Литература XVIII века. Классицизм. Ломоносов М.В. Жизнь и творчество
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Литература XVIII века. Классицизм. Ломоносов М.В. Жизнь и творчество.

Цель-выявить характерные черты литературы 18 века, закрепить понятие «классицизм»; познакомить с личностью и творчеством М.В. Ломоносова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель:

Коновалова Наталия Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ Аннинской  СОШ №1.

Литература XVIII века. Классицизм. Ломоносов М.В. Жизнь и творчество.

Цель: -выявить характерные черты литературы 18 века, закрепить понятие «классицизм»; познакомить с личностью и творчеством М.В. Ломоносова.

Оборудование урока: презентация, тексты стихотворений, учебник.

С  Ломоносова  начинается наша литература.
Он был её отцом и пестуном. Он был её Петром Великим.

                                                         В.Г.Белинский

(Слайд 1)

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Беседа по статье учебника стр. 31-32 («Литература» под. ред. Т.Ф.Курдюмовой  7-е издание, М: Просвещение,2010. )

- В XVIII веке произошёл резкий скачок в развитии русской литературы. Чем он был обусловлен? (Слайд 2)

//РЕФОРМЫ ПЕТРА I

  • Развитие промышленности,  флота,      производства;
  •  Учрежден Сенат;
  • Губернская реформа;
  • Северная война;
  •  система светского  образования.

2.  Какие писатели были в это время?

(Слайд 3)

//ПИСАТЕЛИ XVIII ВЕКА:

Антиох Дмитриевич Кантемир

Александр Петрович Сумароков

Михаил Васильевич Ломоносов

Иван Андреевич Крылов

Денис Иванович Фонвизин

Николай Княжин, Майков, Державин и др.

3. Какое литературное направление начинает развиваться в это время?

(Слайд 4)

// Классицизм

4. Чем он характеризовался? Какое значение имел?

// Класссицизм  требовал правды от искусства, верности природе.

Он помог созданию национального государства, способствовал выработке идеалов, гражданственности, создал героический характер, высоко поднял поэтическую культуру, включил в  национальную культуру опыт античности, показал способность к аналитическому изображению душевного мира человека.

III. Новый материал

Жизнь М.В. Ломоносова (Слайды 5,6,7)

1. Работа с текстом в группах .

I  группа, используя метод ТКМ « Инсерт», готовит сообщение о  жизни М.В. Ломоносова

V

 уже знал

+

узнал новое

-

думал иначе

?

есть вопросы

- сын государственного крестьянина

- родился и вырос в Северном крае России, возле Архангельска

-  влекомый жаждой знаний, он пешком без денег, уходит из родного дома за рыбацким обозом в Москву

1730

- Скрыв своё происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию

( нужда, успешная учёба), где в 1735 году дошёл до предпоследнего класса-«философии»

- Основательное  овладение латинским и греческим языками открыло перед ним сокровища античной и европейской культуры

- 1735 Петербургский университет при Академии наук

- 1736 год – Германия, изучение горного дела и металлургии…..

- рано обучался грамоте, пытался поступить в Холмогорское училище , но ему , как сыну крестьянина, доступ туда запрещен был законом

Первые стихотворные опыты Ломоносова

Таблица заполняется учащимися полностью

II группа, используя метод ТКМ «Кластер», готовит сообщение о достижениях М.В. Ломоносова

ДОСТИЖЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА

Опыт физической химии                            

Изучает электричество                                                     «Российская грамматика»

Первая в России мозаичная мастерская         Создаёт мозаику      «Письмо о правилах  

                                                                                                                      российского стихотворства»

                                                                                «Полтавская  баталия»            

                                                                                         

             Научно-исторический труд «Древняя Российская история»

                                 

                                     Теория «трёх штилей»

2. Подведение итогов работы групп.

Какими талантами был щедро одарён Ломоносов?

Запись в тетрадях: « Ломоносов – химик, физик, геолог, географ, астроном, лингвист, поэт, реформатор стихосложения».

Скажется ли это на его поэтическом творчестве?

Каких стихотворений вы ждёте от Ломоносова? (Слайд 8)

Устами движет бог; я с ним начну вещать.

Я тайности свои и небеса отверзу,

Свидения ума священного открою.

Я дело стану петь, несведомое прежним!

Ходить превыше звезд влечет меня охота,

И облаком нестись, презрев земную низкость

Ну как? Не удивила дерзновенность Ломоносовской мысли?

Что ещё можно ждать от поэта после этих строк?

// Конечно, он непременно осуществит своё намерение « ходить превыше звёзд» и «облаком нестись» - взмоет в небеса, первым побывает в космосе!

IV. Практическая работа. Анализ стихотворения.

1. Чтение стихотворения « Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» , 1743

- Обманул поэт ваши ожидания?

- Что же услышали, а может быть ,  и увидели в его необычном и, конечно, же, непростом стихотворении?

- А не хочется ли перенести строки Ломоносова на рисунок?

(Работа с иллюстрациями) (по желанию)

- Какова композиция этого произведения?

// 1. Изображение явлений знакомых человеку по его ежедневным впечатлениям.

    2. Поэт-учёный приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной

- Это величественное зрелище пробуждает пытливую мысль учёного.

(Слайд 9)

Ломоносов пишет о

1. явлениях, знакомых человеку по его ежедневным впечатлениям;

2. бесконечности Вселенной, в которой человек как маленькая песчинка в бездонном океане;

3. вопрос о возможности жизни на других планетах;

4. предлагает ряд гипотез о физической природе северного сияния (колебания электро-магнитных волн)

- Какие образы вас поразили особенно? Чем?

- А какие строки стали крылатыми выражениями?

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

- А меняется ли интонация стихотворения? Его синтаксис? Почему так настойчив поэт в вопросах?

В стихотворении 13 вопросительных строк, причём четырежды вопросительные строки идут подряд.

- Как же надо читать Ломоносова?

// Постижение тайн мироздания.

Неторопливая панорама «дня» и «ночи», их смена, видение небесной бездны в замедленном движении ломоносовского ямба.

Беспокойство мысли и страстность чувства в ораторском пафосе ломоносовских строк.

V. Домашнее задание  (Слайд 10)

- стр.31-42 учебника

- подготовить выразительное чтение стихотворения « Разговор с Анакреоном»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."

Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит ...

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОБЗОРНОЙ ЛЕКЦИИ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КЛАССИЦИЗМЕ».

Преподавание литературы в школе находится в поле пристального общественного внимания: дискуссии о том, зачем и как изучать литературу, периодически ведутся на страницах печати, на телевидении. О препо...

Из русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. М. В. Ломоносов

Цикл уроков № 5 - 7 на основе методического пособия Беляевой Н. В. «Уроки литературы в 9 классе. Поурочное планирование: пособие для учителей общеобразовательных организаций»....

ТЕСТ 5. Русская литература XVIII века. М.В.Ломоносов

Тест состоит из 3 частей с ответами...

Урок 4. Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве

Цель урока: общий обзор «Развитие русской литературы в XVIII веке»; введение понятия «классицизм»....