конспект урока литературы
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении.
Цели урока: познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения;
дать характеристику Мцыри;
проникнуть в замысел автора;
выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы;
сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения.
Ход урока
,,, что за огненная душа, что за могучий дух,
что за исполинская натура у этого Мцыри!
В,Г.Белинский.
- Слово учителя.
-На прошлом уроке мы прослушали поэму в исполнении заслуженного артиста России Николая Лазарева, дома вы прочитали еще раз поэму, составили цитатный план к восьми главам.
- Сегодня мы будем говорить о композиции поэмы, ее особенностях; о Мцыри как романтическом герое; сравним образ монастыря и образы природы, их роли в произведении.
-Эпиграфом к уроку я взяла высказывание В.Г.Белинского.
-Так кто же он такой Мцыри?
-Как появился этот образ у Лермонтова?
-Об этом нам расскажут … (Выступления учащихся).
- Работа над темой урока.
1)Беседа.
- Какое первое впечатление произвела на вас поэма? (Впечатление прерывистого дыхания страдающего больного человека).
- Как, за счет чего создается это впечатление?
-Каким размером написана поэма?(Четырехстопный ямб- двусложная стопа с ударением на втором слоге).
-Понаблюдаем над рифмами.(Рифмы в поэме парные, мужские,автор не сбивается на протяжении всего произведения).
-Сколько глав в поэме?
-Равной ли они длины?
-Почему они разные?
- Что изменилось бы , если бы автор сделал главы одинаковыми?
-Какие цитаты, по-вашему, могут служить заголовками для 1 и 2 глав?
1.Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
2.Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
- Кто является рассказчиком в первых двух главах?
-В них рассказана практически вся история жизни послушника.К какому роду литературы мы отнесем это произведение: к драме, эпосу или лирике?
-Можем ли мы без колебаний назвать это произведение эпическим?
-Почему?
-Кто является рассказчиком в следующих 24 главах?
-Событиям скольких дней посвящены эти главы?
-Что является главным для рассказчика: события или чувства, которые вызвало у него ощущение свободы?
-Мы видим, что внимание рассказчика сосредоточено на переживаниях, мыслях, ощущениях, рожденных чувством свободы, стремлением к достижению цели.
-Особенностью какого рода литературы является внимание к эмоциональному состоянию героя?(24 главы-лирические).
-Можем ли мы назвать речь Мцыри монологом?(3глава начинается с обращения к исповеднику, следующие главы- с 4 по 8-реплики диалога, Мцыри словно бы отвечает на немые вопросы, как он чувствует, хочет ему задать старец).
-Как изменяются интонации поэмы?(Много вопросов, в том числе и риторических, ритм становится более неровным, появляется большое количество восклицательных предложений и предложений, оканчивающихся многоточиями. Все это передает взволнованность, мечты.страдания героя).
Выводы. Особенности композиции поэмы.
Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трехдневных скитаний Мцыри показано через его восприятие. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.
Краткий эпический рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элемент драмы).
Сочетание четырехстопного ямба с парными мужскими рифмами и вэволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создает ощущение несгибаемой воли, силы духа- и хрупкости, трепетности человеческой жизни.
2) Проверка цитатных планов.
3.Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Я мало жил, и жил в плену.
4.Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
5.Что за нужда? Ты жил , старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил,- я так же мог бы жить!
6.Ты хочешь знать, что видел я
На воле?
3) Анализ поэтических особенностей 6 главы- отмечаем эпитеты, сравнения, метафоры,олицетворения, инверсии, примеры аллитерации.
Эпитеты: «пышные поля», «свежею толпой», «груды темных скал», «объятья каменные их»(инверсия), «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос».
Сравнения:
…Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом.
В снегах, горящих, как алмаз.
Метафоры, сочетающиеся с олицетворением:
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг.
Аллитерация:
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ…
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…(почти полное отсутствие звука р).
-Сравним картину природы, нарисованную Мцыри, с картиной монастыря, нарисованной в 1 главе эпическим рассказчиком.
-Выделим противопоставление:
«могильные плиты», «старик седой»/ Развалин страж полуживой»- живая, одушевленная природа, думы которой угадывает Мцыри.
4). Чтение 6 главы, проверка цитатного плана.
7. И вспомнил я отцовский дом…
8. Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…
-Мцыри, увезенный с родины ребенком, вспомнил отцовский дом, родные лица, детские игры, мирный очаг.
5). Чтение 8 главы.
-В 8 главе- противопоставление позиции монахов и мироощущения Мцыри:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
- Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть 6 или 8 главы. Закончить цитатный план поэмы. Выписать из толкового словаря значение слова «исповедь».
Материалы к уроку
Выступления учащихся:
- После того как в 1801 году к России присоединилось Грузинское царство, перед Россией встала важная задача: обеспечить торговлю и безопасное сообщение с Закавказьем. Но путь в Грузию лежал через земли Северного Кавказа и через ущелья Главного Кавказского хребта, заселенного горскими народами, которые противились продвижению русской власти на Кавказ. Так началась кавказская война, длившаяся долгие годы.
- После окончания войны с Наполеоном царское правительство решило повести с горцами более решительную борьбу.На Кавказ был послан генерал А.П.Ермолов, прославившийся в сражениях Отечественной войны 1812 года. Он был назначен командующим войсками Кавказского корпуса и «главнокомандующим» в Грузию. Ермолов прибыл в Тифлис в 1816 году. Прежде всего он занялся постройкой укреплений на Северном Кавказе, вдоль берегов Терека и Сунжи. А через 2 года повел оттуда планомерное наступление в горы Центрального Кавказа.
- Лермонтов рассказывает в своей поэме о судьбе шестилетнего ребенка- горца, который попал на Северный Кавказ в плен к русским. Ермолов взял его с собой в Тифлис, но в пути мальчик заболел .В Грузии на последней станции Военно- Грузинской дороги- Мцхете, возле самого Тифлиса, генерал отдал его на излечение монахам. Так мальчик попал в монастырь. Когда Мцыри стал понимать по- русски , его окрестили и стали готовить к пострижению в монахи.
- Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и пытался убежать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители.
- В уста Мцыри Лермонтов вложил свои заветные чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему иечтал о свободе. Следуя в 1837 году по Военно-Грузинской дороге к месту ссылки, Лермонтов остановился в древней грузинской столице Мцхете. Побродил по окрестностям Мцхете, осмотрел старинный мцхетский собор Светицховели.Монах- проводник указал ему на могилы грузинских царей Ираклия 2 и Георгия 7, при котором произошло присоединение Грузии к Российской империи. На остроконечной горе, над самым слиянием Куры и Арагвы, виднелся старинный монастырь Джварис- сакдри (Монастырь креста), который теперь нередко называют монастырем Мцыри. Эти впечатления и легли в основу поэмы о судьбе монаха, погибающего в монастырской неволе.
- Но создал Лермонтов эту поэму уже по возвращении из ссылки. На рукописи выставлено число: «1839 года 5 августа». А на обложке написано заглавие: «Бэри». К тому слову Лермонтов сделал примечание: «Бэри по- грузински: монах» Но герой поэмы не монах: его еще только готовят в монахи. А для таких в грузинском языке имеется другое название- «Мцыри». И Лермонтов переменил заглавие. Эта поэма вынашивалась и обдумывалась Лермонтовым в продолжение 9 лет.
- Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше « негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого». И освободил народ Ионафана, и не умер он.
Словарь терминов:
Романтизм- творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, образы, рожденные мечтой художника.
Романтический герой – образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее ( у активных романтиков).
Ямб – двусложная стропа с ударением на 2 слоге/- -/.
Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро – эпическим произведениям, так как рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.
Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.
Разработка вводного урока литературы в 8 классе....
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"...
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....