Рабочая программа литература 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
рабочая программа литература 6 класс В.Я. Коровин - 70 часов (календарно-тематическое планирование и пояснительная записка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_6_kl_lit.docx | 39.05 КБ |
lit_6_kl_1_chast.docx | 50.14 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
6 класс
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Виды контроля | Дата проведения | Примечания к уроку | |||
план | факт | |||||||
I четверть ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) Знать: роль книги в жизни человека; Уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг. | ||||||||
1 | 1 | В дорогу зовущие, или Литература открывает мир | Выявление уровня литературного развития учащихся | 04.09. 2015 | ||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч.) Знать:определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор»; виды обрядовых песен, пословицы,поговорки,понимать их эстетическую и художественную ценность. Уметь:соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику;объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок. | ||||||||
2 | 1 | Календарно-обрядовые песни. НРК | Выразительное чтение одной из обрядовых песен | 07.09. 2015 | ||||
3 | 2 | Пословицы и поговорки. НРК | Подбор синонимы к выбранным поговоркам. Мини-сочинение («Поговорка - цветок, пословица - ягодка») | 11.09. 2015 | ||||
4 | 3 | Вн. чт. В чем красота русского фольклора? НРК | Конкурс устных рассказов с использованием поговорок и пословиц. Ответить на вопрос: в чем красота и мудрость русского фольклора? | 14.09. 2015 | ||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч.) Знать:определение понятий «древнерусская литература», «летопись»,«летописание», «летописец», «сказание»; характерные черты литературы Древней Руси; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы. Уметь:отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества. | ||||||||
5 | 1 | Русская летопись.«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе» | Выразительное чтение фрагмента сказания. | 18.09. 2015 | ||||
ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА (4 ч) Знать: определение понятия«басня», структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях. Уметь: анализировать басню, определять проблематику произведения. | ||||||||
6 | 1 | Произведения 18 века. Русская басня. | Выразительное чтение, сообщения учащихся по теме. | 21.09. 2015 | ||||
7 | 2 | И.А. Крылов. Мораль басни «Осёл и Соловей» | Выразительное чтение, чтение наизусть. | 24.09. 2015 | ||||
8 | 3 | Басни И.А. Крылова «Листы и Корни», «Ларчик» | Выразительное чтение, чтение наизусть. | 28.09. 2015 | ||||
9 | 4 | Вн. чт. И.А. Крылов «Баснописец, каких не было». | Конкурс инсценированной басни. | 02.10. 2015 | ||||
ЛИТЕРАТУРА XIXВЕКА (29 ч.) Знать:факты биографийписателей и периоды их творчества, историю создания произведений,художественные особенности жанра стихотворного послания; определение понятий «эпитет», «метафора», «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения», «ямб», «хорей»; Уметь: определять средства художественной выразительности и их роль,прослеживать эволюцию чувств лирического героя; определять стихотворный размер (ямб, хорей); пересказывать и анализировать эпизоды произведения; составлять план статьи. | ||||||||
10 | 1 | А.С. Пушкин. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | Выразительное чтение. | 05.10. 2015 | ||||
11 | 2 | А.С. Пушкин. «Зимнее утро» | Домашнее сочинение. Выразительное чтение наизусть. | 09.10. 2015 | ||||
12 | 3 | Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Зимняя дорога». Размеры стиха. | Проверочная работа по теме «Размеры стиха» | 12.10. 2015 | ||||
13 | 4 | А.С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. | Конспект статьи («О романе «Дубровский»). | 16.10. 2015 | ||||
14 | 5 | Протест В.Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. | Художественный пересказ и анализ эпизода («Пожар в Кистинёвке»). | 19.10. 2015 | ||||
15 | 6 | Романтическая история любви В.Дубровского и Маши Троекуровой. | Краткий пересказ. | 23.10. 2015 | ||||
16 | 7 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский» | Сочинение. | 26.10. 2015 | ||||
17 | 8 | Контрольная работа №1 по теме «Творчество А.С.Пушкина» | Тестирование. | 30.10. 2015 | ||||
18 | 9 | Вн.чт.«Повести покойного И.П. Белкина». «Барышня-крестьянка», «Выстрел» | Анализ произведений. | 09.11. 2015 | ||||
II четверть | ||||||||
19 | 10 | М.. Ю. Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника | Выразительное чтение наизусть. | 13.11. 2015 | ||||
20 | 11 | Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты | Домашнее сочинение | 16.11. 2015 | ||||
21 | 12 | Двусложные и трёхсложные размеры стиха.НРК | Анализ стихотворений. | 20.11. 2015 | ||||
22 | 13 | Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях Лермонтова. («Листок», «Утёс», «На севере диком») | Выразительное чтение по ролям. | 23.11. 2015 | ||||
23 | 14 | Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок» | Выразительное чтение стихотворений наизусть | 27.11. 2015 | ||||
24 | 15 | И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей | Сочинение по данному началу («Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня -пять мальчиков, которые стерегли ночью табун возле речки Снежедьна Бежиномлугу. Каждый из них - характер, в каждом неповторимая душа...») | 30.11. 2015 | ||||
25 | 16 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». НРК | Сопоставительный анализ (ночной и утренний пейзаж). | 04.12. 2015 | ||||
26 | 17 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И. Тютчев. Стихотворения. | Анализ стихотворений, чтение наизусть. | 07.12. 2015 | ||||
27 | 18 | А.А. Фет. Природа как воплощение прекрасного. | Выразительное чтение, чтение наизусть. | 11.12. 2015 | ||||
28 | 19 | Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» | Выразительное чтение | 14.12. 2015 | ||||
29 | 20 | Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» | Чтение отрывка стихотворения наизусть. | 18.12. 2015 | ||||
30 | 21 | Вн. чт. Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка» | Мини-сочинение («Как я понимаю отношение героя поэмы к жизни, людям, истории России») | 21.12. 2015 | ||||
31 | 22 | Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. | Контрольная работа | 25.12. 2015 | ||||
32 | 23 | Н.С. Лесков. «Левша». Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе. Русский характер | Чтение сцен по ролям («Платов у туляков», «Левша у англичан», «Англичане дарят стальную блоху царю Александру Павловичу») | 28.12. 2015 | ||||
III четверть | ||||||||
33 | 24 | Народ и власть в сказе Н.С. Лескова о Левше. | Характеристика главного героя | 15.01. 2015 | ||||
34 | 25 | Особенности языка сказа Н. С. Лескова «Левша» | Мини-сочинение («Особенности речи Левши») | 18.01. 2016 | ||||
35 | 26 | Контрольная работа №3по сказу Н.С. Лескова «Левша». | Контрольные задания (по сказу Н.С.Лескова) | 22.01. 2016 | ||||
36 | 27 | Вн.чт.А.П.Чехов Рассказы «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника» | Художественный пересказ. | 25.01. 2016 | ||||
37 | 28 | Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» | Ответы на вопросы учебника. | 29.01. 2016 | ||||
38 | 29 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века. Е.А.Баратынский, Я.П.Полонский, А.К.Толстой. | Анализ стихотворений, чтение наизусть. | 01.02. 2016 | ||||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (21 час) Знать: факты биографий поэтов и писателей, содержание произведений; определения понятий «пейзаж»,«идея», «эпизод», «фабула», «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие»,«приемы характеристики героя»,«лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза». Уметь: анализировать произведения; составлять цитатный план; определять авторское отношение к герою произведения;анализировать характер персонажа; определять идею произведения. | ||||||||
39-40 | 1-2 | А.А.Грин. Феерия «Алые паруса» | Ответы на вопросы, тезисный план статьи учебника. | 05.02. 2016 08.02. 2016 | ||||
41 | 3 | «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова. Сказка-быль «Неизвестный цветок». | Составление таблицы («Сказочное и реальное в произведении») | 12.02. 2016 | ||||
42 | 4 | М.М. Пришвин. Философская сказка-быль «Кладовая солнца» | Выразительное чтение, анализ эпизодов произведения. | 15.02. 2016 | ||||
43 | 5 | Тропа Насти в сказке-были «Кладовая солнца» | Характеристика героя по плану. | 19.02. 2016 | ||||
44 | 6 | Тропа Митраши в сказке-были «Кладовая солнца» | Характеристика героя по плану. | 22.02. 2016 | ||||
45 | 7 | Р. Р.Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши. | Составление таблицы (сравнительная характеристика героев произведения). | 26.02. 2016 | ||||
46 | 8 | «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести | Анализ эпизодов («О ели и сосне, растущих вместе», «Блудово болото», «После ссоры детей») | 29.02. 2016 | ||||
47 | 9 | Вн.чт.Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мои друг бесценный...» | Характеристика героя. | 04.03. 2016 | ||||
48 | 10 | Р.Р.Стихотворения о Великой Отечественной войне. | Выразительное чтение, чтение наизусть. | 07.03. 2016 | ||||
43-50 | 11-12 | В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой» | Анализ произведения, художественный пересказ, составление словарика «сибирских» диалектизмов, местных слов. | 11.03. 2016 14.03. 2016 | ||||
51 | 13 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского» | Анализ и сопоставление эпизодов | 18.03. 2016 | ||||
52 | 14 | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. | Тестирование («Уроки французского»), характеристика героев. | 21.03. 2016 | ||||
IV четверть | ||||||||
53 | 15 | Р.РСочинение по произведениям В.П.Астафьева и В.Г.Распутина | Классное сочинение. | 01.04. 2016 | ||||
54 | 16 | Писатели улыбаются. Герои-«чудики»В.М. Шукшина. Рассказ«Срезал» | Чтение эпизода по ролям, художественный пересказ. | 04.04. 2016 | ||||
55 | 17 | Вн.чт.Рассказ В.Шукшина «Сельские жители» | Чтение эпизода по ролям. Ответы на проблемные вопросы. | 08.04. 2016 | ||||
56 | 18 | Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» | Анализ произведения, анализ юмористического эпизода. | 11.04. 2016 | ||||
57 | 19 | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. С.А.Есенин. Стихотворения. НРК | Выразительное чтение, чтение наизусть. | 15.04. 2016 | ||||
58 | 20 | А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты. Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика. | Выразительное чтение, чтение наизусть. | 18.04. 2016 | ||||
59 | 21 | Вн.чт. Кайсын Кулиев и Габдулла Тукай о своей малой родине. НРК | 22.04. 2016 | |||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 ч.) Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара»,«певцы-рапсоды», «Легенда», «миф», «реальность»; «героического эпоса»;особенности героического эпоса; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни. Уметь: уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки; сравнивать произведения разных жанров. | ||||||||
60 | 1 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | Устное иллюстрирование. | 25.04. 2016 | ||||
61 | 2 | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии.Геродот. Легенда об Арионе | Выразительное чтение. | 29.04. 2016 | ||||
62-63 | 3-4 | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» | 02.05. 2016 06.05. 2016 | |||||
64 | 5 | Вн.чт. Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» | 09.05. 2016 | |||||
65 | 6 | И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» | Мини-сочинение («В чем заключается смысл названия баллады И.Ф.Шиллера?») | 13.05. 2016 | ||||
66 | 7 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | Анализ текста (сравнение прозаического текста новеллы и стихотворного) | 16.05. 2016 | ||||
67 | 8 | Вн.чт. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна» | Пересказ от 1-го лица. Сравнительная характеристика героев. | 20.05. 2016 | ||||
68 | 9 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча. | Художественный пересказ понравившегося эпизода. | 23.05. 2016 | ||||
69 | 10 | Итоговая контрольная работа №4 | 27.05. 2016 | |||||
70 | 11 | Заключительный урок. Литературная викторина. | Контрольные задания. | 30.05. |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе:
- федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
- приказа Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программу общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от09.03.2004 №1312»
- приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников в ОУ на 2015-2016 г.»
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе – 70 часов (из расчета 2часа в неделю).
Предмет «литература» входит в образовательную область «филология».
Риски: курсовая подготовка; актированные дни; семинары; праздничные дни.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании гармонически развитой личности имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование представления о специфике литературы, потребности в самостоятельном чтении литературы, эстетического вкуса;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
При изучении курса литературы, учитываются особенности класса: в классе тринадцать обучающихся, после проведения диагностической работы было выявлено. На "4" и "5" занимаются: Ахременко Данил, Журавлев Никита, Киселева Юля, Лушников Алексей, Овчинников Стас, Петрова Диана, Семенов Иван, Толстихина Ксения, Щетинина Дарья - эти учащиеся имеют прочные знания по литературе, владеют теоретическим материалом. На удовлетворительно: Абдувалиев Костя, Винник Юлия, Коротин Данил. У Зукола Ивана очень слабые знания, плохо усваивает пройденный материал. Низкая культура чтения, отсутствие системы и качества домашней подготовки приводит к низкому уровню качества знаний этих учащихся. Дополнительные задания используются для работы, как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Задания повышенной трудности использую для индивидуальной работы с успевающими обучающимися и проявляющими особый интерес к литературе. Учебный процесс, в классе в целом, проходит удовлетворительно, на уроках дети проявляют активность.
Межпредметные связи: При работе широко используются взаимосвязь предметов гуманитарного цикла, таких как история (определение эпохи создания произведений), русский язык (изучение изобразительно-выразительных средств русского языка), иностранных языков и школьного предмета изобразительного искусства.
Национально-региональный компонент
На изучение национально-регионального компонента образования по русскому языку отводится 10% учебного времени (7 часов в год). Это как отдельные уроки, так и использование дидактического материала, текстов художественного и публицистического стилей на различных уроках. Содержание регионального компонента направлено на развитие культуры устной и письменной речи, приобщает к культурным традициям республики Хакасия. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие навыки как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, привлечением материалов хрестоматии «Литература Хакасии»
№ урока | Тема урока | НРК |
2 | Календарно-обрядовые песни | Дидактический материал, аудиозаписи |
3 | Пословицы и поговорки | Составление мини-словаря хакасских пословиц и поговорок |
4 | Вн.чт. В чем красота русского фольклора? | Дидактический материал |
21 | Двусложные и трехсложные размеры стиха | Анализ стихотворений хакасских авторов |
25 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг» | Природа Хакасии в литературе |
57 | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А.Блок. С.А.Есенин | Выразительное чтение стихотворение хакасских поэтов |
59 | Вн.чт. Кайсын Кулиев и Габдулла Тукай о своей малой родине |
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Требования к уровню подготовки учащихся
за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
СТРУКТУРА КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 3 |
Из древнерусской литературы. | 1 |
Из русской литературы 18 века | 4 |
Из русской литературы XIX века. | 29 |
Из русской литературы XX века. | 21 |
Зарубежная литература. | 11 |
Всего часов | 70 |
Практическая часть
№ п/п | Дата | Практическое занятие |
26.10.2015 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский» | |
30.10.2015 | Контрольная работа №1 по теме «Творчество А.С.Пушкина» | |
25.12.2015 | Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. | |
22.01.2016 | Контрольная работа №3 по сказу Н.С. Лескова «Левша». | |
26.02.2016 | Р. Р.Сочинение - сравнительная характеристика Насти и Митраши. | |
01.04.2016 | Р/р. Сочинение по произведениям В.П.Астафьева и В.Г.Распутина. | |
27.05.2016 | Итоговая контрольная работа №4 |
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
- Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Перечень литературы и средств обучения
Основная учебная литература для учащихся
- Коровина В. Я. Литература 6 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч, Ч. 1/ автор – составитель В. П. Полухина и др. – 14 издание – М.: Просвещение, 2007. – 318 с.;
- Коровина В. Я. Литература 6 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч, Ч. 2/ автор – составитель В. П. Полухина и др. – 14 издание – М.: Просвещение, 2007. - 319с.;
Литература для учителя
- Трунцева Т. Н. Рабочая программа по литературе по УМК В. П. Полухиной 6 класс / Сост. Т. Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 48 с.;
Образовательные электронные ресурсы
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Приложение
Контрольные работы и
контрольные тестирования
(в двух вариантах)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.
Рабочая программа «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...