Критика о драме А.Н. Островского "Гроза"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хранительница очага, ты разрушаешь очаг, Синий огонь кипит в отчаянных очах. Воительница в любви, что драма тебе, что срам? И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм. П. Вегин
Вопрос о жанре Пьеса «Гроза» - драма или трагедия? Определение трагедии: «…особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием»
«Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В.Г.Белинский». «Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель).
«Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно – исторического развития» (Литературоведческий словарь) Изменение исходной позиции в конце трагедии.
В пьесе «Гроза»: Напряженный, трагически заостренный конфликт приводит к гибели героини. Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии. Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» - пробуждающаяся личность. Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом – все стало иным.
Драма «Гроза» Героиня пьесы Катерина из патриархальной мещанской среды. Большое внимание в пьесе уделено бытовой стороне жизни.
КРИТИКИ О «ГРОЗЕ» Н.ДОБРОЛЮБОВ «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» 1860г. Д.ПИСАРЕВ «МОТИВЫ РУССКОЙ ДРАМЫ» 1864г. А.ГРИГОРЬЕВ «ПОСЛЕ «ГРОЗЫ» ОСТРОВСКОГО» 1860г.
ЦИТАТНЫЙ ПЛАН К СТАТЬЕ Н.ДОБРОЛЮБОВА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» «ОСТРОВСКИЙ ОБЛАДАЕТ ГЛУБОКИМ ПОНИМАНИЕМ РУССКОЙ ЖИЗНИ.» «ОН ЗАХВАТИЛ ТАКИЕ ОБЩИЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ , КОТОРЫМИ ПРОНИКНУТО ВСЕ РУССКОЕ ОБЩЕСТВО.» «ПРОИЗВОЛ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ , И НЕДОСТАТОК СОЗНАНИЯ ПРАВ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ .С ДРУГОЙ,- ВОТ ОСНОВАНИЯ,НА КОТОРЫХ ДЕРЖИТСЯ ВСЕ БЕЗОБРАЗИЕ ВЗАИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ» «ПОМИМО ИХ, НЕ СПРОСЯСЬ ИХ, ВЫРОСЛА ДРУГАЯ ЖИЗНЬ,С ДРУГИМИ НАЧАЛАМИ , И ХОТЯ ДАЛЕКО ОНА, ЕЩЕ НЕ ВИДНА ХОРОШЕНЬКО, НО УЖЕ ДАЕТ СЕБЯ ПРЕДЧУВСТВОВАТЬ И ПОСЫЛАЕТ НЕХОРОШИЕ ВИДЕНИЯ ТЕМНОМУ ПРОИЗВОЛУ САМОДУРОВ»
ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ «ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ…СОСТАВЛЯЕТ ШАГ ВПЕРЕД ВО ВСЕЙ НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ». «РУССКИЙ СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В «ГРОЗЕ» ПОРАЖАЕТ НАС СВОЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ ВСЯКИМ САМОДУРНЫМ НАЧАЛАМ». «РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ХАРАКТЕР, ДЕЙСТВУЮЩИЙ В СРЕДЕ ДИКИХ И КАБАНОВЫХ, ЯВЛЯЕТСЯ У ОСТРОВСКОГО В ЖЕНСКОМ ТИПЕ…САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ БЫВАЕТ ТОТ, КОТОРЫЙ ПОДНИМАЕТСЯ…ИЗ ГРУДИ САМЫХ СЛАБЫХ И ТЕРПЕЛИВЫХ» «ГРУСТНО, ГОРЬКО ТАКОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ…В ТОМ-ТО И СИЛА ЕЕ ХАРАКТЕРА ,ОТТОГО-ТО «ГРОЗА» И ПРОИЗВОДИТ НА НАС ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОСВЕЖАЮЩЕЕ» «КОНЕЦ ЭТОТ КАЖЕТСЯ НАМ ОТРАДНЫМ…В НЕМ ДАН СТРАШНЫЙ ВЫЗОВ САМОДУРНОЙ СИЛЕ»
ВЗГЛЯДЫ Д.ПИСАРЕВА – ЭТО ПОЛЕМИКА С ДОБРОЛЮБОВЫМ. «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева. «Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью. Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства. Оценка самоубийства как действия неожиданного.
Взгляды А.Григорьева Народность – главное в творчестве Островского. Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.
Пьеса «Гроза» на сцене Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка – это своя трактовка свой взгляд, своя интерпретация Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах драму «Гроза»,и это говорит о ее жизненности, и о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по литературе: «Румяный критик мой…»
Проект: «Румяный критик мой…» Ответ на критику в адрес произведений А. С. Пушкина Цель проекта: написание собст...
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Пирамида "Критика" О.К.Громовой.
Опроа для создания отзыва о книге. Технология РКМЧП....
Рецензия как разновидность письменной критики (урок в 10-11 кл.)
Разработка представляет собой комплекс заданий для практического урока, на котором учащиеся продуцируют критический текст - рецензию....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»
В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...
Методическая разработка урока литературы в 6 класс «Драмы взрослых и драмы детей» (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять поднимать эту тему? Очевидно, писателю есть что сказать, добавить что-то очень важное, сокровенное.Что? Вот в этом мы и попробу...
Драма А.Н. Островского «Гроза» в литературной критике
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Драма А.Н. Островского "Гроза" в литературной критике"...