Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
В данном материале предлагаю разработку урока литературы в 11 классе по теме "Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого. На занятии учащиеся обращаются к стихотворным текстам, анализировать поэтический текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_priroda_v_poezii_n.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого
Цели урока: познакомить учеников с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества, воспитание умения увидеть красоту окружающей природы.
Оборудование урока: портрет Н.А. Заболоцкого, презентация к уроку.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Ход урока
- Организационный момент.
- Лекция учителя
Напряженные философские и нравственные искания всегда были свойственны русской литературе. В русле этой традиции русской поэзии развивалось творчество Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958).
Родился Заболоцкий в Казани, где его отец служил агрономом. Детство прошло в селе Сернур Уржумского уезда, оттуда и первоначальные впечатления русской природы. Учился он в реальном училище в Уржуме. Рано начал писать стихи. Как поэт сформировался к середине 20-х годов в Ленинграде, где он учился в педагогическом институте имени А.И. Герцена. С юности Заболоцкий активно включается в литературную жизнь. Вместе с Даниилом Хармсом, Александром Введенским, Игорем Бехтеревым и другими создает новую литературную группу – Объединение реального искусства (Обериу). Заболоцкий выступил в качестве организатора и редактора Декларации «обериутов», где они заявляли, что их эстетические симпатии на стороне авангардного искусства. История «обериутов» занимает небольшой отрезок времени – с 1928 по 1931 годы.
В 1929 году вышла первая книга Заболоцкого «Столбцы». Поэт решительно не приемлет мещанской косности, ограниченности, подобно Маяковскому и Зощенко осмеивает советскую «дрянь»:
Восходит солнце над Москвой,
Старухи бегают с тоской:
Куда, куда идти теперь?
Уж Новый Быт стучится в дверь!
Младенец выхолен и крупен,
Сидит в купели, как султан.
Прекрасный поп поет, как бубен,
Паникадилом осиян.
Прабабка свечку зажигает,
Младенец крепнет и мужает
И вдруг, шагая через стол,
Садится прямо в комсомол.
(«Новый быт»)
Люди и вещи почти неотличимы друг от друга: «Графину винному невмочь// Расправить огненный затылок», «Мясистых баб большая стая // Сидит вокруг, пером блистая». Вещный мир порой более привлекателен, чем мир людей: апельсины в лотке разносчика «как будто маленькие солнышки». И уж конечно более человечен мир природы. Из стихотворения «Лицо коня».
Внешне детски-наивное, легкое стихотворение «Прогулка» приближается к философскому осмыслению природы, главной темы творчества Заболоцкого:
У животных нет названья.
Кто им зваться повелел?
Равномерное страданье –
Их невидимый удел.
Бык, беседуя с природой,
Удаляется в луга.
Над прекрасными глазами
Светлят белые рога.
Речка девочкой невзрачной
Притаилась между трав,
То смеется, то рыдает,
Ноги в землю закопав.
Что же плачет? Что тоскует?
Отчего она больна?
Вся природа улыбнулась,
Как высокая тюрьма.
Каждый маленький цветочек
Машет маленькой рукой.
Бык седые слезы точит,
Ходит пышный, чуть живой.
А на воздухе пустынном
Птица легкая кружится,
Ради песенки старинной
Нежным горлышком трудится.
Перед ней сияют воды,
Лес качается, велик,
И смеется вся природа,
Умирая каждый миг.
«Столбцы» были встречены критикой настороженно и неодобрительно. Всем «обериутом» был вынесен приговор: «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага». «Оберитуы» еще могли печатать свои произведения в детских изданиях, но публичные их выступления прекратились. Они по-прежнему отстаивали условную логику нового искусства, раскрепощавшую творческие силы человека.
Годы интенсивного творчества прервали аресты. Как и у большинства бывших «обериутов», судьба Заболоцкого оказалась трагической: в 1938 году он был арестован по сфабрикованному обвинению («юродствующая поэзия Заболоцкого имеет определённый кулацкий характер») и несколько лет провел в лагерях и ссылке. В 1941 году Хармс и Введенский были арестованы и погибли в заключении.
После возвращения из ГУЛАГа в 1946 году Заболоцкий возвращается к своей излюбленной теме: родство природы и духовной жизни.
- Чтение и анализ стихотворения «Завещание»
В новых стихах Заболоцкого заметна эволюция поэтического стиля отказ от демонстративной сложности, стремление к большей ясности. Пантеизм, ощущение божественного начала, пронизывающего все мироздания, всю природу, обостряется в поздних стихах. В «Завещании» (1947) он пишет:
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров…
Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могли – томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я…
- Прочитайте стихотворение «Завещание». Какие традиции русской литературы продолжает автор?
- Часть строк стихотворения перекликается со стихами Пушкина. Какими?
- Каков главный мотив стихотворения?
- Чтение и анализ стихотворения «Кто мне откликнулся в чаще лесной…»
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина,
Или малиновка, маленький друг,
Мне на закате ответила вдруг?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспоминала наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далеком краю, -
Ты, опалившая душу мою?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром и вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих…
- Какова особенность мотива взаимных превращений в стихотворении Заболоцкого?
- Каково соотношение человека и природы в этом стихотворении?
Чтение и анализ стихотворения «Сентябрь»
Слово учителя
Такая же щемящая любовь и нежность ко всему живому, что мы отмечали в «Завещании», встречается и в стихотворении «Сентябрь» (1957). Это стихотворение – пример одушевления пейзажа. Сын поэта Никита Заболоцкий писал: «В основе этого стихотворения – вполне реальные вещи: тарусская осень, девушка – ночь Наташа, жившие по соседству художники, душевное возрождение автора. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе – от ненастной погоды к лучу солнца, на земле – от куста орешины к улыбающейся заплаканной девушке».
Выразительное чтение стихотворения учениками.
- О чем стихотворение? Кто изображен – орешина, «словно девушка», или девушка, «словно деревце»?
- Чтение и анализ стихотворения «Некрасивая девочка»
Слово учителя
Заболоцкий вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих. Философско-эстетическая проблема – вопрос о сущности красоты – центральная в своеобразном стихотворном портрете «Некрасивая девочка» (1955). Поначалу перед нами возникают отдельные, реалистические воспроизведенные детали внешнего облика девочки, привлекшей внимание поэта.
Читаем стихотворение «Некрасивая девочка».
Беседа
- Как изображена героиня стихотворения?
- Как проявляет себя автор?
- Какое значение имеют заключительные строки стихотворения?
Слово учителя
Критики писали об этом стихотворении Заболоцкого: «Идея «Некрасивой девочки» включает в себя мысль о гуманистической содержательности красоты и развивает, обогащает ее, связывая с принципом безудержного «счастья бытия», того счастья, которое рождается от слияния своего с общим счастьем, «чужой радостью» (А. Македонов, 1987). И еще: «Из поэтического размышления Заболоцкого в финале «Некрасивой девочки» следует лишь то, что красота бывает не только внешняя, но и внутренняя: грация души» (Вл. Приходько, 1988).
- Чтение и анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться!
Слово учителя
И о душе – последнее стихотворение Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством, воспринимаемое как завещание. Это стихотворение «Не позволяй душе лениться!» Оно было опубликовано вскоре после смерти поэта в декабрьской книжке «Нового мира» за 1958 г. В стихотворении, по-прежнему рисующем человека в соотнесении с природой и миром, особенно ощутимы трагические ноты и скорбные предчувствия, связанные с невозможностью осуществления столь многих планов и надежд.
Выразительное чтение стихотворения. Сначала учитель, потом ученики.
- Итог урока
Н.А. Заболоцкий писал: «Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей (…) Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль. В нашем быту это выражение «Покорение природы» существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей».
Домашнее задание
- Выучить стихотворение «Не позволяй душе лениться!» наизусть.
- Сделать сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и Н.А. Заболоцкого «Гроза» («Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница…») 1946 г. (письменно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.
На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Человек и природа. Антропогенное воздействие на природу.
Влияние человека на окружающую среду....
Человек, воспитанный природой: влияние природы на формирование и развитие личности
Педагоги во все времена заявляли и заявляют о решающем влиянии окружающей среды, быта, условий труда и отдыха, социального окружения на формирование мировоззрения и нравственности личности. Природа - ...
Проект по направлению "Природа урала" на тему "Человек и природа"
Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна. Ведь человек - часть ...
Пример итогового сочинения в 11 классе.Человек и природа (природа как источник вдохновения и переживаний человека)
Природа всегда была источником вдохновения для многих художников,писателей,поэтов. Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые п...