Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижнеудинск»
Рассмотрено Утверждено
на методическом объединении Приказом директора школы
Протокол от ____№_____ от ____________ № ____
Рабочая программа
по учебному предмету «Литература»
для 7 класса по программе
под редакцией Г.И. Беленького
Разработчик программы Литвинова Светлана Евгеньевна должность ____ _______учитель_________
педагогический стаж___20 лет_________
квалификационная категория__первая___
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с.,
- Примерных программ по учебным предметам. Литература. 5 – 9классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения);
- «Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях»/ под редакцией Г.И. Беленького - М.: «Мнемозина», 2008г.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 7 классе являются:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии,словари.
Главной задачей изучения литературы в 7 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патриотических чувств школьников.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 70 часов (2 часа в неделю).
В Программе для общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд. – Мнемозина, 2009» на изучение литературы в 7 классе отведено 68 часов, а в рабочей программе – 70 часов, так как в базисном учебном плане на изучение литературы в 5 классе отводится 2 часа в неделю, а в учебном году 35 рабочих недель.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; - наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
- выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы | Кол-во часов | Развитие речи | Вн.чтение |
1. | Введение. Путешествие без расстояний | 2 | ||
2. | «Минувшее проходит предо мною…» | 16 | ||
М. Ю. Лермонтов | 3 | |||
А. К. Толстой | 1 | |||
Н. В. Гоголь | 5 | 1 | ||
А. С. Пушкин | 3 | |||
Н. С. Лесков | 1 | |||
И.С. Никитин | 1 | 1 | ||
3. | «Художник – голос своей эпохи» | 15 | ||
И.С. Тургенев | 3 | |||
Н.А. Некрасов | 3 | 1 | ||
М.Е. Салтыков-Щедрин | 2 | 1 | 1 | |
А.П. Чехов | 3 | 1 | ||
4. | Страницы поэзии. Запечатлённые мгновения | 3 | ||
Ф.И. Тютчев | 1 | |||
А.А. Фет | 1 | |||
Я.П. Полонский | 1 | |||
5. | «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!» | 13 | ||
Л. Н. Толстой | 4 | |||
Ф. М. Достоевский | 2 | |||
М. Горький | 5 | 1 | ||
В. А. Солоухин | 1 | |||
6. | Содружество искусств | 3 | ||
К. Г. Паустовский | 2 | |||
А. Блок, К. Д. Бальмонт, К. М. Фофанов | 1 | |||
7. | Перекличка эпох | 6 | ||
Ж.Б. Мольер | 3 | |||
И.А. Крылов | 3 | |||
8. | В мире фантастики и приключений. Тема будущего | 8 | ||
А. де Сент-Экзюпери | 4 | |||
Р. Брэдбери | 2 | 1 | 1 | |
9. | Резервные уроки | 3 | 1 | |
Количество часов в неделю | 2 | |||
Общее количество учебных недель | 35 | |||
Итого общее количество часов за год | 70 | 5 | 6 | |
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Четверть Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
количество | |||||
Самостоятельная работа | |||||
Проверочная работа | |||||
Контрольная работа | |||||
Тест | |||||
Сочинение |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 четверть | ||||
Введение. Путешествие без расстояний - 2ч. | ||||
1-2. | Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и жанры литературы. | 2 | ||
Писатели о прошлом нашей родины. «Минувшее проходит предо мною…» - 16 ч. | ||||
3. | М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта. «Песня про купца Калашникова…» Картины быта XVI века. | 1 | ||
4. | «Песня про купца Калашникова…»: Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иван Грозным. | 1 | ||
5. | Поэма Лермонтова и фольклор. Композиция поэмы, ее язык, ритмика. | 1 | ||
6. | А. К. Толстой «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя. | 1 | ||
7. | Н. В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи. | 1 | ||
8. | «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. | 1 | ||
9. | «Тарас Бульба». Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. | 1 | ||
10. | «Тарас Бульба». Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Понятие о литературном характере. | 1 | ||
11. | «Тарас Бульба». Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования. Повесть Гоголя и устное народное творчество. | 1 | ||
12. | Сочинение №1 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | ||
13. | А. С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта. «Полтава». Историческая основа поэмы. Поэма как жанр. | 1 | ||
14. | «Полтава». Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев. | 1 | ||
15. | «Полтава». Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев. Роль Мазепы. | 1 | ||
16. | Н. С. Лесков. «Человек на часах». Постников – лесковский герой-праведник. Проблема чувства и долга. | 1 | ||
17. | Вн.чтение Н.С.Лесков «Левша» | 1 | ||
18. | И.С. Никитин «Русь» | 1 | ||
2 четверть | ||||
Писатели о своей современности. «Художник – голос своей эпохи» - 15 часов | ||||
19. | И.С. Тургенев «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. | 1 | ||
20. | И.С. Тургенев «Бирюк». Сложность и противоречивость натуры Бирюка. Значение художественных деталей. | 1 | ||
21. | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе | 1 | ||
22. | Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. | 1 | ||
23. | Гнетущие картины подневольного труда в стихотворении Некрасова «Железная дорога». | 1 | ||
24. | «Долюшка женская» в лирике Н. А. Некрасова. | 1 | ||
25. | Вн.чтение Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» | 1 | ||
26. | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию мужика. | 1 | ||
27. | М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Условность, заостренная форма повествования. Сатира. Гротеск. | 1 | ||
28. | Вн.чтение М.Е. Салтыков – Щедрин «Дикий помещик» | 1 | ||
29. | Сочинение №2 по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | ||
30. | А.П. Чехов. Умение видеть в обыденном смешное и грустное. «На мельнице». | 1 | ||
31. | А.П. Чехов «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. | 1 | ||
32. | А.П. Чехов «Хамелеон». Особенности композиции. Смысл названия рассказа. | 1 | ||
33. | Вн.чтение А.П. Чехов. Рассказы. | 1 | ||
3 четверть | ||||
Страницы поэзии. Запечатлённые мгновения – 3 часа | ||||
34. | Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…» | 1 | ||
35. | А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза». | 1 | ||
36. | Я.П. Полонский. Стихотворения. | 1 | ||
Тема становления личности. «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!» – 13 часов | ||||
37. | Л. Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека. | 1 | ||
38. | Л. Н. Толстой «Детство». Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. | 1 | ||
39. | Л. Н. Толстой «Отрочество». Нравственный рост Николеньки Иртеньева. | 1 | ||
40. | Л. Н. Толстой «Отрочество». Особенности построения повести. | 1 | ||
41. | Ф. М. Достоевский. Сведения о жизни писателя. «Мальчики». Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. | 1 | ||
42. | Ф. М. Достоевский. «Мальчики». Осуждение в Коле Красоткине самомнения и самолюбования. | 1 | ||
43. | Максим Горький. Сведения о жизни писателя. «Детство». Автобиографическая основа повести. | 1 | ||
44. | Максим Горький «Детство». Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». | 1 | ||
45. | «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. | 1 | ||
46. | М. Горький «Детство». Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. | 1 | ||
47. | Максим Горький «Детство». Вера писателя в творческие силы народа. | 1 | ||
48. | Сочинение №3 по произведениям изученного раздела. | 1 | ||
49. | Вн.чтение В. А. Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки». | 1 | ||
Содружество искусств - 3 часа | ||||
50. | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | ||
51. | К. Г. Паустовский «Исаак Ильич Левитан». | 1 | ||
52. | Стихи русских поэтов об искусстве: А. Блок, К. Д. Бальмонт, К. М. Фофанов. | 1 | ||
4 четверть | ||||
Перекличка эпох – 6 часов | ||||
53. | Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа. | 1 | ||
54. | Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии. | 1 | ||
55. | Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии. | 1 | ||
56. | И.А. Крылов–драматург. «Урок дочкам». Обзор содержания комедии. | 1 | ||
57. | И.А. Крылов «Урок дочкам». Комедия как литературный жанр. | 1 | ||
58. | Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. | 1 | ||
Фантастика. Тема будущего – 8 часов | ||||
59. | А. де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя. | 1 | ||
60. | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй. | 1 | ||
61. | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Истинные и мнимые ценности. | 1 | ||
62. | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Смысл афоризмов в сказке. | 1 | ||
63. | Р. Брэдбери. Сведения о жизни. «Каникулы». | 1 | ||
64. | Р. Брэдбери «Земляничное окошко». | 1 | ||
65. | Сочинение №4 по произведениям изученного раздела | 1 | ||
66. | Вн.чтение В мире современной детской фантастики. | 1 | ||
67. | Р/Р «Книга, о которой я хочу рассказать» | 1 | ||
68-70. | Резервные уроки | 3 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с.,
- «Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях»/ под редакцией Г.И.Беленького - М.: Мнемозина, 2004г.
- Золотарёва И.В., Аникина С.М. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 7 класс. - М.: Вако, 2007.
- Коровина В.Я. Читаем. Думаем. Спорим…: Вопросы, задания по литературе: учеб. пособие. 7 класс. – М.: Просвещение, 1998.
- Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / сост. Е.Н. Зубова. – М.: ВАКО, 2011.
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....