Урок в 9 классе. Дуэль Онегина и Ленского.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок и презентация "Дуэль. Трагическая гибель Ленского".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_glavy.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Дуэль. Трагическая гибель Ленского.
(Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Цель урока:
- Показать, почему 6 глава является кульминацией романа; рассмотреть, как раскрываются характеры героев во время дуэли, отношение автора к героям.
- Развитие навыков работы с текстом; образного мышления.
- Воспитание чувства дружбы, порядочности, чести.
- Психологический настрой: создание обстановки, приятной для общения, ситуации успеха.
Оборудование:
- Компьютер.
- Компьютерная презентация.
...И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой…
М.Ю.Лермонтов
1.Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока – «Дуэль. Трагическая гибель Ленского».
Владимир Ленский – герой романа А.С.Пушкина, погибший на дуэли от руки Онегина; Александр Сергеевич Пушкин - поэт, получивший смертельное ранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли; Лермонтов – «певец одиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литература переплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел и начинается реальность. Но вот проблема: это не наша реальность. «Я вызываю вас на дуэль» - фраза, которая сегодня воспринимается как шутка.
Анализируя 6 главу романа, которая повествует о дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, давайте попытаемся взглянуть на события главы глазами человека первой четверти 19 века, в противном случае мы рискуем дать неправильную оценку поступкам героев.
Итак, сегодня мы поговорим о дуэли. Что такое дуэль?
Как вы думаете, что может быть причиной дуэли?
2. Беседа.
Эпиграф к главе взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры»: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать». Цитируя, Пушкин выпустил средний стих, отчего полностью изменился смысл. У Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать». Здесь причина отсутствия страха смерти – во врожденной свирепости племени. С пропуском среднего стиха появилась другая причина небоязни смерти – следствие разочарованности и «преждевременной старости души»
- Как вы думаете, о каком герое здесь идет речь? (Об Онегине. Но Онегин был типичным представителм своего времени.)
- Какая причина заставила Ленского вызвать Онегина на дуэль? (художественный пересказ эпизода). Цель Онегина – позлить Ленского и только.
- Думал ли Онегин о возможной дуэли, когда сознательно злил Ленского? (Увлеченный идеей так называемого мщения, он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживать охладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что после объяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло).
В строфе 4 появляется новое лицо – некий Зарецкий. И ему посвящено целых 5 строф. Много для второстепенного персонажа. Но это не случайно. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется. Пожалуй, более беспощадной характеристики, чем характеристика Зарецкого, у Пушкина нет.
- Расскажите, пожалуйста, об этом герое с использованием цитат.
- Какую роль сыграл Зарецкий в поединке Онегина с Ленским? (Секундант). К этому персонажу мы еще вернемся.
Мог ли Онегин что-то исправить? На этот вопрос мы не сможем верно ответить, если не поймем, чем была дуэль для современников Пушкина. Для этого ознакомимся с правилами дуэли 19 века.
Слайды 3-17
3. Аналитическая работа.
Итак, вам был представлен общепринятый дуэльный кодекс. Ваша задача обратиться к тексту главы и выяснить, был ли нарушен этот кодекс? Были ли объективные причины считать дуэль несостоявшейся? Ответы подтверждайте цитатами.
Нарушения дуэльного кодекса:
1) Зарецкий был единственным распорядителем дуэли и сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.
При передаче картели (вызова) он должен был обсудить возможности примирения, но не сделал этого ни в доме Онегина, ни в начале поединка.
9 строфа: Зарецкий встал без объяснений, остаться доле не хотел, имея дома много дел.
2) Нарушается и право о социальном равенстве: секундант - свободно нанятый лакей, Гильо.
27 строфа: Хоть человек он неизвестный, но уж конечно малый честный. (Такая мотивировка должна была обидеть Зарецкого).
3) Онегин вступает в разговор с Ленским, чего делать не положено. «Что ж, начинать?» - спрашивает он. И это единственная слабая попытка предотвратить возможную гибель: если бы Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка.
4) Онегин опоздал более чем на час, и Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив его неявившимся. Но не сделал этого.
- Почему Зарецкий так себя ведет? (Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как заинтересованное в максимально скандальном и шумном – что применительно к дуэли означало кровавом – исходе).
Онегин тоже нарушает правила дуэли, чтобы показать свое презрение к истории, в серьезность которой все еще не верит.
4. Беседа.
- А теперь перенесемся во времени назад и посмотрим на наших главных героев перед дуэлью. Действительно ли Ленский был решительно настроен на поединок? (Строфа 15 -23)
Уже нет. Он не видит в Ольге перемен и чувствует, что он любим. Но, будучи романтиком, он практически убеждает себя с присущим романтизму пафосом, что Онегин – злой развратитель, искушающий молодое сердце. «Он мыслит: буду ей спаситель… Все это значило, друзья: с приятелем стреляюсь я». Дорога ему сейчас собственная жизнь? Сейчас, когда он вновь почувствовал счастье? Безусловно.
- Какие же мысли занимают ум и сердце Онегина перед поединком? Желает ли он поединка с другом? (Найти ответ в 10 строфе)
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной,
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится: в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений…
Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь.
- Оба наших героя терзаются сомнениями. Что же для Онегина становится причиной участия в дуэли? (Мнение света)
- Какой комментарий этой ситуации дает Пушкин? «Но дико светская вражда боится ложного стыда».
Действительно, ложного стыда. Во всей этой истории читателя не покидает ощущение какого-то абсурда происходящего, чего-то неправильного.
5. Подведение итогов.
- Только ли по вине Онегина и Зарецкого все-таки погибает Ленский? Виновато общественное мнение, навязывавшее людям диктат норм поведения. Основной механизм, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, тем не менее властно управляет его поступками, - боязнь быть смешным или сделаться объектом сплетен.
Четко следовать дуэльному кодексу, который установлен кем-то негласно, или поступить так, как подсказывают сердце и душа? К сожалению, на чаше весов более весомым оказалось мнение света, а не естественные человеческие чувства, которые Онегин испытывал к Ленскому.
Интересно, что в 6 главе автор показывает нам 2 возможных варианта судьбы погибшего в цвете лет поэта.
6. Обобщение.
ВЫВОД 1: Дуэль – защита чести. Главный герой – Евгений Онегин подвергается проверке. Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением “света”. Ленский защищал честь Ольги.
ВЫВОД 2: Дуэль – кульминация романа, в которой проявляются характеры всех героев, переломный момент в их судьбах. Ленский как романтический герой должен был погибнуть, иначе какой бы удел ждал его?
Как автор относится к своим героям?
ВЫВОД 3: В русской литературе тема дуэли является “сквозной”. (Вспомним “Капитанскую дочку”, “Песню про купца Калашникова…”, “Выстрел”). Почему дуэль существовала? Потому что была необходимость защитить честь, других способов не было. Вспомним, что и Пушкин, и Лермонтов тоже погибли на дуэли.
- В случае, если бы Ленский не погиб, какой жизненный путь был бы ему уготовлен? (Строфа 36 и далее) Какой из предсказанных вариантов судьбы Ленского вам кажется более верным? Почему?
Эти размышления и станут вашим домашним заданием.
7. Домашнее задание.
Сочинение-рассуждение (не менее 150 слов): «Какой из вариантов судьбы Ленского мне кажется более верным и почему?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе "Онегин и Ленский"
Данная разработка может быть использована при изучении романа Пушкина А.С. "Евгений Онегин". Она включает в себя конспект и презентацию к уроку....
История одной дуэли. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского.
Урок литературы в 9 классе. А.С. Пушкин "Евгений Онегин". Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского.Отдельными файлами публикуются презентация для интерактивной доски и аудиофрагменты....
Презентация к уроку "История одной дуэли. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского".
Презентация к уроку литературы в 9 классе по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". История одной дуэли. Сравнительная характеристика Онегина и Ленского....
Образы Онегина и Ленского в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Презентация по теме "Образы Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"...
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». 6 глава. Урок «Психологизм А.С.Пушкина в изображении дуэли Онегина и Ленского. Скрытые мотивы и истинные причины. Последствия дуэли».
Разработка данного урока, на мой взгляд, была удачной благодаря необычному для учеников подходу к проблеме. Мы вообразили себя Шерлоками и вели расследование. И хотя во всем остальном урок остался обы...
Разработка урока по литературе в 9 классе по теме "Онегин и Ленский" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Тема урока: "Онегин и Ленский"...
Онегин и Ленский в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Онегин и Ленский – друзья. На чём основана их дружба? (“Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза…”) Автор утверждает, что их дружба от “делать нечего”, от скуки....