Сочинение-эссе «Сохранить и преумножить человеческое в человеке”. А.Вампилов
материал по литературе
Сочинение-эссе -участие в IV Областном конкурсе литературно-художественного творчества "Моё слово о Вампилове",посвящённом 80-летию нашего великого земляка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_moyo_slovo_o_vampilove.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Шелкунова Валентина Ивановна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Зареченская СОШ
Номинация: литературно-художественное творчество
эссе
«Сохранить и преумножить человеческое в человеке”. А.Вампилов
Лето. Едем на Байкал! После нашего болота просторы Аларского района вызывают какое – то трепетное чувство покоя и свободы. Почему-то думается, что в душах людей, живущих здесь, нет места злобе, мелочности, корысти. Впереди - дорога в небо с низкими, хоть рукой прикоснись, облаками.
Проезжаем Кутулик. Слева - подступающие к самой дороге холмы, справа - запылённый посёлок со старыми и современными строениями.
-Здесь жил Вампилов, - говорю мужу, промозглому технарю.
-Это тот, который «Утиную охоту» написал?
-?!
-Ну, читал когда-то. Только его Зилов с жиру бесится: жена была нормальная, любовница молодая (смеётся), друг не последний человек. Что ещё надо?
-Похоже, ты не один так думаешь.
Действительно. Сначала воспринимаешь Зилова как вполне благополучного человека. Но за внешним благополучием-душевный кризис тридцатилетнего мужчины. Уходит жена Галина, почувствовав себя ненужной и нелюбимой. Незаслуженно оскорблена Ирина, однажды поверившая, что сможет изменить Виктора. Зилов собирается, но так и не соберётся на похороны отца. Что происходит с героем, почему он нравственно деградирует?
Сам Зилов пытается объяснить происходящее с ним так:
«Я сам виноват, я знаю… Мне самому опротивела такая жизнь… Мне все безразлично, все на свете. Что со мной делается, я не знаю… Не знаю… Неужели у меня нет сердца?.. Я один, один, ничего у меня в жизни нет…» Атмосфера бездуховности, всеобщей безответственности, эгоизма душит героя. Ему нужно вырваться отсюда, поэтому, как очищения от грехов, ждёт охоты: « .. Мы поднимемся рано, еще до рассвета. Ты увидишь, какой там туман — мы поплывем, как во сне, неизвестно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви… А ночь? Боже мой! Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет..» Как жаль, что Галина не слышала этого откровения, иначе она не оставила мужа, поверила бы в его любовь. В ней спасение Виктора. Ведь каждому человеку необходимы понимание и поддержка. Как сложится судьба героя? Вампилов не даёт ответа. Финал пьесы открыт. Какое счастье, что Андрею Григорьевичу Сарафанову, герою лирико-комедийной пьесы «Старший сын» такая поддержка явилась в самый сложный момент жизни. Случай (а у Вампилова именно случай меняет жизнь героев) посылает ему мнимого сына. У настоящего сына Сарафанова переходный возраст, безответная любовь, порывы куда-то уехать. Отец, сам оказавшийся в сложном положении (он больше не играет в оркестре), не может найти слов убеждения. Их, как он надеется, найдёт старший сын. И Бусыгин, недавно так цинично рассуждавший о людях,- «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют,»- вдруг осознаёт, что способен любить, прощать, сострадать. И когда обман раскрывается, Бусыгин понимает, что теперь связан с этими людьми пусть не кровными, но духовными узами. Когда таких уз нет, происходит омертвение души. «Прошлым летом в Чулимске»..Эта драма о судьбах двух главных персонажей - следователя Шаманова, уставшего, разуверившегося в людях, и Валентины, скромной провинциалки из таёжного посёлка. Признание в любви этой чистой девушки заставляет героя вновь обрести мир, духовно возрождает его: «Всё ко мне возвращается: вечер, улица, лес, - я сейчас ехал через лес, - трава, деревья, запахи - мне кажется, я не слышал их с самого детства..»Он поглощён этим своим новым миром настолько, что рыдания изнасилованной Пашкой Валентины остаются для него почти незамеченными. Валентина всматривается в лицо Шаманова и не узнаёт в нём человека, которого полюбила. Финал трагичен. Валентина уходит, произнеся слова: «Нет..Не верь им, отец…Они здесь ни при чём, пусть они не врут..И пусть.. пусть они больше ко мне не вяжутся. Идём, отец.. Идём домой..» А на следующее утро Валентина будет снова восстанавливать палисадник. Её духовный мир праведницы не разрушить. Это понял и Шаманов, принявший решение выступить на суде, защитить свою правду. Что объединяет героев лучших пьес Вампилова? Думаю, совесть, без которой и человека – то быть не может. В августе Александру Вампилову исполнилось бы 80 лет. Он ушёл из жизни так рано... Но остались его пьесы и его вера в то, что «сохранить и преумножить человеческое в человеке» можно и… должно! 2017г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...
Тема урока:"Мера человеческого в человеке" ( Интегрированный урок по биологии и русскому языку.)
Интегрированный урок по биологии и русскому языку.Учитель биологии : Журавлева Л. В.Учитель русского языка: Винокурова Л.В.г. Саранск РМ. 10 класс....
Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке".
Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке"....
СОЧИНЕНИЕ – ЭССЕ "Прошу считать меня человеком!"
Мы воспитываем, развиваем, обучаем не ребёнка, а человека. Каждому человеку, сколько бы ему ни было, хоть полугода, нужно чтобы его считали человеком. Считайте человека за человеком, и он будет б...
Горький. Рассказ «Двадцать шесть и одна». Основной конфликт: люди «дна» и проблема человеческого в человеке . «Песня о Буревестнике». Художественное своеобразие. Творческая работа № 8. Сочинение-размышление «Только ли о революции «Песня» М. Горького?»
Маршрутный лист дистанционного урока...
В.П. Астафьев. Повесть «Царь-рыба». Человек и природа: единство и противостояние. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества В.П. Астафьева (по рассказу «Людочка»)
Маршрутный лист дистанционного урока...
Открытый урок «Ищу человеческое в человеке…»
Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»...