"По страницам сказок Пушкина А.С."
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Данная методическая разработка представляет собой интеллектуальную игру для учащихся 5-6 классов.. Игра идёт на выбывание игроков. Победит тот, кто внимательно читал все сказки А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_stranitsam_skazok_pushkina.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

По страницам сказок Пушкина.

Интеллектуальная игра

для 5 – 6 класса.

ПЛАН:

тур «Отборочный».

Конкурсы: 1. «Сказка – ложь, да в ней намёк»

2. Сказочное Пушкиногорье»

3. «Гастрономический»

2 тур «Основной»

Конкурсы: 1. «Литература + русский язык»

2. «Что? Где? Когда?»

3. «Пушкинский парк»

3 тур «Финальный»

Конкурсы: 1. «Биографический»

2. «Реставрационный»

3. конкурс красноречия.

ОСНАЩЕНИЕ:

Карточки с заданиями к конкурсу «Сказка – ложь, да в ней намёк» (см. приложение № 1)

Карточки с заданиями к конкурсу «Литература + русский язык» (см. приложение № 2)

Карточки с заданиями к конкурсу «Реставрационный» (см. приложение № 3)

Три номера художественной самодеятельности для 3-х музыкальных пауз.

Призы для победителя.

Оформление сцены.

По страницам сказок Пушкина.

Интеллектуальная игра для 5 – 6 класса.

Ведущий: Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времён минувших небылицы

В часы досугов золотых,

Под шёпот старины болтливой

Рукою верной я писал.

Примите ж вы мой труд игривый.

Ничьих не требуя похвал,

Счастлив уж я надеждой сладкой,

Что дева с трепетом любви

Посмотрит, может быть, украдкой

На песни грешные мои.

Эти строки из прекрасной поэмы «Руслан и Людмила» не случайно я начала нашу игру словами величайшего русского поэта. Ведь сегодня мы окунёмся в прекрасный и волшебный мир пушкинских сказок. Итак, начинаем нашу игру!

Я рада приветствовать участников:….( по 2 представителя от класса. Всего 8 участников)

Разрешите представить жюри:

Критерии оценок: 2 балла – полный ответ.

  1. балл – неполный ответ

0 баллов – неправильный ответ.

3 тура: 1) отборочный.

 2) основной.

3) финальный.

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР.

1 «Сказка – ложь, да в ней намёк». На экране высвечиваются  отрывки из произведений. Назовите произведение Пушкина. Каждому участнику по одному отрывку.

  1. «Три девицы под окном

пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

говорит одна девица,

то на весь крещёный мир

приготовила б я пир»    ( «Сказка о царе Салтане»)

  1. «Родила царица в ночь

не то сына, не то дочь,

не мышонка, не лягушку,

а неведому зверюшку»    ( «Сказка о царе Салтане»)

3. «В свете есть иное диво:

     море вздуется бурливо,

    закипит, подымет вой,

     хлынет на берег пустой,

    и очутятся на бреге

     в чешуе , как жар горя,

                      тридцать три богатыря»   ( «Сказка о царе Салтане»)

  1.  «-Царь,- ответствует мудрец,-

Разочтёмся наконец.

Помнишь? За мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу,

Шамаханскую царицу.    ( «Сказка о золотом петушке»)

  1. «Долго ждал он у моря ответа,

Н е дождался, к старухе воротился-

Глядь: опять перед ним землянка,

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое крыто»    ( « Сказка о рыбаке и рыбке»)

 6. «Бедненький бес под кобылу полез,

       Поднатужился, понапружился,

       Приподнял кобылу, два шага шагнул,

      На третий упал, ножки протянул («Сказка о попе и работнике его Балде»)

  1.  «С первого щелка

        подпрыгнул поп до потолка,

       со второго щелка

       лишился поп языка,

      с третьего щелка

        вышибло ум у старика»   («Сказка о попе и работнике его Балде»)

8. «Царь с царицею простился,

    в путь – дорогу снарядился,

     и царица у окна

     села ждать его одна»    ( «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

 

2.. «Сказочное пушкиногорье». На экране высвечиваются вопросы участникам.

1.  Назовите смолоду грозного царя из сказки Пушкина. ( Царь Дадон)

  2  В какой сказке есть правдивое говорящее зеркало? ( «Сказка о мёртвой царевне»)

3.  Сколько лет жил старик со своею старухой у самого синего моря? ( 30 лет и 3 года)

4. Жених мёртвой царевны. (Елисей)

5 . К кому  обращался Елисей с просьбой помочь отыскать невесту? ( к солнцу, месяцу, ветру)

6. Где поп повстречал  Балду? ( на базаре)

7. И с царевной на крыльцо

    пёс бежит,  и ей в лицо

    жалко смотрит, грозно воет,

    словно сердце пёсье ноет.

 Как звали собаку, жившую в лесу с царевной из « Сказки о мёртвой царевне»?

8. Белолица, черноброва,

    нраву кроткого такого,

    и жених сыскался ей –

    королевич Елисей.

    Сват приехал, царь дал слово,

    А приданое готово.

Что приготовил  царь – отец в приданое молодой царевне? ( 7 торговых городов да 140 теремов)

  1. тур гастрономический.
  1. «Пьёт она вина заморские

Да закусывает пряником печатным.»

Кто это и из какой сказки?   (  старуха.« Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Она « песенки поет

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые»

Кто это и из какой сказки?  ( белка.  «Сказка о царе Салтане»)

  1. «Буду служить тебе славно,

усердно и очень исправно,

в год за три щелка тебе по лбу.

Есть же мне давай варёную полбу»

Кто это и из какой сказки?  ( Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»)

  1. «Усадили в уголок,

подносили пирожок.

Рюмку полну наливали

На подносе подавали»

Кого так угощали?  ( царевна.  « Сказка о мёртвой царевне»)

  1. «Подождать она хотела

до обеда, не стерпела,

в руки яблочко взяла,

 к алым губкам поднесла,

потихоньку прокусила

и кусочек поглотила»

 Кто это и из какой сказки? ( царевна.  « Сказка о мёртвой царевне»)

  1. «И она перед Дадоном

улыбнулась – и с  поклоном

его за руки взяла

и в шатёр свой увела.

Там за стол его сажала.

Всяким яством угощала».

Кто это и из какой сказки?( Шамаханская царица.«Сказка о золотом петушке»)

  1. «Живёт он в поповском доме,

спит  себе на соломе,

есть за четверых,

работает за семерых,

печь затопит, всё заготовит, закупит,

яичко испечёт да сам и облупит»

Кто это и из какой сказки?  (  Балда.«Сказка о попе и работнике его Балде»)

  1. «На ж , лови! – и хлеб летит.

Старушонка хлеб поймала.

«Благодарствую, - сказала.»

Кто это и из какой сказки? ( царица  « Сказка о мёртвой царевне»)

               

Ведущий:  отборочный тур закончен.  Пока жюри подсчитывает баллы  для участников и зрителей – музыкальная пауза.

Слово жюри. ( по количеству набранных баллов отчисляем двух игроков.

 8 – 2 = 6)  

В основной тур проходят следующие участники:….

 

ОСНОВНОЙ ТУР.

  1. Литература + русский язык.   

На подносе лежат отрывки из сказок Пушкина с подчёркнутым словом.

Задание: дайте устаревшему слову современный аналог.

                    1. «И очутятся на бреге                                                                    

в чешуе, как жар горя,

33 богатыря».

               2. Гвидон говорит корабельщикам:

                   «Да напомните ему,

                    государю своему,

                    к нам он в гости обещался,

                   а  доселе не собрался»

               3. «Жил – был славный царь Дадон,

                    смолоду был грозен он

                   и соседям то и дело

                    наносил обиды смело.

                   Но под старость захотел

                   Отдохнуть от  ратных   дел»

  1. «Там за стол его сажала,

         всяким яством угощала»

  1. «Подошёл он к синему морю,

         стал он кликать золотую рыбку».

  1. «Что за страшная картина?

Перед ним его два сына

Без  шеломов и без лат,

Оба мёртвые лежат»

  1.  Что? Где? Когда?

  1. «Петушок с высокой спицы

стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнётся, встрепенётся ,

К той сторонке обернётся»

Что кричал петушок , завидев врага?  (кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)

  1. «И царевна к ним сошла,

честь хозяям отдала,

в пояс низко поклонилась,

закрасневшись , извинилась,

что – де в гости к ним зашла,

хоть звана и не была»

вспомните, как семь богатырей узнали, что царевну принимали?( по речи распознали)

  1. «А царевна, подбираясь,

поднялася на крыльцо

и взялася за кольцо.

Дверь тихонько отворилась

И царевна очутилась

В светлой горнице. Кругом….»

Что увидела царевна, войдя в дом семи богатырей? ( «лавки, крытые ковром,

По святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой»

  1. «Ветер по морю гуляет  

и кораблик погоняет,

он бежит себе в волнах

на раздутых парусах»

сколько раз корабельщики приставали к острову? ( 5 раз)

  1. «Жил –был поп ,

толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой – какого товару»

Назовите круг обязанностей Балды. ( повар, конюх и плотник)

  1. «Балда, с попом понапрасну не споря,

пошёл, сел у берега моря.»

вспомните, каким образом Балда встретился с чертями? ( стал верёвкой мутить воду)

3 .  Пушкинский парк.

  1. Кем приходится Черномор 33 богатырям? ( дядькой)
  2. Какую песенку пела белка из «Сказки  о царе Салтане»? («Во саду ли в огороде»
  3. Как звучит полное название «Сказки о царе Салтане» ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
  4. Назовите произведение А.С.Пушкина, в котором он не дал имён своим героям? («Сказка о рыбаке и рыбке», герои рыбак и рыбка)
  5. Какие соревнования устраивали Балда и черти? ( обежать вокруг моря, кто дальше бросит палку, поднять кобылу и пронести полверсты)

      6.          «Князь для белочки потом

                     выстроил хрустальный дом,

                     караул к нему приставил»

          Вспомните, кто ещё был приставлен к чудо – белочке? ( дьяк – приказной)

Ведущий: Основной тур закончен. Пока жюри подсчитывает очки, музыкальная пауза.

Слово жюри: выбыли 1 – 2 участника ( 6 – 2 = 4 или 5 ). Игру продолжают следующие игроки….

ФИНАЛЬНЫЙ ТУР.

  1. Биографический
  1. «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его моэора Сергия Пушкина родился сын Александр, крещён 8 дня…»  - это запись о рождении Пушкина, первый документ в биографии будущего русского поэта. Вопрос: в каком городе родился Пушкин?

      ( В Москве)

  1. Как звали жену А.С.Пушкина? ( Наталья Николаевна Гончарова)
  2. «Видно, на море не тихо,

смотрит – видит дело лихо:

бьётся лебедь средь зыбей,

коршун носится над ней…»

в каком балете позднее были использованы мотивы пушкинской сказки? ( Чайковский «Лебединое озеро»)

4.С кем дрался на дуэли в феврале 1837 года А.С.Пушкин? ( с Жоржем Дантесом)

5. В личной библиотеке Пушкина насчитывается 1522 названия книг. Но в личном собрании поэта нет ни одной книги этого всемирного автора. Назовите его. ( А.С.Пушкин)

  1. Реставрационный.

Командам предлагается набор отдельных слов, из которых нужно составить известные строки Пушкинских стихов.

  1. у, лукоморье, дуб, златая, зелёный, цепь, на , том. ( у лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том)
  2. свет, скажи, зеркальце, мой, правда, да, всю, доложи.
  3. там, чудеса, леший, там, бродит, русалка, сидит, на , ветвях.
  4. сырой, вскармливать, темница, неволя, сижу, решётка, за, в ( сижу за решёткой в темнице сырой)
  5. не, хочу, дворянка, быть, крестьянка, хочу, быть, столбовая, чёрная

  1. конкурс красноречия.

Задание: участникам предлагается написать   «Где, в каком месте вы бы поставили памятник Пушкину.     Как бы он выглядел?»

Ведущий: пока участники пишут, для зрителей – музыкальная пауза.

После музыкальной  паузы – выступление участников.

Слово жюри и награждение победителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ( отборочный тур, 1 конкурс «Сказка – ложь, да в ней намёк»)

Назовите произведение Пушкина.

1«Три девицы под окном

пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

говорит одна девица,

то на весь крещёный мир

приготовила б я пир»

Назовите произведение Пушкина.

  2«Родила царица в ночь

не то сына, не то дочь,

не мышонка, не лягушку,

а неведому зверюшку»  

Назовите произведение Пушкина.

 3. «В свете есть иное диво:

     море вздуется бурливо,

    закипит, подымет вой,

     хлынет на берег пустой,

    и очутятся на бреге

     в чешуе , как жар горя,

                      тридцать три богатыря»  

Назовите произведение Пушкина.

                 4 «-Царь,- ответствует мудрец,-

Разочтёмся наконец.

Помнишь? За мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу,

Шамаханскую царицу.

Назовите произведение Пушкина.

   5«Долго ждал он у моря ответа,

Н е дождался, к старухе воротился-

Глядь: опять перед ним землянка,

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое крыто»

Назовите произведение Пушкина.

   6. «Бедненький бес под кобылу полез,

       Поднатужился, понапружился,

       Приподнял кобылу, два шага шагнул,

      На третий упал, ножки протянул»    

 

Назовите произведение Пушкина.

7 «С первого щелка

        подпрыгнул поп до потолка,

       со второго щелка

       лишился поп языка,

      с третьего щелка

        вышибло ум у старика»    

     

Назовите произведение Пушкина.

8. «Царь с царицею простился,

    в путь – дорогу снарядился,

     и царица у окна

     села ждать его одна»    

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2  ( основной  тур, 1 конкурс «Литература + русский язык»)

              Задание: дайте устаревшему слову современный аналог.

                    1. «И очутятся на бреге                                                                    

       в чешуе, как жар горя,  33 богатыря».

Задание: дайте устаревшему слову современный аналог

               2. Гвидон говорит корабельщикам:

                   «Да напомните ему,

                    государю своему,

                    к нам он в гости обещался,

                   а  доселе не собрался»

Задание: дайте устаревшему слову современный аналог

               3. «Жил – был славный царь Дадон,

                    смолоду был грозен он

                     и соседям то и дело

                    наносил обиды смело.

                     Но под старость захотел

                     Отдохнуть от  ратных   дел»

Задание: дайте устаревшему слову современный аналог

4     «Там за стол его сажала,

         всяким яством угощала»

Задание: дайте устаревшему слову современный аналог

5      «Подошёл он к синему морю,

         стал он кликать золотую рыбку».

Задание: дайте устаревшему слову современный аналог

6    «Что за страшная картина?

    Перед ним его два сына

    Без  шеломов и без лат,

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3  ( финальный тур, 2 конкурс «Реставрационный»)

1   у,    лукоморье,    дуб,     златая,    зелёный,    цепь,    на ,   том.

2   свет,   скажи,    зеркальце,     мой,    правда,    да,    всю,   доложи.

3     там,    чудеса,    леший,   там,    бродит,     русалка,    сидит,    на ,   ветвях.

  1.       сырой  ,    вскармливать,    темница,    неволя,     сижу,      решётка,     за,    в

     5        не, хочу, дворянка, быть, крестьянка, хочу, быть, столбовая, чёрная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По страницам сказок и стихов

Внеклассное мероприятие во втором  классе...

Классный час "По страницам сказок"

Классный час составлен для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 2 класса....

Веселые старты для учеников начальной школы "По страницам сказок"

Внеклассное мероприятие для учеников начальной школы....

Внеклассное мероприятие "По страницам сказок"

Эта разработка предназначена для внеклассного мероприятия. Ребята с удовольствием любят сказки и особенно учавствовать в сказочных эстафетах. Сказки учат нас добрате, взаимопомощи и  поддержке. У...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

По страницам сказок Пушкина (тест)

Тест по сказкам А.С.Пушкина...