Литература XVIII века. Классицизм. Ломоносов М.В. Жизнь и творчество
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Литература XVIII века. Классицизм. Ломоносов М.В. Жизнь и творчество.
Цель-выявить характерные черты литературы 18 века, закрепить понятие «классицизм»; познакомить с личностью и творчеством М.В. Ломоносова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_literatura_xviii_veka._klassitsizm._lomonosov_m.v._zhizn_i_tvorchestvo.rar | 186.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель:
Коновалова Наталия Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ Аннинской СОШ №1.
Литература XVIII века. Классицизм. Ломоносов М.В. Жизнь и творчество.
Цель: -выявить характерные черты литературы 18 века, закрепить понятие «классицизм»; познакомить с личностью и творчеством М.В. Ломоносова.
Оборудование урока: презентация, тексты стихотворений, учебник.
С Ломоносова начинается наша литература.
Он был её отцом и пестуном. Он был её Петром Великим.
В.Г.Белинский
(Слайд 1)
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Беседа по статье учебника стр. 31-32 («Литература» под. ред. Т.Ф.Курдюмовой 7-е издание, М: Просвещение,2010. )
- В XVIII веке произошёл резкий скачок в развитии русской литературы. Чем он был обусловлен? (Слайд 2)
//РЕФОРМЫ ПЕТРА I
- Развитие промышленности, флота, производства;
- Учрежден Сенат;
- Губернская реформа;
- Северная война;
- система светского образования.
2. Какие писатели были в это время?
(Слайд 3)
//ПИСАТЕЛИ XVIII ВЕКА:
Антиох Дмитриевич Кантемир
Александр Петрович Сумароков
Михаил Васильевич Ломоносов
Иван Андреевич Крылов
Денис Иванович Фонвизин
Николай Княжин, Майков, Державин и др.
3. Какое литературное направление начинает развиваться в это время?
(Слайд 4)
// Классицизм
4. Чем он характеризовался? Какое значение имел?
// Класссицизм требовал правды от искусства, верности природе.
Он помог созданию национального государства, способствовал выработке идеалов, гражданственности, создал героический характер, высоко поднял поэтическую культуру, включил в национальную культуру опыт античности, показал способность к аналитическому изображению душевного мира человека.
III. Новый материал
Жизнь М.В. Ломоносова (Слайды 5,6,7)
1. Работа с текстом в группах .
I группа, используя метод ТКМ « Инсерт», готовит сообщение о жизни М.В. Ломоносова
V уже знал | + узнал новое | - думал иначе | ? есть вопросы |
- сын государственного крестьянина - родился и вырос в Северном крае России, возле Архангельска - влекомый жаждой знаний, он пешком без денег, уходит из родного дома за рыбацким обозом в Москву | 1730 - Скрыв своё происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию ( нужда, успешная учёба), где в 1735 году дошёл до предпоследнего класса-«философии» - Основательное овладение латинским и греческим языками открыло перед ним сокровища античной и европейской культуры - 1735 Петербургский университет при Академии наук - 1736 год – Германия, изучение горного дела и металлургии….. | - рано обучался грамоте, пытался поступить в Холмогорское училище , но ему , как сыну крестьянина, доступ туда запрещен был законом | Первые стихотворные опыты Ломоносова |
Таблица заполняется учащимися полностью
II группа, используя метод ТКМ «Кластер», готовит сообщение о достижениях М.В. Ломоносова
ДОСТИЖЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА
Опыт физической химии
Изучает электричество «Российская грамматика»
Первая в России мозаичная мастерская Создаёт мозаику «Письмо о правилах
российского стихотворства»
«Полтавская баталия»
Научно-исторический труд «Древняя Российская история»
Теория «трёх штилей»
2. Подведение итогов работы групп.
Какими талантами был щедро одарён Ломоносов?
Запись в тетрадях: « Ломоносов – химик, физик, геолог, географ, астроном, лингвист, поэт, реформатор стихосложения».
Скажется ли это на его поэтическом творчестве?
Каких стихотворений вы ждёте от Ломоносова? (Слайд 8)
Устами движет бог; я с ним начну вещать.
Я тайности свои и небеса отверзу,
Свидения ума священного открою.
Я дело стану петь, несведомое прежним!
Ходить превыше звезд влечет меня охота,
И облаком нестись, презрев земную низкость
Ну как? Не удивила дерзновенность Ломоносовской мысли?
Что ещё можно ждать от поэта после этих строк?
// Конечно, он непременно осуществит своё намерение « ходить превыше звёзд» и «облаком нестись» - взмоет в небеса, первым побывает в космосе!
IV. Практическая работа. Анализ стихотворения.
1. Чтение стихотворения « Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» , 1743
- Обманул поэт ваши ожидания?
- Что же услышали, а может быть , и увидели в его необычном и, конечно, же, непростом стихотворении?
- А не хочется ли перенести строки Ломоносова на рисунок?
(Работа с иллюстрациями) (по желанию)
- Какова композиция этого произведения?
// 1. Изображение явлений знакомых человеку по его ежедневным впечатлениям.
2. Поэт-учёный приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной
- Это величественное зрелище пробуждает пытливую мысль учёного.
(Слайд 9)
Ломоносов пишет о
1. явлениях, знакомых человеку по его ежедневным впечатлениям;
2. бесконечности Вселенной, в которой человек как маленькая песчинка в бездонном океане;
3. вопрос о возможности жизни на других планетах;
4. предлагает ряд гипотез о физической природе северного сияния (колебания электро-магнитных волн)
- Какие образы вас поразили особенно? Чем?
- А какие строки стали крылатыми выражениями?
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
- А меняется ли интонация стихотворения? Его синтаксис? Почему так настойчив поэт в вопросах?
В стихотворении 13 вопросительных строк, причём четырежды вопросительные строки идут подряд.
- Как же надо читать Ломоносова?
// Постижение тайн мироздания.
Неторопливая панорама «дня» и «ночи», их смена, видение небесной бездны в замедленном движении ломоносовского ямба.
Беспокойство мысли и страстность чувства в ораторском пафосе ломоносовских строк.
V. Домашнее задание (Слайд 10)
- стр.31-42 учебника
- подготовить выразительное чтение стихотворения « Разговор с Анакреоном»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."
Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит ...
Открытый урок по литературе на тему: «Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов. Сведения о жизни учёного и поэта»
План урока:Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.Проверка Д/З с пояснением…&h...
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОБЗОРНОЙ ЛЕКЦИИ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КЛАССИЦИЗМЕ».
Преподавание литературы в школе находится в поле пристального общественного внимания: дискуссии о том, зачем и как изучать литературу, периодически ведутся на страницах печати, на телевидении. О препо...
Из русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. М. В. Ломоносов
Цикл уроков № 5 - 7 на основе методического пособия Беляевой Н. В. «Уроки литературы в 9 классе. Поурочное планирование: пособие для учителей общеобразовательных организаций»....
Литература. 9 класс. Литература 18 века. Классицизм.
Тест по теме "Классицизм"....
ТЕСТ 5. Русская литература XVIII века. М.В.Ломоносов
Тест состоит из 3 частей с ответами...
Урок 4. Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве
Цель урока: общий обзор «Развитие русской литературы в XVIII веке»; введение понятия «классицизм»....