"По страницам сказок Пушкина А.С."
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Данная методическая разработка представляет собой интеллектуальную игру для учащихся 5-6 классов.. Игра идёт на выбывание игроков. Победит тот, кто внимательно читал все сказки А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stranitsam_skazok_pushkina.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
По страницам сказок Пушкина.
Интеллектуальная игра
для 5 – 6 класса.
ПЛАН:
тур «Отборочный».
Конкурсы: 1. «Сказка – ложь, да в ней намёк»
2. Сказочное Пушкиногорье»
3. «Гастрономический»
2 тур «Основной»
Конкурсы: 1. «Литература + русский язык»
2. «Что? Где? Когда?»
3. «Пушкинский парк»
3 тур «Финальный»
Конкурсы: 1. «Биографический»
2. «Реставрационный»
3. конкурс красноречия.
ОСНАЩЕНИЕ:
Карточки с заданиями к конкурсу «Сказка – ложь, да в ней намёк» (см. приложение № 1)
Карточки с заданиями к конкурсу «Литература + русский язык» (см. приложение № 2)
Карточки с заданиями к конкурсу «Реставрационный» (см. приложение № 3)
Три номера художественной самодеятельности для 3-х музыкальных пауз.
Призы для победителя.
Оформление сцены.
По страницам сказок Пушкина.
Интеллектуальная игра для 5 – 6 класса.
Ведущий: Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времён минувших небылицы
В часы досугов золотых,
Под шёпот старины болтливой
Рукою верной я писал.
Примите ж вы мой труд игривый.
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой
На песни грешные мои.
Эти строки из прекрасной поэмы «Руслан и Людмила» не случайно я начала нашу игру словами величайшего русского поэта. Ведь сегодня мы окунёмся в прекрасный и волшебный мир пушкинских сказок. Итак, начинаем нашу игру!
Я рада приветствовать участников:….( по 2 представителя от класса. Всего 8 участников)
Разрешите представить жюри:…
Критерии оценок: 2 балла – полный ответ.
- балл – неполный ответ
0 баллов – неправильный ответ.
3 тура: 1) отборочный.
2) основной.
3) финальный.
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР.
1 «Сказка – ложь, да в ней намёк». На экране высвечиваются отрывки из произведений. Назовите произведение Пушкина. Каждому участнику по одному отрывку.
- «Три девицы под окном
пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
говорит одна девица,
то на весь крещёный мир
приготовила б я пир» ( «Сказка о царе Салтане»)
- «Родила царица в ночь
не то сына, не то дочь,
не мышонка, не лягушку,
а неведому зверюшку» ( «Сказка о царе Салтане»)
3. «В свете есть иное диво:
море вздуется бурливо,
закипит, подымет вой,
хлынет на берег пустой,
и очутятся на бреге
в чешуе , как жар горя,
тридцать три богатыря» ( «Сказка о царе Салтане»)
- «-Царь,- ответствует мудрец,-
Разочтёмся наконец.
Помнишь? За мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. ( «Сказка о золотом петушке»)
- «Долго ждал он у моря ответа,
Н е дождался, к старухе воротился-
Глядь: опять перед ним землянка,
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое крыто» ( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
6. «Бедненький бес под кобылу полез,
Поднатужился, понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третий упал, ножки протянул («Сказка о попе и работнике его Балде»)
- «С первого щелка
подпрыгнул поп до потолка,
со второго щелка
лишился поп языка,
с третьего щелка
вышибло ум у старика» («Сказка о попе и работнике его Балде»)
8. «Царь с царицею простился,
в путь – дорогу снарядился,
и царица у окна
села ждать его одна» ( «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
2.. «Сказочное пушкиногорье». На экране высвечиваются вопросы участникам.
1. Назовите смолоду грозного царя из сказки Пушкина. ( Царь Дадон)
2 В какой сказке есть правдивое говорящее зеркало? ( «Сказка о мёртвой царевне»)
3. Сколько лет жил старик со своею старухой у самого синего моря? ( 30 лет и 3 года)
4. Жених мёртвой царевны. (Елисей)
5 . К кому обращался Елисей с просьбой помочь отыскать невесту? ( к солнцу, месяцу, ветру)
6. Где поп повстречал Балду? ( на базаре)
7. И с царевной на крыльцо
пёс бежит, и ей в лицо
жалко смотрит, грозно воет,
словно сердце пёсье ноет.
Как звали собаку, жившую в лесу с царевной из « Сказки о мёртвой царевне»?
8. Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого,
и жених сыскался ей –
королевич Елисей.
Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово.
Что приготовил царь – отец в приданое молодой царевне? ( 7 торговых городов да 140 теремов)
- тур гастрономический.
- «Пьёт она вина заморские
Да закусывает пряником печатным.»
Кто это и из какой сказки? ( старуха.« Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Она « песенки поет
Да орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые»
Кто это и из какой сказки? ( белка. «Сказка о царе Салтане»)
- «Буду служить тебе славно,
усердно и очень исправно,
в год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу»
Кто это и из какой сказки? ( Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»)
- «Усадили в уголок,
подносили пирожок.
Рюмку полну наливали
На подносе подавали»
Кого так угощали? ( царевна. « Сказка о мёртвой царевне»)
- «Подождать она хотела
до обеда, не стерпела,
в руки яблочко взяла,
к алым губкам поднесла,
потихоньку прокусила
и кусочек поглотила»
Кто это и из какой сказки? ( царевна. « Сказка о мёртвой царевне»)
- «И она перед Дадоном
улыбнулась – и с поклоном
его за руки взяла
и в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала».
Кто это и из какой сказки?( Шамаханская царица.«Сказка о золотом петушке»)
- «Живёт он в поповском доме,
спит себе на соломе,
есть за четверых,
работает за семерых,
печь затопит, всё заготовит, закупит,
яичко испечёт да сам и облупит»
Кто это и из какой сказки? ( Балда.«Сказка о попе и работнике его Балде»)
- «На ж , лови! – и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала.
«Благодарствую, - сказала.»
Кто это и из какой сказки? ( царица « Сказка о мёртвой царевне»)
Ведущий: отборочный тур закончен. Пока жюри подсчитывает баллы для участников и зрителей – музыкальная пауза.
Слово жюри. ( по количеству набранных баллов отчисляем двух игроков.
8 – 2 = 6)
В основной тур проходят следующие участники:….
ОСНОВНОЙ ТУР.
- Литература + русский язык.
На подносе лежат отрывки из сказок Пушкина с подчёркнутым словом.
Задание: дайте устаревшему слову современный аналог.
1. «И очутятся на бреге
в чешуе, как жар горя,
33 богатыря».
2. Гвидон говорит корабельщикам:
«Да напомните ему,
государю своему,
к нам он в гости обещался,
а доселе не собрался»
3. «Жил – был славный царь Дадон,
смолоду был грозен он
и соседям то и дело
наносил обиды смело.
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел»
- «Там за стол его сажала,
всяким яством угощала»
- «Подошёл он к синему морю,
стал он кликать золотую рыбку».
- «Что за страшная картина?
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат,
Оба мёртвые лежат»
- Что? Где? Когда?
- «Петушок с высокой спицы
стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся ,
К той сторонке обернётся»
Что кричал петушок , завидев врага? (кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
- «И царевна к ним сошла,
честь хозяям отдала,
в пояс низко поклонилась,
закрасневшись , извинилась,
что – де в гости к ним зашла,
хоть звана и не была»
вспомните, как семь богатырей узнали, что царевну принимали?( по речи распознали)
- «А царевна, подбираясь,
поднялася на крыльцо
и взялася за кольцо.
Дверь тихонько отворилась
И царевна очутилась
В светлой горнице. Кругом….»
Что увидела царевна, войдя в дом семи богатырей? ( «лавки, крытые ковром,
По святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой»
- «Ветер по морю гуляет
и кораблик погоняет,
он бежит себе в волнах
на раздутых парусах»
сколько раз корабельщики приставали к острову? ( 5 раз)
- «Жил –был поп ,
толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой – какого товару»
Назовите круг обязанностей Балды. ( повар, конюх и плотник)
- «Балда, с попом понапрасну не споря,
пошёл, сел у берега моря.»
вспомните, каким образом Балда встретился с чертями? ( стал верёвкой мутить воду)
3 . Пушкинский парк.
- Кем приходится Черномор 33 богатырям? ( дядькой)
- Какую песенку пела белка из «Сказки о царе Салтане»? («Во саду ли в огороде»
- Как звучит полное название «Сказки о царе Салтане» ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- Назовите произведение А.С.Пушкина, в котором он не дал имён своим героям? («Сказка о рыбаке и рыбке», герои рыбак и рыбка)
- Какие соревнования устраивали Балда и черти? ( обежать вокруг моря, кто дальше бросит палку, поднять кобылу и пронести полверсты)
6. «Князь для белочки потом
выстроил хрустальный дом,
караул к нему приставил»
Вспомните, кто ещё был приставлен к чудо – белочке? ( дьяк – приказной)
Ведущий: Основной тур закончен. Пока жюри подсчитывает очки, музыкальная пауза.
Слово жюри: выбыли 1 – 2 участника ( 6 – 2 = 4 или 5 ). Игру продолжают следующие игроки….
ФИНАЛЬНЫЙ ТУР.
- Биографический
- «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его моэора Сергия Пушкина родился сын Александр, крещён 8 дня…» - это запись о рождении Пушкина, первый документ в биографии будущего русского поэта. Вопрос: в каком городе родился Пушкин?
( В Москве)
- Как звали жену А.С.Пушкина? ( Наталья Николаевна Гончарова)
- «Видно, на море не тихо,
смотрит – видит дело лихо:
бьётся лебедь средь зыбей,
коршун носится над ней…»
в каком балете позднее были использованы мотивы пушкинской сказки? ( Чайковский «Лебединое озеро»)
4.С кем дрался на дуэли в феврале 1837 года А.С.Пушкин? ( с Жоржем Дантесом)
5. В личной библиотеке Пушкина насчитывается 1522 названия книг. Но в личном собрании поэта нет ни одной книги этого всемирного автора. Назовите его. ( А.С.Пушкин)
- Реставрационный.
Командам предлагается набор отдельных слов, из которых нужно составить известные строки Пушкинских стихов.
- у, лукоморье, дуб, златая, зелёный, цепь, на , том. ( у лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том)
- свет, скажи, зеркальце, мой, правда, да, всю, доложи.
- там, чудеса, леший, там, бродит, русалка, сидит, на , ветвях.
- сырой, вскармливать, темница, неволя, сижу, решётка, за, в ( сижу за решёткой в темнице сырой)
- не, хочу, дворянка, быть, крестьянка, хочу, быть, столбовая, чёрная
- конкурс красноречия.
Задание: участникам предлагается написать «Где, в каком месте вы бы поставили памятник Пушкину. Как бы он выглядел?»
Ведущий: пока участники пишут, для зрителей – музыкальная пауза.
После музыкальной паузы – выступление участников.
Слово жюри и награждение победителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ( отборочный тур, 1 конкурс «Сказка – ложь, да в ней намёк»)
Назовите произведение Пушкина.
1«Три девицы под окном
пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
говорит одна девица,
то на весь крещёный мир
приготовила б я пир»
Назовите произведение Пушкина.
2«Родила царица в ночь
не то сына, не то дочь,
не мышонка, не лягушку,
а неведому зверюшку»
Назовите произведение Пушкина.
3. «В свете есть иное диво:
море вздуется бурливо,
закипит, подымет вой,
хлынет на берег пустой,
и очутятся на бреге
в чешуе , как жар горя,
тридцать три богатыря»
Назовите произведение Пушкина.
4 «-Царь,- ответствует мудрец,-
Разочтёмся наконец.
Помнишь? За мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.
Назовите произведение Пушкина.
5«Долго ждал он у моря ответа,
Н е дождался, к старухе воротился-
Глядь: опять перед ним землянка,
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое крыто»
Назовите произведение Пушкина.
6. «Бедненький бес под кобылу полез,
Поднатужился, понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третий упал, ножки протянул»
Назовите произведение Пушкина.
7 «С первого щелка
подпрыгнул поп до потолка,
со второго щелка
лишился поп языка,
с третьего щелка
вышибло ум у старика»
Назовите произведение Пушкина.
8. «Царь с царицею простился,
в путь – дорогу снарядился,
и царица у окна
села ждать его одна»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 ( основной тур, 1 конкурс «Литература + русский язык»)
Задание: дайте устаревшему слову современный аналог.
1. «И очутятся на бреге
в чешуе, как жар горя, 33 богатыря».
Задание: дайте устаревшему слову современный аналог
2. Гвидон говорит корабельщикам:
«Да напомните ему,
государю своему,
к нам он в гости обещался,
а доселе не собрался»
Задание: дайте устаревшему слову современный аналог
3. «Жил – был славный царь Дадон,
смолоду был грозен он
и соседям то и дело
наносил обиды смело.
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел»
Задание: дайте устаревшему слову современный аналог
4 «Там за стол его сажала,
всяким яством угощала»
Задание: дайте устаревшему слову современный аналог
5 «Подошёл он к синему морю,
стал он кликать золотую рыбку».
Задание: дайте устаревшему слову современный аналог
6 «Что за страшная картина?
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат,
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 ( финальный тур, 2 конкурс «Реставрационный»)
1 у, лукоморье, дуб, златая, зелёный, цепь, на , том.
2 свет, скажи, зеркальце, мой, правда, да, всю, доложи.
3 там, чудеса, леший, там, бродит, русалка, сидит, на , ветвях.
- сырой , вскармливать, темница, неволя, сижу, решётка, за, в
5 не, хочу, дворянка, быть, крестьянка, хочу, быть, столбовая, чёрная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По страницам сказок и стихов
Внеклассное мероприятие во втором классе...
Классный час "По страницам сказок"
Классный час составлен для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 2 класса....
Веселые старты для учеников начальной школы "По страницам сказок"
Внеклассное мероприятие для учеников начальной школы....
Внеклассное мероприятие "По страницам сказок"
Эта разработка предназначена для внеклассного мероприятия. Ребята с удовольствием любят сказки и особенно учавствовать в сказочных эстафетах. Сказки учат нас добрате, взаимопомощи и поддержке. У...
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...
По страницам сказок Пушкина (тест)
Тест по сказкам А.С.Пушкина...