Мир природы в лирических произведениях. Лирика Ф.И. Тютчева
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Знакомство с поэзией Ф.И. Тютчева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе. Тема: «Мир  природы в лирических произведениях. Лирика Ф.И. Тютчева».

Цели уроков:

  1. Учебная – научить анализировать и понимать лирическое произведение; выразительно читать стихотворение; находить художественные средства выразительности.
  2. Развивающая – развить способность к пониманию стихотворного текста;
  3. Воспитать – любовь к поэзии.

Приветствие – 2 минуты. Ребята, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебники по литературе, тетради, ручки, карандаши.

Ребусы – 5 минут. В начале урока решаем ребусы.

  1. Где красота  -  там и поэзия.
  2. Поэзия — как живопись.
  3. Поэзия — музыка души.

 Ответы на вопросы: 7 минут

Устно ответьте на вопросы 2, 7 и 8 на странице 206.  Найдите метафоры в стихотворении Ф.И. Тютчева на с. 206 учебника. Давайте вспомним, что такое метафоры? (Дети: «Метафора – скрытое сравнение» )

Работа со стихотворениями: 15 минут

Теперь вспомним, что такое олицетворение? (Дети: «Наделение неживого свойствами живого») Приведите примеры («Нос корабля»). Находим олицетворения и метафоры в стихотворении.

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.

Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.

Как изображается день и утро в поэзии, мы с вами увидели. Теперь посмотрим, как лирики изображают ночь?

Как бы вы озаглавили следующее стихотворение? Прочитайте выразительно (Дети: «Ночь», «Волшебный лес» и т.д.)

Тихой ночью, поздним летом,
Ка́к на небе звезды рдеют,
Ка́к под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют...
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной...

Какие краски понадобились художнику, чтобы нарисовать этот пейзаж? (Серые, темно-синие, мрачные, сиреневые) Что бы вы нарисовали? (Лес, природу, закат, луну, озеро)

Как вы думаете, почему каждая строфа заканчивается многоточием? («Автор не закончил свою мысль и предлагает читателю понять его и закончить самому»)

5 минут

Сочинение-миниатюра «Как бы я изобразил природу, если бы был поэтом?» 4-5 предложений.  Обсудить. На что обратили внимание?

3 минуты

Игра: если метафора – хлопнули один раз. Если олицетворение –  подняли руки.  

Олицетворение

  1. Море смеялось. 
  2. Луна хохотала
  3. Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле
  4. Нева вздувалась и ревела
  5. Осень на двор глядит
  6. Зима теплой шубе идет
  7. Дремлют ивы
  8. Ветр ползет

Метафора

  1. крылья мельницы
  2. горный хребет
  3. угрызенья совести
  4. костёр рябины красной

7 минут

Что было трудным? Что было легким? Что вы вынесли для себя? Что было бы, если бы мы не прочитали стихотворения? Закончу наш урок я словами известного поэта, критика и публициста В. Я. Брюсова “Стихи Тютчева о природе – почти всегда признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством  - любоваться многообразными проявлениями жизни природы…”

Домашнее задание: статья с. 210-211. Дома нарисовать стихотворение  «Тихой ночью, поздним летом» (на дополнительную оценку).  Тютчев «Летний вечер» наизусть. Срок – неделя. До 12 декабря.

Методический комментарий: так как на уроке были раздаточные материалы, то детям было интересно. Выигрышным был вариант с ребусами и игрой (метафоры - олицетворения). Творческий подход помог разнообразить урок (сочинение-миниатюра).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Творчество Ф.И. Тютчева. Анализ лирического произведения

Урок литературы в 5 класс. творчество Ф.И. Тютчева. Анализ лирического произведения...

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...

Проект "Параллельное изучение лирических произведений на примере лирики русских писателей"

Проект"Параллельное изучение лирических произведений на примере лирики русских писателей"...

Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "

Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...

Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "

Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...

Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...