Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_lit_5_klass.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижнеудинск»

           Рассмотрено                                                          Утверждено

на методическом объединении        Приказом директора школы

      Протокол от ____№_____        от ____________ № ____

Рабочая  программа

по  учебному предмету «Литература»

для 5 класса по программе

под редакцией Г.И.Беленького

                                                                                                                     

        

Разработчик программы

                                                          Литвинова Светлана Евгеньевна                                                                                                                                                                                          должность ____________учитель_________

                                                     педагогический стаж___20 лет_________ 

                                                     квалификационная категория__первая___

2014  -  2015  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе

  • Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе;  
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009;
  •  Учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам  школы и направлен на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи  позволяют достичь цели курса: приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы и развить способности:

  • воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
  • анализировать и оценивать литературные произведения;
  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Содержание стандарта может быть реализовано  следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

Курс литературы  опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Формы организации учебного процесса – сочетание  традиционных (чтение во всех его видах (особенно «медленное чтение», при котором ученик, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя) с опорой на аналитическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными (уроки - игры, уроки -   викторины, олимпиадные состязания, защита мини -  рефератов, работа в  группах, коллективное составление таблиц, литературоведческого словаря, написание сочинений разных  вариаций, сжатый и полный пересказ,  использование литературных ресурсов Интернета.

Обоснованность программы

В Программе для  общеобразовательных учреждений «Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд. – Мнемозина, 2009»  на изучение литературы в 5 классе отведено 68 часов, а в рабочей программе – 70 часов, так как в базисном учебном плане на изучение литературы в 5 классе отводится 2 часа в неделю, а в учебном году 35 рабочих недель.

В связи  с переходом школы на пятидневную рабочую неделю обучения для 5-7 классов, сокращается количество часов регионального компонента и  предмет «Писатели Восточной Сибири» убирается из учебного плана.  В связи с этим бурятские, тофаларские и русские сказки народов Восточной Сибири, творчество С. Устинова, А. Смирнова, Г. Граубина, И Луговского, Ю. Черных, А. Шастина, Ю. Самсонова, Г. Михасенко, М. Сергеева, Г. Машкина изучается в курсе «Литература» за счет интеграции тем и уроков внеклассного чтения.  Изучение эвенкийских народных сказок и творчества  остальных писателей и поэтов Восточной Сибири предусмотрено  на библиотечных уроках.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Внекл. чтение

Лит-ра ВС

Введение

1

1

Мифы.

Мифы Древней Греции.

Мифы древних Славян.

5

1

2

Устное народное творчество.

Народные сказки.

Легенды и предания.

Малые жанры фольклора.

Народный кукольный театр.

10

1

1

3

3

Сказочные события и герои в литературе.

А.С. Пушкин

Х.К. Андерсен

Е.Л. Шварц

П.П. Бажов

14

1

2

1

4

Басни

И.А. Крылов

5

1

1

5

Человек перед лицом жизненных испытаний

М.Ю. Лермонтов

А.В. Кольцов

И.С. Тургенев

Л.Н. Толстой

В.М. Гаршин

Л.Н. Андреев

А.И. Куприн

23

2

3

2

6

Поэзия природы

А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. Н. Майков, К.Д. Бальмонт, Н. И. Рыленков

К. Г. Паустовский

Е.И. Носов

5

1

7

«Идёт война народная, священная война!»

2

8

Рассказы о твоих сверстниках

Ю.П. Казаков

В.А. Солоухин

4

1

1

Обобщающий урок

1

Итого:

70

4

9

9

                         

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Тема

Кол-во часов

Библиотечные уроки

Устное народное творчество.

Русские сказки.

«Бурка, каурка, синегривый конь».

1

Русские сказки. «Митя».

1

Бурятские сказки. «Упрямый парень».

«Жаворонок и обезьяна», «Жёлто-пёстрая змея и охотник», «Как хан узнал себе цену».

1

Тофаларские сказки.

«Три мальчика»

«Тер-окыш – долина цветов».

1

1

Эвенкийские сказки.

«Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай».

1

Эвенкийские сказки.

«Умусликэн». Что мы знаем об эвенках. Урок экскурсия.

1

Человек и природа.

С. Устинов «Любопытный бурундук».

А. Смирнов «Черника -  хранитель тысячелетий».

1

В. Распутин «В тайге над Байкалом».

1

Стихи и проза для детей.

Г. Граубин, И Луговской, Ю. Черных. Стихи.

1

А. Шастин. «Пример для подражания».

Ю. Самсонов «Мешок снов».

1

Г. Михасенко. «Тётя Атиса».

1

М. Сергеев. «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем».

1

Г. Машкин. «Лютня».

1

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

О художественной литературе  и чтении.

1

02.09

Мифы

05.09

2

Мифы Древней Греции. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце».

1

08.09

3

Мифы Древней Греции. «Орфей и Эвридика». «Пигмалион».

1

12.09

4

Вн. чт. Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла».

1

15.09

5

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IХ песни поэмы)

1

19.09

6

Славянские мифы и легенды: особенности, персонажи.

1

22.09

Устное народное творчество

7

Сказка и миф. Виды народных сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки. «Кот и лиса».  «Каша из топора».

1

26.09

8

Волшебные сказки. «Белая уточка».

1

29.09

9

ЛВС Русские сказки Восточной Сибири. «Бурка, каурка, синегривый конь».

1

03.10

10

ЛВС  Бурятские сказки. Их своеобразие.

«Упрямый парень». «Жаворонок и обезьяна», «Жёлто-пёстрая змея и охотник», «Как хан узнал себе цену».

1

06.10

11

Вн.чт. ЛВС  Своеобразие русских и бурятских, тофаларских сказок. Их общие и отличительные черты.

1

10.10

12

РР Сочиняем сказку.

1

13.10

13

Легенды русского народа. «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Никитушка Ломов».

1

17.10

Малые жанры фольклора

14

Загадки. Тематика и художественная особенность загадок.

1

20.10

15

Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость и поучительность пословиц.

1

24.10

Народный кукольный театр 

16

«Петрушка Уксусов». Сатира в кукольной комедии.

1

03.11

Сказочные события и герои в литературе

17

Литературная сказка.

 А.С. Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила». «Пролог»

1

07.11

18-19

Герои поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы).

2

10.11

14.11

20

РР Стихотворная речь. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

1

17.11

21

ЛВС  Тофаларская сказка «Три мальчика». Сопоставление фабулы сказки с фабулой «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.

1

21.11

22

Х.К. Андерсен. «Снежная королева». «Они…любили друг друга, как брат и сестра».

1

24.11

23

Х.К. Андерсен «Снежная королева». «… Ей служат и люди, и животные!»

1

28.11

24

Х.К. Андерсен. «Снежная королева». «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное!»

1

01.12

25

Вн.чт.  К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

1

05.12

26

Е.Л. Шварц. «Золушка» (киносценарий). Отличие пьесы от сказки.

1

08.12

27

П.П. Бажов «Каменный цветок».

Понятие о сказе.

1

12.12

28

П.П. Бажов «Каменный цветок». Герой сказа – труженик и художник.

1

15.12

29

Вн.чт. П.П. Бажов. Сказы.

1

19.12

30

Литературные сказки. Итоговый урок.

1

22.12

Басни

31

Басня как жанр.

И.А. Крылов «Демьянова уха». «Квартет».

1

26.12

32

И.А. Крылов «Волк на псарне».

1

12.01

33

И.А. Крылов «Волк и ягненок».

1

16.01

34

Вн.чт. Басни Эзопа, И.А. Крылова, С.В. Михалкова.

1

19.01

35

ЛВС С. Устинов «Любопытный бурундук».

А. Смирнов «Черника -  хранитель тысячелетий».

1

23.01

Человек перед лицом жизненных испытаний

36

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа стихотворения.

1

26.01

37

М.Ю. Лермонтов «Бородино». О теме и идее стихотворения. Эпитет и сравнение.

1

30.01

38

А.В. Кольцов «Косарь».

1

02.02

39

И.С. Тургенев. Верность «Аннибаловой клятве». История создания рассказа «Муму». Герасим в деревне и в городе (глава 1).

1

06.02

40

И.С. Тургенев «Муму». История любови Герасима к Татьяне (глава 2). «Полюбилась она ему…»

1

09.02

41

И.С. Тургенев «Муму». Муму в жизни Герасима (главы 3,4). «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей»

1

13.02

42

И.С.Тургенев «Муму». Герасим и дворня: «…он казался каким-то великаном перед ними» (главы 5-7)

1

16.02

43

И.С. Тургенев «Муму». Возвращение Герасима  в деревню (глава 7). «Он шёл… с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью»

1

20.02

44

ЛВС  М. Сергеев. «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем».

1

27.02

45

Л.Н. Толстой. Из воспоминаний внука Л.Н. Толстого «Как я помню Льва Николаевича и чему он меня научил».

«Кавказский пленник».

1

02.03

46

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

1

06.03

47

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жизнь и характеры горцев в рассказе.

1

09.03

48

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Дружба русского офицера с горской девочкой.

1

13.03

49

В. М. Гаршин «Сигнал». Нравственное превосходство героя рассказа. Причина разного отношения героев к жизни.

1

16.03

50

РР  О сюжете и героях литературного произведения

1

20.03

51

Л.Н. Андреев «Кусака».

1

30.03

52

РР Л.Н. Андреев «Кусака». Кусака в мире людей. Сочинение продолжения рассказа.

1

03.04

53

Вн.ч. ЛВС А. Шастин. «Пример для подражания». Ю. Самсонов «Мешок снов».

1

06.04

54

А.И. Куприн «Белый пудель».

1

10.04

55

А.И. Куприн «Белый пудель». Сюжет и конфликт рассказа.

1

13.04

56

А.И. Куприн «Белый пудель». Характеры персонажей.

1

17.04

57

Вн.чт. А.И. Куприн «Тапер», «Ю-Ю».

1

20.04

58

ЛВС  Г. Граубин,  И Луговской, Ю. Черных Стихи.

1

24.04

Поэзия природы

59

А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. Н. Майков, К.Д. Бальмонт, Н. И. Рыленков. Музыка стиха.

1

27.04

60-61

К. Г. Паустовский «Мещерская сторона». Очерк.

2

04.05

08.05

62

ЛВС Г. Машкин. «Лютня».

1

11.05

63

Е.И. Носов «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

1

15.05

«Идёт война народная, священная война!»

64-65

Тема войны в стихотворениях К. Симонова, Н. Рыленкова,  А. Суркова и др.

2

18.05

Рассказы о твоих сверстниках

66-67

Ю.П. Казаков  «Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл названия рассказа.

2

22.05

68

В.А. Солоухин «Мститель».

1

25.05

69

Вн.чт. ЛВС Г. Михасенко. «Тётя Атиса».

1

29.05

70

Обобщающий урок.

Читаем летом.

1

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основные учебные умения и  навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
  • Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.
  • Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс./Авт.-сост. Журавлёв В.П. -  М.: Просвещение, 2008.
  • Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
  • Беломестных О.Б., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. -  М.: Вако, 2009.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа

Проверочная работа

Контрольная работа

Тест

Сочинение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....