Для дистанционного обучения "Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова"
консультация по литературе (9 класс) по теме
Материал предназначен для самостоятельной работы в 9 классе (болеющим ученикам, тем. кто находится на карантине) и содержит теоретические сведения и вопросы по текстам произведений поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_motivy_liriki_lermontova.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лирика М.Ю.Лермонтова.
Мир лирики Лермонтова не менее сложен и противоречив, чем пушкинский: « …все, все в поэзии Лермонтова – и небо и земля, и рай и ад…» (В.Г.Белинский).
Каковы мотивы лирики Лермонтова?
Мотив – устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественных произведений. Мотивами называют и характерные для поэта лирические темы.
Вычленение и анализ поэтических мотивов важны как способ постижения художественного мышления и сознания поэта.
В лирике Лермонтова отчетливо прослеживаются следующие мотивы:
- свобода и воля – центральный мотив, определяющий мятежный пафос поэзии Лермонтова;
- действие и подвиг – опорные мотивы. Действие – основа существования человека. Подвиг – тот след, который он должен оставить в жизни;
-одиночество – мотив и центральная тема творчества;
- странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возвращение, его дорога бесконечна. И даже смерть – лишь продолжение земного пути. Духовный мир странника – мир прощаний и воспоминаний;
- изгнанничество. Изгнанник проклят, обречен на скитания. Но в то же время эт о проклятие – знак избранности по отношению к «толпе», к «другим»;
- Родина;
- память и забвение;
- обман;
- мщение;
- покой;
- земля и небо;
- сон;
- путь;
- время и вечность;
- любовь;
- смерть.
Основная тема творчества поэта – одиночество. Именно это чувство питает трагическое мироощущение поэта: «… в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувств… Нет нигде пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…» (В.Г.Белинский).
Чувство одиночества лейтмотивом проходит сквозь все произведения Лермонтова, обусловливает характерное для Л. разочарование в романтических идеалах. Однако чувство одиночества остается неизменным. Традиционное противопоставление серой толпы и стоящей над ней исключительной личности приобретает с течением времени трагическую окраску: герой ищет и не находит пути к людям. Если в 1837 г. («Смерть поэта») одиночество проникнуто ощущением избранности, воспринимается как способ противостояния миру, то в сороковые годы оно оборачивается иной стороной: чувством изгнанничества. Это связано не столько с изменением положения поэта в мире, сколько с эволюцией его внутреннего мироощущения, усталостью от вечных скитаний между небом и волнами: «Приюта он просит с тоскою глубокой» («Листок»).
Лирический герой не может слиться ни с миром природы, ни с миром людей; как поэт он не находит слушателей и вынужден бежать «из городов»; как человек он не видит в мире ни дружбы, ни любви:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.
Всеобщая разобщенность, трагическая безысходность одиночества воспринимается как закон бытия.
«Утес» 1841.
1. «Ведущий мотив стихотворения – трагедия одиночества – прочитывается одновременно в двух планах: как неразделенность любви и как непрочность человеческой связи вообще.
Кратковременность чувства не нуждается в каком бы то ни было оправдании: она обусловлена несходством самих жизненных судеб, неизбежной разнородностью духовного опыта. Лермонтовское одиночество, обычное гордое и мятежное, здесь лишено полемичности, вселенского масштаба: это естественно устоявшаяся, внутренняя форма реального бытия». (Л.М.Шемелева).
2. Внимательно прочитайте высказывание критика. Докажите текстом справедливость такой трактовки. Для этого определите систему персонажей и покажите, какие художественные средства использует поэт для создания образов.
3. Покажите, что тучка и утес относятся к разным природным стихиям.
4. Как развиваются их взаимоотношения?
5. Какие ассоциации вызвало у вас стихотворение?
Одиночество в теме поэта и поэзии также раскрывается в двух направлениях: противопоставление поэта и толпы (избранничество) и трагедия одиночества (изгнанничество), невозможность выполнить свое назначение.
М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта» 1837.
Во время создания стихотворения Лермонтов был погружен в пушкинскую поэтическую стихию, не раз обращался к его темам и образам. Во-первых, в ст. присутствует достаточно очевидная параллель с Ленским, во-вторых, возникает перекличка со строчками пушкинского «Андрея Шенье» - элегии о поэте, гибнущем на плахе. Присутствует реминисценция ( у Л. «невольник чести» - у П. «невольник чести беспощадной….» в «Кавказском пленнике»).
- На какие три части можно условно разделить стихотворения? Определите тему и идею каждой части.
- Какие характеристики поэта и светского общества говорят о закономерности конфликта между ними?
- В чем трагизм противостояния поэта обществу?
- В чем причина того, что поэт «восстал… против мнений света»?
- Какие характеристики «убийцы» контрастируют с описанием поэта?
- Почему «рок» забросил именно этого «убийцу»?
- Какая сила, кроме света и «Убийцы», противостояла поэту?
- С каким героем Пушкина сравнивается поэт?
- В чем, по мнению Лермонтова, состояла косвенная вина поэта?
- В чем коварство прославления поэта светом?
- Кто является адресатом последних 16 строк?
- Как меняется ритмическая организация стиха по мере изменения темы?
- Подумайте, насколько реальный образ Пушкина 30-х гг. можно соотнести с образом поэта в стихотворении Лермонтова.
«Поэт» 1838.
- Покажите, что в основе стихотворения – романтическое противопоставление прошлого и настоящего.
- Как Лермонтов рисует былое единство поэта и народа, какие сравнения использует?
- Как показаны в стихотворении современное общество и современный поэт? Нужны ли они друг другу? В чем их близость?
- Чем отличается истинный поэт от «осмеянного пророка? Кому (чему) служит каждый?
«Пророк» 1841.
Тема поэта и толпы, их вечного и трагически неразрешимого противостояния станет основной в стихотворении «Пророк», явившемся своеобразным полемическим ответом на известное стихотворение Пушкина с таким же названием.
- «В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «пророка» раскрывается им как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества, враждебного «Любви и правде», и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагической разобщенности интеллигенции и народа, их непонимания» (О.В.Миллер).
- В чем причина одиночества поэта?
- Почему он не может реализовать свое предназначение?
- Сравните образ пустыни в «Пророке» Пушкина и Лермонтова. Можно ли лермонтовского «Пророка» рассматривать как продолжение и противопоставление пушкинскому? Докажите свою точку зрения анализом текста.
- Проведите сравнительный анализ стихотворений, используя таблицу. Сделайте вывод.
А.С.Пушкин «Пророк» | М.Ю.Лермонтов «Пророк» | |
Источник пророческого дара | ||
Образ пророка | ||
Взаимоотношения пророка и окружающего его мира. |
Создавая образ современного поэта, Лермонтов лишал его того высокого ореола, которым он был окружен в романтической литературе и отчасти у самого Лермонтова в начале 30-х гг. Лермонтов резко различает здесь возвышенный, пока еще недоступный идеал поэта и представление о реальном лирике-стихотворце, современнике Николая 1 и Бенкендорфа. Идеальный поэт для Лермонтова – не мистик и не одинокий провидец, вдохновляемый божественными видениями, каким его рисовали многие романтики, а народный трибун, который своим «простым и гордым языком» «воспламенял бойца для битвы» («Поэт»). Современный поэт в современных условиях не может подняться до этого идеала и переживает глубокий кризис. Трагедия поэта – в том, что он разобщен с народом и даже с теми, кого Лермонтов называет толпой – смешанным, разноликим окружением поэта.
Он разошелся с толпой не только потому, что она недостойна его и не может его понять, но и потому, что он сам, предавшись поэтической игре, перестал понимать простую и трагическую правду толпы. («Не верь себе…» 1839) Лермонтов хочет, чтобы поэт проснулся, вспомнил о своей гражданской пророческой миссии и вместе и с тем не видит реального для того времени пути к ее успешному выполнению» (Д.Е.Максимов).
Одиночество в теме Родины предстает в нескольких аспектах: отдаленностиь от славного прошлого («Бородино») и трагическая разобщенность с современниками. «Родина всегда занимала значительное место в лирике Лермонтова. Обреченный на одиночество, герой его лирики напряженно переживал свое отношение к ней. С самого начала, говоря о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», он вынужден был с болью признать: «Друг! Этот край.. моя отчизна» («Жалобы турка», 1829).
… Устремленность к родине, тяготение к ней не оставляют героя лирики Лермонтова уже в раннем творчестве, тем более в зрелом:
Боюсь сказать!_- душа дрожит!
Что, если я со дня изгнанья
Совсем на Родине забыт!
(«Спеша на север из далека», 1837)
Невозможность для Л.Г. найти в настоящем «родную душу» предопределяет перенесение поисков в историческое прошлое: «Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, полному славы и великих дел… Эта тоска по жизни внушила нашему поэту не одно стихотворение, полное энергии и благородного негодования».(В.Г.Белинский).
«Дума», 1838.
- В «думе» мотив одиночества, неприятия современности оборачивается парадоксальной близостью эпохе. Как?
- Докажите текстом, что стихотворение содержит развернутую аналитическую критику современного поколения, что к числу представителей поколения поэт относит и себя.
- Как смотрит на поколение Лирический герой стихотворения?
- Покажите, как в системе сравнений раскрывается суть «потерянного поколения»?
- Можно ли по «Думе» судить о положительных идеалах Лермонтова?
- Согласны ли вы с высказывание Белинского: «… это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!..»?
- Покажите, как в стихотворении развенчиваются все традиционные идеалы романтизма: мечты, любовь, страсти.
«Как часто, пестрою толпою окружен…». 1840.
- Обратите внимание на сложность композиции стихотворения: «кольцо из настоящего (новогодний бал) вокруг воспоминаний о прошлом, центром которого являются мечты о будущей любви. Почему новогодний бал не приносит радости Лирическому герою? Найдите в тексте те характеристики окружения лирического героя, которые делают понятным его стремление к одиночеству. Какие цвета, звуки и люди составляют враждебную герою действительность?
- Как чувство «обмана в жизни» усиливается контрастным сопоставлением мечты о любви и окружающих его женщин? Какие художественные средства способствуют их противопоставлению?
- Почему эта действительность видится герою «как будто бы сквозь сон»?
- Как влияет на состояние героя его окружение?
- Какие цвета, звуки и люди составляют идеальный мир «старинной мечты»?
- Опишите пейзаж «царства дивного» - идеального мира.
- Почему память о часах мечтаний сравнивается с островком в море?
- Одиночество – тяжкий крест лирического героя Лермонтова. Но в этом стихотворении показано его преимущество. Какое?
- Покажите источник «железного стиха, облитого горечью и злостью»?
«Значение стихотворения не сводится только к обличению «большого света». Тема маскарада здесь… глубоко символична. Обнаруживается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным, видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным, вещественно-предметным языком» 9Л.Н.Назарова, Э.Э.Найдич).
«Родина». 1841.
- Обратите внимание на трехчастное деление стихотворения. Что общего в начале каждой части?
- Почему свою любовь к родине поэт называет странной?
- Кто является полемическим адресатом этого стихотворения?
- Как вы думает, чем вызвана замена первоначального заглавия стихотворения Лермонтова («Отчизна»)?
- Как от части к части сужается пространство, описываемое поэтом?
- Что объединяет картины второй части?
- Что объединяет картины третьей части?
Мотив одиночества в теме родины, в теме поэта и поэзии раскрывает трагическую неслиянность Л.Г. с общественной сферой бытия. Это приводит к большей сосредоточенности на интимной, личной области жизни – попытках найти родную душу в любви, дружбе, увидеть отголоски своих переживаний в природе, в вечных вопросах бытия , скрыться от враждебного мира в глубины собственной души. Драматизм мироощущения Л.Г. усиливается тем, что он постоянно разочаровывается во всех этих романтических идеалах и его одиночество постепенно осознается как полное и безысходное. Однако на этом общем фоне беспросветного трагизма иногда возникают отблески душевной гармонии, хоть краткого и мимолетного, но приобщения к жизни «божески-всемирной».
Любовная лирика.
На раннем этапе одиночества чувство одиночества питается ощущением непонимания, обмана со стороны женщины («нищий»). Позже, «заглядывая в себя», Л.Г. обнаруживает собственную неспособность наслаждаться счастьем: память о прошлом и предчувствие будущего не дают упоения настоящим («Нет, не тебя так пылко я люблю»). В позднем творчестве Л.Г. разочаровывается в самом чувстве («вечно любить невозможно»). Но трагическое мироощущение не исчерпывает эмоциональной палитры любовной лирики.
«Молитва», 1837.
- Объясните смысл названия стихотворения.
- Определите образную систему стихотворения. Кто является главным героем произведения?
- Как вырисовывается облик лирического героя радом с «девой невинной»?
- В чем видит счастье лирический герой?
- Выделите в тексте художественные средства, подчеркивающие противопоставленность персонажей: отношение с людьми, восприятие мира, душевную настроенность.
«Нет, не тебя так пылко я люблю…», 1841.
- Что мешает Л.Г. чувствовать себя счастливым?
- Сопоставьте внешнее и внутренне проявление чувств.
- Как проявляется в стихотворении характерная для героя Лермонтова рефлексия, то качество, о котором устами Печорина сказано: «Я давно уже живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».
«И скучно, и грустно…»
- Как в строках «Любить… но кого же…» прослеживается разочарование лирического героя в самой любви как романтическом идеале.
- Чем обусловлено одиночество Л.Г.?
- Кто виноват в его личной неустроенности: женщины, он сам, судьба? Подтвердите свою точку анализом текста.
В пейзажной лирике ярко представлены оба полюса «пейзажа души»: одновременное чувство причастности миру и безысходность одиночества.
«Когда волнуется желтеющая нива…» , 1837.
- Запечатлены редкие мгновения гармоничного слияния с природой и связанное с ним состояние внутренней просветленности.
- Как построено стихотворение?
- Как быстрая смена времени способствует созданию чувства мимолетности, непостоянства душевной гармонии?
- Какую роль играет упоминание сна?
- Можно ли стихотворение рассматривать в русле традиционного романтического двоемирия?
- Так возможно ли счастье на земле? (Ср. с «Как часто пестрою толпою окружен…»)
В философской лирике как бы подводятся итоги того, что вырисовывается в стихотворениях иной тематики: всеобщая разобщенность, трагическая безысходность – закон жизни.
«Выхожу один я на дорогу…» 1841.
- Покажите, что «торжественно и чудно» в небесах. Какими средствами рисует Лермонтов гармонию в природе, единство земли и неба, как одно отражается в другом и объединяется с ним?
- Как красота покоя, царствующего на земле и в небе, повлияла на человека?
- Какие предположения делает герой об источнике собственной боли?
- Как представляет себе лирический герой гармонию?
- Как можно, по мнению героя, достичь «свободы и покоя»?
- Возможно ли такое преодоление одиночества, о котором мечтает л.г.? Обратите внимание на значимость образа сна в лирике Лермонтова. Вспомните ст., в которых возникает этот образ, определите его функцию в каждом. Есть ли общее у сна и мечты в художественном мире Лермонтова?
- Обратите внимание, какие свойства – земные или небесные- у идеального мира?
- Почему в стихотворении возникает настроение просветленности, причастности к гармонии бытия?
- Подводя итоги размышлениям Лермонтова о судьбе человека в мире, подумайте, возможна ли для поэта устойчивая гармония с миром, кто или что мешает этому?
- В чем причина одиночества – в самом человеке, в окружающих людях или это закон бытия? Отметьте, что не на все вопросы Лермонтов дает однозначные ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Мотивы лирики и проблематика романа.
Задачи:- обучающие: умение анализировать учебный материал.-развивающие: учить выражать свои мысли литературным языком, формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельно...
Презентация "Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова"
В презентации кратко освещены центральные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова....
Презентация "Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова"
Данная презентация может служить иллюстративным сопровождением к беседе учителя с учащимися по теме "Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова....
Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме "Темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова"
Презентация....
Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова
Материал к уроку литературы, который является первым в цикле занятий по лирике М.Ю.Лермонтова. Использование презентации возможно с 7 по 10 класс....
Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова
Презентация с комментариями...
Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова («Три пальмы», «Родина»). Конспект, презентация. Работа с лексикой: объяснение непонятных слов
Цель презентации – разъяснить школьникам и проиллюстрировать непонятные им слова и реалии в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» и «Родина» («куща», &la...