Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме
Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит от степени готовности к такой форме работы класса.Сначала слайды запускаются и меняются автоматически, до собственно лекции, далее по щелчку- когда нужно. Музыка и иллюстративный материал убраны, чтобы не утяжелять презентацию. При желании учитель может добавить произведения композиторов 18 века: Баха, Гайдна,Каччини, Гуно, Марчелло... И иллюстративный материал. Можно дать как предварительное индивидуальное дом задание ряду учащихся подбор такого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassicizm.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи – пафосом созидания. О.А.Проскурин
1 января 1700 г. по указу Петра I неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и нового века». При активной поддержке Петра создавалась и новая светская литература. Время требовало дел. Подобно «работнику на троне», каждый обязан был трудиться на пользу обществу и государству. Словесность могла быть полезна, когда она прославляла успехи государства и разъясняла политику правительства.
Какими предстают выдающиеся политические деятели XVIII столетия – Пётр I и Екатерина II – в произведениях А.С.Пушкина («Медный всадник», «Капитанская дочка»)? Воплощением какой государственной идеи они являются? Идеи абсолютной монархической власти. Пётр, ратуя о преобразованиях в России, всё подчинил своей воле. Кажется, лишь его властного взгляда достаточно, чтобы «в гранит оделася Нева». Екатерина II в повести А.С.Пушкина оказывает милость Гринёву и Маше Мироновой, принимая решение единовластно, отменяя тем самым решение суда.
А.Н.Радищев назвал XVIII столетие, с одной стороны, «безумным», а с другой стороны – «мудрым». Как вы думаете, почему? Кровопролитные войны, жестоко подавленное восстание Пугачёва, усиление крепостничества – с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России – с другой.
Назовите известных вам деятелей литературы XVIII века.
План лекции. 1) Определение понятия «классицизм». Исторические предпосылки. 2) Главная цель этого литературного направления. 3) Система жанров. 4) Понятие прекрасного. 5) Особенности драматургии. 6) Три периода русского классицизма.
Задача – записать по ходу лекции основные тезисы в соответствии с каждым пунктом плана. Форма записи: План: 1) 2) … Тезисы: Примеч.: В графу «Примечание» заносятся мысли, замечания по поводу записанных тезисов.
Основным литературным направлением XVIII в. был классицизм. Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII – начала XIX в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону. Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства – абсолютной монархии.
Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинён в классицизме государственному, чувства – долгу.
Подобно тому, как общество делится на сословия, жанры произведений литературы, по представлениям классиков, должны делиться на «высокие» и «низкие». «Высокие» изображают великие исторические события и великих деятелей – королей, полководцев, вельмож. «Высокие» жанры: трагедия, эпическая поэма, ода. «Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои – буржуа, торговцы, ремесленники. «Низкие» жанры: комедия, лирическое стихотворение, роман.
Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в XVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключённым в гранитные берега.
В драматургии господствовало требование трёх единств: - места (должно было быть одно место действия); - времени (действие разворачивалось в течение 24 часов); - действия (выделялся один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей).
Трагедия («высокий» жанр) была призвана вызвать ужас и сострадание путём изображения борьбы между долгом и страстью в душах сильных людей, грандиозного столкновения страстей, государственных переворотов. Задача комедии («низкого» жанра) – исправление нравов при помощи осуждения бытовых пороков, одному из которых и посвящалась пьеса. Так, великий французский писатель Мольер осмеял скупость в комедии «Скупой», лицемерие в «Тартюфе», развращённость – в «Дон-Жуане». Соответственно и внутри комедии каждый персонаж являлся воплощением какой-нибудь одной черты.
Русский классицизм пережил три периода: 30-50-е гг. XVIII в. Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет окончательно решена в творчестве А.С.Пушкина.
2) 60-е гг.- конец XVIII в. На первый план выдвигаются задачи воспитания человека – гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства. 3) конец XVIII в.- начало XIX в. Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина. Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность.
Классицизм оставил заметный след в культуре наших дней как в области литературы (творения Корнеля, Мольера, Фонвизина, Крылова, Ломоносова), так и в других сферах искусства. В Москве в классическом стиле построены целые усадебные ансамбли – Кусково, Останкино, Архангельское, в Петербурге – дворцы и парки Царского Села, Ломоносова, Павловска. Культуре классицизма принадлежит живопись Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Классицизм"
Данная презентация может быть использована при изучении темы "Классицизм" на уроке литературы в 9 классе...
Презентация к уроку литературы по теме "Литература русского классицизма" (9 класс)
Литература русского классицизма (9 класс)...
9 класс. Презентация к уроку литературы по теме "Классицизм в русской и мировой литературе"
9 класс. Презентация к уроку литературы по теме "Классицизм в русской и мировой литературе"...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....
Презентация к уроку литературы "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века".
Презентация к лекции....
Конспект урока литературы в 9 классе «Классицизм в русской литературе»
Литература в 9 классе...