Рабочая программа по литературе. 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Ресурсы урока | Дата по плану | Дата по факту |
Введение (2ч) | |||||
1 2 | Роль книги в жизни человека и общества. Структурные элементы книги. | Изучение материала учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия «литература», «книга»). Работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия «структура учебника»), выполнение поисковых заданий в малых группах | Учебник, словарь литерату-роведчес-ких термин- нов. Учебник, словарь литерату-роведчес-ких термин- нов. | ||
Устное народное творчество (9ч +1ч р/р) | |||||
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12р/р | Фольклор –коллективное устное народное творчество. Его жанры. Жанры детского фольклора. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. Образ невесты – волшебницы в сказке «Царевна – лягушка». Иван – царевич, его помощники и противники. «Иван – крестьянский сын и чудо –юдо » - волшебная сказка героического содержания. Нравственное превосходство главного героя. Народные представления о справедливости в сказке о животных «Журавль и цапля». Народные представления о добре и зле в бытовой сказке «Солдатская шинель». Обучение домашнему сочинению на одну из тем «Почему я люблю читать русские народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках». | Составление таблицы «Жанровые признаки произведений устного народного творчества». Составление тезисного плана «Жанры детского фольклора», работа в парах. Коллективная работа с литературоведческими терминами, составление конспекта «Виды сказок». Пересказ статьи « Из рассказов о сказочниках». Выразительное чтение текста, выполнение проблемных заданий в малых группах. Выполнение поисковых заданий, пересказ от лица героев. Фронтальный опрос, работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Волшебная и героическая сказка», самостоятельная работа по теме «Гиперболы». Групповая работа по алгоритму выполнения задачи по теме «Положительный и отрицательный герой», поисковая работа по нахождению в тексте сказки постоянных эпитетов, прослушивание фрагментов сказки в актерском чтении и фронтальная беседа. Выразительное чтение по ролям сказки о животных «Журавль и цапля», беседа о своеобразии сказок о животных, письменный отзыв об актёрском чтении. Выразительное чтение по ролям бытовой сказки «Солдатская шинель», беседа о своеобразии бытовых сказок, фронтальная беседа по вопросам после прослушивания сказки в актёрском исполнении . Создание текстов определённого жанра и проблематики. | Учебник, словарь литерату-роведчес-ких терминов Учебник, словарь литерату-роведчес-ких терминов Учебник, словарь литерату-роведчес-ких терминов Учебник, иллюстрации. Учебник, фонохрес-томатия. Учебник, словарь литерату -роведчес-ких терми- нов. Фонохрестоматия, учебник. Учебник, фонохрес-томатия. Учебник, фонохрес-томатия. Тетрадь для твор -ческих работ. | ||
Древнерусская литература (2ч) | |||||
13 14 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. | Изучение статьи Л. Дмитриева «Из древнерусской литературы»,работа с определениями жанров древнерусской литературы. Понимание информации, представленной в виде таблицы. Беседа, выполнение поисковых заданий в группах по вопросам к фонохрестоматии. | Учебник, словарь литерату-роведчес-ких терми- нов Таблица «Жанры древнерусской литера туры». Учебник, фонохрес-томатия. | ||
Литература 18 века (2ч) | |||||
15 16 | М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы. | Беседа, составление хронологической таблицы. Заполнение таблицы «Роды и жанры литературы». Выразительное чтение стихотворения. Выполнение проблемных заданий. | Учебник, портрет Ломоносо-ва. Учебник, словарь литерату -роведчес-ких терми- нов. | ||
Русская литература 19 века (41ч. +4ч.р/р). | |||||
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31р/р 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48р/р 49 50 51 52 53 54р/р 55 56 57 58 59
60р/р | Истоки басенного жанра ( Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). И.А.Крылов. Рассказ о баснописце. Обличие человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок». Понятие об аллегории. Осмеяние хитрости, неблагодарности в баснях «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Мораль в басне. Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне». Своеобразие языка басен И.А.Крылова. В.А.Жуковский. Рассказ о поэте – сказочнике. Особенности сюжета сказки «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки. Герои баллады «Кубок». Понятие о балладе. А.С.Пушкин. Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа няни. «У лукоморья дуб зелёный… Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. Тестирование по изученному материалу. Истоки рождения сюжета « Сказки о мёртвой царевне и о семи богатыря». Противостояние добрых и злых сил в сказке. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Сочинение на одну из тем по сказкам А.С.Пушкина(«В чём превосходство царевны над царицей?». «Что помогло Елисею в поисках невесты?». «Общность и различие сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина?». Антоний Погорельский. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно – условное , фантастическое и достоверно – реальное в сказке. П.Я.Ершов. «Конёк – Горбунок». Соединение фантастики, художественного вымысла, правдивости. Язык сказки. В.М.Гаршин. Героическое и обыденное в сказке «Attalea princeps». М.Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. Историческая основа стихотворения «Бородино». Изобразительно – выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. Поэтизация народной жизни в повести «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Герои повести «Ночь перед Рождеством». Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Раздумья поэта о судьбе народа в стихотворении «На Волге». И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. Реальная основа повести «Муму». Жизнь в доме барыни. Духовные и нравственные качества Герасима. Понятие о литературном герое. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению на одну из тем «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чём вина и беда барыни?». Тест по творчеству писателей 19 века. А.А.Фет. Рассказ о поэте. Воплощение красоты жизни в стихотворении «Весенний дождь». Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. Бессмысленность и жестокость национальной вражды в рассказе «Кавказский пленник». Жилин и Костылин –два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Подготовка к домашнему сочинению по теме «Жилин и Костылин : разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». А.П.Чехов. Рассказ о писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа «Хирургия». Юмор ситуации в рассказе «Хирургия». Речь героев. Лирика Ф.М.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. Подготовка к домашнему сочинению. Обучение анализу лирического стихотворения. | Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, воспроизведение и применение с учётом решаемых задач. Беседа, выполнение поисковых заданий. Выразительное чтение по ролям, работа с литературоведческими терминами. Беседа, выполнение поисковых заданий. Выразительное чтение по ролям, работа с литературоведческими терминами. Беседа, выполнение поисковых заданий. Выразительное чтение по ролям, работа с литературоведческими терминами. Работа с литературоведческими терминами. Викторина «Крылатые выражения из басен И.А.Крылова. Сообщения учащихся о писателе, чтение статьи из учебника и составление плана. Выразительное чтение фрагментов сказки «Спящая царевна». Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Фонохрестоматии». Сопоставление сказки Жуковского и народной сказки. Характеристика героев сказки. Работа с иллюстрациями. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания баллады «Кубок». Работа с литературоведческими терминами. Чтение баллады и составление плана. Чтение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин». Обсуждение вопроса и задания рубрики «Размышляем о прочитанном». Выразительное чтение стихотворения «Няне». Прослушивание пролога «У лукоморья» по фонохрестоматии. Работа по вопросам и заданиям рубрики «Размышляем о прочитанном». Выразительное чтение пролога в парах. Работа с заданиями теста. Беседа на основе рассказа об истоках рождения сказки. Составление плана сказки. Работа над характеристикой героев сказки. Составление сопоставительной таблицы. Беседа по выявлению сходства и различия пушкинской сказки и народной. Чтение и обсуждение статей учебника «Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». Создание текстов определённого жанра и проблематики. Чтение и обсуждение статьи «Антоний Погорельский». Пересказ фрагментов и комментированное чтение сказки. Работа по вопросам и заданиям рубрики «Размышляем о прочитанном». Работа над понятиями (сказочно –условное, фантастическое и достоверно – реальное». Защита учащимися электронной презентации «Иллюстрации к сказке А. Погорельского». Беседа по тексту сказки «Конёк – Горбунок». Работа в группах над языком сказки по заданию. Пересказ статьи о В.М.Гаршине. Комментированное чтение фрагментов сказки. Работа по вопросам и заданиям рубрики «Размышляем о прочитанном». Сообщения учащихся о биографии поэта с использованием ресурсов Интернета. Прослушивание стихотворения по фонохрестоматии. Работа по вопросам и заданиям рубрики «Размышляем о прочитанном». Словарная работа с изобразительно – выразительными средствами языка стихотворения «Бородино». Чтение и обсуждение Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь». Комментированное чтение повести «Заколдованное место». Выявление реального и фантастического в повести. Словарная работа. Обсуждение вопросов и и заданий рубрики «Размышляем о прочитанном». Работа с иллюстрациями к повести. Беседа по содержанию повести. Словарная работа. Выразительное чтение фрагментов повести. Демонстрация учащимися иллюстраций к повести с использованием ресурсов Интернета. Пересказ статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов». Выразительное чтение стихотворения «Крестьянские дети». Работа над заданиями рубрики «Обогащаем свою речь». Прослушивание отрывка по фонохрестоматии. Беседа по содержанию . Отработка выразительного чтения в парах. Выполнение поискового задания (эпитетов, сравнений), помогающих создать поэтический образ русской женщины. Чтение наизусть отрывка «Есть женщины в русских селеньях». Выполнение заданий к стихотворению «На Волге». Чтение и обсуждение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев». Сообщения учащихся о детстве писателя. Комментированное чтение рассказа «Муму». Обмен впечатлениями о прочитанном рассказе. Беседа по теме урока. Пересказ эпизодов «Прощание Герасима с Татьяной», «Герасим и Муму», «Герасим и дворовые». Устный ответ на вопрос «Как раскрываются духовные и нравственные качества Герасима в этих эпизодах?». Словарная работа. Работа над понятием литературный герой. Анализ пейзажных зарисовок. Работа над планом создания портрета. Создание текстов определённого жанра и проблематики. Работа с заданиями теста. Беседа по рассказу учителя об А.А.Фете .Выразительное чтение в парах стихотворения «Весенний дождь».Работа над заданиями рубрики «Размышляем над прочитанным». Рассказ учащихся о Л,Н,Толстом с использованием ресурсов Интернета. Чтение и обсуждение статьи «Из истории рассказа «Кавказский пленник». Комментированное чтение первых глав рассказа. Пересказ эпизодов рассказа. Выполнение заданий в группах из рубрики «Размышляем о прочитанном». Работа над сопоставительной характеристикой Жилина и Костылина. Работа в группах по составление плана на тему «Жилин и Дина». Выполнение задания 5 после прослушивания фрагмента из фонохрестоматии. Отбор материала и создание текстов определённого жанра и проблематики. Рассказ учащихся об А.П.Чехове с использованием ресурсов Интернета. Выразительное чтение рассказа по ролям. Выполнение заданий в группах из рубрики «Размышляем о прочитанном». Чтение и обсуждение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор».Работа над заданиями в рубрике «Будьте внимательны к слову». Пересказ статьи «Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе».Сообщение ученика о Ф.М.Тютчеве. Прослушивание стихотворений по фонохрестоматии и беседа по вопросам и заданиям к ней. Работа в группах над выразительно –художественными средствами, над ритмом стихотворений. Прослушивание стихотворений по фонохрестоматии и беседа по вопросам и заданиям к ней. Отработка выразительного чтения. Коллективное составление плана анализа лирического стихотворения. Отбор материала и создание текстов определённого жанра. | Учебник, словарь литерату -роведчес-ких терми- нов. Портрет И.А,Кры- лова. Учебник. Учебник. Иллюстра-ции. Учебник. Фонохрес томатия. Учебник, словарь литерату -роведчес-ких терми- нов. Учебник, портрет писателя. Репродук-ция картины Г.Н.Чер- цова «Пушкин, Крылдов, Жуков –ский, Гнедич в Летнем саду». Иллюстра-ции к сказке. Учебник, словарь литерату -роведчес-ких терми- нов. Учебник. Репродукции гравюр – портретов А.С.Пуш –кина. Учебник, фонохрес-томатия. Иллюстра ция. Тесты. Учебник. Иллюстрации к сказке. Учебник. Тексты сказок. Тетрадь. Учебник. Учебник, словарь. Учебник. Задания. Учебник, словарь. Портрет. Иллюстрации, выполне -нные учащими ся. Репродукция картины П.Е.Забо лотского «Ветеран1812 года». Портрет поэта. Учебник. Учебник, словарь. Портрет Н.В.Гого- ля. Сборники его про- изведе- ний. Учебник, словарь. Иллюстрации. Учебник, словарь. Иллюстрации. Портрет Н.А.Некра-сова выставка его произве- дений для детей. Фонохрестоматия, словарь. Учебник, иллюстрации. Портрет писателя, учебник. Иллюстрации к рассказу. Словарь, учебник. Словарь, учебник. Тетрадь. Тест. Портрет А.А.Фета, сборники его стихов. Портрет Л,Н,Толс того, его произве дения для детей, карта России. Иллюстрации к рассказу, словарь. Фонохрестоматия. Иллюстрации. Тетрадь, рассказ. Портрет А.П.Чехо ва. Сборник юмористических рассказов Словарь, учебник. Учебник, фонохрестоматия. Портрет Ф.М.Тют чева. Тексты стихотво рений поэтов19 века. Тексты стихотво рений поэтов19 век. Стихотво рение для анализа. | ||
Литература 20 века(24ч. +4ч.р/р). | |||||
61 62 63 64-65 66 67р/р 68 69 70 71 72 73 74 75 76р/р 77 78 79 80 81 82р/р 83 84 85 86р/р 87 88 | И.А.Бунин. Рассказ о писателе. Восприятие прекрасного героями рассказа «Косцы». Праздники и будни в жизни главного героя рассказа И.А.Бунина «Подснежник». В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Отец и сын. Жизнь детей из богатой и бедной семьи, их общение. Образ серого, сонного города. Домашнее сочинение на одну из тем «Маруся и Соня – два детства». «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». С.А.Есенин. Рассказ о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Язык стихотворений. П.П.Бажов. Рассказ о писателе. Понятие о сказе . Сказ и сказка. Реальность и фантастика в сказе «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы – мастера. К.Г.Паустовский. Рассказ о писателе. Реальное и фантастическое в сказке «Тёплый хлеб». Доброта и сострадание в произведении К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». С.Я.Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои сказки – пьесы «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы – сказки. Подготовка к домашнему сочинению по одной из тем «Падчерица и Королева в пьесе – сказке». «Добро и зло в сказке». А.П.Платонов. Рассказ о писателе. Быль и фантастика в рассказе « Никита». Главный герой рассказа. Тест по изученному материалу. В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века». Стихотворные произведения о войне. К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём в лирике И.А.Бунина и Дон – Аминадо. Образ Родины в стихах о природе в лирике А.А.Прокофьева, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения. Саша Чёрный. Рассказ о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник» и «Игорь Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор его рассказов. | Чтение и обсуждение статьи «Иван Алексеевич Бунин». Прослушивание по фонохрестоматии Рассказа «Косцы» и выполнение заданий из этой рубрики. Работа с репродукциями картин на форзацах учебника. Выразительное чтение рассказа. Беседа. Выборочный пересказ. Чтение и обсуждение статьи учебника «Владимир Галактионович Короленко» по заданиям рубрики «Проверьте себя». Комментированное чтение 1 и 2глав, беседа по вопросам. Выразительное чтение диалогов Васи и Валека. Работа по вопросам рубрики «Размышляем о прочитанном». Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение описания города. Беседа по вопросам. Обсуждение иллюстраций, нарисованных учащимися. Словарная работа. Беседа по темам. Подбор материала и создание текстов определённого жанра и проблематики. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сергей Александрович Есенин». Прослушивание стихотворений по фонохрестоматии. Беседа по вопросам рубрики «Размышляем о прочитанном». Чтение и обсуждение статьи учебника «Павел Петрович Бажов» по заданиям рубрики «Проверьте себя». Комментированное чтение сказа. Работа по вопросам рубрики «Размышляем о прочитанном». Работа над определениями сказ и сказка. Работа над характеристикой Данила –мастера. Обсуждение электронной презентации «Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха», выполненной группой учащихся. Беседа по сказке «Тёплый хлеб». Словарная работа по заданиям рубрики «Обогащаем свою речь». Работа с иллюстрацией О.Поповича. Пересказ рассказа «Заячьи лапы». Беседа по вопросам рубрики «Размышляем о прочитанном» и «Обогащаем свою речь». Инсценированное выразительное чтение первой сцены. Анализ сцен «Старуха и дочка», «Падчерицу посылают в лес», «Падчерица в лесу». Работа по вопросам рубрики «размышляем о прочитанном». Работа в группах по составлению характеристик действующих лиц. Обсуждение работ. Заполнение таблицы «Драма, пьеса: композиционно – языковые особенности». Конкурс иллюстраций к произведению. Беседа по темам. Подбор материала и создание текстов определённого жанра и проблематики Чтение и обсуждение статьи учебника «Андрей Платонович Платонов» по вопросам и заданиям рубрики «Проверь себя». Комментированное чтение рассказа «Никита». Беседа по вопросам рубрики «Размышляем о прочитанном». Работа по вариантам «Главный герой рассказа, душевный мир героя». Прослушивание фрагмента сказки по фонохрестоматии и беседа по вопросам к ней». Работа с заданиями теста. Чтение и обсуждение статьи учебника «Виктор Петрович Астафьев». Беседа по рассказу «Васюткино озеро». Работа над характеристикой героя. Словарная работа с литературными терминами. Создание текстов определённого жанра и проблематики. Прослушивание стихотворений по фонохрестоматии. Работа по вопросам и заданиям рубрики « Размышляем о прочитанном», «Совершенствуем свою речь». Выразительное чтение и обсуждение стихотворений.
Прослушивание стихотворений по фонохрестоматии и выполнение заданий к ней. Работа с репродукциями картин по заданию рубрики «Литература и изобразительное искусство». Беседа по темам. Подбор материала и создание текстов определённого жанра и проблематики Чтение и обсуждение статьи учебника «Саша Чёрный». Сжатый пересказ рассказов. Беседа. Заполнение таблицы «Образы и сюжеты литературной классики». Самостоятельная работа по теме «Приёмы комического». | Учебник, фонохрестоматия. Портрет И.А.Буни на. Текст рассказа. Портрет В.Г.Коро ленко, учебник. Учебник. Иллюстрации к повести. Учебник. Словарь. Тетрадь. Портрет С.А.Есенина. сборники его стихотво рений. Пейзажи русских художни ков. Портрет П.П.Бажова. Издания его сказов. Иллюстрации к сказам. Словарь. Учебник. Словарь. Портрет К.Г. Паустовского. Издания его книг. Учебник. Словарь. Учебник. Учебник. Таблица. Словарь. Иллюстрации. Тетради. Портрет А.П.Платонова. Издания его сказок и рассказов для детей. Учебник. Словарь Фонохрестоматия. Тест. Портрет в.П.Астафьева, издания его произве дений. Учебник. Словарь. Тетрадь. Сборники стихотво рений поэтов – фронтовиков, песни и репродукции картин о войне. Портреты поэтов. Фонохрестоматия, учебник, репродук ции. Тетрадь. Издания призведений Саши Чёрного для детей. Таблица. | ||
Зарубежная литература(14ч. +1р/р +3 итоговых урока). | |||||
89 90 91 92 93 94 95р/р 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Развитие понятия о балладе. Д.Дефо. Слово о писателе. Характер главного героя в произведении «Робинзон Крузо». Робинзонада в литературе и искусстве. Х.К.Андерсен. Рассказ о писателе. Реальное и фантастическое в сказке «Снежная королева». Кай и Герда. Победа добра, любви и дружбы . Художественная деталь в сказке. Домашнее сочинение по теме «Герда против Снежной королевы». Ж.Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Аллегория в повествовательной литературе. М.Твен. Рассказ о писателе. Том и Гек в романе «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка. Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Викторина «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Защита проектов. Задания для летнего чтения. | Выразительное чтение баллады «Вересковый мёд» и беседа по вопросам рубрики «Размышляем о прочитанном». Работа с иллюстрацией. Чтение и обсуждение статьи учебника «Даниель Дефо». Работа по вопросам и заданиям рубрики «Размышляем о прочитанном». Работа с иллюстрациями. Сообщения учащихся подготовленные по группам с использованием Интернета по теме «Робинзонада в литературе и искусстве». Чтение и обсуждение статьи учебника «Ханс Кристиан Андерсен». Работа по теме «Реальное и фантастическое в сказке». Чтение фрагментов сказки. Составление сопоставительной характеристики героев. Работа с иллюстрациями. Беседа по тексту истории седьмой. Определение роли художественной детали в сказке. Беседа по темам. Подбор материала и создание текстов определённого жанра и проблематики. Выразительное чтение сказки. Работа по вопросам и заданиям к сказке. Работа над речью персонажей (лексика, синтаксис, художественные средства). Пересказ статьи «Марк Твен». Выразительное чтение фрагментов главы первой. Работа по вопросам рубрики «Размышляем о прочитанном». Пересказ и анализ эпизодов, в которых действуют Том и Бекки. Работа над характеристикой героев. Творческая работа в группах: конкурс маляров, конкурс умывания, конкурс клятв. Сочинительный конкурс «На что Том истратит свою долю сокровищ?» Пересказ статьи учебника «Джек Лондон». Беседа по рассказу «Сказание о Кише» по вопросам рубрики «Размышляем о прочитанном». Выполнение поисковых заданий в парах по теме урока. Работа с вопросом рубрики «Литература и изобразительное искусство». Выполнение заданий по командам. Создание текстов определённой проблематики, Представление презентации. | Портрет Р.Л.Стивенсона, Выставка его книг. Портрет Д.Дефо. Иллюстрации к его роману. Презентации учащихся. Портрет писателя. Учебник. Словарь. Учебник. Иллюстрации. Учебник. Словарь. Тетрадь. Текст сказки. Текст сказки. Словарь. Портрет М.Твена. Учебник. Иллюстрации к роману. План характеристики литературных героев. Выставка книг М. Твена. Всё необходимое для проведе ния конкурса. Портрет Д. Лондона Выставка его книг. Учебник. Иллюстрация. Тексты заданий. Список книг для летнего чтения. | ||
Итого: 105 часов , из них на р/р 10 ч; 3 теста; 4 вн.чтения. | |||||
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора
МС от______08. 2013 №_____ ___________________
__________08.2013
Фгос. Литература 6 класс.
Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Ресурсы урока | Дата по плану | Дата по факту | ||
Введение (1 ч.) | ||||||
1 | Художественное произведение. Содержание и форма. | Выразительное чтение, эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в диалоге. Характеристика форм проявления авторской позиции в произведениях различных видов литературы (эпос, драма, лирика). | ||||
Устное народное творчество (1ч.) | ||||||
2 | Жанры фольклора: обрядовый фольклор, пословицы и поговорки,загадки. | Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной.Выразительное чтение обрядовых песен.Различение пословицы и поговорки. Определение их прямого и переносного смысла. Выразительное чтение и отгадывание загадок. Определение афористичности загадок. | ||||
Древнерусская литература (1 ч.) | ||||||
3 | Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». | Выразительное чтение произведений. .Определение значения незнакомых слов с помощью словаря. Характеристика героев древнерусской литературы. | ||||
Литература 18 века (1 ч.) | ||||||
4 | Русские басни. И.И.Дмитриев. Прославление труда и безделья в басне «Муха». | Выразительное чтение басни. Устное рецензирование чтения одноклассников. Подбор цитат из басни, иллюстрирующих понятия «аллегория» и «мораль». Работа со словарём литературоведческих терминов. | ||||
Русская литература 19 века (56 ч.) | ||||||
Иван Андреевич Крылов (2 ч.) | ||||||
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | И.А.Крылов. «Листы и Корни», «Ларчик». Комическое изображение невежественного судьи в басне «Осёл и Соловей». Александр Сергеевич Пушкин (8 ч.) А.С.Пушкин. Рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. Тема жизненного пути в стихотворении «Зимняя дорога» Светлое чувство дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Сюжет и герои повести «Барышня – крестьянка».Антитеза. Изображение русского барства в повести «Дубровский».Дубровский - старший и Троекуров в повести «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма в повести.Защита чести , независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и Интернета. Выразительное чтение басен. Устное рецензирование чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы ( с использованием цитирования). Участие в диалоге. Характеристика героев басен. Выявление характерных для басен образов и приёмов изображения человека. Презентация и защита собственных иллюстраций к басням. Ответ на проблемный вопрос: Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в своих баснях? Устный рассказ о поэте. Устные ответы на вопросы ( с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов (эпитет, метафора, композиция). Выразительное чтение стихотворения. Составление плана анализа стихотворения, анализ стихотворения. Подбор цитат по теме «Пейзаж и его роль в стихотворении». Выявление в стихотворении художественных особенностей стихотворного послания. Выразительное чтение стихотворения, его анализ , работа с литературоведческими терминами. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Выразительное чтение фрагментов повести ( в том числе по ролям). Составление сравнительной характеристики героев. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Выразительное чтение фрагментов повести.Составление сравнительной характеристики героев. Устное иллюстрирование. Выразительное чтение фрагментов повести. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Аргументирование своей точки зрения. Анализ эпизодов. Участие в коллективном диалоге. Аргументирование своей точки зрения. Пересказ эпизодов.Аргументирование своей точки зрения. Выразительное чтение фрагментов повести. Составление характеристики героев.Анализ различных форм выражения авторской позиции. Различение образов рассказчика и автора повествователя. Составление письменного ответа на проблемный вопрос: Почему Маша Троекурова не приняла « освобождение» из рук Дубровского? | ||||
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч. | ||||||
15 16 | Рассказ о поэте. Чувство одиночества и тоски, любовь поэта – изгнанника к оставляемой им Родине. Тема красоты, гармония человека с миром в стихотворениях «Листок», «На севере диком». Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях «Утёс», «Три пальмы». | Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и Интернета. Устный рассказ о поэте. Анализ стихотворений Анализ стихотворений. Работа над двусложными и трёхсложными размерами стиха. Составление письменного ответа на проблемный вопрос: Как выражается мотив одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова (указать название)? | ||||
Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.) | ||||||
17 18 | И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Роль картин природы в рассказе. | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельно отобранного материала. Работа над портретной характеристикой персонажей. Нравственная оценка героев. Составление устной характеристики героя ( на выбор). Выразительное чтение описания природы в рассказе и определение роли пейзажа в литературном произведении. Участие в викторине на знание текста. Презентация и защита собственных пейзажных иллюстраций к рассказу. | ||||
Фёдор Иванович Тютчев (1ч.) | ||||||
19 | Ф.И.Тютчев. Рассказ о поэте.Передача сложных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта в стихотворениях «Листок», «Неохотно и несмело…». Противопоставление судеб человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…» | Чтение статьи учебника о поэте, обсуждение вопросов к ней. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Различение образов лирического героя и автора в лирике. Работа со словарём литературоведческих терминов. Тестовая проверка знаний по теории литературы. | ||||
Афанасий Афанасьевич Фет (1ч) | ||||||
20 | А.А.Фет. Рассказ о поэте. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях « Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы,..». Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета. | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельно отобранного материала в справочной литературе и Интернете. Выразительное чтение стихотворений с последующим их рецензированием. Устное иллюстрирование. Анализ звукового строя стихотворения. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «пейзаж», «звукопись». | ||||
Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.) | ||||||
21 22 | Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. Картины подневольного труда в стихотворении «Железная дорога». Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Своеобразие языка и композиции стихотворения «Железная дорога». Сочетание реальных и фантастических картин в стихотворении. | Чтение статьи учебника о поэте, обсуждение вопросов к ней. Выразительное чтение выбранных отрывков, их анализ. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «диалог», «строфа»,а также примеры стихотворных размеров. Составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога» (антитеза, значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог – спор, риторические вопросы. Письменный ответ на вопрос проблемного характера.:О чём мечтает автор – повествователь в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»? | ||||
Николай Семёнович Лесков (2 ч.) | ||||||
23 24 | Н.С.Лесков. Рассказ о писателе. Гордость писателя за народ в сказе «Левша». Особенности языка сказа «Левша». Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.
| Устный рассказ о писателе с использованием ресурсов Интернета. Устные ответы на вопросы. У Составление устной и письменной характеристики героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции с использованием цитат. Работа над языком сказа с использованием словаря литературоведческих терминов (понятие о сказе, иронии). Работа по составлению таблицы « Приёмы создания комического в сказе «Левша». | ||||
Антон Павлович Чехов (1 ч.) | ||||||
25 | А.П.Чехов. Рассказ о писателе. Речь героев рассказа « Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. Роль художественной детали в рассказе « Толстый и тонкий». | Устный рассказ о писателе с использованием ресурсов Интернета. Устные ответы на вопросы. Составление письменной речевой характеристики героев . Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», « комическое». | ||||
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века (51ч). | ||||||
26 | Я.П.Полонский. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…» Е.А.Баратынский. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Выявление художественно значимых изобразительно – выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведениях | ||||
Русская литература 20 века (ч.). | ||||||
Александр Иванович Куприн (1 ч.). | ||||||
27 | А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор» | Чтение статьи учебника о писателе и составление конспекта. Составление викторины на знание текста рассказа. Составление устного рассказа о герое и его прототипе | ||||
Андрей Платонович Платонов (1 ч.). | ||||||
28 | А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | Устный рассказ о писателе с использованием ресурсов Интернета. Ответы на вопросы. Выделение этапов развития сюжета. Устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка. Анализ и подбор цитат различных форм выражения авторской позиции. | ||||
Александр Степанович Грин (1 ч.). | ||||||
29 | А.С.Грин. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести «Алые паруса». Душевная красота главных героев повести «Алые паруса». | Устный рассказ о писателе. Работа со словарём литературоведческих терминов. Составление таблицы «Сравнительная характеристика Асоль и Грея». Сопоставление повести и её киноверсии. | ||||
Произведения о Великой Отечественной войне ( ч.). | ||||||
30 | К.М.Симонов. Солдатские будни в стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д.С.Самойлов. Любовь к Родине в годы военных испытаний в стихотворении «Сороковые». | Устный рассказ о поэтах – фронтовиках. Выразительное чтение стихотворений. Различие образов лирического героя и автора. Выявление роли изобразительно – выразительных средств в стихотворениях. | ||||
Виктор Петрович Астафьев (1ч.). | ||||||
31 | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность героев. Юмор в рассказе. | Устный рассказ о писателе с использованием ресурсов Интернета. Устные ответы на вопросы. Выделение этапов развития сюжета. Подбор цитат к теме: «Изображение быта и жизни сибирской деревни». Характеристика героев и их нравственная оценка. Письменный ответ на вопрос проблемного характера: Какова роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | ||||
Валентин Григорьевич Распутин (3 ч.) | ||||||
32
| Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы в повести «Уроки французского». Нравственная проблематика произведения. | Устный рассказ о писателе. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор цитат к теме: «Трудности послевоенного времени в повести «Уроки французского». Устный анализ эпизода «Игра в замеряшки». Различные виды пересказов. Составление плана характеристики героев. | ||||
Родная природа в русской поэзии 20 века (4 ч.) | ||||||
33 | А.А.Блок. Чувство радости и печали, любви к родной природе в стихотворениях «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Н.М.Рубцов. Краткий рассказ о поэте. Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова. | Выразительное чтение стихотворений. Подбор цитат, иллюстрирующих средства создания поэтических образов в изучаемых стихотворениях. Работа над художественно – выразительными средствами языка. | ||||
Писатели улыбаются (5 ч.) | ||||||
Василий Макарович Шукшин (2 ч.) | ||||||
86 87 | Особенности шукшинских героев – «чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики». Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М.Шукшина. | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказов по ролям. Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат по теме урока. Устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка. Анализ различных форм выражения авторской позиции | ||||
Фазиль Искандер (3 ч.). | ||||||
88 89 90 | Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла». Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.В чём странность и привлекательность героев Шукшина? 2.Какие черты личности учителя особенно привлекательны в произведениях В.Распутина и Ф. Искандера? | Устный рассказ о писателе. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор». Составление плана и создание письменного высказывания на проблемный вопрос. | ||||
Из литературы народов России (2 ч.) | ||||||
91 92 | Габдулла Тукай. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю в стихотворениях «Родная деревня», «Книга». Кайсын Кулиев. Родина – источник сил для преодоления любых испытаний. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». | Подбор материала о биографии и творчестве поэта. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Работа со словарём. Участие в коллективном диалоге. Подбор материала о биографии и творчестве поэта. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Работа со словарём. Участие в коллективном диалоге. | ||||
Зарубежная литература (12 ч.) | ||||||
Мифы Древней Греции (2ч.) | ||||||
93 94 | Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия». Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид». | Работа со словарём литературоведческих терминов над понятиями «миф», «герой», «подвиг». Выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием. Составление цитатного плана для пересказа. Участие в коллективном диалоге | ||||
Геродот (2ч.) | ||||||
95 -96 | Геродот. «Легенда об Арионе». | Устный рассказ о писателе. Участие в коллективном диалоге. | ||||
Гомер (2ч.) | ||||||
97 98 | Гомер. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Героический эпос Гомера. | Коллективная работа над характеристикой героя эпической поэмы. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение отрывков. Работа с теоретическим материалом по теме « Героический эпос. Устное иллюстрирование страниц эпоса с последующим рецензированием. | ||||
Мигель де Сервантес Сааведра (2ч.) | ||||||
99 100 | Мигель де Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». Мастерство Сервантеса – романиста. | Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «роман»,»рыцарский». ». Выразительное чтение с последующим его рецензированием. Участие в коллективном диалоге. Анализ отрывков. Работа с теоретическим материалом по теме урока. Составление тезисного плана для пересказа эпизодов. Составление устного ответа на проблемный вопрос. | ||||
Фридрих Шиллер(1ч.) | ||||||
101 | Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». | Устный рассказ о писателе по составленному плану. Работа над характеристикой героя баллады. Работа со словарём литературоведческих терминов. Участие в коллективном диалоге. | ||||
Проспер Мериме (1ч.) | ||||||
102 | Изображение дикой природы в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе». | Подбор материала о биографии и творчестве поэта. Работа над жанрово – композиционными понятиями новеллы. Выразительное чтение отрывков с последующим рецензированием. Участие в коллективном диалоге.. Устное иллюстрирование. | ||||
Антуан де Сент – Экзюпери (2ч.) | ||||||
103 -104 | «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | Подбор материала о биографии и творчестве поэта. Работа над жанрово – композиционными признаками философской сказки. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение и пересказ отрывков с последующим рецензированием. | ||||
Подведение итогов за год (1ч.) | ||||||
105 | Итоговый тест. | Решение теста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....