Спецификация по литературе (6 класс)
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему
Данная работа позволяет определить уровень сформированности у учащихся 6 класса следующих предметных и метапредметных умений:
- владение литературоведческой терминологией;
- определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);
- извлечение необходимой информации из текста;
- установление причинно-следственных связей;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;
- понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifikatsiya.doc | 332.17 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой диагностической работы по литературе
для учащихся 6-х классов Православной классической гимназии
1.Цель работы: Итоговая работа для обучающихся 6 классов проводится в конце учебного года и предназначена для диагностики индивидуальных достижений учениками 6-х классов планируемых результатов обучения, определения уровня подготовки и качества освоения материала по предмету «Литература» в рамках мониторинга введения ФГОС ООО.
Данная работа позволяет определить уровень сформированности у учащихся 6 класса следующих предметных и метапредметных умений:
- владение литературоведческой терминологией;
- определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);
- извлечение необходимой информации из текста;
- установление причинно-следственных связей;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;
- понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
– Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
– Программа по литературе Православной классической гимназии, составленная на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и Стандарта Православного компонента основного общего образования, утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.07.2011 года.
– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
3. Структура диагностической работы
Работа направлена на проверку знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции, и составлена на основе Программы по литературе Православной классической гимназии, составленной на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и Стандарта Православного компонента основного общего образования, утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.07.2011 года.
Содержание работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (метапредметные и предметные (литература) умения).
В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют освоение основополагающих знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения. Задания повышенного уровня сложности помогают оценить потенциальные возможности обучающегося для успешного продолжения образования. Использование заданий различного уровня сложности позволяет дифференцировать учеников по уровню учебных достижений и оценить качество освоения планируемых результатов на двух уровнях сложности.
Содержание итоговой работы позволяет обеспечить полноту подготовки обучающихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учеников этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов, работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию обучающихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение пятиклассников обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне.
В работу по литературе включено 8 заданий с выбором ответа, 10 заданий с кратким ответом и мини-сочинение.
Итоговая работа по литературе состоит из 4-х частей.
Часть 1 (А1–А7) содержит задания с выбором ответа.
Часть 2 (В1–В5) содержит задания с кратким ответом – анализ фрагмента эпического произведения.
Часть 3 (А8, В6–В10) содержит задания с кратким ответом – анализ лирического произведения.
Часть 4 (С1) представляет собой мини-сочинение по предложенным вопросам.
4. Время выполнения работы
На выполнение всей диагностической работы отводится 60 минут. Предлагается после 40 минут, отведенных на выполнение заданий типа А и В, перед выполнение части 4 сделать перерыв на 10 мин. (в соответствии с рекомендациями СанПиН).
5. Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование
Строгое соблюдение инструкции по проведению диагностической работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Все задания с выбором ответа и с кратким ответом оцениваются в 1 балл. Задание с развернутым ответом С1 оценивается в 4 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 22 балла.
Таблица пересчета первичных баллов в школьные отметки
Первичные баллы | 10 и менее | 11 -15 | 16-19 | 20-22 |
Оценка | 2 (неудовлетвори-тельно) | 3 (удовлетвори-тельно) | 4 (хорошо) | 5 (отлично) |
7. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям
В таблице 1 приведено распределение заданий по темам курса литературы в 6 классе.
Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям
В таблице приведено распределение заданий по темам курса литературы в 6 классе.
Темы курса литературы | Число заданий |
Малые жанры фольклора / Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта / Поговорка как образное выражение. | 1 |
Темы природы, Родины, войны в русской литературе. Образы детства. | 1 |
Литература как искусство словесного образа. Литература и мифология. Литература и фольклор. | 1 |
Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Главные и второстепенные персонажи. Лирический герой. | 3 |
Сюжет и композиция. | 2 |
Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Возвышенное и низменное, трагическое и комическое в литературе. Юмор. Сатира. | 2 |
Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Художественная деталь. Стихотворные размеры. Ритм, рифма. Строфа. | 2 |
Литературные роды и жанры. | 4 |
Древнерусская литература, её жанры и формы, главные герои. | 1 |
Русская литература XIX века. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Нравственные искания героев русской литературы. | 2 |
Итого: | 19 |
В следующей таблице приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.
Планируемые результаты обучения | Число заданий |
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения | 1 |
понимать тематику, проблематику, идею изученных произведений | 1 |
различать стих и прозу как формы художественной речи, знать авторов лирических произведений (в пределах изученного) | 2 |
находить в анализируемом тексте средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение и пр.) | 3 |
различать образ автора и лирического героя в произведении | 1 |
определять пафос произведения (в пределах изученного: героический, комический, трагический) | 1 |
выделять элементы композиции и сюжета | 1 |
различать произведения древнерусской и новой русской литературы | 1 |
различать жанры древнерусской литературы (в пределах изученного) | 1 |
правильно определять родовую природу художественных произведений (в пределах изученного) | 2 |
правильно определять жанровую природу художественных произведений (в пределах изученных жанров) | 3 |
уметь анализировать литературное произведение | 2 |
Итого: | 19 |
Приложение
План итоговой диагностической работы по литературе
для учащихся 6-х классов
Кодификатор контролируемых элементов содержания (КЭС) и планируемых результатов обучения (ПРО) по литературе
№ | Обозначение задания в работе | Код ПРО | Код КЭС | Тип задания | Примерное время на задание, мин. | Макс. балл за задание | |
Часть 1 | |||||||
1 | А1 | 2.6.2 | Сведения по теории и истории фольклора и литературы: 1.1, 1.2, 1.3, 2.0.1, 2.0.2, 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 11.5, 11.6.1, 11.8.1, 11.10.1, 11.12.1, 11.13.1 | ВО | 1 | 1 | |
2 | А2 | 2.6.3 | ВО | 1 | 1 | ||
3 | А3 | 1.1.1 | ВО | 1 | 1 | ||
4 | А4 | 2.6.3, 2.9.3 | ВО | 1 | 1 | ||
5 | А5 | 2.9.3 | ВО | 1 | 1 | ||
6 | А6 | 2.6.1 | ВО | 1 | 1 | ||
7 | А7 | 2.1.8 | ВО | 2 | 1 | ||
Часть 2 | |||||||
8 | В1 | 2.9.3 | эпические произведения: 4.1.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.4.2.1, 4.5.3.1 | КО | 2 | 1 | |
9 | В2 | 2.6.3 | КО | 2 | 1 | ||
10 | В3 | 2.9.3 | КО | 2 | 1 | ||
11 | В4 | 2.1.7, 2.9.3 | КО | 3 | 1 | ||
12 | В5 | 2.1.2, 2.4.1 | КО | 3 | 1 | ||
Часть 3 | |||||||
13 | А8 | 2.1.1, 2.1.2 | лирические произведения: 3.01, 4.4.1, 4.5.1, 5.11, 5.2.1, 5.4.1, 6.1.1.1,6.7.1, 11.7.1 | ВО | 2 | 1 | |
14 | В6 | 2.9.3 | КО | 3 | 1 | ||
15 | В7 | 2.9.3 | КО | 3 | 1 | ||
16 | В8 | 2.1.5 | КО | 4 | 1 | ||
17 | В9 | 2.9.3 | КО | 4 | 1 | ||
18 | В10 | 2.1.5 | КО | 4 | 1 | ||
Часть 4 | |||||||
19 | С1 | 2.3.1, 2.7.1 | мини-сочинение | РО | 20 | 4 | |
ИТОГО: | ВО-8 КО-10 РО-1 | 60 | 22 балла |
Диагностическая работа по литературе для учащихся 6 классов
Часть 1
Для заданий А1 – А8 обведите номер правильного ответа. |
А1. Что из перечисленного ниже не является родом литературы?
- эпос
- фантастика
- лирика
- драма
А2. Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
- ода
- элегия
- баллада
- поэма
А3. «Несмотря на то, что большая часть народных <…> посвящена простейшим и привычным предметам домашнего обихода, а также домашним животным и природным явлениям, они раскрывают поэтическую сторону в этих предметах и явлениях, открывая полный простор для творческой фантазии народа. Для многих <…> характерна иносказательная или метафорическая природа построения».
О каком жанре фольклора идёт речь в приведённом отрывке?
- прибаутка
- поговорка
- считалка
- загадка
А4. Назовите жанр произведения А.И.Куприна «Чудесный доктор»:
- рассказ
- очерк
- повесть
- предание
А5. Назовите жанры древнерусской литературы:
1) Патерик, житие, летопись
2) Ода, поэма, баллада
3) Повесть, роман, рассказ
4) Трагедия, дама, комедия
А6. Назовите имя русского баснописца:
- М.В.Ломоносов
- В.А.Жуковский
- И.И.Дмитриев
- А.П.Платонов
А7. Что из перечисленного ниже не является элементом сюжета художественного произведения?
- завязка
- кульминация
- абзац
- эпилог
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5. |
<…>Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съёживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от Тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
B1. Напишите фамилию автора произведения, из которого взят этот отрывок.
Ответ__________________________________________________
В2. Назовите жанр произведения, из которого взят этот отрывок.
Ответ___________________________________________________
В3. Как называется обмен репликами между персонажами?
Ответ___________________________________________________
В4. Определите одним словом, как называется использованный автором прием комического представления социальных явлений.
Ответ___________________________________________________
В5. Выпишите существительное, обозначающее причину поведения Тонкого в этом отрывке.
Ответ_____________________________________________________
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания А8, В6 – В10. |
УТЁС
1) Ночевала тучка золотая
2) На груди утёса-великана;
3) Утром в путь она умчалась рано,
4) По лазури весело играя;
5) Но остался влажный след в морщине
6) Старого утёса. Одиноко
7) Он стоит, задумался глубоко,
8) И тихонько плачет он в пустыне.
1841
А8. О чём это стихотворение? Обведите номер варианта ответа, который
не может быть верным для данного вопроса.
- о любви
- о смерти
- о счастье
- об одиночестве
В6. Напишите фамилию автора этого стихотворения.
Ответ_________________________________________
В7. Определите размер этого стихотворения. Ответ запишите одним словом, без указания количества стоп.
Ответ_________________________________________
В8. Выпишите из текста олицетворения в порядке их следования в тексте, через запятую без пробела.
Ответ__________________________________________
В9. Отметьте строки, в которых видны несовпадения ритмических и стихотворных пауз.
Запишите их номера через запятую без пробела.
Ответ__________________________________________
В10. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («тучка золотая», «влажный след»)? Ответ запишите в форме множественного числа.
Ответ__________________________________________
Часть 4
С1. Какие произведения, в которых центральной является тема детства, вам известны? Назовите их. Какие из них вы читали? Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению.
Напишите об этом небольшое сочинение (10–15 предложений) на отдельном подписанном листе.
Система оценивания результатов выполнения
диагностической работы. 6 класс
Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Оно оценивается в 1 балл. Задание с развернутым ответом оценивается экспертом (учителем) в соответствии с критериями оценивания.
Ответы на задания А1-А8
№ задания | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 |
Ответ | 2 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 |
Ответы на задания В1-В10
№ задания | Образец ответа |
В1 | Чехов |
В2 | рассказ |
В3 | диалог |
В4 | сатира |
В5 | чинопочитание |
В6 | Лермонтов |
В7 | хорей |
В8 | задумался, плачет |
В9 | 5,6 |
В10 | эпитеты |
Критерии оценивания для задания С1 | Баллы |
Дан развернутый ответ в объёме не менее 10 предложений, речевых и фактических ошибок нет | 4 |
Ответ дан, но неполно / текст содержит 1–2 речевые и/или фактические ошибки | 3 |
Ответ дан, но неполно, фрагментарно / текст содержит 3 – 4 речевые и/или фактические ошибки / смысл высказывания затемнен / менее 10 предложений | 2 |
Ответ дан в нескольких словах, не составляющих законченного предложения; имеется 5 или более речевых ошибок, затрудняющих понимание написанного | 1 |
Ответа нет / не соотносится с вопросом | 0 |
Таблица пересчета первичных баллов в школьные отметки
Образовательная организация может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся.
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 22-19 | 18-15 | 14-11 | 10 и менее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спецификация итогового контроля 10 класс
Контроль разработан для средней школы при обучении англ. языку 3 урока в неделю. Базовый учебник " New Millennium English"...
Входной, промежуточный, итоговый контроль с кодификатором и спецификацией по биологии 9 класс.
Приведены тексты контрольных работ по биологии 9 класс (2 варианта) с кодификатором и спецификацией, рассчитанных на 45 минут....
Спецификация входного контроля 8 класс по геометрии
Спецификация теста по геометрии 8 класс, учебник "Геометрия 7-9" Л.С.Атанасян....
Спецификация промежуточной аттестации 8 класс по алгебре за 1 полугодие
Учебник под редакцией А.Г.Мордковича...
спецификация по истории 8 класс
Назначение спецификации – оценить уровень подготовки учащихся 8 класса по истории. КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результа...
Спецификация КИМов 7-8 класс.Английский язык
Спецификация контрольных работ поможет учителю объективно оценить работу и в то же время облегчить себе работу. На основе спецификаций легко написать анализ и сделать вывод. Используя спецификац...
Спецификации и КИМы по классам
Назначение работы - оценить уровень освоения программы по физической культуре за 2023-2024 учебный год Документы, определяющие нормативно-правовую базу рубежного контроляСодержа...