Вопросы и задания по роману В.А.Каверина "Два капитана" для 7 класса. Русский язык и литература.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
В документе содержатся различные задания по русскому языку и литературе. Имеютя критерии для некоторых заданий и для оценки всей работы. Формат заданий по русскому языку ориентирован на ОГЭ. Сочинение-рссуждение по проблемным вопросам, ориентация на ОГЭ и итоговое сочинение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dva_kapitana_zadaniya_deti.docx | 28.3 КБ |
Каверин "Два капитана". Ответы | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
В.А. Каверин. Роман "Два капитана".
Вопросы и задания по русскому языку и литературе в 7 классе.
Учитель: Пахмурная В.Е.
Литература
Выполните минимум 2 задания из предложенных.
За сочинение и отзыв можно получить дополнительную отметку.
За безошибочное выполнение любых 2-х заданий из 1, 2, 3, 4 можно получить отметку "4".
За безошибочное выполнение заданий 1) 5, 6; или 2) одно из 1,2,3,4 + одно 5 или 6, то можно получить отметку "5".
За выполнение более 2-х заданий баллы суммируются или ставится дополнительная отметка.
1.Викторина (вопросы по тексту). Можно выбрать 6 любых вопросов.
1. Сюжет какого произведения А.С.Пушкина был плохо известен Кирен?
2. Над каким литературным героем А.С.Пушкина был устроен ребятами театрализованный костюмированный суд?
3. Какие животные "охраняли" огромный дом на проспекте Рошаля? Они также были описаны в "Медном всаднике" А.С.Пушкина.
4. К какому событию создавал проект памятника А.С.Пушкину Петя?
5. Кому принадлежат слова: " Мы все вышли из гоголевской шинели"?
6. Какую бессмертную поэму Н.В.Гоголя обсуждал Сашка с И.В.Лихо в 21 главе?
7. Какого героя Сашка не считал "небокоптителем", так как он "все-таки кое-что сделал согласно своим идеалам"?
8. Какие книги в 3 классе брал Сашка у Марьи Васильевны?
9. Книг какого писателя было много в Заполярье?
10. Кому принадлежат слова: "Мир - театр, люди - актеры"?
11. Кому принадлежат слова: "Странная вещь сердце человеческое вообще, а женское в особенности"?
12. " Что-то таинственное было в этих ......: "любезный друг", "милостивый государь А.Ф."
2. Восстановите последовательность предложений текста. Запишите правильную последовательность цифр.
1.Ты нашел экспедицию капитана Татаринова – мечты исполняются, и часто оказывается реальностью то, что в воображении представлялось наивной сказкой.
2.Он не только изменился – он сложился, как сложились вы, открыв в себе силы для борьбы и победы.
3.Ведь это к тебе обращается он в своих прощальных письмах, – к тому, кто будет продолжать его великое дело.
4.– Зрелые, законченные люди, вы приехали в родной город и вот говорите, что его трудно узнать, так он изменился.
5.К тебе – и я законно вижу тебя рядом с ним, потому что такие капитаны, как он и ты, двигают вперед человечество и науку.
6.Но и другие мысли приходят в голову, когда я вижу тебя, дорогой Саня.
3. Составьте кроссворд по роману В.А.Каверина "Два капитана". (5-7 слов по горизонтали, 5-7 слов по вертикали)
4. Составьте "тонкие" и "толстые" вопросы по роману В.А.Каверина "Два капитана" (всего 5 штук).
5. Напишите отзыв на роман В.А.Каверина "Два капитана".
Отзыв - отклик, мнение о чем-либо, оценка чего-нибудь (НЕ пересказ содержания).
План: 1. Общее впечатление о прочитанном. 2. О чем это произведение? 3. Кто из героев понравился больше? Почему? 4. Сформулируйте основную мысль произведения. (Что хотел сказать автор своим произведением?)
6. Напиши сочинение-рассуждение на одну из тем.
а) Мой любимый герой в романе В.А.Каверина "Два капитана". б) Как воспитать в себе сильный характер? в) Как вы понимаете заключительные строки романа В.А.Каверина "Два капитана": "Бороться и искать, найти и не сдаваться!" г) Какого человека можно назвать сильным ? д) Почему роман назван "Два капитана"?
Критерии:
1.Структура: 1.Тезис; 2. Доказательство 1; 3. Доказательство 2; 4. Вывод. = 4б. (соответствуют теме). 2. Грамотность: орфография -2б (0-1 ош.), 1б. (2-3 ош.), пунктуация - 2б (0-1 ош.), 1б. (2-3 ош.) 3. Выразительность и точность речи - 2б. 4. Членение на абзацы - 2б (3-4 абзаца); 1б (1 нарушение)
Русский язык.
1. Прочитайте. Спишите. Расставьте знаки препинания в предложениях, выделите пунктограммы и условия их выделения.
1. Я пил воду рассматривал карту. 2. Я вскочил зажег лампу и бросился к столу где лежали карандаши и карты. 3. Судья встал в восьмом часу и испугался найдя меня сидящим в одном белье у карты Севера... 4. Но это известие через несколько лет поразившее географов всего мира не произвело на Катю особенного впечатления. 5. И я отвечал не говоря ни слова Совершенно уверен. 6. Мне стало грустно и я долго ходил по дорожкам вспоминая мать. 7. Такое чувство я испытал вернувшись в школу после Энска.
2. Прочитайте текст. Выполните задания.
1 В школе только и говорили о моей речи на педсовете, и я поэтому был очень занят. 2 Было бы преувеличением сказать, что я чувствовал себя героем. 3 Но все–таки девочки из соседних классов приходили смотреть на меня и довольно громко обсуждали мою наружность. 4 Впервые в жизни мне был прощен маленький рост. 5 Оказалось даже, что я чем–то похож на Чарли Чаплина. 6 Таня Величко, которую очень уважали в школе, подошла и сказала, что на каникулах она систематически выступала против меня, а теперь считает, что я правильно дал Ромашову в морду.
7 – Но ты должен был сперва доказать, что он – общественно–вредный тип, – сказала она разумно.
8 Словом, я был неприятно удивлен, когда в разгар моей славы комсомольская ячейка вынесла мне строгий выговор с предупреждением. 9 Педагогический совет не собирался из–за болезни Николая Антоныча, но Кораблев сказал, что меня могут перевести в другую школу.
10 Это было не очень весело и, главное, как–то несправедливо! 11 С постановлением ячейки я был согласен. 12 Но переводить меня в другую школу! 13 За что? 14 За то, что я доказал, что Ромашка подлец? 15 За то, что я уличил Николая Антоныча, который ему покровительствовал? 16 В таком–то невеселом настроении я сидел в библиотеке, когда кто–то спросил в дверях громким шепотом:
17 – Который?
18 И я увидел на пороге длинного рыжего парня с шевелюрой, вопросительно смотревшего на меня.
19 Рыжие вообще любят носить шевелюру, но у этого парня она была какая–то дикая, как в учебнике географии у первобытного человека. 20 Интересно, что сперва я подумал именно об этом, а уже потом понял, что это Петька – Петька Сковородников собственной персоной стоит на пороге нашей библиотеки и смотрит на меня с удивленным выражением. 21 Я вскочил и бросился к нему, роняя стулья.
22 – Петя!
23 Мы пожали друг другу руки, а потом подумали и обнялись.
1. Какие высказывания соответствуют содержанию текста. Укажите номера ответов.
1) Ромашка подлец. 2) Николай Антоныч сказал, что Сашку могут перевести в другую школу. 3) Парень с рыжей шевелюрой - это Петька Сковородников. 4) Сашка был высокого роста и похож на Чарли Чаплина.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему Сашку могли перевести в другую школу?"
1) Так постановила комсомольская организация. 2) Таня Величко подговорила учителей и учеников школы. 3) Сашка доказал, что Ромашка подлец и Николай Антоныч ему покровительствовал. 4) Сашка подрался с Петькой Сковородниковым.
3. Определите тип речи (предложения 10-15).
1) Описание 2) Рассуждение 3) Повествование
4. Подберите стилистически нейтральный синоним к словам "морда" (6 предложение), "шевелюра" (19 предложение), "бросился" (21 предложение). Запишите: "морда" - ..............; "шевелюра" - ..................; "бросился" - ....................
5. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Рыжие вообще любят носить шевелюру, но у этого парня она была какая–то дикая, как в учебнике географии у первобытного человека. 2) Было бы преувеличением сказать, что я чувствовал себя героем. 3) Словом, я был неприятно удивлен, когда в разгар моей славы комсомольская ячейка вынесла мне строгий выговор с предупреждением. 4) И я увидел на пороге длинного рыжего парня с шевелюрой, вопросительно смотревшего на меня.
6. Сколько грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.
7. Среди предложений 16 - 19 найдите предложение с обособленным причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 20 - 23 найдите предложение с обособленным деепричастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.
9. Мини сочинение-рассуждение: "Прав ли был Сашка, "дав Ромашову в морду"?
Критерии:
1.Структура: 1.Тезис; 2. Доказательство 1; 3. Доказательство 2; 4. Вывод. = 4б. (соответствуют теме). 2. Грамотность: орфография -2б (0-1 ош.), 1б. (2-3 ош.),
пунктуация - 2б (0-1 ош.), 1б. (2-3 ош.) 3. Выразительность и точность речи - 2б. 4. Членение на абзацы - 2б (3-4 абзаца); 1б (1 нарушение)
Предварительный просмотр:
В.А. Каверин. Роман "Два капитана".
Вопросы и задания по русскому языку и литературе в 7 классе.
Учитель: Пахмурная В.Е.
Литература
1.Викторина (вопросы по тексту):
1. Сюжет какого произведения А.С.Пушкина был плохо известен Кирен? (роман "Дубровский")
2. Над каким литературным героем А.С.Пушкина был устроен ребятами театрализованный костюмированный суд? (Евгений Онегин)
3. Какие животные "охраняли" огромный дом на проспекте Рошаля? Они также были описаны в "Медном всаднике" А.С.Пушкина. (львы)
4. К какому событию создавал проект памятника А.С.Пушкину Петя? ( 100- летие А.С.Пушкина)
5. Кому принадлежат слова: " Мы все вышли из гоголевской шинели"? (М.Ф.Достоевский)
6. Какую бессмертную поэму Н.В.Гоголя обсуждал Сашка с И.В.Лихо в 21 главе? (поэма "Мертвые души")
7. Какого героя Сашка не считал "небокоптителем", так как он "все-таки кое-что сделал согласно своим идеалам"? (Тарас Бульба)
8. Какие книги в 3 классе брал Сашка у Марьи Васильевны? ( "Столетие открытий", "Елена Робинзон")
9. Книг какого писателя было много в Заполярье? (Вольтер)
10. Кому принадлежат слова: "Мир - театр, люди - актеры"? ( У. Шекспир)
11. Кому принадлежат слова: "Странная вещь сердце человеческое вообще, а женское в особенности"? (М.Ю. Лермонтов)
12. " Что-то таинственное было в этих ......: "любезный друг", "милостивый государь А.Ф." (обращения)
2. Восстановите последовательность предложений текста.
Оригинал.
– Зрелые, законченные люди, вы приехали в родной город и вот говорите, что его трудно узнать, так он изменился. Он не только изменился – он сложился, как сложились вы, открыв в себе силы для борьбы и победы. Но и другие мысли приходят в голову, когда я вижу тебя, дорогой Саня. Ты нашел экспедицию капитана Татаринова – мечты исполняются, и часто оказывается реальностью то, что в воображении представлялось наивной сказкой. Ведь это к тебе обращается он в своих прощальных письмах, – к тому, кто будет продолжать его великое дело. К тебе – и я законно вижу тебя рядом с ним, потому что такие капитаны, как он и ты, двигают вперед человечество и науку.
1.Ты нашел экспедицию капитана Татаринова – мечты исполняются, и часто оказывается реальностью то, что в воображении представлялось наивной сказкой.
2.Он не только изменился – он сложился, как сложились вы, открыв в себе силы для борьбы и победы.
3.Ведь это к тебе обращается он в своих прощальных письмах, – к тому, кто будет продолжать его великое дело.
4.– Зрелые, законченные люди, вы приехали в родной город и вот говорите, что его трудно узнать, так он изменился.
5.К тебе – и я законно вижу тебя рядом с ним, потому что такие капитаны, как он и ты, двигают вперед человечество и науку.
6.Но и другие мысли приходят в голову, когда я вижу тебя, дорогой Саня.
Ответ: 4 2 6 1 3 5
3. Составьте кроссворд по роману В.А.Каверина "Два капитана".
4. Составьте "тонкие" и "толстые" вопросы по роману В.А.Каверина "Два капитана" (всего 5 штук).
5. Напишите отзыв на роман В.А.Каверина "Два капитана".
Отзыв - отклик, мнение о чем-либо, оценка чего-нибудь (НЕ пересказ содержания).
План: 1. Общее впечатление о прочитанном. 2. О чем это произведение? 3. Кто из героев понравился больше? Почему? 4. Сформулируйте основную мысль произведения. (Что хотел сказать автор своим произведением?
6. Напиши сочинение-рассуждение на одну из тем (ориентация на сочинение ОГЭ, итоговое сочинение по литературе).
а) Мой любимый герой в романе В.А.Каверина "Два капитана". б) Как воспитать в себе сильный характер? в) Как вы понимаете заключительные строки романа В.А.Каверина "Два капитана": "Бороться и искать, найти и не сдаваться!" г) Какого человека можно назвать сильным? д) Почему роман назван "Два капитана"?
Русский язык.
1. Прочитайте. Спишите. Расставьте знаки препинания в предложениях, выделите пунктограммы и условия их выделения.
1. Я пил воду, рассматривал карту. 2. Я вскочил, зажег лампу и бросился к столу, где лежали карандаши и карты. 3. Судья встал в восьмом часу и испугался, найдя меня сидящим в одном белье у карты Севера... 4. Но это известие, через несколько лет поразившее географов всего мира, не произвело на Катю особенного впечатления. 5. И я отвечал, не говоря ни слова:"Совершенно уверен". 6. Мне стало грустно, и я долго ходил по дорожкам, вспоминая мать. 7. Такое чувство я испытал, вернувшись в школу после Энска.
2. Прочитайте текст. Выполните задания.
1 В школе только и говорили о моей речи на педсовете, и я поэтому был очень занят. 2 Было бы преувеличением сказать, что я чувствовал себя героем. 3 Но все–таки девочки из соседних классов приходили смотреть на меня и довольно громко обсуждали мою наружность. 4 Впервые в жизни мне был прощен маленький рост. 5 Оказалось даже, что я чем–то похож на Чарли Чаплина. 6 Таня Величко, которую очень уважали в школе, подошла и сказала, что на каникулах она систематически выступала против меня, а теперь считает, что я правильно дал Ромашову в морду.
7 – Но ты должен был сперва доказать, что он – общественно–вредный тип, – сказала она разумно.
8 Словом, я был неприятно удивлен, когда в разгар моей славы комсомольская ячейка вынесла мне строгий выговор с предупреждением. 9 Педагогический совет не собирался из–за болезни Николая Антоныча, но Кораблев сказал, что меня могут перевести в другую школу.
10 Это было не очень весело и, главное, как–то несправедливо! 11 С постановлением ячейки я был согласен. 12 Но переводить меня в другую школу! 13 За что? 14 За то, что я доказал, что Ромашка подлец? 15 За то, что я уличил Николая Антоныча, который ему покровительствовал? 16 В таком–то невеселом настроении я сидел в библиотеке, когда кто–то спросил в дверях громким шепотом:
17 – Который?
18 И я увидел на пороге длинного рыжего парня с шевелюрой, вопросительно смотревшего на меня.
19 Рыжие вообще любят носить шевелюру, но у этого парня она была какая–то дикая, как в учебнике географии у первобытного человека. 20 Интересно, что сперва я подумал именно об этом, а уже потом понял, что это Петька – Петька Сковородников собственной персоной стоит на пороге нашей библиотеки и смотрит на меня с удивленным выражением. 21 Я вскочил и бросился к нему, роняя стулья.
22 – Петя!
23 Мы пожали друг другу руки, а потом подумали и обнялись.
1. Какие высказывания соответствуют содержанию текста. Укажите номера ответов.
1) Ромашка подлец. 2) Николай Антоныч сказал, что Сашку могут перевести в другую школу. 3) Парень с рыжей шевелюрой - это Петька Сковородников. 4) Сашка был высокого роста и похож на Чарли Чаплина.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему Сашку могли перевести в другую школу?"
1) Так постановила комсомольская организация. 2) Таня Величко подговорила учителей и учеников школы. 3) Сашка доказал, что Ромашка подлец и Николай Антоныч ему покровительствовал. 4) Сашка подрался с Петькой Сковородниковым.
3. Определите тип речи (предложения 10-15).
1) Описание 2) Рассуждение 3) Повествование
4. Подберите стилистически нейтральный синоним к словам "морда" (6 предложение), "шевелюра" (19 предложение), "бросился" (21 предложение). Запишите: "морда" - ..............; "шевелюра" - ..................; "бросился" - ....................
5. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Рыжие вообще любят носить шевелюру, но у этого парня она была какая–то дикая, как в учебнике географии у первобытного человека. 2) Было бы преувеличением сказать, что я чувствовал себя героем. 3) Словом, я был неприятно удивлен, когда в разгар моей славы комсомольская ячейка вынесла мне строгий выговор с предупреждением. 4) И я увидел на пороге длинного рыжего парня с шевелюрой, вопросительно смотревшего на меня.
6. Сколько грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.
7. Среди предложений 16 - 19 найдите предложение с обособленным причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 20 - 23 найдите предложение с обособленным деепричастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.
9. Мини сочинение-рассуждение: "Прав ли был Сашка, "дав Ромашову в морду"? Критерии: 1.Структура: 1.Тезис; 2. Доказательство 1; 3. Доказательство 2; 4. Вывод. = 4б. (соответствуют теме). 2. Грамотность: орфография -2б (0-1 ош.), 1б. (2-3 ош.), пунктуация - 2б (0-1 ош.), 1б. (2-3 ош.) 3. Выразительность и точность речи - 2б. 4. Членение на абзацы - 2б (3-4 абзаца); 1б (1 нарушение)
Ответы:
1. 1,3; 2. 3; 3. 2 4. "морда" - лицо; "шевелюра" - прическа, волосы; "бросился" - быстро побежал.
5. 1; 6. 1; 7.18; 8. 21
Мах 11б - тест; сочинение - 12б
Итого:
"5" - 23 -18 б.
"4" - 13 - 17 б.
"3"- 8-12 б.
"2"- 7-0 б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».
Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения. 2. Показать образную роль однородных членов в расска...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование, 5,7,9 классы, русский язык и литература
Рабочие программы и КТП для учителя русского языка и литературы....
Бинарный урок в 7 классе (русский язык и литература) "Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков"
Бинарный урок в 7 классе (История и литература) "Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков". Урок строится на историческом материале и тексте поэмы А.С. Пушкина "Полтава"...
Рабочие программы 5, 7, 9 класс. Русский язык и литература.
Рабочие программы к УМК Рыбченковой, Тростенцовой...
«Система заданий, направленных на формирование логических УУД на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах»
Сегодня многие учителя основной школы , согласно требованиям ФГОС, работают над формированием универсальных учебных действий на своих уроках. Я предлагаю вниманию методическую разработку, ...
Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы
Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...
рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы
рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...
Комментарии
к сожалению, перекосило
к сожалению, перекосило задания после добавления на сайт.