Научная работа по литературе "Запорожская Сечь в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
материал по литературе (6 класс) на тему
Научная работа по литературе 6 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областное научное общество учащихся «Поиск»
МБОУ «Ивановская средняя школа»
НОУ «Ориентир»
Запорожская сечь в повести
Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Выполнила:
Булатова Маргарита
- класс.
Руководитель:
Мекина Ю.С.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ивановская СШ»
Ивановка- 2014
Оглавление.
Цели и задачи.
- Глава 1.Организация чтения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь.
- Глава 2. Исследование жизни ,нравов и обычаев жителей Запорожской Сечи.
2.1. Возникновение Запорожской Сечи. Географическое положение.
2.2. Роль описания степи Н.В.Гоголем. Использование художесвенно- изобразительных средств.
2.3. Нравы и обычаи Запорожской Сечи.
2.4. Музей Запорожской Сечи.
Заключение. Выводы.
Список используемых источников литературы.
.
Глава 1.Организация чтения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь.
Н.В.Гоголь усиленно занимался историей Украины , намеревался написать научный труд . Неоценимую помощь Гоголю оказывали народные песни. С целью сбора дополнительных материалов он дал «Объявление об издании истории Малороссии», в котором обращался к широкой публике с просьбой прислать ему в копиях или оригиналах неопубликованные летописи, записи, песни, деловые бумаги. Все источники, которые удалось собрать , Гоголь тщательно изучил.
Опубликовав «Тараса Бульбу» в 1835 году, Гоголь вновь возвращается к этому произведению в 1839-1842 годах и заново переделывает его . Вторая редакция произведения существенно отличается от первой.
В повести «Тарас Бульба» отражены реальные исторические события первой половины 17 века. Желая показать борьбу казачества за независимость , раскрыть ее героический характер , Гоголь не стремился к точной хронологии событий . Встречающееся в повести упоминание о 15 веке , когда сформировалось казачество, позволило Гоголю более полно раскрыть эпоху.
Первоначальная цель работы- познакомиться с содержанием произведения, выявить особенности жизни и быта казаков Запорожской Сечи. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Прочитать и проанализировать повесть «Тарас Бульба».
- Изучить теоретические сведения об истории возникновения Запорожской Сечи, о ее нравах и законах. Проанализировать и выявить местные национальные обычаи на основе исторического прошлого славянских народов.
- Подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества , силу воли и духа запорожцев.
- Провести анализ своей деятельности и результатов проделанного с целью определения перспектив и практической значимости работы.
Свою повесть "Тарас Бульба"Н.В. Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость. Поляки угнетали крестьян, преследовали все национальное, пытались насадить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жизни. Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольности, сторожевым постом Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запорожская Сечь.
Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни — и вот перед нами разворачивается яркий и живой образ "колыбели" вольного казачества. Много страниц в повести посвящено описанию Запорожской Сечи и борьбе запорожских казаков против захватчиков. Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю.
Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: "...все, что могло спасаться, спасалось. Все подымалось и разбегалось... Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под именем запорожского войска..."
Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь — царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прославляет законы и нравы Запорожской Сечи: "Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!"
Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что "нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь".
Несмотря на то, что в перерыве между битвами Сечь представляла собой "какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой", здесь царили строгие (и даже жестокие порой), но справедливые законы. Превыше всего ценились в казачьей вольнице чувство товарищества и уважение к старшим, поэтому любое преступление против этих добродетелей сурово каралось. За воровство казака могли забить насмерть у позорного столба, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит за него долг. Самая страшная казнь полагалась за смертоубийство.
В остальном же "Сечь представляла необыкновенное явление". Она состояла из отдельных независимых куреней, которых было больше шестидесяти. Во главе куреня стоял куренной атаман, которого еще называли "батьком" за то, что в его руках были деньги, одежда, питание, топливо. Из казаков "никто ничем не заводился и не держал у себя", даже личные деньги отдавались "под сохран" куренному атаману.
Во главе казацкого войска стоял выборный старшина — кошевой, и казаки очень гордились возможностью самоуправления.
Таким образом, Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любовью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчикам
Глава 2. Исследование жизни ,нравов и обычаев жителей Запорожской Сечи.
2.1 Возникновение Запорожской Сечи. Географическое положение.
Время действия повести «Тарас Бульба» отнесено к событиям украинской истории, к существованию Запорожской Сечи. Однако Гоголь, нарушая историческую хронологию , перемещал происшествия и эпизоды разных веков. Он совсем не соблюдал историческую точность , потому что для него важнее не историческое , а художественное время . Ее главный герой- Тарас Бульба- наделен эпической цельностью и олицетворяет нравственные ценности Запорожской Сечи.
Сечь- православный мир, особая «кочевая» и вольная культурно-историческая общность. Вcе понятия о добре и зле в Запорожской Сечи особые, они принадлежат миру ушедшему и судить о них не по современным , а по тогдашним законам. Например, казаку нужна воля , а не хата, потому что, если у человека есть дом или какое-нибудь имущество,- он теряет и храбрость. Для казака мать и жена ниже друга. Превыше всего , даже родственных уз, товарищество. Два сына Тараса Бульбы- прежде всего товарищи, братья, а потом уже сыновья. Еще однга особенность казацкого товаришества-правословная вера. Она вовсе не выступает учением церкви, а мыслится одной принадлежностью к православию. Следовательно, вера- знак, символ Сечи, как и другие понятия.
В XV - XVI веках на реках Дон, Волга, Урал, Яик, Днепр, Терек возникли поселения вольных казаков, одной из которых была Запорожская Сечь. "Казак" - восточное слово. впервые оно встречается у половцев с XI века. На языке половцев "казак" означало "стража передового, ночного и дневного".
Запорожские казаки основали небывалое в мире мужское государство - Сечь. Это православные " рыцари, считали супружество худшей долей, жили как спартанцы и душу свою клали на Веру".
Поселения казаков называются станицы .Вокруг поселений казаков строили сторожевые башни, где ставили караулы. Все подчинялись атаману, которого выбирали на общем собрании . В казачьем войске была строгая дисциплина. Все подчинялись атаману, которого выбирали на общем собрании станичников - казачьем кругу. У атамана было несколько помощников - есаулов. Есаулы руководили отдельными отрядами казаков.
Всякому, кто бы он ни был, откуда бы и когда бы ни пришёл в Запорожье, доступ был свободен в Сечь при следующих условиях: быть вольным и неженатым человеком, исповедовать православную веру.
Семейных казаков называли "сиднями", "гнездюками", "бабниками". "Запорожским казакам не позволяется быть женатыми в Сечи, а которые уже женаты, должны, чтобы жёны их жили в близких места.
Н.В.Гоголь родился местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии.
Он хорошо знал местные национальные обычай и нравы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.
В 16 в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление- Сечь- для защиты рубежей страны от польских , турецких и татарских набегов.
О жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Н.В.Гоголь.
Какая Запорожская Сечь и ее законы.
«Ваша нежба - чистое..(поле) да добрый…( конь).
Сабля- вот ваша ….( матерь)!
(Запорожье)…- вот где наука, так наука!
Там вам школа»
Эти слова принадлежат Тарасу Бульбе . А можем ли мы считать , что Тарас Бульба –воин ? А кто может утверждать , что Запорожская Сечь –школа ?
Только тот, кто сам прошел эту школу. Н.В. Гоголь знакомит нас с Запорожской Сечью задолго до появления в ней Тараса Бульбы и сыновей.
Зачитаем слова от 1 главы « Чтоб я стал гречкосеем , домоводом, глядеть за овцами да за свиньями, да бабиться с женой! Да пропади она: я козак, не хочу… я так поеду с вами на Запорожье !
С каким чувством произносит Тарас «Я казак !» А чем же он гордится .
Найдем и прочитаем слова автора, обращенные к Сечи и запорожцам. (так вот она, Сечь!...)
- А почему Сечь - это гнездо?
(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)
- Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства.
- Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?
- Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)
Вывод: какая же она, Запорожская Сечь?
(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика, по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры).
Вывод.
«Казаки- воины. Главное для них : « чистое поле, добрый конь, матерь-сабля»
Тарас Бульба задолго до приезда сыновей решил их судьбу : быть им защитниками своей земли, как и он сам; поэтому он и принимает решение : сыновья едут в Запорожскую Сечь; как велико горе матери, не успевших наглядеться на своих сыновей. Как трогательны сцены прощания ее с сыновьями.
- Роль описания степи. Н.В.Гоголем.
Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг , все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию , до самого черного моря , было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений . Одни только кони , скрывавшиеся в них, как в лесу вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном , по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие , высокие стебли травы сквозили голубые , синие и лиловые волошки , желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном , по которому брызнули миллионы разных цветов. Пестрые овражки выползывали из свох нор, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого- нибудь уединенного озера.
Почему Н.В Гоголь ввел описание степи?
Степь широкая, раздольная- символ Родины и свободы. Она связывает два мира : дом Бульбы и Запорожье. Борьба за эти бескрайние степные просторы . Обратить внимание на богатство красок , почувствовать аромат цветов, ее красоту, полюбить этот золотисто-бескрайний океан, почувствовать возвышенно( торжественный)- лирический тон описания степи.
Нельзя не почувствовать прелесть степных просторов , читая страницы повести Н.В. Гоголя; удивляет богатство красок, звуков и торжественно-лирический тон описания степи; за свободу этих степей и сражаются казаки.
2.3.Нравы и обычаи Запорожской Сечи
Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия.Сначала- предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей. Потом – сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. в каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар.
Несмотря на все казаки подчинялись кошевому – атаману, который выбирался из свох же запорожских казаков. Все важные вопросы решали сообща, на общем собрании. Прием в Сечь был прост - надо было сказать :»Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь , куда казаки исправно ходили на службу , но о посте и слышать не хотели. Законов на Сечи было мало, но они были слишком жестокими. Если казак проворовался , украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. Казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. Каждый проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной. Это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал.
Не платившего должника привязывали к пушке . Он сидел там до тех пор , пока кто-нибудь из друзей не выкупал его.
Каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое Отечество.
Казаки всему учились сами, « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв. Главным занятием запорожцев была война. «Победить или погибнуть»- такой девиз казаков, который они писали на своем оружии. Запорожская вольница , непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа.
Оформление музея:
- иллюстрация – общий вид Запорожской Сечи;
- оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля, пороховница, нагайка.
- отличительные знаки, атрибуты запорожского войска.
- репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Слайд №1.
Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15-17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.
Слайд №2.
Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.
Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).
Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.
Сечь состояла из шести – десяти куреней (селений), которые были похожие на отдельные независимые республики.
Слайд №4.
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:
- обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц.
Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре – кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.
- какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек – наделенный силой и властью?
- какие еще фигуры привлекают ваше внимание?
- кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?
- о чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?
- как художник относится к казакам? (И. Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов)
- Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?
- Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)
Вывод: какая же она, Запорожская Сечь?
(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика, по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры).
Заключение.
Первоначальная цель работы- познакомиться с содержанием произведения, выявить особенности жизни и быта казаков Запорожской Сечи. Для достижения цели были поставлены выполнены задачи.
Итак, Запорожская Сечь- особый условный художественный мир, в котором действуют свои нравственные ценности, свои понятия о добре и зле. С современной точки зрения и с точки зрения человека19 века, многие поступки Тараса Бульбы и запорожцев античеловечны и отвратительны. Но Гоголь изображает их эпически спокойно. Они не подлежат критической оценке и нравственному суду, потому что Тарас Бульба- идеальный герой славянской древности и потому что он действовал в полном согласии с теми нравами, которые царили в его эпоху.
Список литературы.
- Калганова Т.А. Гоголь в школе. Москва «Дрофа» 2010.
- Соколова Л.А. История Отечества. Москва» Просвещение» 2003.
- Крутова Н.Я. Н.В. Гоголь.»Тарас Бульба» Волгоград 2013
- Машинский С.И. Художественный мир Гоголя.Москва 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Сечи. Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
Пояснительная записка к домашнему заданию по литературе в 7 классе. Данное домашнее задание входит в комплекс заданий по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.Цели:1. Образо...
Научная работа по теме "Приемы создания комического в произведениях Гоголя"
Вопрос о сущности комического является одним из самых сложных в литературоведении. Над разрешением проблемы комического работали многие известные ученые и филос...
Научная работа: «Диалогические единства и соотносимые с ними структуры сложных предложений (на материале произведений И. А. Бунина и Ф.А Абрамова)».
Основная цель работы заключается в анализе и выявлении особенностей ДЕ, представленных в произведениях Бунина и Абрамова, и сопоставлении с ними структур сложных предложений....
Научные открытия Жюль Верна в его произведениях.
Великий французский писатель-фантаст в своих произведения придумал немало интересных научных открытий. Многие из которых были воссозданы в дальнейшем. Какие же его задумки были реализованы? Кое-что мо...
Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)
Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...
Научная работа: "ПСИХОПОЭТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.С. ТУРГЕНЕВА"
Научная работа: "ПСИХОПОЭТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.С. ТУРГЕНЕВА"...
Научная работа "Лексические средства создания пейзажа в произведениях И.А. Бунина"
В данной работе рассмотрены тексты И.А. Бунина, проанализированы средства создания пейзажа. Можно использовать материал для изучения средств выразительности....