Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit_7_klass.docx50.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижнеудинск»

           Рассмотрено                                                          Утверждено

на методическом объединении        Приказом директора школы

      Протокол от ____№_____        от ____________ № ____

Рабочая  программа

по  учебному предмету «Литература»

для 7 класса по программе

под редакцией Г.И. Беленького 

                                                                   

                                                 

        Разработчик программы Литвинова Светлана Евгеньевна                                                                                                                                                                                          должность ____  _______учитель_________

                                                     педагогический стаж___20 лет_________

                                                     квалификационная категория__первая___

 

                                                         

2014  -  2015  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта   общего образования на основе:

  • Программы для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с.,
  • Примерных программ по учебным предметам. Литература. 5 – 9классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения);
  • «Литература.  9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в  двух частях»/ под редакцией Г.И. Беленького - М.: «Мнемозина», 2008г.

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 7 классе являются:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
  • воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

 Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии,словари.
        Главной задачей изучения литературы в 7 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патриотических чувств школьников.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 70 часов (2 часа в неделю).

Обоснованность программы

В Программе для  общеобразовательных учреждений «Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд. – Мнемозина, 2009»  на изучение литературы в 7 классе отведено 68 часов, а в рабочей программе – 70 часов, так как в базисном учебном плане на изучение литературы в 5 классе отводится 2 часа в неделю, а в учебном году 35 рабочих недель.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;  
  •  писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы

Кол-во часов

Развитие речи

Вн.чтение

1.

Введение. Путешествие без расстояний

2

2.

«Минувшее проходит предо мною…»

16

М. Ю. Лермонтов

3

А. К. Толстой

1

Н. В. Гоголь

5

1

А. С. Пушкин

3

Н. С. Лесков

1

И.С. Никитин

1

1

3.

«Художник – голос своей эпохи»

15

И.С. Тургенев

3

Н.А. Некрасов

3

1

М.Е. Салтыков-Щедрин

2

1

1

А.П. Чехов

3

1

4.

Страницы поэзии. Запечатлённые мгновения

3

Ф.И. Тютчев

1

А.А. Фет

1

Я.П. Полонский

1

5.

«Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!»

13

Л. Н. Толстой

4

Ф. М. Достоевский

2

М. Горький

5

1

В. А. Солоухин

1

6.

Содружество искусств

3

К. Г. Паустовский

2

А. Блок, К. Д. Бальмонт, К. М. Фофанов

1

7.

Перекличка эпох

6

Ж.Б. Мольер

3

И.А. Крылов

3

8.

В мире фантастики и приключений. Тема будущего

8

А. де Сент-Экзюпери

4

Р. Брэдбери

2

1

1

9.

Резервные уроки

3

1

Количество часов в неделю

2

Общее количество учебных недель

35

Итого общее количество часов за год

70

5

6

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа

Проверочная работа

Контрольная работа

Тест

Сочинение

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела, темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1 четверть

Введение. Путешествие без расстояний -  2ч.

1-2.

Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и жанры литературы.

2

Писатели о прошлом нашей родины. «Минувшее проходит предо мною…» - 16 ч.

3.

М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта. «Песня про купца Калашникова…» Картины быта XVI века.

1

 4.

«Песня про купца Калашникова…»: Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иван Грозным.

1

5.

Поэма Лермонтова и фольклор. Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

1

6.

А. К. Толстой «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.

1

7.

Н. В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

1

8.

 «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи.

1

9.  

«Тарас Бульба». Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных  характеров.

1

10.

«Тарас Бульба». Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Понятие о литературном характере.

1

11.

«Тарас Бульба». Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

1

12.

Сочинение №1 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

13.

А. С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта. «Полтава». Историческая основа поэмы. Поэма как жанр.

1

14.  

«Полтава». Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев.

1

15.

«Полтава». Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев. Роль Мазепы.

1

16.

Н. С. Лесков. «Человек на часах». Постников – лесковский герой-праведник. Проблема чувства и долга.

1

17.

Вн.чтение  Н.С.Лесков «Левша»

1

18.

И.С. Никитин «Русь»

1

2 четверть

Писатели о своей современности. «Художник – голос своей эпохи»  - 15 часов

19.

И.С. Тургенев «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей.

1

20.

И.С. Тургенев «Бирюк». Сложность и противоречивость натуры Бирюка. Значение художественных деталей.

1

21.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе

1

22.

Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.

1

23.

Гнетущие картины подневольного труда в стихотворении Некрасова «Железная дорога».

1

24.

«Долюшка женская» в лирике Н. А. Некрасова.

1

25.

Вн.чтение Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

1

26.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию мужика.

1

27.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Условность, заостренная форма повествования. Сатира. Гротеск.

1

28.

Вн.чтение  М.Е. Салтыков – Щедрин «Дикий помещик»

1

29.

Сочинение  №2 по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

30.

А.П. Чехов. Умение видеть в обыденном смешное и грустное. «На мельнице».

1

31.

А.П. Чехов «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе.

1

32.

 А.П. Чехов «Хамелеон». Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

1

33.

Вн.чтение  А.П. Чехов. Рассказы.

1

3 четверть

Страницы поэзии. Запечатлённые мгновения – 3 часа

34.

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»

1

35.

А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза».

1

36.

Я.П. Полонский. Стихотворения.

1

Тема становления личности. «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!» – 13 часов

37.

Л. Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека.

1

38.  

Л. Н. Толстой «Детство». Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева.

1

39.

Л. Н. Толстой «Отрочество». Нравственный рост Николеньки Иртеньева.

1

40.

Л. Н. Толстой «Отрочество». Особенности построения повести.

1

41.

Ф. М. Достоевский. Сведения о жизни писателя.   «Мальчики». Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке.

1

42.  

Ф. М. Достоевский.  «Мальчики». Осуждение в Коле Красоткине самомнения и самолюбования.

1

43.

Максим Горький. Сведения о жизни писателя. «Детство». Автобиографическая основа повести.

1

44.

Максим Горький  «Детство». Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».

1

45.

«Детство».  «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького.

1

46.

М. Горький «Детство». Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров.

1

47.

Максим Горький  «Детство». Вера писателя в творческие силы народа.

1

48.

Сочинение №3 по произведениям изученного раздела.

1

49.

Вн.чтение  В. А. Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки».

1

 Содружество искусств -   3 часа

50.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

51.  

К. Г. Паустовский «Исаак Ильич Левитан».

1

52.

Стихи русских поэтов об искусстве: А. Блок, К. Д. Бальмонт, К. М. Фофанов.

1

4 четверть

Перекличка эпох  –  6 часов

53.

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

1

54.

Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии.

1

55.

Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии.

1

56.

И.А. Крылов–драматург.  «Урок дочкам». Обзор содержания комедии.

1

57.

И.А. Крылов  «Урок дочкам». Комедия как литературный жанр.

1

58.

Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.

1

Фантастика. Тема будущего – 8 часов

59.

А. де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.

1

60.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй.

1

61.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Истинные и мнимые ценности.

1

62.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Смысл афоризмов  в сказке.

1

63.

Р. Брэдбери. Сведения о жизни. «Каникулы».

1

64.

Р. Брэдбери  «Земляничное окошко».

1

65.

Сочинение №4 по произведениям изученного раздела

1

66.

Вн.чтение  В мире современной детской фантастики.

1

67.

Р/Р «Книга, о которой я хочу рассказать»

1

68-70.

Резервные уроки

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Программа для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с.,
  •  «Литература.  7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в  двух частях»/ под редакцией Г.И.Беленького - М.: Мнемозина, 2004г.
  • Золотарёва И.В., Аникина С.М.  Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
  • Егорова  Н.В. Поурочные разработки 7 класс. -  М.: Вако, 2007.

  • Коровина В.Я. Читаем. Думаем. Спорим…: Вопросы, задания по литературе: учеб. пособие. 7 класс. – М.: Просвещение, 1998.
  • Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / сост. Е.Н. Зубова. – М.: ВАКО, 2011.
  • Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....