Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа литература В. Я. Коровин - 70 часов (календарно-темаитческое планирование и пояснительная записка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_literatura_2_chast_izmeneniee.docx | 41.51 КБ |
5_klass_literatura.docx | 63.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование 5 класс
I четверть
№ п/п | № урока | Тема урока | Вид контроля | Дата проведения | Примечание | |||||||
По плану | По факту | |||||||||||
Глава I. Введение (1 час) Знать: структурные элементы книги; Уметь: работать с книгой, рассказывать о роли книги в жизни человека и общества. | ||||||||||||
1 | 1 | Знакомство с учебником литературы | Групповая: вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки. | 01.09 | ||||||||
Глава II. Устное народное творчество (7 часов) Знать: определение фольклора, виды загадок, сравнение, постоянные эпитеты, гипербола; Уметь: выразительно читать сказку, определять особенности сюжета, делать художественный пересказ сказки. | ||||||||||||
2 | 2 | Устное народное творчество. Русские народные сказки. (НРК) | Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню | 04.09 | ||||||||
3 | 3 | Образ Василисы прекрасной в сказке «Царевна лягушка» | Групповая: создать иллюстрацию к прочитанной сказке | 08.09 | ||||||||
4 | 4 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Сюжет. | Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки | 11.09 | ||||||||
5 | 5 | Внеклассное чтение. Из фольклора народов Северного Кавказа «Общее счастье» (НРК). | Групповая: вспомнить любимые сказки | 15.09 | ||||||||
6 | 6 | Русские народные сказки. Сказки о животных и бытовые сказки. | Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию | 18.09 | ||||||||
7 | 7 | Урок развития речи №1: Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой народной сказки». | Работа по группам: творческое чтение, задания, написание сочинения | 22.09 | ||||||||
Глава III: Возникновение древнерусской литературы (1 час). Знать: начальное представление о летописи, содержание произведений; Уметь: находить отзвуки фольклора в летописи, давать характеристику герою. | ||||||||||||
8 | 8 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов | 25.09 | ||||||||
Глава IV: Из русской литературы XVIII века (2 часа). Знать: роды литературы (эпос, лирика, драма), жанры литературы (начальное представление); Уметь: выразительно читать стихотворения, определять тему, основную мысль произведения. | ||||||||||||
9 | 9 | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. | Работа по группам: творческое чтение, задания, составление синквейна | 29.09 | ||||||||
10 | 10 | Басни. Жанровые особенности басни. Слово о баснописцах. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». | Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями | 02.10 | ||||||||
Глава V: Русская литература XIX века (28 часов) Знать: роды литературы, жанры литературы (начальное представление), метафора, звукопись, аллитерация, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, юмор, стихотворный ритм (начальное представление); Уметь: выразительно читать стихотворения, басни, сказки, рассказы, находить выразительные средства языка, определять тему, основную мысль произведения. | ||||||||||||
11 | 11 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 г. | Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями | 06.10 | ||||||||
12 | 12 | В. А. Жуковский. Литературная сказка «Спящая царевна» | Индивидуальная: выразительное чтение сказки | 09.10 | ||||||||
13 | 13 | В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сюжет и герои. | Индивидуальная: выразительное чтение сказки | 13.10 | ||||||||
14 | 14 | В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады | Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций | 16.10 | ||||||||
15 | 15 | А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни. «Няне» как поэтизация образа няни. | Групповая: конспектирование биографии творчестваавтора. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть Пролога | 20.10 | ||||||||
16 | 16 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | Коллективная: работа над терминами “ритм”, “стихотворная и прозаическая речь”. Индивидуальная: сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского в виде сравнительной таблицы и сказкой “Белоснежка” из сборника братьев Гримм | 23.10 | ||||||||
17 | 17 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. | Индивидуальная: сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского индивидуальный | 27.10 | ||||||||
18 | 18 | Контрольная работа: «Фольклор. Литературные сказки» | Индивидуальная работа над тестами | 30.10 | ||||||||
II четверть | Индивидуальная:сравнить“Сказкуомертвойцаревне…”со“Спящейкрасавицей”В. А. Жуковского | |||||||||||
19 | 1 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Система образов сказки. | Индивидуальная: пересказ текста | 10.11 | ||||||||
20 | 2 | Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в сказке. | Индивидуальная: раскрыть одну из тем – Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок). – В чем превосходство царевны над царицей? – Что помогло Елисею в поисках невесты? | 13.11 | ||||||||
21 | 3 | Антоний Погорельский. «Черная курица». Содержание и сюжет. | Индивидуальная:: пересказ фрагментов и комментированное чтение | 17.11 | ||||||||
22 | 4 | В. М. Гаршин «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. | Коллективная: исследовательская работа по тексту. Индивидуальная: выразительное чтение | 20.11 | ||||||||
23 | 5 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | Коллективная: исследовательская работа по тексту. Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть | 24.11 | ||||||||
24 | 6 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | Коллективная: исследовательская работа по тексту. Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть | 27.11 | ||||||||
25 | 7 | Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». | Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения. Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению | 01.12 | ||||||||
26 | 8 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». | Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения. Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению | 04.12 | ||||||||
27 | 9 | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | Коллективная: работа с текстами произведений, частичный анализ. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть | 08.12 | ||||||||
28 | 10 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской женщины. | Индивидуальная: раскрыть одну из тем: – Мое отношение к героине поэмы Некрасова “Мороз, Красный нос”; – Сказочные традиции в поэме Некрасова “Мороз, Красный нос” | 11.12 | ||||||||
29 | 11 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. | Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам. Групповая: сообщение о жизни и творчестве Тургенева | 15.11 | ||||||||
30 | 12 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. | Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести. Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов:. | 18.11 | ||||||||
31 | 13 | Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. | Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести. Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов:. | 22.12 | ||||||||
32 | 14 | Контрольная работа № 2 по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. | Индивидуальное тестирование | 26.12 | ||||||||
III четверть | ||||||||||||
33 | 1 | А. А. Фет. Слово о писателе. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении | Коллективная: Анализ стихотворения | 12.01 | ||||||||
34 | 2 | А. А. Фет «Чудная картина», «Задрожали листы, облетая» | Коллективная: Подготовить устную характеристику дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Инд. задания: | 15.01 | ||||||||
35 | 3 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы | Индивидуальная: поиск ответов на проблемные вопросы, Коллективная: комментирование глав | 19.01 | ||||||||
36 | 4 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению № 2 по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"» | Индивидуальная: поиск ответов на проблемные вопросы, Коллективная: комментирование | 22.01 | ||||||||
37 | 5 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия» | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | 26.01 | ||||||||
38 | 6 | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева/ Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений (НРК) | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | 29.01 | ||||||||
39 | 7 | Лирика И.С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, З. Сурикова, А. В. Кольцова | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | 02.02 | ||||||||
. Раздел VI. Русская литература XX века (21 час) Знать: краткие сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов, содержание изученных произведений, иметь представление о родах и жанрах литературы (сказ, сказка, сказка-пьеса, фантастика); композиция литературного произведения; Уметь: выразительно читать, анализировать произведение по вопросам, давать характеристику героя, определять основную мысль произведения. | ||||||||||||
40 | 8 | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа | Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести. Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов Индивидуальная: выступления на темы выразительное чтение | 05.02 | ||||||||
41 | 9 | В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений | Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести. Групповая: сопоставительный анализ образов: Васи и Валека, Сони и Маруси, судьи и Тыбурция. Индивидуальная: выступления на темы “Жизнь и смерть Маруси” и “Жизнь и характер Валека” | 09.02 | ||||||||
42 | 10 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев | сцены повести. Письменные ответы на вопросы по повести | 12.02 | ||||||||
43 | 11 | Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению № 3 по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства» | Анализ произведение. Опрос. Написание сочинения | 16.02 | ||||||||
44 | 12 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» Своеобразие языка стихотворений | Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести. Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов Индивидуальная: выступления на темы “ выразительное чтение | 19.02 | ||||||||
45 | 13 | П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера | Коллективная: чтение сказа. Беседа по вопросам. Групповая: сообщение о жизни и творчестве П. Бажова. Инсценировки | 23.02 | ||||||||
46 | 14 | К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам. Групповая: сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского. | 26.02 | ||||||||
47 | 15 | Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения | Инсценировки отрывков из рассказов К. Паустовского, выразительное чтение отрывков. Индивидуальная: сообщение о романтизме, словесное рисование | 02.03 | ||||||||
48 | 16 | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского | Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам. Групповая: сообщение по рисунка | 05.03 | ||||||||
49 | 17 | С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла | Коллективная: чтение пьесы Беседа по вопросам. Групповая: анализ сцен | 09.03 | ||||||||
50 | 18 | Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака. (НРК) | Коллективная: чтение пьесы Беседа по вопросам. Групповая: анализ сцен | 12.03 | ||||||||
51 | 19 | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира | Коллективная: беседа по вопросам. Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое. Индивидуальная: письменно ответить на вопрос: “Каким предстает мир перед главным героем рассказа А. Платонова “Никита”? | 16.03 | ||||||||
52 | 20 | Контрольная работа | индивидуальный | 19.03 | ||||||||
IV четверть | Коллективная:обсуждениесмысланазваниярассказа, беседаповопросам. | |||||||||||
53 | 1 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу | Коллективная: обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам. Групповая: пересказ истории с глухарем, чтение по лицам отдельных эпизодов. Индивидуальная: подготовить сообщения о начале литературной деятельности писателя | 30.03 | ||||||||
54 | 2 | Классное сочинение № 4: «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)» | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | 02.04 | ||||||||
55 | 3 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон-Аминадо. НРК) | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | 06.04 | ||||||||
56 | 4 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе (М) | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | 09.04 | ||||||||
57 | 5 | А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе. | беседа по вопросам. Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое. Индивидуальная: письменно ответить на вопрос: С помощью каких художественных приемов достигается юмористический эффект рассказа | 13.04 | ||||||||
58 | 6 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | 16.04 | ||||||||
59 | 7 | К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны (М) | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | 20.04 | ||||||||
Раздел VII. Зарубежная литература (9 часов + 2 резервных урока) Знать: основные сведения о жизни писателей, содержание изученных произведений; Уметь: выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, давать оценку поступкам литературных героев. | ||||||||||||
60 | 8 | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве Стивенсона. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | 23.04 | ||||||||
61 | 9 | Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. | Коллективная: прочитать роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” (в изданиях для детей). Групповая: подготовить сообщения на темы: – Как боролся Робинзон за свою жизнь в первые годы пребывания на острове? – Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы? | 27.04 | ||||||||
62 | 10 | X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | Коллективная: прочитать сказку Андерсена Групповая: подготовить сообщения на темы: «Герда в чудесном саду старушки-волшебницы», «Герда во дворце принца и принцессы» | 30.04 | ||||||||
63 | 11 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини | Базовый: знать содержание сказки, Индивидуальная: подготовить словесный портретную, сравнительную характеристику героев | 04.05 | ||||||||
64-65 | 12-13 | Наши любимые сказки X. К. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам X. К. Андерсена: «Герда против Снежной королевы». «Добро и зло в сказках Андерсена». «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?». «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?» | Базовый: знать содержание сказок, Индивидуальная: подготовить словесный портретную, сравнительную характеристику героев | 07.05-11.05 | ||||||||
66 | 14 | Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном | Коллективная: беседа по вопросам. Индивидуальная: словесный портрет героев (словесное рисование) | 14.05 | ||||||||
67 | 15 | М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». | Коллективная: беседа по вопросам. Индивидуальная: словесный портрет героев (словесное рисование) | 18.05 | ||||||||
68 | 16 | Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | Коллективная: составление цитатного плана, беседа по вопросам. Групповая: 1 - краткий пересказ; 2 – пересказ от лица одного из персонажей; 3 – пересказ близко к тексту одного из эпизодов. | 21.05 | ||||||||
69-70 | 17-18 | Итоговый урок-праздник №4: «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | Коллективная: беседа по вопросам. Индивидуальная: выступления, доказательные рассуждения | 25.05-28.05 |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
ШМО учителей зам.дир по УВР директор МБОУ «КССОШ»
гуманитарного цикла
Ефимова В. Г.
Протокол №1
от 28.09.2014 Злотникова Т.А.
Протокол №1
от 29.08.2014 Журавлева Е.Ю.
Приказ №68/3
от 01.09.2014
___________________ ________________ _____________________
___________________ ________________ _____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
2014-2015 учебный год
5 класс
Образовательная область: филология
Учитель:Тудвасева Анна Сергеевна
учитель русского языка и литературы
с. Копьево,2014
Рабочая программа по литературе для 5 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2014 – 2015 год». Примерной программы по химии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
Программа по литературе входит в образовательную область «Филология».
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК: Коровина В. Я., Литература 5 класс, учебник для образовательных учреждений. Л64 в 2 частях/ автор-составитель В. Я. Коровина. – 9 издание.- М.: Просвещение, 2008. имеющий гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации", утвержденный федеральным перечнем учебников.
Курс литературы в 5 классе рассчитан на 2 часов в неделю, что в объеме составляет 70 часов в год. Из них: контрольные работы – 4, уроки развития речи – 4.
Риски:
- курсовая подготовка;
- актированные дни;
- семинары;
- праздничные дни.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже помогает внедрение в программу НРК, что возможно с применением (согласно экспериментальной программе в школе, имеющей статус эксперимента на муниципальном уровне) музейных уроков или уроков на основе богатого материала краеведческого материала краеведческого музея.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
При изучении курса литературы, учитываются особенности класса: в классе пятнадцать обучающихся, после проведения диагностической работы было выявлено. На "4" и "5" занимаются: Ахременко Данил, Журавлев Никита, Киселева Юля, Лушников Алексей, Овчинников Стас, Петрова Диана, Семенов Иван, Толстихина Ксения, Щетинина Дарья, эти учащиеся имеют прочные знания по литературе, владеют теоретическим материалом. На удовлетворительно: Абдувалиев Костя, Винник Юлия, Коротин Данил, Юшманова Александра. У Зукола Иванаи Енович Артура, очень слабые знания, плохо усваивают пройденный материал. Низкая культура чтения, отсутствие системы и качества домашней подготовки приводит к низкому уровню качества знаний этих учащихся. Дополнительные задания использую для работы, как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Задания повышенной трудности использую для индивидуальной работы с успевающими обучающимися и проявляющими особый интерес к литературе. Учебный процесс, в классе в целом, проходит удовлетворительно, на уроках дети проявляют активность.
В структуре курса заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитиимышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Межпредметные связи: При работе широко используются взаимосвязь предметов гуманитарного цикла, таких как история (определение эпохи создания произведений), русский язык (изучение изобразительно-выразительных средств русского языка), иностранных языков и школьного предмета изобразительного искусства.
Использование в обучении литературе системы уроков с содержанием национально - регионального компонентаспособствует усилению интереса к литературе, как к литературе разных времен, но так же и к литературе своей малой Родине. Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую литературу», «литературу с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение литературы в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. В курсе литературы 5 класса задания такого типа широко применяются при изучении тем «Что такое сказка», «Понятие о балладе», «Русские поэты о природе», «Образ человека в живой природе» и другие.
Использование компьютерных технологий в преподавании литературы позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать интересные задания как практического, так и теоретического характера, осуществлять разные подходы к обучению детей, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Воли и-и ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крс<гь янский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — на родные представления о справедливости, добре и зле и сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из литературы XIX века
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaltaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лаге...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учащиеся должны знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
Основные виды устных и письменных работ 5 класс
Устно:
- Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
- Устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
- Развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
- Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актёрское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
- Свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
- Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имён и т.д.), каталогов.
Письменно:
- Развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объёма в соответствии с чтением и изучением литературы в 5 – 9 классах.
- Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
- Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
- Создание плана будущего сочинения, доклада (простого или сложного).
- Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
- Свободное владение письменной речью в объёме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 – 9 классах.
СТРУКТУРА КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ
- Учебно-тематическое планирование
Параграф учебника | Тема | Количество часов |
Введение | 1 | |
§ 1 | Устное народное творчество | 7 |
§ 2 | Возникновение древнерусской литературы | 1 |
§ 3 | Из русской литературы XVIII века | 2 |
§ 4 | Русская литература XIX века | 28 |
§ 5 | Русская литература XX века | 21 |
§ 6 | Зарубежная литература | 9 |
Резервные часы | 2 | |
Всего уроков |
|
- Практические занятия по предмету (контрольные работы и уроки по развитию речи, тексты для заучивания)
Тема урока. Основное содержание | Дата | развитие речи | контр работы | ||
план | |||||
1 четверть | |||||
Обучение домашнему сочинению по русским народным сказкам | 22.09 | 1 | |||
Тестирование по пройденным темам | 30.10 | 1 | |||
2 четверть | |||||
Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. ( тестирование) | 26.12 | 1 | |||
3 четверть | |||||
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник | 22.01 | 1 | |||
Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе | 16.02 | 1 | |||
Контрольная работа по литературе (тестирование) | 16.03 | 1 | |||
4 четверть | |||||
Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)». | 06. 04 | 1 | |||
Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | 25.05 | 1 | |||
ИТОГО | 4 | 4 |
Сочинения
1 четверть |
Домашнее сочинение
|
3 четверть |
Домашнее сочинение «Сравнительная характеристика героев по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»:
|
Домашнее сочинение по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»:
|
4 четверть |
Классное сочинение:
Тексты для заучивания: |
- Пословицы и поговорки
- И. А. Крылов. Басни.
- А. С. Пушкин «Няне»
- Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору…»)
- Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
- А. А. Фет «Весенний дождь»
- М. Ю. Лермонтов «Бородино»
- По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения
- По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения
Контроль уровня обученности учащихся 5 класса
Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.
Нормы оценки знаний, умений и навыков
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 80 – 100 %;
«4» - 68 – 79 %;
«3» - 51 – 78 %;
«2»- менее 50 %.
Перечень литературы и средств обучения
Основная учебная литература для учащихся
- Коровина В. Я. Литература 5 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч, Ч. 1/ автор – составитель В. Я. Коровина и др. – 9 издание – М.: Просвещение, 2008. – 318 с.;
- Коровина В. Я. Литература 5 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч, Ч. 2/ автор – составитель В. Я. Коровина и др. – 9 издание – М.: Просвещение, 2008. - 303с.;
Литература для учителя
- Трунцева Т. Н. Рабочая программа по литературе по УМК В. Я. Коровиной. 5 класс / Сост. Т. Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 48 с.;
Образовательные электронные ресурсы
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Приложение
Контрольные работы
(в двух вариантах)
Лист коррекции
№п/п | Дата | Изменения в рабочей программе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....