Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910) ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. (ОБЗОР).
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме
Презентация к уроку литературы Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910) ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.n.tolstoy._1828-1910_zhizn_i_tvorchestvo.pptx | 159.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература. М. Горький Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т. Драйзер Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы. Л.Н. Толстой (из письма П.Д. Боборыкину, 1865 г.) Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Л.Н. Толстой
Основные этапы жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого: Родился 28 августа(9 сентября)1828г. в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье. После смерти матери детей воспитывает дальняя родственница Т. А. Ергольская. К 1835—1838 гг. относятся первые литературные опыты Толстого. В 1837 г. семья переезжает в Москву. После смерти отца детей воспитывает его сестра Александра Ильинична. В 1841 г. после смерти Александры Ильиничны детей отправляют в Казань, к тетушке Пелагее Ильиничне Юшковой, которая становится опекуншей сирот. Толстой получает прекрасное домашнее образование.
5. С 1844 г. учится в Казанском университете, сначала на восточном факультете, а затем на юридическом. Ведет жизнь человека сотте il faut . В 1847г., не закончив образования (так как неудовлетворен качеством обучения), покидает университет и уезжает в Ясную Поляну с целью серьезно заняться самообразованием.
6.В 1847—1850 гг. находится в поиске «дела жизни»: занимается музыкой, философией и т. д. Начинает вести дневник и составляет для себя «моральный кодекс». В 1849 г. едет в Санкт-Петербург для сдачи экзаменов на степень кандидата прав, однако, выдержав два из них, возвращается в Ясную Поляну, где начинает заниматься хозяйством. 7. В 1850 г. поступает на службу в канцелярию Тульского губернского правления.
8. В 1851 г. вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ, в армию. 9. В 1852 г. в «Современнике» опубликована повесть «Детство», вызвавшая восторженные отзывы. 10. В 1854г. переводится в Дунайскую армию, получает чин прапорщика. Написана повесть «Отрочество». 11. В 1854—1855гг.принимаетучастие в обороне Севастополя. В журнале «Современник» опубликованы его «Севастопольские рассказы». 12. В 1855 г. приезжает в Санкт-Петербург, начинает сотрудничать в журнале «Современник». 13. В 1856 г. написана повесть «Утро помещика». 14.В 1857 г. выходит в отставку и пишет повесть «Юность». Предпринимает путешествие за границу(Франция, Швейцария, Италия, Германия). Вернувшись в Россию, отпускает своих крепостных на волю.
15. 1857—1859 гг. — период увлечения «чистым искусством». Написаны повести «Люцерн», «Альберт», «Три смерти». 16. В 1859—1862 гг. увлекается педагогической деятельностью и открывает в Ясной Поляне школы для крестьянских детей. Во время второй заграничной поездки, в 1861 г., знакомится с европейскими формами образования. 17. В 1862 г. женится на С. А. Берс. 18. В 1863 г. заканчивает 10-летнюю работу над повестью «Казаки». 19. В 1863—1869 гг. работает над романом-эпопеей «Война и мир». 20. В 1873 г. избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности.
21. В 1870—1877гг. пишет роман «Анна Каренина». 22. Период 1879—1882гг. ознаменовался переломом в мировоззрении Толстого, следствием которого явилась критика всего социального устройства и переход на позиции патриархального крестьянства. Написана «Исповедь». 23. В 1881—1882гг. работает над религиозно-философскими сочинениями «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Соединение и перевод четырех Евангелий», в которых подвергаются критике основные принципы учения официальной церкви. 24.В 1884—1886 гг. работает над повестью «Смерть Ивана Ильича», драмой «Власть тьмы». 25. В 1887—1889гг. пишет повесть « Крейцерова соната».
26. В 1889—1899 гг. работает над романом «Воскресение». 27. В 1891 г. отказывается от авторских нрав на все свои последние сочинения. 28. В 1901 г. за противоцерковные выступления и критику православия определением Синода Толстой был отлучен от церкви. 29. В начале 900-х гг. пишет ряд публицистических статей («Не могу молчать!», «Не убий», «Христианство и смертная казнь» и др.), рассказ «После бала». 30. В ночь с 27 на 28 октября 1910 г. уходит из Ясной Поляны. 7 ноября 1910 г.скончался на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
1)Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления? 2)Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого? 3)Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?
1847 год (Толстому 19 лет). 17 марта. ... Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души. 17 апреля. ... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной... 18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее: № 1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.
1848 год. 1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего. 2. Довольствоваться настоящим. 3. Искать случаев делать добро... Правила исправления: Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей.
1848 год. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. Изучить практическую медицину и часть теоретической. Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. Изучить историю, географию и статистику. Изучить математику, гимназический курс. Написать диссертацию. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. Написать правила. Получить некоторые познания в естественных науках. Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать. Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!
1854 год. 2 ноября. ... Одесса... Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных... 20 ноября. Когда же, когда, наконец, перестану Без цели и страсти своей век проводить, И в сердце глубокую чувствовать рану, И средства не знать, как ее заживить.
1855 год. 18 марта. ...вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, - быть деятельным, рассудительным и скромным. 2августа. ... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны. 21сентября. ...Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему...
1878 год. 22мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился. 7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении злу... 9 мая. ... Из 700 дворов 100 едят свой хлеб. Земли 1,2 десятины на душу. Грамотных два. 28 июня. У нас обед огромный с шампанским... Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ... 5 сентября. Москва. ... Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.
1881 год. Жить в ясной. Самарский доход отдать на бедных... Никольский доход (передав землю мужикам) точно так же. Себе, т.е. нам с женою и малыми детьми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себя, т.е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни)... Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе...
1883 год. 1 января. Москва. ... Собственность как она теперь – зло... Не было ложки, было полено - я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же сомненье, что она моя? Но собственность, ограждаемая насилием – городовым с пистолетом – это зло. 30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4,5 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели. 3июня. ... Пошел на суд. Заведение для порчи народа. И очень испорчен. Расчесывают болячки – вот суд. 13 июня. Рано. Сходил к Федоту. Страшная нищета. Как мы выработали в себе приемы жестокости. Ведь, собственно, надо было остаться там и не уйти. 21 июня. ... Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.
1883 год. 27 ноября. ... Задача всех одна: из своего положения богатства, больших требований и отсутствия полезного труда для людей, выучиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и выучиться делу наверно полезному людям. 7 декабря. ... Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно – это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.
1889 год. 23-26 февраля. Москва. ... Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение? 30 апреля. Москва. ... думал: вот 7 пунктов обвинительного акта против правительства: Церковь, обман, суеверие, траты; Войско, разврат, жестокость, траты; Наказание, развращение, жестокость, зараза; Земледелие крупное, ненависть, беднота города; Фабрика - убийство жизни; Пьянство; Проституция.
1900 год. 30 августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? - спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом... 23 ноября. Москва. ... 1) Мы, богатые классы, разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не даем им, задавленным трудом, возможности произвести духовный цвет и плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.
1902 год. 21 марта. ... 4) Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман. 1904 год. 18 июля. Ясная Поляна. ... Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели.
1905 год. 31 июля. Ясная Поляна. ... Сидим во дворе, обедаем, десять кушаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!!... ... Русская революция должна разрушить существующий порядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением. 1906 год. 3-4 октября. Ясная Поляна. ...5) Записано так, после очень тяжелого настроения. Уж очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!! Все чаще и чаще чувствую это.
1907 год. 26 октября. Ясная Поляна. ... 7) (Очень важное!) Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества - даже для всего живого. 1908 год. 19 апреля. Ясная Поляна. ... Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей. 3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех.
Из «тайного» дневника 1908 года. 2 июня. Ясная Поляна. Когда я спрошу себя: Что же мне нужно – уйти от всех. Куда? К Богу, умереть. Преступно желаю смерти... 1910 год. 7 января. ...Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии? 26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью...
1)Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления? 2)Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого? 3)Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?
Домашнее задание: 1. По тезисам в тетради и материалам учебника составить схему-конспект для развернутого рассказа о жизненном и творческом пути Толстого. 2. С. 274-275; обзор трилогии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.
Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....
Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.
Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....
Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.
Тема урока: Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.Тип урока: Комбинированный урок Цель урока: Познакомить одиннадцатикласснико...
Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.
Тема урока: Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.Тип урока: Комбинированный урок Цель урока: Познакомить одиннадцатикласснико...
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность».
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность»....
Технологическая карта урока: «Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего»
Познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина, на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать...
Лев Николаевич Толстой. Основые этапы жизни и творчества
В презентации представлен материал для подробного изучения биографии писателя и его творчества...