Конспект занятия по произведениям В.Бианки: "Мышонок Пик".
классный час по литературе по теме
Литературный час проводилось в социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних " Возвращение" для детей от 5 до 11 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект литературного часа: В. Бианки "Мышонок Пик". | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ СО СРЦ «Возвращение»
Литературный час по произведениям В. Бианки:
«Лесные тропинки – «Мышонок Пик»».
Выполнила: Соц. педагог Маркова Р.Г.
Цели: Заинтересовать и увлечь детей книгой, научить получать удовольствие от чтения.
Задачи:
- познакомить детей с жизнью и творчеством В. Бианки: прочитать произведение В. Бианки "Мышонок Пик".
- развить речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения. Создать условия для творческого самовыражения детей.
- воспитать у детей любовь к книге и творчеству автора.
Оборудование:
- выставка книг В. Бианки;
- презентация " Биография В. Бианки"
- аудиозапись "Голос волка, лисы, зайца, медведя, дятла, соловья" , "звуки леса", музыка: минусовка "Мишка Гамми", группа "Барбарики": "Что такое доброта?".
Ход занятия.
Звучит аудиозапись:" звуки леса" (пение птиц, журчание ручья...), на экране зеленый лес. Слайд№1. (Зеленый лес).
(Можно актовый зал украсить декорациями, сделанными самими детьми заранее: бумажными цветами, грибами, птицами...).
Под звуки леса заходят дети. Садятся на стульчики.
(Входит ведущая в русском сарафане).
Ведущая: -Здравствуйте дети! Я рада приветствовать вас на нашей лесной полянке! Вы слышите эти звуки? Что это за звуки? Где мы их можем услышать (в лесу).
- А вы знаете, кто живите в лесу на деревьях?
- А в воздухе? (майский жук, ястреб, шмель, муха, жаворонок, ласточка).
- А в траве? траве? (кузнечик, муравей, мышь, гусеница, ящерица, змея, лягушка)
- А в земле (крот)
Молодцы!!! И сегодня мы с вами отправимся на прогулку по лесным полянкам, но отправимся мы не одни, а с произведения замечательного автора Виталия Бианки.
Сейчас, я хочу вас познакомить с автором замечательных детских книг о животных, Виталием Бианки. Виталий Бианки родился 1894 году в Петербурге в семье ученого-орнитолога, хранителя зоологического музея Императорской Академии Наук. Квартира хранителя находилась прямо напротив музея, и маленький Виталий Бианки с двумя Братьями часто бывали в его залах, где за стеклянными витринами замерзли животные, привезенные со всего земного шара. Но это были лишь чучела животных, а дома, в квартире хранителя императорского музея, расположился небольшой зоопарк с настоящими кошками, собаками, ежиками и прочими зверушками.
Летом семья известного ученого уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий Бианки, когда ему не было и пяти лет отроду, впервые погрузился в общение с природой в лестных окрестностях Лебяжьего. С тех пор он остался влюбленным в лес и его обитателей. Мир животных стал для него заповедной страной. Много лет Бианки жил на Алтае и записывал все свои впечатления и наблюдения над миром животных, над жизнью обитателей необъятной тайги, в которой он провел не одни сутки. Он записывал все, что видел, все, что слышал, и они преобразились в увлекательные рассказы и сказки о чудесном мире. Записывал даже тогда, когда эти записи никому не были нужны, казались абсолютно бесполезными и лежали мертвым грузом в ящике письменного стола. Но прошло немного лет, и они преобразовалась в увлекательные рассказы и сказки о чудесном мире природы и его обитателях. В них, даже самые маленькие герои леса-муравьи полевые мышки могли чувствовать говорить и путешествовать. Слайд №2,3,4,5,6. (Фото и биография В.Бианки).
Самой знаменитой книгой В. Бианки о мире животных стала его добрая и гуманная "Лесная газета". Эта была первая такая книга в мировой литературе. Много лет лесные репортажи звучали изо дня в день радио в детских передачах "Вестии з леса". Слайд№7. (Книги В. Бианки)
-Ребята! А с какими рассказами Бианки вы уже знакомы? (Дети отвечают).
Бианки писал о лесе 35 лет. Он автор более трехсот произведений о жизни мира животных. Его добрые гуманные рассказы и сказки воспитывали миллионы детей детей. не одно поколение ребят они научили доброте и любви к братьям нашим меньшим, научили заботе и милосердию к тем из них, кто попал в беду. произведения Бианки были изданы в 18 странах мира, по многим из них были сняты мультипликационные фильмы. один из них, снятый по рассказу Бианки "Как муравьишка домой спешил" мы сейчас с вами и посмотрим.
Просмотр мультфильма по произведению В. Бианки "Как муравьишка домой спешил".
Обсуждение мультфильма, вопросы:
Ребята, как вы считаете, хорошо ли поступал муравьишка, притворяясь больным?
Был ли муравьишка благодарен тому, кто ему помогал?
Ребята, вы заметили, что в мультфильме все насекомые разговаривают?
- А знаете ли вы как разговаривают лесные звери?
Загадки о лесных жителях: «Угадай-ка».
(Дети слушают записи голосов различных лесных зверей, птиц и пытаются угадать, какому животному или птице принадлежит этот голос. После того, как дети ответят, показать слайд с тем животным, чей это голос).
Голоса: волка, лисы, зайца, медведя, дятла, соловья. Слайд №8, 9, 10, 11, 12, 13. (Фотографии лесных животных и птиц).
Викторина по рассказу Бианки «Мышонок Пик».
Глава 1. «Как мышонок попал в мореплаватели».
-Что брат хотел сделать с мышонком? Почему?
почему назвали мышонка Пик
-Почему сестра не разрешала брату убить мышонка? Что она придумала?
Как Пик стал мореплавателем?
Глава 2."Кораблекрушение»
-В каком возрасте Пик стал мореплавателем? Две недели; три недели; два месяца.
-Какие чувства испытывал Пик, оказавшись на кораблике?
-Как Пик выбрался из воды?
Глава 3. «Страшная ночь»
Как Пик научился находить себе пищу?
Кого первым встретил мышонок Пик ночью после кораблекрушения? а) Лису б) Лягушонка в) Змею
Глава «Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка»
Почему Пик хотел отыскать других мышей? Почему В. Бианки назвал его шерстку - невидимкой?
Почему В. Бианки назвал его хвост - цеплялкой?
Глава 4. «Соловей-разбойник»
Кого Бианки называет «соловьём-разбойником»? Почему?
Какое разочарование ожидало мышонка, после того, как он спасся от Соловья-разбойника?
Глава «Конец путешествия».
Почему автор назвал главу «Конец путешествия»?
Как Пик спасся от голодной смерти?
Чем закончилась встреча Пика со шмелями?
Глава 5. «Постройка дома».
Из чего строил Пик свой домик?
Как выглядел домик Пика?
Глава 6. «Незваный гость».
Что за незваный гость посетил жилище Пика?
Как он выглядел?
Какой урок извлек для себя Пик?
Глава 7. «Кладовая».
Как Пик готовился к зиме?
Почему он перешел в подземный домик?
Глава 8. «Снег и сон».
Как Пик жил зимой?
Глава 9. «Ужасное пробуждение».
Что заставило Пика покинуть его жилище?
Глава 10. «По снегу и по льду».
Почему Пик решил покинуть остров?
Какая беда с ним случилась?
Глава 11. «Из беды в беду».
Почему сова не съела Пика?
Глава 12. «Горе – музыкант».
Почему Бианки называет Пика «горе – музыкантом»?
Глава 13. «Мышеловка».
Почему дети решили, что это тот же самый мышонок, которого они когда-то отправили в плаванье?
Как Пик убежал из мышеловки?
Глава 14. «Музыка».
На каком музыкальном инструменте играл мальчик?
Как мышонок слушал музыку?
Глава 15. «Хороший конец».
Как подружились ребята с мышонком?
Когда ты больше всего переживал за пика?
Когда ты радовался за Пика?
Что сказочного в произведении «Мышонок Пик»»?
А что не сказочного?
Появляется еще один ведущий для проведения игр – «Мышонок Пик» (это могут быть старшие дети).
Игра: «Прогулка по лесу».
Мышонок: - А теперь без лени разомнем колени!
(Звучит музыка: Минусовка «Мишка Гамми».)
Дети по кругу двигаются за мышонком и повторяют движения.
Мышонок:
Идем по тропинке – дети кладут руки на плечи впереди идущему;
Впереди нас высокие деревья – руки поднять вверх;
А теперь кусты – руки на уровни пояса;
Трава – двигаться на корточках;
Кочки – прыгаем.
Игра – сказка: «Мышонок – путешественник».
Звучит музыка: минусовка из барбариков «Что такое доброта».
(Мышонок показывает движения – дети повторяют).
На лягушке я скакал,
прыг – скок, ква – ква (Все прыгают)
И на стрекозе летал,
у-ух, высоко (Руки расставляем в стороны, как буд то летим)
По ручью плыл в чайной чашке,
буль-буль-буль, буль-буль-буль (Изображаем руками, ка плывем)
Ехал я на черепашке,
Топ-топ, топ-топ (Шагаем)
И протопав все тропинки, я качался в паутинке,
кач-кач, бай-бай (Руки на поясе, наклоны всторону)
Утро придет, Пик опять в поход пойдет (шагаем)
Все повторяем заново.
Заключение.
Ведущая: Ребята! вам понравилось нашем лесное путешествие с мышонком Пиком? (дети отвечают) Хорошо!!!
А теперь, я хочу предложить вам нарисовать для нашего мышонка рисунки по рассказам Бианки и сделать выставку. До свиданья !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино" в 7 классе
Внеклассное инегрированное занятие по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино" в коррекционной школе VIII вида...
Игра-занятие по произведениям С.В.Михалкова
13 марта исполняется 100 лет со дня рождения великого детского поэта Сергея Владимировича Михалкова. Предлагаю вашему вниманию разработку занятия с дошкольниками....
Конспект занятия по литературе на тему «"Война и мир" как народная эпопея. Творческая история произведения»». 10-й класс
Конспект занятия по литературе на тему «"Война и мир" как народная эпопея. Творческая история произведения»». 10-й класс ...
План – конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях
Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.Задачи:Образовательные:Обучить правильному произн...
План – конспект занятия по вокалу Пение вокальных упражнений, работа над музыкальным произведением "Лев - Брадобрей"
Цель занятия: Работа над вокальными упражнениями и музыкальным произведением «Лев и Брадобрей».Задачи занятия:Демонстрация упражнений на «постановку вокального дыхания»...