Статья "Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида"
статья по теме

Горбачёва Наталья Николаевна

Чтение и развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_navyka_osoznannogo_chteniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида

          Одним из требований, предъявляемых программой школ VIII  вида  чтению умственно отсталых школьников, является осознанное чтение. Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и         остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения умственно отсталых школьников. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее и объёмнее тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т.п. Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Тот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чём читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, помочь осознать идейный смысл в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсия, демонстрация картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы. Прежде всего, задания связаны с лексической работой над словом, т.к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного  смысла произведения. Не понимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, это ведёт к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений разбирается перед началом чтения произведения на так называемых речевых разминках (речевых пятиминутках). Материал для речевой разминки подбирается учителем в зависимости от темы урока, класса и уровня развития школьников.

 Задания связаны с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.

Задание 1.  Разбор значений слов синонимов.             

На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.

  • Ключ – родник

воин – солдат

зябнуть – стынуть, мёрзнуть

забор – изгородь, плетень

стеречь – охранять, караулить, сторожить

храбрый – смелый, отважный, мужественный, бесстрашный

  • Кичиться – он кичиться. Не кичись!

Важничать – он важничает. Не важничай!

Зазнаваться – зазнаётся. Не зазнавайся!

Заноситься – он заносится. Не заносись!

Задаваться – он задаётся. Не задавайся!

Задание 2.  Разбор значений слов синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.

На доску выписываются слова синонимы. Учащиеся, по заданию учителя, находят в тексте нужный отрывок, либо отрывки напечатаны на карточках и розданы детям. В отрывке обучающиеся ищут нужное, объясняют его значение.

М.Ю.Лермонтв «Бородино»

Битва – бой, сражение, схватки, побоище.

«Ведь были ж схватки боевые,

  Да говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!..»

«Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…»

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Воин – солдат, боец, дружинник, ратник, витязь.

«А голова ему во след,

Как сумасшедшая хохочет,

Гремит: «Ай, витязь! Ай, герой!

Куда ты? Тише, тише, стой!

Эй, витязь, шею сломишь даром!..»

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,  «Сказка о рыбаке и рыбке»

Комната – светлица, светёлка, горница, каморка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»

Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ

Данная статья раскрывает возможности использования полифункциональной интерактивной среды в специальном образовании....

Развитии навыков чтения в коррекционной школе VIII вида

Уроки чтения  в коррекционной школе VIII вида  выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглажив...

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Презентация к выступлению на педсовете "Формирование общетрудовых умений и навыков в (коррекционной) школе VIII вида"

Презентация к выступлению на педсовете "Формирование общетрудовых умений и навыков в (коррекционной) школе VIII вида"...

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида

Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательн...

Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».

Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и пон...