"Сохранить все человеческое..." 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Полякова Юлия Владимировна

Урок является обобщающим в разделе "Человек и природа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranit_vse_chelovecheskoe.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Сохранить всё человеческое в человеке…».

7 класс

Полякова Ю.В.

Цели: обучающая – знать произведения «Малыш», «Белый пароход», «Пикник на обочине», «Рождество»; уметь составлять характеристики героев; применять литературоведческие понятия для анализа произведений.

Развивающая – развитие речи, памяти, внимания, навыки сравнительного анализа, дискуссии, логическое мышление.

Воспитывающая – формирование научного мировоззрения, обратить внимание на гуманные чувства человека, бережное отношение к природе.

Оформление: 1) Эпиграф: «- Голая стояла наша земля.

                                                 - Отчего же стрясся этот мороз?

                                                 - От злобы людской.

                                                 - А отчего же мужик помер?

                                                 - От охлаждения сердца». (К.Паустовский «Теплый хлеб»)

                          2) Опорные слова: добро, эгоизм, жизненные уроки.

                          3) Словарная работа:  манкурт, миф, сказка.

Ход урока.

IОргмомент – постановка целей урока.

II Актуализация – 1. Что такое добро и зло?

                                      В чем смысл жизни?

                                      Почему человек должен творить добро?

                                      (Заполнение кластера «добро»).

                                     А что мешает быть добру на земле? (заполнение кластера «эгоизм»).

                                   2. Кроссворд по произведениям.

                                   3. Обратите внимание на эпиграф.

                                       Выделите ключевые слова.

                                       О чем пойдет речь на уроке?

III Обобщение изученного – 1. Назовите произведения, в которых Природа влияет на   человека? Как?

Слова-скрепы по рассказу «Рождество»:

Вставьте нужные слова и объясните, как связана с текстом фамилия героя.

                                               «Слепцов, озябший, ……………. Увидя на столе елку, он спросил …………….., думая…………..». «Слепцов поднял голову, проглотил………………». «- Это немыслимо,- прошептал Слепцов,- я ведь ………………». «Слепцов …………… и на мгновение ему ………………, что до конца понятна, до конца обнажена земная жизнь». «Слепцов …………. глаза и …………..».

                                               2. Всегда ли человек благодарно относится к природе?

                                               Какие три мира присутствуют в повести «Белый пароход»?

                                               Расположите художественные образы по мирам: жизнеподобный, мифологический, сказочный.

                                               Как герои Момун, мальчик, Оразкул относятся к природе?

                                               Заполните таблицу: 1) Поступки;

                                                                                  2) О чем мечтает;

                                                                                  3) Как относится к окружающим;

                                                                                  4) Как относится к животным.

                                               Есть такое понятие манкурт.

                                               (индивидуальное задание).

                                               Кого можно назвать манкуртом?

                                                Почему?

                                               Что случилось с мальчиком?

                                                В какой мир он уходит?

                                                 Объясните смысл заглавия «После сказки».

                                                 Как через отношение к миру природы раскрываются характеры героев?

                                                3. Дискуссионная карта.

                                                Можно ли оправдать человека? (по рядам).

                                                Анализ высказываний.

IV Итог – какие жизненные уроки дали нам эти произведения?

Заполнение кластера.

                  А как исправить злодейство?

V Д\з  - написать ответ: « Что я сделал на благо природы?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Человеческий характер и человеческая судьба в сказках Х. К. Андерсена

Статья на литературную тему, посвященная исследованию человеческого характера и человеческой судьбы в сказках Х. Г. Андерсена. Данный материал может быть использован в средней и старшей школе....

Классный час «Сохранить книгу, сохранить цивилизацию, сохранить себя…»

Классный час посвящен значимости книг в истории человечества на примере современной литературы....

Презентация к уроку по повести В. Закруткина "Матерь Человеческая".11 класс

Презентация к уроку по повести В. Закруткина "Матерь Человеческая". 11 класс...

Сочинение-эссе «Сохранить и преумножить человеческое в человеке”. А.Вампилов

Сочинение-эссе -участие в IV Областном конкурсе литературно-художественного творчества "Моё слово о Вампилове",посвящённом 80-летию нашего великого земляка....

Урок литературы "Слово о матери" (по отрывку из повести В. Закруткина "Матерь человеческая").8 класс

Цель урока: подвести обучающихся к процессу осознания того, что быть настоящим человеком -значит жить по гуманным принципам (человеколюбие, добро, милосердие, прощение, забота,  вера,  надеж...