Л.Н. Толстой Творчество и жизнь
план-конспект урока по литературе на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ
Учитель: Ондар Урана Анатольевна
Класс: 10 класс
Предмет: литература
Тема: Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания.
Цели: вызвать интерес к жизни и личности великого Толстого, его общественной и педагогической деятельности; помочь учащимся понять художественное мировоззрение писателя, сложное и противоречивое, менявшееся на протяжении его долгой жизни; дать краткую характеристику творчества (с обобщением изученного).
Ход урока
Эпиграфы к урокам:
Граф Лев Толстой — гениальный
художник...Это самый удивительный че-
ловек, коего я имел наслаждение видеть.
Я много слушал его, и вот теперь, когда пи-
шу это, он стоит передо мной чудесный,
вне сравнений.
М. Горький
Какое чудо творчества, ума, души,
страсти гения!!! Что за счастье, что есть
такие люди на свете и что мне привелось
быть его (Толстого) современником...
В. Стасов
I. Вступительное слово учителя.
Лев Николаевич Толстой (1828—1910) — писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений.
Вот портрет писателя (работы И. Е. Репина). Вы видите прежде всего глаза: небольшие, круглые — и в этом их особенность, — совершенно плоские и одноцветные, но всегда сияющие: точно на сильный источник света смотришь: видишь сплошное сияние и различить не можешь, откуда и как оно происходит... Остальное — и широкий нос, и высокий лоб, и брови густые, и даже все тело кажется пристроенным к этим глазам. Сначала — глаза, а затем уже прочее…
Те современники, которые имели наслаждение видеть, общаться и слушать Толстого, считали себя счастливыми людьми.
В служении людям видел писатель смысл своей жизни. («Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям» (Л. Толстой). А жизнь его была наполнена писательским трудом. Каждый день, каждый час он трудился, не зная лени был беспощадно строг и требователен к себе как к художнику слова.
Литературное наследие Толстого — это 90 томов Юбилейного издания сочинений! Литера- тура была для него делом, в которое он вкладывал всю свою душу. В книгах гениальный Толстой выражал мысли и чувства русского народа, показывал всю силу и величие народного духа, народного патриотизма и народной любви к родине.
Но писатель был и обличителем зла, отказывался мириться с какими бы то ни было проявлениями лицемерия, фальши. Он не любил людей самоуспокоенных и равнодушных. «Спокойствие — душевная подлость», — считал он. По мнению Толстого, человек должен постоянно находиться в поиске, «рваться, пугаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».
Основной путь к преобразованию мира, путь к счастью Лев Николаевич Толстой в дел в нравственном самоусовершенствовании, в непротивлении злу насилием и в опрощении. Это учение получило название — «толстовство».
Величайшее открытие писателя — метод «диалектики души». В чем смысл этого? Толстой изображает внутренний мир своего героя в постоянном развитии. «Диалектика души» — изображение процесса душевных движений через борьбу противоположностей в характере человека» (Н. Н. Наумова) [14].
Обратимся к драгоценным событиям биографии великого художника слова Льва Николаевича Толстого.
II. Рассказы учащихся о жизни Л. Н. Толстого, богатой событиями.
- ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ
Родился 28 августа 1828 года в дворянской усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии и был четвертым сыном графов Толстых. Происхождение как бы предопределило жизненный путь будущего писателя: типичное для богатых дворян воспитание и образование, учеба в Казанском университете, разочарование в университетских занятиях («Эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне»), увлечение светской жизнью.
1847 г. Толстой, не закончив учебу, уезжает в Ясную Поляну, чтобы посвятить себя хозяйственной деятельности, а также улучшить быт своих крестьян.
Автобиографическая трилогия — повести «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852— 1856). Главный герой — Николенька Иртеньев. Автор «прослеживает» историю трех периодов в жизни человека. Методом «диалектики души» показывает развитие характера героя. (Анализ некоторых сцен, выразительное чтение диалогов и монологов героя — по выбору учащихся.)
- Л. Н. ТОЛСТОЙ НА КАВКАЗЕ. НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 1851 г. вместе с братом Николаем Л. Н. Толстой отправляется на Кавказ. Эпизоды Кавказской войны он описал в произведениях «Набег», «Разжалованный», «Казаки». С января 1854 г. Толстой служит сначала в Дунайской армии, затем в Севастополе. За редкое бесстрашие его награждают орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалями. Служа на страшном четвертом бастионе, он не прекращает литературной работы, черпая в «живой обстановке войны» богатый материал для «Севастопольских рассказов».
«Военная карьера — не моя...» — записывает Толстой в дневнике (1855) и отправляется в путешествие за границу.
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО
1859 г. для крестьянских детей Толстой открывает в Ясной Поляне школу, а затем еще 20 в окрестных деревнях. В журнале «Ясная Поляна» он описывает опыт своей работы с учениками. В центре педагогического процесса — личность ученика, обучение ведется методом свободной беседы.
«Школьная деятельность Толстого носила разнообразный характер, но более других замет- но было в ней все-таки литературное направление» (Е. Маймин)
- ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО ДО И ПОСЛЕ ИДЕЙНОГО ПЕРЕЛОМА. РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПИСАТЕЛЯ
1862 г. Толстой женился на дочери московского врача — Софье Андреевне Берс. И. А. Гончаров: «Он, т. е. граф (Толстой), сделался настоящим львом литературы», работал быстро, страстно, с увлечением.
Лучшие произведения Л. Н.Толстого:
• «Война и мир» (1864—1869).
• «Анна Каренина» (1870—1877).
• «Власть тьмы» (1866).
• «Крейцерова соната» (1887—1889).
• «Воскресение» (1889—1899).
• «Хаджи-Мурат» (1896—1905).
• Комедия «Плоды просвещения» (1900).
• Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий» и др. (1908).
• «После бала» (1903).
Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого опираются, как объясняет Ю. В. Лебедев на учение об истинной жизни. В чем ее смысл? В духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нравственном самосовершенствовании человека, которое включает в себя пять заповедей Христа:
1) Заповедь о непротивлении злу насилием. (Злом нельзя уничтожить зло, бороться с насилием — значит необходимо воздержаться от насилия, только добро способно в активном духовном противостоянии злу победить его.)
2) Не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни.
3) Не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды.
4) Не клянись и не присягай ни в чем, никому.
5) Помни, что все люди — братья — и учись во врагах доброе видеть. Л. Н. Толстой развертывает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Следует сказать, что в основу воспитания детей в семьях дол- жен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному братству и единению людей.
5. «ВЕСЬ МИР, ВСЯ ЗЕМЛЯ СМОТРИТ НА НЕГО... (М. Горький)
Л. Н. Толстой в конце концов приходит к разрыву с дворянским классом, а затем и к отрицанию своей предшествующей литературной деятельности. В последующих произведениях он «учит народ нравственности».
1896 г. «И опять молюсь, кричу от боли. Запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь» (Л. Толстой).
7 ноября 1910 года на маленькой станции Астапово умер Лев Николаевич Толстой.
Домашнее задание.
- Составить схему-конспект о жизненном и творческом пути Толстого.
МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ
Учитель: Ондар Урана Анатольевна
Класс: 10 класс
Предмет: литература
Тема урока: История создания романа «Война и мир». Особенности жанра.
Образ автора в романе.
Цели: познакомить учащихся с историей написания «Войны и мира»; выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие и особенности композиции; объяснить смысл названия.
Ход урока
- Рассказ учителя (краткое изложение).
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА-ЭПОПЕИ «ВОЙНА И МИР»
Колоссальное четырехтомное произведение «Война и мир» Лев Николаевич Толстой писал в течение 6 лет с 1863 по 1869 годы. Характеризуя свою работу, он указывал, что собирал и изучал исторические материалы «с рвением ученого». Толстой скрупулезно исследовал не только архивы, документы, исторические книги и труды, но встречался с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, даже побывал на Бородинском поле.
Первоначально Толстой задумал написать повесть «Декабристы», герой которой Петр Иванович Лабазов — возвратившийся из сибирской ссылки декабрист. Но скоро писатель пришел к новому замыслу, к эпохе 1825 года, эпохе «несчастий» своего героя. Петр Иванович Лабазов из повести «Декабрист» в результате... превратился в Петра Кирилловича Безухова, а потом и в Пьера.
Толстой задумал показать и молодость декабриста, а это 1812 год, «время торжества Роcсии» в войне с Наполеоном. Затем обратился к более ранней эпохе 1805—1807 гг., времени «неудач» и «срама» России.
Таким образом, по замыслу Толстого, герой, и уже не один («а многие... герои и героини»), должен пройти через исторические события 1805, 1807, 1812, 1856 годов. Полностью этот замысел осуществить не удалось.
На страницах «Войны и мира» Толстой сумел объединить громадный и разноликий материал. Поражает количество действующих лиц в произведении. Их более 600.
Время действия в «Войне и мире» — 15 лет (с 1805 по 1820 гг.). События происходят то в Москве и Петербурге, то в дворянских поместьях, то за границей, в Австрии.
По признанию Льва Николаевича Толстого, в своем произведении он «любил мысль народную». В ранних рукописях есть такая запись: «я старался писать «историю народа». «Мысль народная» положена великим писателем в основу характеристики героев произведения, исторических событий и исторических деятелей.
О ЗАГЛАВИИ РОМАНА
Первоначальное — Три поры», затем «1805 год», новый вариант — «Все хорошо, что хорошо кончается», последнее — «Война и мир».
- В чем смысл заглавия
«Война» — это военные действия, сражения, «война» — это не понимание, вражда, разъединение людей.
«Мир» — это жизнь народа без войны, это и та «общность, то единение, к которому должны стремиться люди»
О ЖАНРЕ
Л. Н. Толстой отказывается дать жанровое определение «Войне и миру»: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», но исследователи творчества Толстого назвали «Войну и мир» романом-эпопеей.
Роман-эпопея повествует о важнейших исторических событиях рассказывает о различных сторонах жизни народа, освещает взгляды, а также быт и нравы различных слоев общества.
О СЮЖЕТЕ
Композиция (построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении, членение на части, главы, действия способ повествования место и роль описаний, монологов и диалогов) поражает свой сложностью
. Широко изображен социально и семейно-бытовой фон эпохи. Исторические сцены, сцены частной жизни и философские рассуждения в «Войне и мире» «перемешаны».
Ю. В. Лебедев назвал это «божественной бессмыслицей и посчитал важнейшим композиционным элементом книги.
В романе раскрываются два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона (кульминация — Бородинское сражение, развязка — разгром Наполеона) и борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация — спор П. Безухова с Николаем Ростовым, развязка — вступление П. Безухова в тайное общество).
Один из приемов композиции — антитеза (противопоставление). Важную роль в романе играют внутренние параллели, или сопоставления.
Большое внимание писатель уделяет изображению переломов, перемен в общественной жизни.
В романе-эпопее множество сюжетов, для каждой сюжетной линии — своя завязка. В основе сюжетов — духовные искания своего места в жизни любимых героев писателя.
СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ
В центре — хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных).
Домашнее задание.
- Дочитать 1 том до конца.
- Подготовить мини-сочинение «моя встреча с Л. Толстым».
- Пересказ лекции урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910) ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. (ОБЗОР).
Презентация к уроку литературы Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910) ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. 10 класс...
Презентация "Толстой Л.Н. Жизнь и судьба"
Презентация к уроку литературы в 11 классе....
Творческий проект "Через творчество в жизнь"
Дети с ограниченными возможностями живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Эколо...
Презентация к уроку по литературе творчество и жизнь В.Высоцкого
Для уроков литературы мной вместе с детьми составлены презентации « Жизнь и творчество писателей и поэтов 19 – 20 веков». Библиографическая картотека в презентациях – это хорошее подспорье для уроков,...
Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...
Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...
Лев Николаевич Толстой. Основые этапы жизни и творчества
В презентации представлен материал для подробного изучения биографии писателя и его творчества...