Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit_8_klass_2015-2016.docx67.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени И. И. Куимова»

           Рассмотрено                                                          Утверждено

на методическом объединении        Приказом директора школы

      Протокол от ____№_____        от ____________ № ____

Рабочая  программа

по  учебному предмету «Литература»

для 8 класса по программе

под редакцией Г.И. Беленького 

                                                                   

                                                 

        Разработчик программы Литвинова Светлана Евгеньевна                                                                                                                                                                                          должность ____ _______учитель_________

                                                     педагогический стаж___21 год________

                                                     квалификационная __категория первая__

 

                                                         

2015  -  2016  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта   общего образования на основе:

  • Программы для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 5-е изд., испр.. и доп.  – М.: Мнемозина, 2011. – 110с.,
  • Примерных программ по учебным предметам. Литература. 5 – 9классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения);
  • «Литература.  8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в  двух частях»/ под редакцией Г.И. Беленького - М.: «Мнемозина», 2012г.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

Учебный предмет «Литература» тесно связан с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Целью обучения в VIII классе является создание условий для получения следующих знаний:

  • понятия, связанные с общими свойствами литературы: художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;
  • понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, взаимосвязь героев и событий, средства изображения героя (портрет, речь, авторская характеристика, поступки);
  •  роль пейзажа и интерьера, изобразительно-выразительные средства языка и их функциональная роль в произведении, особенности стихотворной речи;
  • понятия о родах и жанрах литературы.

Задачи: создать условия для выработки у учащихся следующих умений   и   навыков:

  • характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выразительно читать, в частности наизусть, изученные произведения и их фрагменты;
  • давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о поступках литературного героя, о той или иной нравственной проблеме, затронутой в произведении);
  • пересказывать короткие произведения с сохранением их стиля;
  • выражать личностное отношение к изображенному;
  • писать сочинения на доступную литературную или свободную тему;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям;
  • пользоваться аппаратом книги и доступной справочно-библиографической литературой (словарями).

В рабочую программу включены  все произведения для изучения и все произведения для чтения и бесед, предусмотренные программой под редакцией Г.И. Беленького. В то же время  рабочая программа не предусматривает произведения М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.Т. Твардовского для самостоятельного чтения учащихся, рекомендованные для этих целей программой под редакцией Г.И. Беленького, поскольку они не содержатся в Федеральном государственном стандарте общего образования по литературе.

Кроме того, рабочей программой в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования по литературе предусмотрено изучение лирики Н.М. Рубцова, хотя в программе под редакцией Г.И. Беленького этого нет.

В остальном рабочая программа соответствует программе под редакцией Г.И. Беленького.

Рабочая программа «Литература» для учащихся VIII класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;  поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

I. Устное народное творчество. Народные песни

Исторические песни

Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила да меня матушка...», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца».

Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море — священный Байкал...» Д. П. Давыдова, «Среди долины ровныя...» А. Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И. И. Козлова, «Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек...» А. А. Дельвига).

К. Г. Паустовский. «Колотый сахар»; В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»; Б. Ш. Окуджава. «Песенка», «По Смоленской дороге».

II. Русская старина

А. Н. ТОЛСТОЙ.  Земля «оттич и дедич».

Житийный жанр в древнерусской литературе.

 «Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский — подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума — первое автобиографическое произведение в русской литературе.

Для самостоятельного чтения

«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык).

Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемякин».

«Повесть о Петре и Февронии».

III. Литература XIX века

А. С. ПУШКИН. Пушкин-прозаик.

 «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.

Для самостоятельного чтения

А. С. Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М. И. Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Певец Родины и свободы.

 «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

«Мцыри». «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В. Г. Белинский). Особенности построения поэмы.

Для самостоятельного чтения

М.Ю. Лермонтов  «Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Боярин Орша».

Н. В. ГОГОЛЬ. Сатира в творчестве Гоголя.

 «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и кино.

Драматические произведения, комедия; сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения 

Н.В. Гоголь «Женитьба».

И. С. ТУРГЕНЕВ. Особенности прозы писателя.

 «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Для самостоятельного чтения

И.С. Тургенев «Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Писатель как поборник суровой правды жизни.

 «После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.

Для самостоятельного чтения

 Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат», «За что?», «Люцерн».

IV. Литература конца XIX — начала XX века

В. Г. КОРОЛЕНКО. Гуманизм писателя.

 «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины.

«Огоньки» — поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения 

В.Г. Короленко «Мгновение».

И. А. БУНИН. Сведения о жизни писателя.

«Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...», «Густой зеленый ельник у дороги...», «Родине», «Слово».

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

Для самостоятельного чтения

И.А. Бунин «Птицы небесные», «Крик» и другие рассказы.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ — убежденный защитник идеи активного отношения к жизни.

 «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

«Челкаш»

 Для самостоятельного чтения

Произведения М. Горького из цикла «Сказки об Италии», «Ma-аленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти».

                  IV. Литература XX века

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Сведения о жизни поэта.

 «Я воспитан природой суровой...», «Журавли», «Одинокий дуб», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться...».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта.

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. Лиризм прозы писателя.

 «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения

К.Г. Паустовский «Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и другие произведения.

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. Сведения о жизни поэта.

 «Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»).

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

Образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе.

Для самостоятельного чтения

А. Т. Твардовский «Василий Теркин» (полный текст поэмы), «Я убит под Ржевом...», «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война...», «О Родине», «Жестокая память» и другие стихотворения;

Ч. Айтматов «Ранние журавли».

В. М. ШУКШИН. Сведения о жизни писателя.

 «Дядя Ермолай».

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Для самостоятельного чтения

В.М. Шукшин «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы.

Н. М. РУБЦОВ. Сведения о жизни поэта.

 «Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога», «Журавли», «Посвящение другу», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

Для самостоятельного чтения

Н.М. Рубцов «Во время грозы», «Жеребенок» и другие стихотворения.

V. Из зарубежной литературы

Литература эпохи Возрождения

У. ШЕКСПИР. Сведения о жизни драматурга.

 «Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Трагедия как жанр драматургии.

М. ДЕ СЕРВАНТЕС. Сведения о жизни писателя.

 «Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот — неумирающий образ мировой литературы.

П. МЕРИМЕ. Сведения о жизни писателя. 

Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А. С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

«Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А. С. Пушкина «Конь».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема раздела

Кол-во часов

Развитие речи

Вн. чтение

К/работы

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

Народные песни

Исторические песни

Лирические песни

4

1

3

 Русская старина 

Житие

4

1

4

Литература XIX века

А. С. Пушкин.

М.Ю. Лермонтов  

Н.В. Гоголь

И.С. Тургенев

Л.Н. Толстой

30

1

1

1

1

1

1

5

Литература конца XIX – начала ХХ века

В.Г. Короленко

И.А. Бунин

М. Горький

10

1

1

6

Литература ХХ века

Н. А. Заболоцкий

К.Г. Паустовский

А. Т. Твардовский

В.М. Шукшин

Н.М. Рубцов

14

1

1

1

1

7

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

М. де Сервантес

П. Мериме

5

1

Итого

68

5

5

5

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела, темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Введение. Литература как искусство слова.  Художественный образ

1

Фольклор. Народные песни (4 часа)

2

Исторические песни

1

3

Лирические песни

1

4

К.Г. Паустовский. «Колотый сахар»

5

Вн.чт. Авторская  песня

1

Древнерусская литература (4 часа)

6

А.Н. Толстой. «Земля оттич и дедич».  Повесть о Петре и Февронии Муромских

1

7

Житие Сергия Радонежского

1

8

Житие протопопа Аввакума

1

9

Контрольная работа по теме «Фольклор. Древнерусская литература»

1

Русская литература XIX века (30 часов)

10

А.С. Пушкин-прозаик.  Историческая основа повести "Капитанская дочка"

1

11

«Я рос недорослем». Формирование характера и взглядов Петруши Гринёва (1-2 главы)

1

12

Гринёв и Швабрин. Проблема чести и достоинства (3-5 главы)

1

13

Падение Белогорской крепости. Вождь народного восстания. Образ Пугачёва (6-7 главы)  

1

14

Изображение народной войны и её вождя (8-12 главы)

1

15

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода

1

16

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне

1

17

РР  Обучающее сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

18

Контрольная работа по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

19

Вн.чт.  А.С. Пушкин. «Повести Белкина»; М.И. Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

1

20

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта

1

21

Тюрьма в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед»

1

22

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция

1

23

Образ Мцыри в поэме

1

24

Своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». «Мцыри как романтическая поэма»

1

25

РР Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

1

26

Н.В. Гоголь-писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор». Жизненная основа "Ревизора"

1

27

Город N  в комедии «Ревизор».  Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии (2-3 действия)

1

28

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

1

29

 Чиновники на приёме у ревизора. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия (4 действие)

1

30

Финал комедии, его идейно-композиционное значение

1

31

Контрольная работа по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

32

И.С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася»

1

33

«Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя

1

34

Характеристика героев повести И.С. Тургенева «Ася». Анализ эпизода. Роль XVI главы в повести И.С. Тургенева «Ася»

1

35

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя

1

36

Л.Н. Толстой. Личность и судьба писателя

1

37

Л.Н. Толстой «После бала». Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа

1

38

Л.Н. Толстой «После бала». Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг

1

39

РР Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

1

Русская литература XIX – начала XX века (10 часов)

40

Этапы жизненного пути В.Г. Короленко. История создания очерка «Парадокс». Гуманизм писателя

1

41

Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс»

1

42

Жанровое своеобразие лирической миниатюры В.Г.Короленко «Огоньки». Тема веры в светлые стороны жизни

1

43

Вн.чт.   В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

1

44

И.А. Бунин «Сверчок». Трагедия и самоотверженность человека. Лирика

1

45

Романтизм М. Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение.

1

46

Герои и их судьбы в рассказе М. Горького «Челкаш»

1

47

М. Горький. «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Роль пейзажа в произведении.

1

48

М. Горький. «Песня о Соколе». В чём смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе».

1

49

Контрольная работа по творчеству писателей начала XX века

1

Литература XX века (14 часов)

50

Одухотворённость природы в лирике  Н. Заболоцкого. Сопоставительный анализ стихотворений

(А. Ахматова «Памяти друга», Б. Пастернак «Март» и Н. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой»)

1

51

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма». Авторская позиция. История создания рассказа, его композиция.

1

52

К.Г. Паустовский. Смысл названия рассказа «Телеграмма».  Проблема истинной человечности

1

53

Вн.чт. К.Г. Паустовский. «Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек».

1

54

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество поэта.  Поэма «Василий Тёркин». История создания,  композиция.

1

55

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».  Идейно-художественное своеобразие поэмы. (Главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?»)

1

56

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Герой и автор. (Главы «Смерть и воин», «От автора»)

1

57

РР Сочинение по поэме А.Т. Твардовского  «Василий Тёркин».

1

58

В.М. Шукшин. Жизнь и творчество писателя. «Микроскоп». Человек с «чудинкой» у Шукшина

1

59

В.М. Шукшин «Солнце, старик и девушка»

1

60

Вн.чт. Своеобразие рассказов В.М.Шукшина.

1

61

Н. Рубцов. Лирика 

1

62

Своеобразие поэзии Н. Рубцова

1

63

Контрольная работа по творчеству писателей XX века

1

Литература эпохи Возрождения (5 часов)

64

У. Шекспир.  Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт чистого сердца и предрассудков

1

65

М.  де Сервантес   «Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой.

1

66

П. Мериме. «Черногорцы», «Конь Фомы II»

1

67

РР Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении

1

68

Подведение итогов учебного года, обсуждение списка книг для летнего чтения.

1

Примечание. В  примерной программе основного общего образования по литературе сказано: «Обязательным при составлении авторских программ и тематического планирования является выделение часов на развитие речи в VII-VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения). В связи с этим в календарно-тематический план внесено 4 аудиторных сочинения и одно домашнее.

В требованиях к уровню подготовки выпускников (примерная программа основного общего образования по литературе) сказано: «В результате изучения литературы ученик должен уметь писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях». В связи с этим в календарно-тематический план внесён 1 отзыв о самостоятельно прочитанных произведениях.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа

Проверочная работа

Контрольная работа

Тест

Сочинение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Программа для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 5-е изд., испр. и доп.  – М.: Мнемозина, 2011. – 110с.,
  • Литература.  8  класс: учебник для общеобразовательных учреждений в  двух частях»/ под редакцией Г.И. Беленького - М.: Мнемозина, 2012г.
  • Беленький Г.И. Методические советы к учебнику для 8 кл. Литература. Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.
  • Н.В. Егорова Поурочные разработки 8 класс. -  М.: Вако, 2007.
  • Волков С.В.. Я иду на урок. Книга для учителя. Литература 8 класс. – М., «Первое сентября», 2009
  • Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс – М., «ВАКО», 2008
  • Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2002
  • Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), поурочное   планирование, методические рекомендации по использованию набора ЦОР   к учебнику «Литература. 8 класс» размещён на сайте school-collection.edu.ru 

Электронные ресурсы

  1. http://school.edu.ru – Российский образовательный портал.
  2. http://lit.1september.ru  - Сайт газеты "Первое сентября. Литература" /методические материалы/.
  3. http://it-n.ru  – Сеть творческих учителей.
  4. http://www.lib.ru  - Электронная библиотека.
  5. www.litera.ru/stixiya  - Электронные тексты литературных произведений (поэзия).
  6. http://www.chtenie-21.ru  – Сайт «Чтение - 21 век».
  7. http://schoollibrary.ioso.ru  - Школьная библиотека.
  8. http://school-collection.edu.ru  - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....