Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Очур-оол Анай-Хаак Петрововна

В данном материале предлагаю разработку урока литературы в 11 классе по теме "Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого. На занятии учащиеся обращаются к стихотворным текстам, анализировать поэтический текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_priroda_v_poezii_n.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Человек и природа в поэзии  Н.А. Заболоцкого

        Цели урока: познакомить учеников с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества, воспитание умения увидеть красоту окружающей природы.

        Оборудование урока: портрет Н.А. Заболоцкого, презентация к уроку.

                                        

        Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Лекция учителя

Напряженные философские и нравственные искания всегда были свойственны русской литературе. В русле этой традиции русской поэзии развивалось творчество Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958).

        Родился Заболоцкий в Казани, где его отец служил агрономом. Детство прошло в селе Сернур Уржумского уезда, оттуда и первоначальные впечатления русской природы. Учился он в реальном училище в Уржуме. Рано начал писать стихи. Как поэт сформировался к середине 20-х годов в Ленинграде, где он учился в педагогическом институте имени А.И. Герцена. С юности Заболоцкий активно включается в литературную жизнь. Вместе с Даниилом Хармсом, Александром Введенским, Игорем Бехтеревым и другими создает новую литературную группу – Объединение реального искусства (Обериу). Заболоцкий выступил в качестве организатора и редактора Декларации «обериутов», где они заявляли, что их эстетические симпатии на стороне авангардного искусства. История «обериутов» занимает небольшой отрезок времени – с 1928 по 1931 годы.

        В 1929 году вышла первая книга Заболоцкого «Столбцы». Поэт решительно не приемлет мещанской косности, ограниченности, подобно Маяковскому и Зощенко осмеивает советскую «дрянь»:

                Восходит солнце над Москвой,

                Старухи бегают с тоской:

                Куда, куда идти теперь?

                Уж Новый Быт стучится в дверь!

                Младенец выхолен и крупен,

                Сидит в купели, как султан.

                Прекрасный поп поет, как бубен,

                Паникадилом осиян.

                Прабабка свечку зажигает,

                Младенец крепнет и мужает

                И вдруг, шагая через стол,

                Садится прямо в комсомол.

                                        («Новый быт»)

        Люди и вещи почти неотличимы друг от друга: «Графину винному невмочь// Расправить огненный затылок», «Мясистых баб большая стая // Сидит вокруг, пером блистая». Вещный мир порой более привлекателен, чем мир людей: апельсины в лотке разносчика «как будто маленькие солнышки». И уж конечно более человечен мир природы. Из стихотворения «Лицо коня».

        Внешне детски-наивное, легкое стихотворение «Прогулка» приближается к философскому осмыслению природы, главной темы творчества Заболоцкого:

                У животных нет названья.

                Кто им зваться повелел?

                Равномерное страданье –

                Их невидимый удел.

                Бык, беседуя с природой,

                Удаляется в луга.

                Над прекрасными глазами

                Светлят белые рога.

                Речка девочкой невзрачной

                Притаилась между трав,

                То смеется, то рыдает,

                Ноги в землю закопав.

                Что же плачет? Что тоскует?

                Отчего она больна?

                Вся природа улыбнулась,

                Как высокая тюрьма.

                Каждый маленький цветочек

                Машет маленькой рукой.

                Бык седые слезы точит,

                Ходит пышный, чуть живой.

                А на воздухе пустынном

                Птица легкая кружится,

                Ради песенки старинной

                Нежным горлышком трудится.

                Перед ней сияют воды,

                Лес качается, велик,

                И смеется вся природа,

                Умирая каждый миг.

        «Столбцы» были встречены критикой настороженно и неодобрительно. Всем «обериутом» был вынесен приговор: «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага». «Оберитуы» еще могли печатать свои произведения в детских изданиях, но публичные их выступления прекратились. Они по-прежнему отстаивали условную логику нового искусства, раскрепощавшую творческие силы человека.

        Годы интенсивного творчества прервали аресты. Как и у большинства бывших «обериутов», судьба Заболоцкого оказалась трагической: в 1938 году он был арестован по сфабрикованному обвинению («юродствующая поэзия Заболоцкого имеет определённый кулацкий характер») и несколько лет провел в лагерях и ссылке. В 1941 году Хармс и Введенский были арестованы и погибли в заключении.

        После возвращения из ГУЛАГа в 1946 году Заболоцкий возвращается к своей излюбленной теме: родство природы и духовной жизни.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Завещание»

            В новых стихах Заболоцкого заметна эволюция поэтического стиля отказ от демонстративной сложности, стремление к большей ясности. Пантеизм, ощущение божественного начала, пронизывающего все мироздания, всю природу, обостряется в поздних стихах. В «Завещании» (1947) он пишет:

                Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

                Себя в этом мире обнаружу.

                Многовековый дуб мою живую душу

                Корнями обовьет, печален и суров…

                Нет в мире ничего прекрасней бытия.

                Безмолвный мрак могли – томление пустое.

                Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:

                Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я…

- Прочитайте стихотворение «Завещание». Какие традиции русской литературы продолжает автор?

- Часть строк стихотворения перекликается со стихами Пушкина. Какими?

- Каков главный мотив стихотворения?

  1. Чтение и анализ стихотворения «Кто мне откликнулся в чаще лесной…»

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Старый ли дуб зашептался с сосной,

Или вдали заскрипела рябина,

Или запела щегла окарина,

Или малиновка, маленький друг,

Мне на закате ответила вдруг?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Ты ли, которая снова весной

Вспоминала наши прошедшие годы,

Наши заботы и наши невзгоды,

Наши скитанья в далеком краю, -

Ты, опалившая душу мою?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Утром и вечером, в холод и зной,

Вечно мне слышится отзвук невнятный,

Словно дыханье любви необъятной,

Ради которой мой трепетный стих

Рвался к тебе из ладоней моих…

- Какова особенность мотива взаимных превращений в стихотворении Заболоцкого?

- Каково соотношение человека и природы в этом стихотворении?

Чтение и анализ стихотворения «Сентябрь»

Слово учителя

Такая же щемящая любовь и нежность ко всему живому, что мы отмечали в «Завещании», встречается и в стихотворении «Сентябрь» (1957). Это стихотворение – пример одушевления пейзажа. Сын поэта Никита Заболоцкий писал: «В основе этого стихотворения – вполне реальные вещи: тарусская осень, девушка – ночь Наташа, жившие по соседству художники, душевное возрождение автора. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе – от ненастной погоды к лучу солнца, на земле – от куста орешины к улыбающейся заплаканной девушке».

Выразительное чтение  стихотворения учениками.

- О чем стихотворение? Кто изображен – орешина, «словно девушка», или девушка, «словно деревце»?

  1. Чтение и анализ стихотворения «Некрасивая девочка»

Слово учителя

        Заболоцкий вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих. Философско-эстетическая проблема – вопрос о сущности красоты – центральная в своеобразном стихотворном портрете «Некрасивая девочка» (1955). Поначалу перед нами возникают отдельные, реалистические воспроизведенные детали внешнего облика девочки, привлекшей внимание поэта.

        Читаем стихотворение «Некрасивая девочка».

Беседа

- Как изображена героиня стихотворения?

- Как проявляет себя автор?

- Какое значение имеют заключительные строки стихотворения?

Слово учителя

        Критики писали об этом стихотворении Заболоцкого: «Идея «Некрасивой девочки» включает в себя мысль о гуманистической содержательности красоты и развивает, обогащает ее, связывая с принципом безудержного «счастья бытия», того счастья, которое рождается от слияния своего с общим счастьем, «чужой радостью» (А. Македонов, 1987). И еще: «Из поэтического размышления Заболоцкого в финале «Некрасивой девочки» следует лишь то, что красота бывает не только внешняя, но и внутренняя: грация души» (Вл. Приходько, 1988).

  1. Чтение и анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться!

Слово учителя

И о душе – последнее стихотворение Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством, воспринимаемое как завещание. Это стихотворение «Не позволяй душе лениться!» Оно было опубликовано вскоре после смерти поэта в декабрьской книжке «Нового мира» за 1958 г. В стихотворении, по-прежнему рисующем человека в соотнесении с природой и миром, особенно ощутимы трагические ноты и скорбные предчувствия, связанные с невозможностью осуществления столь многих планов и надежд.

Выразительное чтение стихотворения. Сначала учитель, потом ученики.

  1. Итог урока

Н.А. Заболоцкий писал: «Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей (…) Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль. В нашем быту это выражение «Покорение природы» существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей».

Домашнее задание

  1. Выучить стихотворение «Не позволяй душе лениться!» наизусть.
  2. Сделать сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и Н.А. Заболоцкого «Гроза» («Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница…») 1946 г. (письменно).

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Человек и природа. Антропогенное воздействие на природу.

Влияние человека на окружающую среду....

Человек, воспитанный природой: влияние природы на формирование и развитие личности

Педагоги во все времена заявляли и заявляют о решающем влиянии окружающей среды, быта, условий труда и отдыха, социального окружения на формирование мировоззрения и нравственности личности. Природа - ...

Проект по направлению "Природа урала" на тему "Человек и природа"

Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна. Ведь человек - часть ...

Пример итогового сочинения в 11 классе.Человек и природа (природа как источник вдохновения и переживаний человека)

Природа всегда была источником вдохновения для многих художников,писателей,поэтов.   Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые п...