"Понимаешь ли ты, что с тобою происходит?" 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Полякова Юлия Владимировна

Разработка урока по внеклассному чтению в 6 классе. Прилагается презентация к материалу урока. Рассматриваются три произведения литературы "Чуесный доктор" Куприна, "Станционный смотритель" Пушкина, "Мальчик у Христа на елке" Достоевского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pritchi_v_literature.pptx2.87 МБ
Файл pritchi_v_literature.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понимаешь ли ты, что с тобою происходит?

Слайд 2

Эпиграф: Сия есть заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Евангелие от Иоанна

Слайд 7

Доброта , милосердие, сострадание, бескорыстие – это ЧУДО?!

Слайд 12

«Запах бедности" "запах сытости" душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютност ь . аромат ели, аромат яблок, аромат французских духов.

Слайд 14

Композиция

Слайд 15

Композиция

Слайд 16

Рождественский рассказ – это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.

Слайд 17

??? Милосердие…Что означает это понятие? Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать .

Слайд 21

«Маленький человек» - это человек невысокого социального положения и происхождения , не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый , никому не делающий зла, безобидный

Слайд 22

Эпиграф: Сия есть заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Евангелие от Иоанна



Предварительный просмотр:

«Понимаешь ли ты, что с тобою происходит?» 6 класс. Провела: Полякова Ю.В. (слайд 1)

         Цели: воспитывающая - создать условия для формирования среди учащихся представлений о ценностях, существующих в среде окружающих их людей; способствовать процессу самовоспитания, саморазвития среди учащихся;

          обучающая – познакомить учащихся с основными притчами из Библии, а также с произведениями русской литературы, в основе которых лежат библейские притчи;

          развивающая - учить детей выражать свою точку зрения и уметь  выслушивать мнения     других; учить детей находить главное, делать выводы, анализировать ситуации.

Ход мероприятия. 

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия.

14 марта – День православной книги, поэтому сегодня поговорим о самой книге Библии. Что такое Библия? Библия – это Книга книг, Книга жизни. Докажите это. (Связь с литературой. С жизнью).

Тема нашего разговора сегодня «Мы живем среди людей». Почему именно эта тема? Да потому, что мы не Робинзоны и не живём на необитаемом острове. Мы живём среди людей. Что бы вы вложили в это понятие? (Друзья, семья и близкие люди, школа и одноклассники, окружающие нас люди) (слайд 2)

Люди во все времена пытались выработать универсальные правила взаимоотношения людей.

Заповедь «Возлюби ближнего как самого себя» стара, как мир. А золотое правило этики гласит «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Вы слышали о таких правилах? А другие люди знают об этих правилах?

Почему люди знают, как нужно поступать, а поступают наоборот?( высказывания детей)

3. Анализ притч и произведений.

Кто такие ближние? (просмотр притчи о добром самарянине) -  Евангелие от Луки

Чему учит нас эта притча?

Кто наши близкие? (слайд 7)

Какую заповедь поясняет эта притча?

В основу какого произведения положена эта притча? Докажите и сравните.

(1 – ему все отказывали, кроме доктора; 2- доктор не обиделся на грубость Мерцалова и не побрезговал нищетой; 3 – не потребовал награды)

Почему доктор не назвал своего имени и не дал денег открыто?

Почему доктор назван «чудесным»? В чем его чудесность?

О каком чуде писал Куприн? (доброта, милосердие, сострадание, бескорыстие)

Почему эти, казалось бы, общепризнанные вещи Куприн называет чудом?

Кто в рассказе Куприна противопоставлен доктору Пирогову? (мир богатых)

К сожалению, не всегда и не всем встречаются добрые самарянине и доктора Пироговы. Бывают более трагические случаи.

(Рассказ притчи о богаче и Лазаре) – Евангелие от Луки гл.16 ( слайд)

Чему учит эта притча?

Какая заповедь лежит в основе? Что будет, если ее нарушить?

Какое произведение близко к этой притче? Почему? (1 – голодный нищий мальчик «с ручкой»; 2 – его выгнали с елки; 3 – он умер и оказался у Христа)

Давайте вспомним описание мальчика. (Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет семь", и одежда — "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать".) Почему автор употребляет существительное среднего рода? Существо? (слайд 12)

 Найдем описание места, где живет герой. ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно). Почему огня не зажигали? (автор обращает внимание на чувство одиночества героя) Какие чувства у вас вызывают картины этого ужасного подвала? (Чувство брезгливости, безысходности, тупика)

Что противопоставляется в рассказе мертвящему ужасу подвала? ("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").

Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные? (Наверное, для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)

Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа. ("Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность. "Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.)

Что бы вы сделали на его месте? (У него возникает естественное желание войти внутрь. Он не понимает, что в мире богатых нет места бедным. Он любой ценой хочет попасть в новый мир. И вместо чуда он получает копеечку.)

(Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки, и он не мог сжать пальцы.

Эта копеечка ему была не нужна.)

   Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И, конечно же, все, что дается не от души — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

 

Обратимся к главному эпизоду рассказа "Мальчик у Христа на ёлке". Достоевский переводит повествование в другую плоскость.

Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным?

(Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Но нет громких резких звуков. Все спокойно и гармонично. Свет настоящий, не бьющий по глазам. Дети не играют, не едят и не пьют, но у них тоже праздник. Они кружатся и летают, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они — ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)

Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?

(Достоевский написал этот рассказ для того, чтобы показать, как несправедливо устроена жизнь .

Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь, когда нет родителей, и некому о тебе позаботиться.)

   Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Современники Достоевского очерствели, не видят чужих страданий, забыли заветы Христа. Это не время виновато, а люди. Любовь человеческая ушла от людей.  

Почему рассказ заканчивается смертью героя? Финал рассказа никак не назовешь счастливым. А вы как считаете?

 Финал рассказа трагичный, но Достоевский искренне верит в то, что смерть мальчика разбудит души человеческие, что рождественское чудо, наконец, произойдет, и люди будут всегда помнить о таких вечных ценностях, как вера, милосердие, сострадание…  Достоевский надеется, что сердца людей очистятся от равнодушия и злобы. Труд человека должен состоять именно в очищении душ силой веры. (слайд 14)

        

Но каждому человеку Бог дает шанс измениться, например, как в притче о блудном сыне         - Евангелие от Луки гл. 15. (просмотр притчи).

Чему учит эта притча? (прощение, покаяние)

Эту притчу вводит в свою повесть Пушкин «Станционный смотритель».

Кто такой станционный смотритель? (Вы видите, какой неблагодарной и тяжёлой была работа станционного смотрителя, любой проезжающий мог обидеть, обругать, оскорбить его. Станционными смотрителями были люди, принадлежавшие к среднему и низшему социальному строю,  но, несмотря на это, они обладали высокими душевными и духовными качествами. Таких людей в литературе принято называть «маленькими людьми».)
Как вы думаете, случайно ли сюжет притчи о блудном сыне показан нам в повести?
Что общего в судьбе дочери Самсона Вырина и блудного сына из притчи?
 (Оба оставляют отчий дом против воли отца, обоих отец прощает). Что отличает?
Как меняется главный герой на протяжении повести?

Что Пушкин хотел показать этой деталью? (Дочь Самсона Вырина, приносит любящего отца в жертву своему счастью, хоть и испытывает чувство вины перед ним. «Распад патриархальных связей Пушкин считает и закономерным, и противоречивым: обретение счастья в новой семье не отменяет трагедии в предыдущей»). (По В.И. Коровину)

Эти картины о блудном сыне научили ли Дуню?

Каков финал этой истории?

Чему Пушкин нас учит? (если мы тоже будем игнорировать слова Христа, то сделаем очень много ошибок, возможно, непоправимых).

Все притчи суть сводятся к одной заповеди: Да любите друг друга. Если бы все люди исполняли бы эту заповедь, то не было и войн, ссор.

5. Кактус жизни.

Что мешает нашим взаимоотношениям? (слайд )

 Дети пишут на листочках, прикрепляют на доску и комментируют.

Что получилось? Кактус колючий, а колючки мешают нам жить в согласии с другими людьми. Но кактус цветёт! И мы можем украсить наше растение цветами – положительными качествами.

(учащиеся пишут положительные качества характера на цветочках и украшают кактус).

Что же нам мешает поступать хорошо по отношению к другим людям?

(высказывания детей).

 6. Притча.

Маленький мальчик Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Тогда Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким, …… -самого себя.

- О чём эта притча? Какой вывод вы сделали для себя? В чём бы вы хотели изменить себя?

Но, можно много и правильно рассуждать о том, что хорошо, а что плохо, не совершая никаких поступков, а иногда поступая и наоборот.

7.Рефлексия

И в заключение хотелось бы сказать, что все мы разные, у каждого свой характер, свои особенности, но мы должны находить взаимопонимание и с одноклассниками и окружающими нас взрослыми людьми. В заключение, скажите друг другу спасибо за совместную работу, пожмите друг другу руки и обязательно улыбнитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Семья – это то, что с тобой всегда». 7-8 класс

Классный час «Семья – это то, что с тобой всегда». 7-8 класс Цели:Расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях.Развивать внимание, мышление, воображение, речь.Формирова...

Конспект урока географии в 7 классе "Наш Вятский край родной, мы гордимся тобой!"

Урок географии проводится в 7 классе. Урок посвящен краю, в котором мы живем....

Классный час в 6 классе "Игры, которые мы заслужили вместе с тобой".

История Олимпийских Игр от древнего мира до современности. Участие России в них....

Сценарий спортивного праздника «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой!» для учащихся 7-8-х классов

Первым этапом в подготовке дела педагогом является  диагностика детей (используются методы наблюдения, опроса, беседы, анкетирования)....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе: «Подвигнут я тобою…».Слово о матери.

Цели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие представлений образа матери в лирике разных поэтов, а также в различных видах искусства (живописи, скульптуре, музыке); на примере  стихотворений...

Конспект и презентация к внеурочному занятию в 4-5 классах "И все с тобой заговорят..."

Разработка внеурочного занятия по курсу Д.З. Арсеньтева "Родной язык - живоносный источник добра и любви". Цель: формирование уважительного отношения к родному языку....

Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография…

Статья для районной газеты "Сельский вестник"...