Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе 10 класс | 281.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Запрудновская средняя школа»
Согласовано Согласовано Утверждаю
Заседание РМО Зам. директора по УВР Директор школы
От «__»__________2015г. _______/А.Б.Березина ______/Т.В.Носова
Руководитель РМО
_________/ Т.А. Зуйкова
Календарно-тематическое планирование
на 2015-2016 учебный год
по литературе в 10 классе
Программа «В.Я. Коровина, Москва «Просвещение», 2007 г.»
Учебник «В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин. Москва «Просвещение», 2010 г.»
Учитель Доронькин А.А.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2011 г.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Лебедев Ю. В. Литература: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2011 г. К данному варианту программы прилагается методическое пособие И. В. Золотарёвой, Т. И. Михайловой «Поурочные разработки по русской литературе XIX века». – Москва: Издательство «ВАКО», 2008 г.
Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 102 часа (из расчёта 3 урока в неделю).
В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения литературы в 10-ом классе является рассмотрение творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.
Цели и задачи изучения литературы на базовом уровне:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Используемые педагогические технологии обучения:
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
- выразительное чтение текста художественного произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.);
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций;
- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
К концу учебного года десятиклассники должны
знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Литература первой половины 19 века А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов Н.В. Гоголь | 7 3 2 2 |
3. | Литература второй половины 19 века Обзор русской литературы второй половины 19 века А.Н. Островский И.А. Гончаров И.С. Тургенев Н.А. Некрасов К. Хетагуров Ф.И. Тютчев А.А. Фет А.К. Толстой М.Е. Салтыков-Щедрин Ф.М. Достоевский Л.Н. Толстой А.П. Чехов | 86 1 8 8 10 8 1 3 3 2 2 1 9 22 8 |
4. | Зарубежная литература | 8 |
Итого: | 102 |
Календарно-тематическое планирование
Тема раздела, количество часов | ||||||
№ п/п | Тема раздела и тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки (знать, уметь, понимать) | Домашнее задание | Дата проведения урока
| |
Планируемая дата | Фактическая дата | |||||
Введение 1 час | ||||||
1. | Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. | 1 | Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе 19 века; уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя. | Пользуясь «Словарём литературоведческих терминов, вспомнить определения и характерные черты классицизма, сентиментализма, романтизма. Подготовить к пересказу лекцию учителя. | ||
Литература первой половины XIX века 8 часов | ||||||
2. | Обзор русской литературы первой половины XIX века. | 1 | Знать основные закономерности историко-литературного процесса; уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя | Подготовить лекцию учителя, вспомнить основные темы лирики А. С. Пушкина, принести сборник стихов А. С. Пушкина. | ||
3. | Художественные открытия лирики А. С. Пушкина. | 1 | Знать особенности романтической лирики Пушкина; уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы | Прочитать поэму А. С. Пушкина «Медный всадник». | ||
4. | «Великое» и «малое» в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». | 1 | Знать идейно-художественные особенности поэмы «Медный всадник», понимать, в чем заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; уметь анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции. | Письменно ответить на вопрос «Какое развитие нашла в поэме тема «Маленького человека»? Принести сборник стихов М. Ю. Лермонтова. | ||
5. | Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. | 1 | Знать основные мотивы лирики Лермонтова, понимать, в чем заключается своеобразие его художественного мира; уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, выразительно читать их. | Пересказать лекцию учителя. | ||
6. | Внеклассное чтение. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. | 1 | Знать адресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов; уметь анализировать и интепретировать стихотворения, сравнивать произведения Пушкина и Лермонтова. | Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект». | ||
7. | Развитие речи. Подготовка к сочинению по произведениям русской литературы первой половины XIX века. | 1 | Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой. | Написать сочинение, прочитать повесть Н. В. Гоголя «Нос». | ||
8. | Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь «Невский проспект»». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. | 1 | Знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина, понимать, в чем заключается своеобразие стиля Гоголя. | Найти в учебнике истории материал о социально-политической обстановке в России 1850-60 гг. XIX века. | ||
Литература второй половины XIX века. | ||||||
9. | Обзор русской литературы второй половины XIX века. | 1 | Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве 1850-60 г.г. 19 века; уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу. | Подготовить к пересказу лекцию учителя, индивидуально – об Островском. | ||
А. Н. Островский. «Гроза» 8часов
| ||||||
10. | А. Н. Островский – создатель русского национального театра, первооткрыватель нового пласта русской жизни. | 1 | Знать основные этапы творческого пути А.Н.Островского, роль драматурга в создании русского национального театра; уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя, выступать с сообщением на заданную тему. | Прочитать первое действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы. | ||
11. | Творческая история «Грозы». Жестокие нравы. (Анализ первого действия драмы «Гроза»). | 1 | Знать историю создания «Грозы», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме; уметь владеть навыками краткого пересказа, анализировать и интепретировать текст пьесы. | Прочитать первое действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы, выучить наизусть монолог Кулигина о жестоких нравах. | ||
12. | Развитие речи. Чтение наизусть прозаического отрывка. «Отчего люди не летают так, как птицы…» (Анализ второго действия драмы «Гроза»). | 1 | Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; Уметь сравнивать действующих лиц пьесы, отмечая их сходство и различия. | Прочитать третье действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы. | ||
13. | Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. (Анализ третьего действия драмы «Гроза»). | 1 | Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; Уметь по ролям читать эпизоды пьесы, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера. | Прочитать четвёртое действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы. | ||
14. | «Куда воля-то ведёт». (Анализ четвёртого действия драмы «Гроза»). | 1 | Прочитать пятое действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы. | |||
15. | «Она освобождена». (Анализ пятого действия драмы «Гроза»). | 1 | Знать особенности символики пьесы, жанровое своеобразие «Грозы»; Уметь по ролям читать эпизоды пьесы, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера. | Законспектировать статью Н. А, Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». | ||
16. | «Гроза» в оценке русской критики. | 1 | Знать содержание критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева; Уметь составлять конспект и план критической статьи, сопоставлять взгляды , их оценку образа Катерины.критиков | Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать по вариантам пьесы Островского «Свои люди – сочтёмся», «Бесприданница». | ||
17. | Внеклассное чтение. В тёмном царстве. Обсуждение пьес Островского «Свои люди – сочтёмся», «Бесприданница». Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству А. Н. Островского. | 1 | Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой. | Написать сочинение, подготовить сообщение о Тургеневе. | ||
И. С. Тургенев «Отцы и дети» (10 часов) | ||||||
18. | «Большое и благородное сердце». Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева. | 1 | Уметь найти информацию в источниках различного типа; Знать основные этапы биографии и творческого пути И.С. Тургенева | Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать повесть «Дворянское гнездо». | ||
19. | Внеклассное чтение. Духовная драма «лишних людей» в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». | 1 | Знать содержание романа «Дворянское гнездо»; Уметь анализировать и интерпретировать произведение. | Прочитать 1-4 главы романа «Отцы и дети». | ||
20. | Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. Первое знакомство с Евгением Базаровым. | 1 | Знать историю создания романа «Отцы и дети», прототипы главных героев произведения; Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера. | Прочитать 5-11 главы романа «Отцы и дети». | ||
21. | «Схватка» П. П. Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 5-11 глав романа). | 1 | Знать, в чем заключается сила и слабость нигилизма Базарова, как герои романа проходят испытание любовью, какую роль данное испытание сыграло в их судьбе; Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера | Прочитать 12-16 главы романа «Отцы и дети». | ||
22. | Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в усадьбе Одинцовой. (Анализ 12-16 глав романа). | 1 | Уметь выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи | Прочитать 17-19 главы романа «Отцы и дети». | ||
23. | Испытание любовью. (Анализ 17-19 глав романа). | 1 | Знать, как герои романа проходят испытание любовью, какую роль данное испытание сыграло в их судьбе; | Прочитать 20-21 главы романа «Отцы и дети». | ||
24. | Базаров и его родители. (Анализ 20-21 глав романа). | 1 | Прочитать 22-24 главы романа «Отцы и дети». | |||
25. | Дуэль Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 22-24 глав романа). | 1 | Знать причины и сущность конфликта между Базаровым и П. Кирсановым, способы выражения авторской позиции; Уметь сравнивать героев-антогонистов, выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. | Дочитать роман «Отцы и дети» до конца. | ||
26. | Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети» | 1 | Знать, какую роль в произведении отводит Тургенев испытанию смертью, в чем заключается смысл финальной сцены; Уметь выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. | Законспектировать статью Д. И. Писарева «Базаров». | ||
27. | Роман «Отцы и дети» в русской критике. Развитие речи. Подготовка к сочинению по произведениям И. С. Тургенева. | 1 | Знать, в чем заключается своеобразие проблематики и поэтики романа «Отцы и дети»; Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, излагать собственную позицию. | Написать сочинение, подготовить сообщение об И. А. Гончарове. | ||
И. А. Гончаров. «Обломов» 8 часов | ||||||
28-29. | Жизнь и деяния господина де Лень. Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. | 2 | Знать основные этапы жизненного и творческого пути И.А. Гончарова; Уметь использовать для решения творческих задач различные источники информации, подбирать и систематизировать материал. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история». | ||
30. | «Однако…любопытно бы знать, отчего я …такой?» Один день из жизни Обломова. (Анализ 1-8 глав I-ой части романа «Обломов»). | 1 | Знать содержание 1-ой части романа, особенности проблематики романа; Уметь отбирать материал для краткого пересказа. | Дочитать первую часть романа, устно ответить на указанные вопросы. | ||
31. | Сон Обломова. (Анализ 9-11 глав I-ой части романа «Обломов»). | 1 | Знать содержание «Сна Обломова»; Уметь выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. | Прочитать II-ую часть романа И. А. Гончарова «Обломов», устно ответить на указанные вопросы. | ||
32. | Андрей Штольц и Обломов. (Анализ 1-4 глав II-ой части романа «Обломов»). Обломов и Ольга Ильинская. Анализ 5-12 глав II-ой части романа «Обломов»). | 1 | Знать характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада их жизни; Уметь отбирать материал для сравнительного анализа. | Прочитать III-ую часть романа И. А. Гончарова «Обломов», устно ответить на указанные вопросы. | ||
33. | Борьба двух начал в Обломове. (Анализ III-ей части романа «Обломов»). | 1 | Прочитать IV-ую часть романа И. А. Гончарова «Обломов», устно ответить на указанные вопросы. | |||
34. | Победа обломовщины. (Анализ IV-ой части романа «Обломов»). | 1 | Законспектировать статьи Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарева «Обломов». | |||
35. | Роман «Обломов» в зеркале критики. | 1 | Знать особенности стиля романа Гончарова; Уметь объяснять роль художественных деталей и стилевых особенностей в контексте всего романа. | Написать сочинение, индивидуально о Ф. И. Тютчеве, принести стихи Тютчева «Не то, что мните вы, природа…», «Нам не дано предугадать», « Silentium». | ||
Ф. И. Тютчев. Поэзия 3 часа | ||||||
36. | Ф. И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. Мир природы в поэзии Тютчева. | 1 | Знать основные этапы творческой биографии Ф.И. Тютчева, мотивы его лирики, особенности изображения поэтом мира природы; Уметь анализировать и интерпретировать натурфилософскую лирику Тютчева, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. | Выучить наизусть понравившееся стихотворение. Принести стихи Тютчева «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «Над этой тёмною толпой». | ||
37. | Два лика России в лирике Ф. И. Тютчева. | 1 | Знать, в чем заключается своеобразие лика России в творчестве Тютчева; Уметь сравнивать стихи Ф. Тютчева и М. Лермонтова, посвященные теме Родины, отмечая их сходство и различия. | Выучить наизусть понравившееся стихотворение. Принести стихи Тютчева «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.»(«Я встретил вас – и всё былое…)», «Последняя любовь». | ||
38. | «Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф. И. Тютчева. | 1 | Знать, какую эволюцию претерпела в творчестве Ф. Тютчева тема любви, почему она предстает как «роковой поединок» двух сердец; Уметь сравнивать стихи Ф. Тютчева, А. Пушкина, М. Лермонтова о любви, отмечая их идейно-тематическое и жанровое сходство и различие. | Выучить наизусть понравившееся стихотворение, индивидуально – о Фете, принести стихотворение Фета «Шёпот, робкое дыханье…». | ||
А. А. Фет. Поэзия 3 часа | ||||||
39. | Поэзия и судьба А. А. Фета. | 1 | Знать основные этапы творческой биографии и мотивы лирики А. Фета; Уметь анализировать и интерпретировать стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»; выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения. | Выучить наизусть стихотворение А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», принести стихи Фета «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Я пришел к тебе с приветом». | ||
40. | Природа, любовь и красота в лирике А. А. Фета. | 1 | Знать, какое воплощение в стихах Фета нашли «вечные» темы русской поэзии, в чем заключается художественное своеобразие лирики Фета; Уметь анализировать и интерпретировать стихи Фета, обращая внимание на особенности их поэтического языка. | Выучить наизусть понравившееся стихотворение Фета. | ||
41. | Развитие речи. Чтение наизусть стихов А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. Подготовка к сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | 1 | Написать сочинение, индивидуально об А. К. Толстом, принести стихи А. К. Толстого «Не верь, мой друг, когда в избытке горя…», «Средь шумного бала, случайно…», «Осень. Обсыпается …». | |||
А. К. Толстой. Поэзия 2 часа | ||||||
42. | Художественный мир А. К. Толстого. | 1 | Знать основные вехи биографии, мотивы, образы поэзии А. Толстого; Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения А. Толстого, обращая внимание на особенности их поэтической символики; выразительно читать стихи. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать сатирическое произведение А. К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашёва». | ||
43. | Внеклассное чтение. «Земля наша богата, порядка в ней лишь нет…» (особенности сатиры А. К. Толстого). | 1 | Знать идейно-художественные особенности сатирических произведений А. Толстого; Уметь составлять исторический комментарий к тексту поэмы, анализировать и интерпретировать сатирическое произведение. | Прочитать повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник». | ||
Н. С. Лесков. «Очарованный странник» 1 час | ||||||
44. | Поиск «призвания» в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». | 1 | Знать основные этапы творческой биографии Лескова, в чем заключается своеобразие характеров лесковских героев; Уметь отбирать эпизоды для выборочного пересказа на заданную тему; анализировать и интерпретировать текст повести. | Главы «Истории…» Салтыкова-Щедрина: «Опись градоначальникам», «Органчик», «Голодный Город», «Подтверждение покаяния». | ||
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» 2 часа | ||||||
45. | Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Обзор). Народ и власть в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | Знать, в чем заключается идейная направленность «Истории одного города», понимать актуальность данного произведения для современного человека; Уметь составлять исторический комментарий к тексту поэмы, анализировать и интерпретировать художественный текст. | Сравнить «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина «Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашёва» А. К. Толстого. | ||
46. | «Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | Знать, какие сатирические приемы использовал Салтыков-Щедрин для создания образов градоначальников и народа; Уметь анализировать и интерпретировать художественный текст с учетом своеобразия его сатирической природы. | Подготовить сообщение о Н. А. Некрасове. | ||
Н. А. Некрасов. Поэзия. «Кому на Руси жить хорошо» 8 часов | ||||||
47. | «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь…». Обзор жизни и творчества Н. А. Некрасова. | 1 | Знать основные этапы творческого пути Н.Некрасова; Уметь отбирать материал для литературной композиции и систематизировать его. | Принести стихи Некр. «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей…». Сравнить «Панаевский цикл» Некрасова с «Денисьевским циклом» Тютчева. | ||
48. | «Зачем же ты в душе неистребима, мечта любви, не знающей конца…»: художественное своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова. | 1 | Знать какое развитие получила в лирике Некрасова любовная тема, в чем заключается художественное своеобразие его «Панаевского» цикла; Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Некрасова. | Познакомиться со стихами Н. А. Некрасова «В дороге», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Тройка» | ||
49. | «Душа народа русского» в изображении Н. А. Некрасова. | 1 | Знать какое воплощение в произведениях Некрасова нашел собирательный образ русского народа, какие художественные приемы использовал поэт, воссоздавая картину народной жизни; Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Некрасова, обращая внимание на реализацию в них приема антитезы. | Познакомиться со стихами Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и гражданин», «Элегия». Ответить на вопрос «В чём видит Некрасов предназначение поэзии и долг поэта?» | ||
50. | «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…»: тема поэта и поэзии в творчестве Н. А. Некрасова. | 1 | Знать, почему неизбежен спор представителей «некрасовской школы» и сторонников «искусства для искусства» о роли поэта и назначении поэзии, какой предстает в стихах поэта его Муза; Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Некрасова, обращая внимание на своеобразие их жанра и композиции. | Прочитать пролог к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в данном фрагменте поэмы? | ||
51. | Проблематика и жанр поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Комментированное чтение первой части поэмы. | 1 | Знать историю создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», понимать, в чем заключается своеобразие ее жанра. Проблематики и стиля; Уметь анализировать и комментировать текст поэмы Некрасова. | Дочитать первую часть поэмы до конца. Ответить на указанные вопросы. | ||
52. | Сатирический портрет русского барства в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Комментированное чтение второй части поэмы «Последыш» | 1 | Знать, какие сатирические краски использовал поэт, создавая образы помещиков и их верных слуг; Уметь анализировать и комментировать текст поэмы Некрасова. | Прочитать третью часть поэмы. | ||
53. | Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» | 1 | Знать, в чем каждый из представителей народного мира видит идеал счастья, прозвучал ли в поэме ответ на вопрос «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Уметь составлять текст пересказа, используя цитирование. | Дочитать поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» до конца. | ||
54. | «Путь славный, имя громкое народного заступника…» (Анализ главы «Пир – на весь мир»). Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме Н. А. Некрасова. | 1 | Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения, составлять его развернутый план. | Прочитать стихи К. Хетагурова. | ||
К. Хетагуров. Поэзия 1 час | ||||||
55. | «Осетинская лира» К. Хетагурова. Близость творчества Хетагурова лирике Н. А. Некрасова в осмыслении темы поэта и поэзии. | 1 | Знать основные мотивы творчества осетинского поэта К.Хетагурова; Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать стихи Хетагурова, обращая внимание на близость его творчества поэзии Некрасова. | Подготовить сообщение о Ф. М. Достоевском. | ||
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» 9 часов | ||||||
56. | «Человек есть тайна…» Художественный мир Ф. М. Достоевского. | 1 | Знать основные этапы творческого пути Ф.Достоевского, историю создания его романа «Преступление и наказание»; Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя. | Прочитать первую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | ||
57. | В Петербурге Достоевского. (Анализ первой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). | 1 | Знать, какие художественные средства использует Достоевский, создавая образ Петербурга; Уметь отбирать материал для выборочного пересказа на заданную тему, самостоятельно анализировать текст Достоевского. | Прочитать вторую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | ||
58. | «Униженные и всеми отринутые парии общества» в романе «Преступление и наказание». (Анализ второй части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). | 1 | Знать, какое влияние на формирование теории Раскольникова оказали его наблюдения над жизнью «униженных и оскорбленных»; Уметь отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему. | Прочитать третью часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | ||
59. | Душевные муки Раскольникова при встрече с родственниками. Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. (Анализ третьей части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). | 1 | Знать, каковы истоки возникновения и основное содержание теории Раскольникова; Уметь отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему, анализировать и интерпретировать текст Достоевского. | Прочитать четвёртую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | ||
60. | «Демоны» Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники». (Анализ четвёртой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). | 1 | Знать, с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова; Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, сравнивать героев Достоевского, отмечая сходство и различия их теоретических посылок. | Прочитать пятую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | ||
61. | «Ангелы» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и Соня Мармеладова. (Анализ пятой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). | 1 | Знать, какое место в романе Достоевский отводит образу Сонечки Мармеладовой; какое отражение на страницах романа получили библейские образы и мотивы; Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, сравнивать героев Достоевского, отмечая сходство их судеб и различие мировоззрений. | Прочитать шестую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | ||
62. | Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. (Анализ шестой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). | 1 | Знать, какова роль Порфирия Петровича в судьбе Раскольникова; Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, сравнивать героев Достоевского, отмечая их сходство и различия. | Дочитать роман до конца. | ||
63. | «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием…». Эпилог и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | Знать, какова роль эпилога в раскрытии идеи романа, как сны и внутренние монологи героев помогают понять состояние души Раскольникова; Уметь выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать повесть Ф. М. Достоевского «Бедные люди». | ||
64. | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского. | 1 | Написать сочинение, индивидуально – о Л. Н. Толстом. | |||
Л. Н. Толстой. «Война и мир» 22 часа | ||||||
65-66 | Страницы великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.. | 2 | Знать основные этапы жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого; Уметь понимать причины религиозно-философских исканий писателя, приведших Толстого к разрыву с официальной религией и жизнью своего круга. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения по «Севастопольским рассказам» Л. Н. Толстого. | ||
67. | История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения. | 1 | Знать историю создания романа Л. Толстого, прототипов героев «Войны и мира»; Уметь составлять развернутый план лекции учителя. | Прочитать 1-7 главы первой части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
68-69. | Роман «Война и мир». Эпизод « В Салоне А. П. Шерер. Петербург. Июль 1805 г..» | 2 | Уметь анализировать эпизоды из романа, знать, какова роль их в раскрытии идеи романа. | Прочитать 8-21 главы первой части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
70. | Именины в доме Ростовых. (8-11, 14-17 главы). Лысые Горы. | 1 | Уметь применять сопоставление как основной композиционный прием романа для раскрытия норм жизни семей Ростовых и Болконских. | Прочитать 22-25 главы первой части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
71. | Изображение войны 1805-1807 годов. Шенграбенское сражение. (Анализ второй части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).т.1, ч.2-3 | 1 | Знать идейно-художественные особенности изображения войны. | Прочитать третью часть первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
72. | Изображение Аустерлицкого сражения. (Анализ третьей части первого тома романа Л. Н. Толстого). | 1 | Знать причины поражения русской армии в Аустерлицком сражении, уметь объяснить, чем стал Аустерлиц для каждого из главных героев. | Прочитать первую часть второго тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
73- 74. | Поиски плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Т.2, ч.1-3 | 2
| Уметь проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни. | Прочитать вторую часть второго тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Прочитать третью часть второго тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
75-76. | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | 2 | Уметь раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев романа. | Прочитать четвёртую часть второго тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
77. | Что такое война? Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. т.3 | 1 | Уметь раскрыть композиционную роль философских глав, объяснить основные положения историко-философских взглядов Л.Толстого. | Прочитать 1-18 главы второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
78-79. | Мысли Л. Н. Толстого о войне 1812 года. Изображение войны 1812 года. | 2 | Уметь проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю, раскрыть их слабость и силу. | Прочитать 19-39 главы второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
80. | Бородинское сражение. (Анализ 19-39 глав второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). | 1 | Знать, почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского сражения в восприятии Пьера, как раскрывается истинный героизм народа в Бородинской битве. | Прочитать третью часть третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
81. | Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». | 1 | Уметь систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона. | Прочитать первую часть четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
83- 84. | Дубина народной войны. (Анализ третьей части четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Отступление французской армии. (Анализ второй части четвёртого тома) | 2 | Уметь показать роль партизанской войны и проследить те изменения, которые произошли с героями. | Прочитать третью часть четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Прочитать четвёртую часть четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
85. | «Мысль народная» в романе «Война и мир». | 1 | Знать о роли народа в истории, об отношении автора к народу. | Прочитать эпилог романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
86. | Л. Н. Толстой о назначении женщины. (Эпилог). Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». | 1 | Знать сходство и различие в изображении мирной жизни по т.2 и эпилогу, как завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить. | Написать сочинение, индивидуально – о Чехове. | ||
А. П. Чехов. «Вишневый сад» 8 часов | ||||||
87. | Путь художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова. Жизнь и творчество. | 1 | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А. Чехова, в чем заключается жанровое своеобразие его произведений; какую эволюцию претерпевает образ «маленького человека» в произведениях А.П. Чехова. | Прочитать рассказы А. П. Чехова «Дама с собачкой», «Невеста». | ||
88. | «Нет, больше так жить невозможно…». (Анализ рассказов А. П. Чехова «Дама с собачкой», «Невеста»). | 1 | Знать, в чем заключается художественное своеобразие рассказов «Дама с собачкой» и «Невеста», какова в них роль художественной детали; Уметь создавать иллюстрации к рассказам Чехова. | Прочитать рассказ А. П. Чехова «Ионыч». | ||
89. | Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». | 1 | Прочитать пьесу А. П. Чехова «Вишнёвый сад». | |||
90. | А. П. Чехов – драматург. «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики…» (М. Горький). Бывшие хозяева вишнёвого сада. | 1 | Знать историю создания «Вишневого сада» и его первой постановки; Уметь отбирать материал для выборочного пересказа | Подготовить характеристики бывших хозяев вишнёвого сада. | ||
91. | Загадка Ермолая: «хищный зверь» или «нежная душа»? | 1 | Знать, в чем заключается своеобразие конфликта в пьесе «Вишневый сад»; Уметь понимать истоки противоречивости образа Лопахина, причины его неудовлетворенности «дурацкой» нескладной жизнью | Подготовить сообщение о Ермолае Лопахине. Подготовить выразительное чтение монолога Лопахина из третьего действия: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость…» | ||
92. | «Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и Петя Трофимов. | 1 | Знать, какие художественные приемы использует чехов, создавая образы Нади Шуминой и Ани Раневской, в чем сходство и различие этих персонажей; Уметь проводить сравнительный анализ, отмечая различие и сходство двух героинь Чехова. | Написать сочинение, выучить наизусть монолог Пети Трофимова «Вся Россия – наш сад». | ||
93-94. | Урок развития речи. Классное сочинение по творчеству А.П. Чехова. | 2 | Подготовить сообщение о Пете Трофимове. | |||
Зарубежная литература 8 часов | ||||||
95. | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. | 1 | Знать основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины 19 века; Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя | Прочитать повесть Оноре де Бальзака «Гобсек». | ||
96. | Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек». | 1 | Знать содержание повести «Гобсек», характерные особенности писательской манеры Оноре де Бальзака; Уметь аргументировано отвечать на вопросы о проблематике повести и художественных приемах, при помощи которых Бальзак создает образ главного героя. | Прочитать рассказ Ги де Мопассана «Ожерелье». | ||
97. | Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье». | 1 | Знать основные факты жизни и творчества писателя, в чем заключается своеобразие сюжета и композиции новеллы «Ожерелье»; Уметь самостоятельно анализировать художественный текст Мопассана. | Подготовить итоговую презентацию. | ||
98- 99. | Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины XIX века. Защита презентаций. | 2 | Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему. | |||
100. | Урок-рекомендация «Что читать летом». | 1 | ||||
101-102. | Резервный урок. | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение(1 час)
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).
Литература первой половины XIX века (11 часов), в том числе:
Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)
Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.
А. С. Пушкин (3 часа)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Поэт и толпа», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны...» (возможен выбор пяти других стихотворений).
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа Петербурга. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
М. Ю. Лермонтов (3 часа)
Жизнь и творчество
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божий, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...»
(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи - значенье...» (возможен выбор других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Обусловленность характера творчества особенностями эпохи и личностью поэта.
Н. В. Гоголь (1 час)
Жизнь и творчество.
Повесть «Невский проспект».
Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести "Невский проспект". Особенности поэтики Гоголя.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX вв (1 час)
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
А. Н. Островский (8 час.)
Жизнь и творчество.
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение "жестоких нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
"Гроза" в русской критике: И. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве
(фрагменты); А. А. Григорьев «После "Грозы " Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы.
Сочинение по произведениям А. Н. Островского.
И.А.Гончаров (8 час.)
Жизнь и творчество.
Роман «Обломов» (Обзор)
История создания и особенности композиции романа. Петербургская "обломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Сочинение по роману И. А. Гончарова "Обломов".
И. С. Тургенев (10 часов)
Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. "Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. "Тайный психологизм": художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
( Сочинение по роману «Отцы и дети»)
Н.А.Некрасов (8 часов)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», (возможен выбор других стихотворений).
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостнические мотивы. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический характер некрасовской поэзии.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия, "богатыря святорусского". Фольклорная основа поэмы.
Ф. И. Тютчев (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...», (возможен выбор других стихотворений).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема "невыразимого". Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А.А.Фет (2 часа)
Жизнь и творчество
Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», (возможен выбор других стихотворений).
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
А. К. Толстой (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...», (возможен выбор других произведений).
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции..
Сочинение по творчеству поэтов второй половины 19 века (2 часа)
М. Е. Салтыков-Щедрин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзорное изучение).
Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие "Истории". Черты антиутопии в произведении. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Н. С. Лесков (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести. Образы основных героев.
Ф. М. Достоевский (9 часов)
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Л. Н. Толстой (22 часа)
Жизнь и творчество.
Тема войны в ранних произведениях писателя (обзор)
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. "Внутренний человек" и "внешний человек". Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романс. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".
А. П. Чехов (8 часов)
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой».
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя -"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
ХIХ в. (8 час.)
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье».
Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Изображение чувства любви в произведении.
Оноре де Бальзак. «Гобсек». Тема власти денег в повести Бальзака.
Перечень творческих работ
- Сочинение по произведениям русской литературы первой половины 19 века (урок №7)
- Сочинение по драме А. Островского «Гроза» (урок №17)
- Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (урок №27)
- Сочинение по лирике Ф.Тютчева и А. Фета (урок №41)
- Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова (урок №54)
- Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (урок №64)
- Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (урок №86)
- Сочинение по творчеству А.П. Чехова (уроки 93-94)
Ресурсное обеспечение
- Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.
- Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.
- Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.
- Кучина Т. Г., Леденёв А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс: Методическое пособие, - М.: Дрофа, 2001.
- Лебедев Ю. В., Кузнецова М. Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
- Лебедев Ю. В., Романова А. Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....