Лев Николаевич Толстой. Основые этапы жизни и творчества
презентация к уроку по литературе (10 класс)
В презентации представлен материал для подробного изучения биографии писателя и его творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лев Николаевич Толстой - основные этапы жизни | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Представитель графской ветви дворянского рода Толстых, происходящей от петровского сподвижника П. А. Толстого. Писатель имел обширные родственные связи в мире высшей аристократии. Происхождение Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Лев Толстой родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери — Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком в семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет Детство "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как ни любить, ни лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником наслаждений… Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии . Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (умер рано (1837 )). Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство". Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой . В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета. Затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Казанский университет Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи". Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. " Бурная жизнь юношеского периода" Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя . Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски. Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Николаевич Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу ). «Война и свобода » Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки»( 1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание. Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Крымская кампания В 1854 Лев Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в том числе издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II. Первые произведения поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» — «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической». Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью на литературной сцене Санкт-Петербурга . В кругу литераторов Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
В ноябре 1855 Л.Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Николай Алексеевич Некрасов, Иван Сергеевич Тургенев, Александр Николаевич Островский, Иван Александрович Гончаров и другие), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
«Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82 ): Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
За границей Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в 1857,объявив себя анархистом, уехал в Париж. Оказавшись там, он проиграл все свои деньги и был вынужден вернуться домой, в Россию . Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну. Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый из 12 номеров тематического журнала «Ясная Поляна». В этот же год он женился на дочери врача по имени Софья Андреевна Берс. Народная школа Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
В 1859 Лев Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Перелом (1880-е гг.) Ход переворота, совершавшегося в сознании Льва Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди». В общем, он «почувствовал, что то, на чём он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет». Естественным результатом была мысль о самоубийстве : «Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё »,- писал Толстой. Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Лев Николаевич искал смысл жизни в изучении философии, в знакомстве с результатами точных наук. Он старался как можно больше всего упростить, жить жизнью, близкой к природе и земледельческому быту. Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Постепенно Толстой отказывается от прихотей и удобств богатой жизни (опрощение), много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
На почве искреннего стремления к нравственному усовершенствованию создаётся третий период литературной деятельности Толстого, отличительною чертой которого является отрицание всех установившихся форм государственной, общественной и религиозной жизни. Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Лев Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс. Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях. Уход и смерть Льва Толстого Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Письмо Л.Н. Толстого жене, оставленное перед отъездом из Ясной Поляны. 1910 г. Октября 28. Ясная Поляна . Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе. Положение мое в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни. Пожалуйста, пойми это и не езди за мной, если и узнаешь, где я. Такой твой приезд только ухудшит твое и мое положение, но не изменит моего решения. Благодарю тебя за твою честную 48-летнюю жизнь со мной и прошу простить меня во всем, чем я был виноват перед тобой, так же, как и я от всей души прощаю тебя во всем том, чем ты могла быть виновата передо мной. Советую тебе помириться с тем новым положением, в которое ставит тебя мой отъезд, и не иметь против меня недоброго чувства. Если захочешь что сообщить мне, передай Саше, она будет знать, где я, и перешлет мне, что нужно; сказать же о том, где я, она не может, потому что я взял с нее обещание не говорить этого никому. Лев Толстой. 28 октября . Собрать вещи и рукописи мои и переслать мне я поручил Саше. Л. Т . Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Лев Николаевич Толстой скончался 20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года, на станции Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской железной дороги. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне. Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. Лев Николаевич Толстой Лаптева О.В., учитель литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольск-на-Амуре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина в 10 классе на тему: "Основные этапы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя".
Данная викторина содержит вопросы, позволяющие проверить знание основных фактов жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя...
Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»
Конспект урока к первому уроку по изучению творчества И.А.Гончарова. Дана общая характеристика роману "Обломов"...
И.А.Гончаров. Основные этапы жизни и творчества.
Презентация "И. А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества" предназначена для урока литературы в 10 классе, который предваряет цикл уроков по творчеству И.А.Гончарова....
Урок литературы в 11 классе Этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой
Презентация содержит информацию о жизни и этапах творчества Анны Ахматовой. Несколько слайдов посвящены пребыванию Ахматовой в Тверском крае: Слепнево - имение матери Гумилева. Т.к. работа получ...
Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910) ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. (ОБЗОР).
Презентация к уроку литературы Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910) ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. 10 класс...
Презентация к уроку "Основные этапы жизни и творчества Михаила Шолохова"
В данной презентации даны краткие сведения о Шолохове, необходимые для изучения его биографии на первом уроке в 11 классе...
Основные этапы жизни и творчества А.А. Блока. Поэт и символизм. Разнообразие мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в поэзии.
Презентация к уроку литературы в 11 классе...