Мир природы в лирических произведениях. Лирика Ф.И. Тютчева
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Знакомство с поэзией Ф.И. Тютчева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_v_liricheskih_proizvedeniyah._lirika_f.i._tyutcheva.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе. Тема: «Мир природы в лирических произведениях. Лирика Ф.И. Тютчева».
Цели уроков:
- Учебная – научить анализировать и понимать лирическое произведение; выразительно читать стихотворение; находить художественные средства выразительности.
- Развивающая – развить способность к пониманию стихотворного текста;
- Воспитать – любовь к поэзии.
Приветствие – 2 минуты. Ребята, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебники по литературе, тетради, ручки, карандаши.
Ребусы – 5 минут. В начале урока решаем ребусы.
- Где красота - там и поэзия.
- Поэзия — как живопись.
- Поэзия — музыка души.
Ответы на вопросы: 7 минут
Устно ответьте на вопросы 2, 7 и 8 на странице 206. Найдите метафоры в стихотворении Ф.И. Тютчева на с. 206 учебника. Давайте вспомним, что такое метафоры? (Дети: «Метафора – скрытое сравнение» )
Работа со стихотворениями: 15 минут
Теперь вспомним, что такое олицетворение? (Дети: «Наделение неживого свойствами живого») Приведите примеры («Нос корабля»). Находим олицетворения и метафоры в стихотворении.
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
Как изображается день и утро в поэзии, мы с вами увидели. Теперь посмотрим, как лирики изображают ночь?
Как бы вы озаглавили следующее стихотворение? Прочитайте выразительно (Дети: «Ночь», «Волшебный лес» и т.д.)
Тихой ночью, поздним летом,
Ка́к на небе звезды рдеют,
Ка́к под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют...
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной...
Какие краски понадобились художнику, чтобы нарисовать этот пейзаж? (Серые, темно-синие, мрачные, сиреневые) Что бы вы нарисовали? (Лес, природу, закат, луну, озеро)
Как вы думаете, почему каждая строфа заканчивается многоточием? («Автор не закончил свою мысль и предлагает читателю понять его и закончить самому»)
5 минут
Сочинение-миниатюра «Как бы я изобразил природу, если бы был поэтом?» 4-5 предложений. Обсудить. На что обратили внимание?
3 минуты
Игра: если метафора – хлопнули один раз. Если олицетворение – подняли руки.
Олицетворение
- Море смеялось.
- Луна хохотала
- Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле - Нева вздувалась и ревела
- Осень на двор глядит
- Зима теплой шубе идет
- Дремлют ивы
- Ветр ползет
Метафора
- крылья мельницы
- горный хребет
- угрызенья совести
- костёр рябины красной
7 минут
Что было трудным? Что было легким? Что вы вынесли для себя? Что было бы, если бы мы не прочитали стихотворения? Закончу наш урок я словами известного поэта, критика и публициста В. Я. Брюсова “Стихи Тютчева о природе – почти всегда признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством - любоваться многообразными проявлениями жизни природы…”
Домашнее задание: статья с. 210-211. Дома нарисовать стихотворение «Тихой ночью, поздним летом» (на дополнительную оценку). Тютчев «Летний вечер» наизусть. Срок – неделя. До 12 декабря.
Методический комментарий: так как на уроке были раздаточные материалы, то детям было интересно. Выигрышным был вариант с ребусами и игрой (метафоры - олицетворения). Творческий подход помог разнообразить урок (сочинение-миниатюра).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.Но кто-то ...
Творчество Ф.И. Тютчева. Анализ лирического произведения
Урок литературы в 5 класс. творчество Ф.И. Тютчева. Анализ лирического произведения...
Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...
Проект "Параллельное изучение лирических произведений на примере лирики русских писателей"
Проект"Параллельное изучение лирических произведений на примере лирики русских писателей"...
Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "
Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...
Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "
Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...
Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.
Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...