что рассказы Шукшина поднимают вопросы нравственности? (да).
  4. Верите ли вы, что Семка Рысь – нравственный человек? (да).
  5. Верите ли вы, что он затеял благое дело? (да).
  6. Верите ли вы, что митрополит одумается и поможет отремонтировать церковь? (нет).
  7. Верите ли вы, что чиновник из исполкома не будет спать ночь после встречи с Семкой и приедет в деревню, чтобы вернуть красоту людям? (нет).
  8. Верите ли вы, что деревенский поп на фоне других, к кому обращался Семка, выглядит более отзывчивым и понимающим? (да).
  9. Верите ли вы, что душа Семки страдает? (да).
  10. Верите ли вы, что когда-нибудь красота и доброта прочно войдут в нашу жизнь и станут привычным явлением? (да).

Слушают вопросы и записывают да или нет в лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Почему рассказ назван «Мастер»?

- Кого можно еще назвать мастером?

- В чем сходство в судьбе этих мастеров, а в чем различие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Думают, отвечают.

- Сёмка становится мастером, когда начинает ценить красоту, хочет возродить церковь для людей.

- Единство, слияние душ Сёмки и безымянного создателя церкви.

- Мастер – значит творец.

- Мастер – создатель Талицкой церкви.

- Мастер – Шукшин.

- Все они творческие люди. Но В.М.Шукшин и мастер, создатель церкви, оставили после себя память (церковь, произведения, фильмы), а Сёмка «опустил руки»

- Да, ребята, поэтому-то и не зарастает народная тропа к памятнику Шукшина. Вы тоже в какой-то мере мастера. Работали с произведением Шукшина.

- Трудно было?

- Вот какова доля мастеров.

 

 

 

 

- Да.

- Благодаря нашей работе мы поняли, что каждому дано право выбора судьбы.

- Я думаю, что вы сделаете правильный выбор в жизни.

- Именно этому и учат нас нравственные рассказы В.М.Шукшина. Рассказ «Мастер» поднимает глубокие нравственные и философские проблемы: что есть истинная Красота, мастерство, а не ремесленничество, какую роль играет творческий потенциал в жизни человека.

Слушают

Эмоциональный отклик

7. Рефлексия

- Итак, чему была посвящена наша работа?

- Вспомните тему урока. (Слайд № 13)

 

 

 

Называют тему

 

 

- Анализу рассказа «Мастер», выявлению особенности судьбы мастера

- Достигли ли мы поставленных целей? (Слайд № 14)

 

 

 

 

 

 

Вспоминают цели

 

 

 

 

 

 

- Да, доказали, что Сёмка мастер, ценитель истинной красоты.

- Выявили особенности его судьбы (непонимание людьми, сложность судьбы).

- Что вы сегодня узнали на уроке и чему научились? (Слайд № 15 помогает построить ответ)

 

Воспринимают слайд, отвечают

 

- Научились анализировать, доказывать, объяснять…

- Вы хорошо потрудились! Я вами довольна!

- А теперь оцените свою работу и работу вашей группы (оценочный лист – приложение №2) Слайд № 16

 

Оценивают.

 

 

 

 

 

- А сейчас возьмите «лесенку настроения», улыбнитесь и нарисуйте одного человечка на той лестнице, которая соответствовала вашему настроению в начале урока, а другого – в конце. (Слайд № 17)

- У кого получилось движение вверх?

- Я желаю, чтобы линия вашей творческой судьбы была именно такой!

- Было ли вам комфортно на уроке?

- Понравился ли вам урок?

- С вами было приятно работать!

- Дома вы продолжите творить.

- Домашнее задание на выбор: нарисовать обложку к книге «Мастер»; написать эссе: «Чему учит рассказ «Мастер»?»

Работают с «лестницей настроения»

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

Записывают домашнее задание

Эмоциональный отклик

 

 

 

 

 

 

 

- Да!

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗАКОН ДОБРА И КРАСОТЫ»

ЭССЕ. МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ  ...

Урок внеклассного чтения в 6-7 классах «За идеал добра и красоты»

Цель урока: - расширить круг чтения учащихся;                     - познакомить с поэзией поэтов Сар...

Сценарий заключительного праздника в школе "Соз ума, добра и красоты" 2013г.

"Союз ума, добра и красоты" - это хорошее  традиционное событие  в нашей школе в конце учебного года. Здесь и лучшие номера учащихся за год, и  чествование лучших из лучших ребят....

Занятие "Все мы знаем, что цветы - для добра и красоты! Весенние первоцветы"

Данный материал может быть использован на занятиях по экологии,  на уроках окружающего мира для обучающихся 1классов. Цель занятия познакомить детей с весенними первоцветами, месте их произрастан...

Классный час "В мире любви, добра и красоты"

Внеклассное мероприятие к Дню толерантности........

«Мир Добра и Красоты в сказке Х. К. Андерсена «Чайник».

Данный урок направлен на формирование у учащихся представлений  об истинной красоте, о жизненных ценностях....