Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижнеудинск»
Рассмотрено Утверждено
на методическом объединении Приказом директора школы
Протокол от ____№_____ от ____________ № ____
Рабочая программа
по учебному предмету «Литература»
для 5 класса по программе
под редакцией Г.И.Беленького
Разработчик программы
Литвинова Светлана Евгеньевна должность ____________учитель_________
педагогический стаж___20 лет_________
квалификационная категория__первая___
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009;
- Учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы и развить способности:
- воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
- формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
- осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
- освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
- анализировать и оценивать литературные произведения;
- получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
- развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных (чтение во всех его видах (особенно «медленное чтение», при котором ученик, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя) с опорой на аналитическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными (уроки - игры, уроки - викторины, олимпиадные состязания, защита мини - рефератов, работа в группах, коллективное составление таблиц, литературоведческого словаря, написание сочинений разных вариаций, сжатый и полный пересказ, использование литературных ресурсов Интернета.
Обоснованность программы
В Программе для общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд. – Мнемозина, 2009» на изучение литературы в 5 классе отведено 68 часов, а в рабочей программе – 70 часов, так как в базисном учебном плане на изучение литературы в 5 классе отводится 2 часа в неделю, а в учебном году 35 рабочих недель.
В связи с переходом школы на пятидневную рабочую неделю обучения для 5-7 классов, сокращается количество часов регионального компонента и предмет «Писатели Восточной Сибири» убирается из учебного плана. В связи с этим бурятские, тофаларские и русские сказки народов Восточной Сибири, творчество С. Устинова, А. Смирнова, Г. Граубина, И Луговского, Ю. Черных, А. Шастина, Ю. Самсонова, Г. Михасенко, М. Сергеева, Г. Машкина изучается в курсе «Литература» за счет интеграции тем и уроков внеклассного чтения. Изучение эвенкийских народных сказок и творчества остальных писателей и поэтов Восточной Сибири предусмотрено на библиотечных уроках.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Кол-во часов | Развитие речи | Внекл. чтение | Лит-ра ВС | |
Введение | 1 | ||||
1 | Мифы. Мифы Древней Греции. Мифы древних Славян. | 5 | 1 | ||
2 | Устное народное творчество. Народные сказки. Легенды и предания. Малые жанры фольклора. Народный кукольный театр. | 10 | 1 | 1 | 3 |
3 | Сказочные события и герои в литературе. А.С. Пушкин Х.К. Андерсен Е.Л. Шварц П.П. Бажов | 14 | 1 | 2 | 1 |
4 | Басни И.А. Крылов | 5 | 1 | 1 | |
5 | Человек перед лицом жизненных испытаний М.Ю. Лермонтов А.В. Кольцов И.С. Тургенев Л.Н. Толстой В.М. Гаршин Л.Н. Андреев А.И. Куприн | 23 | 2 | 3 | 2 |
6 | Поэзия природы А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. Н. Майков, К.Д. Бальмонт, Н. И. Рыленков К. Г. Паустовский Е.И. Носов | 5 | 1 | ||
7 | «Идёт война народная, священная война!» | 2 | |||
8 | Рассказы о твоих сверстниках Ю.П. Казаков В.А. Солоухин | 4 | 1 | 1 | |
Обобщающий урок | 1 | ||||
Итого: | 70 | 4 | 9 | 9 |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Тема | Кол-во часов | Библиотечные уроки |
Устное народное творчество. | ||
Русские сказки. «Бурка, каурка, синегривый конь». | 1 | |
Русские сказки. «Митя». | 1 | |
Бурятские сказки. «Упрямый парень». «Жаворонок и обезьяна», «Жёлто-пёстрая змея и охотник», «Как хан узнал себе цену». | 1 | |
Тофаларские сказки. «Три мальчика» «Тер-окыш – долина цветов». | 1 | 1 |
Эвенкийские сказки. «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай». | 1 | |
Эвенкийские сказки. «Умусликэн». Что мы знаем об эвенках. Урок экскурсия. | 1 | |
Человек и природа. | ||
С. Устинов «Любопытный бурундук». А. Смирнов «Черника - хранитель тысячелетий». | 1 | |
В. Распутин «В тайге над Байкалом». | 1 | |
Стихи и проза для детей. | ||
Г. Граубин, И Луговской, Ю. Черных. Стихи. | 1 | |
А. Шастин. «Пример для подражания». Ю. Самсонов «Мешок снов». | 1 | |
Г. Михасенко. «Тётя Атиса». | 1 | |
М. Сергеев. «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». | 1 | |
Г. Машкин. «Лютня». | 1 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | О художественной литературе и чтении. | 1 | 02.09 | |
Мифы | 05.09 | |||
2 | Мифы Древней Греции. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце». | 1 | 08.09 | |
3 | Мифы Древней Греции. «Орфей и Эвридика». «Пигмалион». | 1 | 12.09 | |
4 | Вн. чт. Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла». | 1 | 15.09 | |
5 | Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IХ песни поэмы) | 1 | 19.09 | |
6 | Славянские мифы и легенды: особенности, персонажи. | 1 | 22.09 | |
Устное народное творчество | ||||
7 | Сказка и миф. Виды народных сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки. «Кот и лиса». «Каша из топора». | 1 | 26.09 | |
8 | Волшебные сказки. «Белая уточка». | 1 | 29.09 | |
9 | ЛВС Русские сказки Восточной Сибири. «Бурка, каурка, синегривый конь». | 1 | 03.10 | |
10 | ЛВС Бурятские сказки. Их своеобразие. «Упрямый парень». «Жаворонок и обезьяна», «Жёлто-пёстрая змея и охотник», «Как хан узнал себе цену». | 1 | 06.10 | |
11 | Вн.чт. ЛВС Своеобразие русских и бурятских, тофаларских сказок. Их общие и отличительные черты. | 1 | 10.10 | |
12 | РР Сочиняем сказку. | 1 | 13.10 | |
13 | Легенды русского народа. «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Никитушка Ломов». | 1 | 17.10 | |
Малые жанры фольклора | ||||
14 | Загадки. Тематика и художественная особенность загадок. | 1 | 20.10 | |
15 | Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость и поучительность пословиц. | 1 | 24.10 | |
Народный кукольный театр | ||||
16 | «Петрушка Уксусов». Сатира в кукольной комедии. | 1 | 03.11 | |
Сказочные события и герои в литературе | ||||
17 | Литературная сказка. А.С. Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила». «Пролог» | 1 | 07.11 | |
18-19 | Герои поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы). | 2 | 10.11 14.11 | |
20 | РР Стихотворная речь. Ритм. Стихотворный размер. Рифма. | 1 | 17.11 | |
21 | ЛВС Тофаларская сказка «Три мальчика». Сопоставление фабулы сказки с фабулой «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. | 1 | 21.11 | |
22 | Х.К. Андерсен. «Снежная королева». «Они…любили друг друга, как брат и сестра». | 1 | 24.11 | |
23 | Х.К. Андерсен «Снежная королева». «… Ей служат и люди, и животные!» | 1 | 28.11 | |
24 | Х.К. Андерсен. «Снежная королева». «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное!» | 1 | 01.12 | |
25 | Вн.чт. К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб». | 1 | 05.12 | |
26 | Е.Л. Шварц. «Золушка» (киносценарий). Отличие пьесы от сказки. | 1 | 08.12 | |
27 | П.П. Бажов «Каменный цветок». Понятие о сказе. | 1 | 12.12 | |
28 | П.П. Бажов «Каменный цветок». Герой сказа – труженик и художник. | 1 | 15.12 | |
29 | Вн.чт. П.П. Бажов. Сказы. | 1 | 19.12 | |
30 | Литературные сказки. Итоговый урок. | 1 | 22.12 | |
Басни | ||||
31 | Басня как жанр. И.А. Крылов «Демьянова уха». «Квартет». | 1 | 26.12 | |
32 | И.А. Крылов «Волк на псарне». | 1 | 12.01 | |
33 | И.А. Крылов «Волк и ягненок». | 1 | 16.01 | |
34 | Вн.чт. Басни Эзопа, И.А. Крылова, С.В. Михалкова. | 1 | 19.01 | |
35 | ЛВС С. Устинов «Любопытный бурундук». А. Смирнов «Черника - хранитель тысячелетий». | 1 | 23.01 | |
Человек перед лицом жизненных испытаний | ||||
36 | М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа стихотворения. | 1 | 26.01 | |
37 | М.Ю. Лермонтов «Бородино». О теме и идее стихотворения. Эпитет и сравнение. | 1 | 30.01 | |
38 | А.В. Кольцов «Косарь». | 1 | 02.02 | |
39 | И.С. Тургенев. Верность «Аннибаловой клятве». История создания рассказа «Муму». Герасим в деревне и в городе (глава 1). | 1 | 06.02 | |
40 | И.С. Тургенев «Муму». История любови Герасима к Татьяне (глава 2). «Полюбилась она ему…» | 1 | 09.02 | |
41 | И.С. Тургенев «Муму». Муму в жизни Герасима (главы 3,4). «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей» | 1 | 13.02 | |
42 | И.С.Тургенев «Муму». Герасим и дворня: «…он казался каким-то великаном перед ними» (главы 5-7) | 1 | 16.02 | |
43 | И.С. Тургенев «Муму». Возвращение Герасима в деревню (глава 7). «Он шёл… с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью» | 1 | 20.02 | |
44 | ЛВС М. Сергеев. «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». | 1 | 27.02 | |
45 | Л.Н. Толстой. Из воспоминаний внука Л.Н. Толстого «Как я помню Льва Николаевича и чему он меня научил». «Кавказский пленник». | 1 | 02.03 | |
46 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. | 1 | 06.03 | |
47 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жизнь и характеры горцев в рассказе. | 1 | 09.03 | |
48 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Дружба русского офицера с горской девочкой. | 1 | 13.03 | |
49 | В. М. Гаршин «Сигнал». Нравственное превосходство героя рассказа. Причина разного отношения героев к жизни. | 1 | 16.03 | |
50 | РР О сюжете и героях литературного произведения | 1 | 20.03 | |
51 | Л.Н. Андреев «Кусака». | 1 | 30.03 | |
52 | РР Л.Н. Андреев «Кусака». Кусака в мире людей. Сочинение продолжения рассказа. | 1 | 03.04 | |
53 | Вн.ч. ЛВС А. Шастин. «Пример для подражания». Ю. Самсонов «Мешок снов». | 1 | 06.04 | |
54 | А.И. Куприн «Белый пудель». | 1 | 10.04 | |
55 | А.И. Куприн «Белый пудель». Сюжет и конфликт рассказа. | 1 | 13.04 | |
56 | А.И. Куприн «Белый пудель». Характеры персонажей. | 1 | 17.04 | |
57 | Вн.чт. А.И. Куприн «Тапер», «Ю-Ю». | 1 | 20.04 | |
58 | ЛВС Г. Граубин, И Луговской, Ю. Черных Стихи. | 1 | 24.04 | |
Поэзия природы | ||||
59 | А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. Н. Майков, К.Д. Бальмонт, Н. И. Рыленков. Музыка стиха. | 1 | 27.04 | |
60-61 | К. Г. Паустовский «Мещерская сторона». Очерк. | 2 | 04.05 08.05 | |
62 | ЛВС Г. Машкин. «Лютня». | 1 | 11.05 | |
63 | Е.И. Носов «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась». | 1 | 15.05 | |
«Идёт война народная, священная война!» | ||||
64-65 | Тема войны в стихотворениях К. Симонова, Н. Рыленкова, А. Суркова и др. | 2 | 18.05 | |
Рассказы о твоих сверстниках | ||||
66-67 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл названия рассказа. | 2 | 22.05 | |
68 | В.А. Солоухин «Мститель». | 1 | 25.05 | |
69 | Вн.чт. ЛВС Г. Михасенко. «Тётя Атиса». | 1 | 29.05 | |
70 | Обобщающий урок. Читаем летом. | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основные учебные умения и навыки обучающихся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
- Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.
- Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс./Авт.-сост. Журавлёв В.П. - М.: Просвещение, 2008.
- Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
- Беломестных О.Б., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М.: Вако, 2009.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Четверть Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
количество | |||||
Самостоятельная работа | |||||
Проверочная работа | |||||
Контрольная работа | |||||
Тест | |||||
Сочинение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....