Для дистанционного обучения "Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова"
консультация по литературе (9 класс) по теме

Материал предназначен для самостоятельной работы  в 9 классе (болеющим ученикам,  тем. кто находится на карантине) и содержит  теоретические сведения и вопросы по текстам произведений поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_motivy_liriki_lermontova.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лирика М.Ю.Лермонтова.

Мир лирики Лермонтова не менее сложен и противоречив, чем пушкинский: « …все, все в поэзии Лермонтова – и небо и земля, и рай и ад…» (В.Г.Белинский).

Каковы мотивы лирики Лермонтова?

Мотив – устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественных произведений. Мотивами называют и характерные для поэта лирические темы.

Вычленение и анализ поэтических мотивов важны как способ постижения художественного мышления и  сознания поэта.

В лирике Лермонтова отчетливо прослеживаются следующие мотивы:

        - свобода и воля – центральный мотив, определяющий мятежный пафос поэзии Лермонтова;

        - действие и подвиг – опорные мотивы. Действие – основа существования человека. Подвиг – тот след, который он должен оставить в жизни;

        -одиночество – мотив и центральная тема творчества;

        - странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возвращение, его дорога бесконечна. И даже смерть – лишь продолжение земного пути. Духовный мир странника – мир прощаний и воспоминаний;

        - изгнанничество. Изгнанник проклят, обречен на скитания. Но в то же время эт о проклятие – знак избранности по отношению к «толпе», к «другим»;

        - Родина;

        - память и забвение;

        - обман;

        - мщение;

        - покой;

        - земля и небо;

        - сон;

        - путь;

        - время и вечность;

        - любовь;

        - смерть.                

Основная тема творчества поэта – одиночество. Именно это чувство питает трагическое мироощущение поэта: «… в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувств… Нет нигде пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…» (В.Г.Белинский).

Чувство одиночества лейтмотивом проходит сквозь все произведения Лермонтова, обусловливает характерное для Л. разочарование в романтических идеалах. Однако чувство одиночества остается неизменным. Традиционное противопоставление серой толпы и стоящей над ней исключительной личности приобретает с течением времени трагическую окраску: герой ищет и не находит пути к людям. Если в 1837 г. («Смерть поэта») одиночество проникнуто ощущением избранности, воспринимается как способ противостояния миру, то в сороковые годы оно оборачивается иной стороной: чувством изгнанничества. Это связано не столько с изменением положения поэта в мире,  сколько с эволюцией его внутреннего мироощущения, усталостью от вечных скитаний между небом и волнами: «Приюта он просит с тоскою глубокой» («Листок»).

Лирический герой не может слиться ни с миром природы, ни с миром людей; как поэт он не находит слушателей и вынужден бежать «из городов»; как человек он не видит в мире ни дружбы, ни любви:

        Гляжу на будущность с боязнью,

        Гляжу на прошлое с тоской

        И, как преступник перед казнью,

        Ищу кругом души родной.

Всеобщая разобщенность, трагическая безысходность одиночества воспринимается как закон бытия.

«Утес» 1841.

1.  «Ведущий мотив стихотворения – трагедия одиночества – прочитывается одновременно в двух планах: как неразделенность любви и как непрочность человеческой связи вообще.

Кратковременность чувства не нуждается в каком бы то ни было оправдании: она обусловлена несходством самих жизненных судеб, неизбежной разнородностью духовного опыта. Лермонтовское одиночество, обычное гордое и мятежное, здесь лишено полемичности, вселенского масштаба: это естественно устоявшаяся, внутренняя форма реального бытия». (Л.М.Шемелева).

2. Внимательно прочитайте высказывание критика. Докажите текстом справедливость такой трактовки. Для этого определите систему персонажей и покажите, какие художественные средства использует поэт для создания образов.

3. Покажите, что тучка и утес относятся к разным природным стихиям.

4. Как развиваются их взаимоотношения?

5. Какие ассоциации вызвало у вас стихотворение?

Одиночество в теме поэта и поэзии также раскрывается в двух направлениях: противопоставление поэта и толпы (избранничество) и трагедия одиночества (изгнанничество), невозможность выполнить свое назначение.

М.Ю.Лермонтов  «Смерть поэта» 1837.

Во время создания стихотворения  Лермонтов был погружен в пушкинскую поэтическую стихию, не раз обращался к его темам и образам. Во-первых, в ст. присутствует достаточно очевидная параллель с Ленским, во-вторых, возникает перекличка со строчками пушкинского «Андрея Шенье» - элегии о поэте, гибнущем на плахе. Присутствует реминисценция ( у Л. «невольник чести» - у П.  «невольник чести беспощадной….» в «Кавказском пленнике»).

  1. На какие три части можно условно разделить стихотворения? Определите тему и идею каждой части.
  2. Какие характеристики поэта и светского общества говорят о закономерности конфликта между ними?
  3. В чем трагизм противостояния поэта обществу?
  4. В чем причина того, что поэт «восстал… против мнений света»?  
  5. Какие характеристики «убийцы»  контрастируют с описанием поэта?
  6. Почему «рок» забросил именно этого «убийцу»?
  7. Какая сила, кроме света и «Убийцы», противостояла поэту?
  8. С каким героем Пушкина сравнивается поэт?
  9. В чем, по мнению Лермонтова, состояла косвенная вина поэта?
  10. В чем коварство прославления поэта светом?
  11. Кто является адресатом последних 16 строк?
  12. Как меняется ритмическая организация стиха по мере изменения темы?
  13. Подумайте, насколько реальный образ Пушкина 30-х гг.  можно соотнести с образом поэта в стихотворении Лермонтова.

«Поэт» 1838.

  1. Покажите, что в основе стихотворения – романтическое противопоставление прошлого и настоящего.
  2. Как Лермонтов рисует былое единство поэта и народа, какие сравнения использует?
  3. Как показаны в стихотворении современное общество и современный поэт? Нужны ли они друг другу? В чем их близость?
  4. Чем отличается истинный поэт от «осмеянного пророка? Кому (чему) служит каждый?

«Пророк» 1841.

Тема поэта и толпы, их вечного и трагически неразрешимого противостояния станет  основной в стихотворении «Пророк», явившемся своеобразным полемическим ответом на известное стихотворение Пушкина с таким же названием.

  1. «В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «пророка» раскрывается им как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества, враждебного «Любви и правде», и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагической разобщенности интеллигенции и народа, их непонимания» (О.В.Миллер).
  2. В чем причина одиночества поэта?
  3. Почему он не может реализовать свое предназначение?
  4. Сравните образ пустыни в «Пророке» Пушкина и Лермонтова. Можно ли лермонтовского «Пророка» рассматривать как продолжение и противопоставление пушкинскому? Докажите свою точку зрения анализом текста.
  5. Проведите сравнительный анализ стихотворений, используя таблицу. Сделайте вывод.

А.С.Пушкин «Пророк»

М.Ю.Лермонтов «Пророк»

Источник пророческого дара

Образ пророка

Взаимоотношения пророка и окружающего его мира.

Создавая образ современного поэта, Лермонтов лишал его того высокого ореола, которым он был окружен в романтической литературе и отчасти у самого Лермонтова в начале 30-х гг. Лермонтов резко различает здесь возвышенный, пока еще недоступный идеал поэта и представление о реальном лирике-стихотворце, современнике Николая 1 и Бенкендорфа. Идеальный поэт для Лермонтова – не мистик и не одинокий провидец, вдохновляемый божественными видениями, каким его рисовали многие романтики, а народный трибун, который своим «простым и гордым языком» «воспламенял бойца для битвы» («Поэт»). Современный поэт в современных условиях не может подняться до этого идеала и переживает глубокий кризис. Трагедия поэта – в том, что он разобщен с народом и даже с теми, кого Лермонтов называет  толпой – смешанным, разноликим окружением поэта.

Он разошелся с толпой не только потому, что она недостойна его и не может его понять, но и потому, что он сам, предавшись поэтической игре, перестал понимать простую и трагическую правду толпы. («Не верь себе…» 1839) Лермонтов хочет, чтобы поэт проснулся, вспомнил о своей гражданской пророческой миссии и вместе и с тем не видит реального для того времени пути к ее успешному выполнению» (Д.Е.Максимов).

Одиночество в теме Родины предстает в нескольких аспектах: отдаленностиь от славного прошлого («Бородино») и трагическая разобщенность с современниками. «Родина всегда занимала значительное место в лирике Лермонтова. Обреченный на одиночество, герой его лирики напряженно переживал свое отношение к ней. С самого начала, говоря о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», он вынужден был с болью признать: «Друг! Этот край..  моя отчизна» («Жалобы турка», 1829).

Устремленность к родине, тяготение к ней не оставляют героя лирики Лермонтова уже в раннем творчестве, тем более в зрелом:

        Боюсь сказать!_- душа дрожит!

        Что, если я со дня изгнанья

        Совсем на Родине забыт!        

                («Спеша на север из далека», 1837)

Невозможность для Л.Г. найти в настоящем «родную душу» предопределяет перенесение поисков в историческое прошлое: «Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, полному славы и великих дел… Эта тоска по жизни внушила нашему поэту не одно стихотворение, полное энергии и благородного негодования».(В.Г.Белинский).

«Дума», 1838.

  1. В «думе» мотив одиночества, неприятия современности оборачивается парадоксальной близостью эпохе. Как?
  2. Докажите текстом, что стихотворение содержит развернутую аналитическую критику современного поколения, что к  числу представителей поколения поэт относит и себя.
  3. Как смотрит на поколение Лирический герой стихотворения?
  4. Покажите, как в системе сравнений раскрывается суть «потерянного поколения»?
  5. Можно ли по «Думе» судить о положительных идеалах Лермонтова?
  6. Согласны ли вы с высказывание Белинского: «… это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!..»?
  7. Покажите, как в стихотворении развенчиваются все традиционные идеалы романтизма: мечты, любовь, страсти.

«Как часто, пестрою толпою окружен…». 1840.

  1. Обратите внимание на сложность композиции стихотворения: «кольцо из настоящего (новогодний бал) вокруг воспоминаний о прошлом, центром которого являются мечты о будущей любви. Почему новогодний бал не приносит радости Лирическому герою? Найдите в тексте  те характеристики окружения лирического героя, которые делают понятным его стремление к одиночеству. Какие цвета, звуки и люди составляют враждебную герою действительность?
  2. Как чувство «обмана в жизни» усиливается контрастным сопоставлением мечты о любви и окружающих его  женщин? Какие художественные средства способствуют их противопоставлению?
  3. Почему эта действительность видится герою «как будто бы сквозь сон»?
  4. Как влияет на состояние героя его окружение?
  5. Какие цвета, звуки и люди составляют идеальный мир «старинной мечты»?
  6. Опишите пейзаж «царства дивного» - идеального мира.
  7. Почему память о часах мечтаний сравнивается с островком в море?
  8. Одиночество – тяжкий крест лирического героя Лермонтова. Но в этом стихотворении показано его преимущество. Какое?
  9. Покажите источник «железного стиха, облитого горечью и злостью»?

«Значение стихотворения не сводится только к обличению «большого света». Тема маскарада здесь… глубоко символична. Обнаруживается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным, видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным, вещественно-предметным языком» 9Л.Н.Назарова, Э.Э.Найдич).

«Родина». 1841.

  1. Обратите внимание на трехчастное деление стихотворения. Что общего в начале каждой части?
  2. Почему свою любовь к родине поэт называет странной?
  3. Кто является полемическим адресатом этого стихотворения?
  4. Как вы думает, чем вызвана замена первоначального заглавия стихотворения Лермонтова («Отчизна»)?
  5. Как от части к части сужается пространство, описываемое поэтом?
  6. Что объединяет картины второй части?
  7. Что объединяет картины третьей части?

Мотив одиночества в теме родины, в теме поэта и поэзии раскрывает трагическую неслиянность Л.Г. с общественной сферой бытия.  Это приводит к большей сосредоточенности на интимной, личной области жизни – попытках найти родную душу в любви, дружбе, увидеть отголоски своих переживаний в природе, в вечных вопросах бытия , скрыться от враждебного мира в глубины собственной души. Драматизм мироощущения Л.Г. усиливается тем, что он постоянно разочаровывается во всех этих романтических идеалах и его одиночество постепенно осознается как полное и безысходное. Однако на этом общем фоне беспросветного трагизма иногда возникают отблески душевной гармонии, хоть краткого и мимолетного, но приобщения к жизни «божески-всемирной».

Любовная лирика.

На раннем этапе одиночества чувство одиночества питается ощущением непонимания, обмана со стороны женщины («нищий»). Позже, «заглядывая в себя», Л.Г.  обнаруживает собственную неспособность наслаждаться счастьем: память о прошлом и предчувствие будущего не дают упоения настоящим («Нет, не тебя так пылко я люблю»). В позднем творчестве Л.Г. разочаровывается в самом чувстве («вечно любить невозможно»). Но трагическое мироощущение не исчерпывает эмоциональной палитры любовной лирики.

«Молитва», 1837.

  1. Объясните смысл названия стихотворения.
  2. Определите образную систему стихотворения. Кто является главным героем произведения?
  3. Как вырисовывается облик лирического героя радом с «девой невинной»?
  4. В чем видит счастье лирический герой?
  5. Выделите в тексте художественные средства, подчеркивающие противопоставленность персонажей: отношение с людьми, восприятие мира, душевную настроенность.

«Нет, не тебя так пылко я люблю…», 1841.

  1. Что мешает Л.Г. чувствовать себя счастливым?
  2. Сопоставьте внешнее и внутренне проявление чувств.
  3. Как проявляется в стихотворении характерная для героя Лермонтова рефлексия, то качество, о котором устами Печорина сказано: «Я давно уже живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова,  другой мыслит и судит его».

«И скучно, и грустно…»

  1. Как в строках «Любить… но кого же…» прослеживается разочарование лирического героя в самой любви как романтическом идеале.
  2. Чем обусловлено одиночество Л.Г.?
  3. Кто виноват в его личной неустроенности: женщины, он сам, судьба? Подтвердите свою точку анализом текста.

В пейзажной лирике ярко представлены оба полюса «пейзажа души»: одновременное чувство причастности миру и безысходность одиночества.

«Когда волнуется желтеющая нива…» , 1837.

  1. Запечатлены редкие мгновения гармоничного слияния с природой и связанное с ним состояние внутренней просветленности.
  2. Как построено стихотворение?
  3. Как быстрая смена времени способствует созданию чувства мимолетности, непостоянства душевной гармонии?
  4. Какую роль играет упоминание сна?
  5. Можно ли стихотворение рассматривать в русле традиционного романтического двоемирия?
  6. Так возможно ли счастье на земле? (Ср. с «Как часто пестрою толпою окружен…»)

В философской лирике как бы подводятся  итоги того, что вырисовывается в стихотворениях иной тематики: всеобщая разобщенность, трагическая безысходность – закон жизни.

«Выхожу один я на дорогу…» 1841.

  1. Покажите, что «торжественно и чудно» в небесах. Какими средствами рисует Лермонтов гармонию в природе, единство земли и неба, как одно отражается в другом и объединяется с ним?
  2. Как красота покоя, царствующего на земле и в небе, повлияла на человека?
  3. Какие предположения делает герой об источнике собственной боли?
  4. Как  представляет себе лирический герой гармонию?
  5. Как можно, по мнению героя, достичь «свободы и покоя»?
  6. Возможно ли такое преодоление одиночества, о котором мечтает л.г.? Обратите внимание на значимость образа сна в лирике Лермонтова. Вспомните ст., в которых возникает этот образ, определите его функцию в каждом. Есть ли общее у сна и мечты в художественном мире Лермонтова?
  7. Обратите внимание, какие свойства – земные или небесные- у идеального мира?
  8. Почему в стихотворении возникает настроение просветленности, причастности к гармонии бытия?
  9. Подводя итоги размышлениям Лермонтова о судьбе человека в мире, подумайте, возможна ли для поэта устойчивая гармония с миром, кто или что мешает этому?
  10. В чем причина одиночества – в самом человеке, в окружающих людях или это закон бытия? Отметьте, что не на все вопросы Лермонтов дает однозначные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Мотивы лирики и проблематика романа.

Задачи:- обучающие: умение анализировать учебный материал.-развивающие: учить выражать свои мысли литературным языком, формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельно...

Презентация "Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова"

В презентации кратко освещены центральные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова....

Презентация "Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова"

Данная презентация может служить иллюстративным сопровождением к беседе учителя с учащимися по теме "Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова....

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

Материал к уроку литературы, который является первым в цикле занятий по лирике М.Ю.Лермонтова. Использование презентации возможно с 7 по 10 класс....

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

Презентация с комментариями...

Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова («Три пальмы», «Родина»). Конспект, презентация. Работа с лексикой: объяснение непонятных слов

Цель презентации – разъяснить школьникам и проиллюстрировать непонятные им слова и реалии в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» и «Родина» («куща», &la...