Статья "Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида
Одним из требований, предъявляемых программой школ VIII вида чтению умственно отсталых школьников, является осознанное чтение. Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения умственно отсталых школьников. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее и объёмнее тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т.п. Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Тот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чём читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, помочь осознать идейный смысл в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсия, демонстрация картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы. Прежде всего, задания связаны с лексической работой над словом, т.к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Не понимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, это ведёт к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений разбирается перед началом чтения произведения на так называемых речевых разминках (речевых пятиминутках). Материал для речевой разминки подбирается учителем в зависимости от темы урока, класса и уровня развития школьников.
Задания связаны с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.
Задание 1. Разбор значений слов синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.
- Ключ – родник
воин – солдат
зябнуть – стынуть, мёрзнуть
забор – изгородь, плетень
стеречь – охранять, караулить, сторожить
храбрый – смелый, отважный, мужественный, бесстрашный
- Кичиться – он кичиться. Не кичись!
Важничать – он важничает. Не важничай!
Зазнаваться – зазнаётся. Не зазнавайся!
Заноситься – он заносится. Не заносись!
Задаваться – он задаётся. Не задавайся!
Задание 2. Разбор значений слов синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.
На доску выписываются слова синонимы. Учащиеся, по заданию учителя, находят в тексте нужный отрывок, либо отрывки напечатаны на карточках и розданы детям. В отрывке обучающиеся ищут нужное, объясняют его значение.
М.Ю.Лермонтв «Бородино»
Битва – бой, сражение, схватки, побоище.
«Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!..»
«Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел…»
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Воин – солдат, боец, дружинник, ратник, витязь.
«А голова ему во след,
Как сумасшедшая хохочет,
Гремит: «Ай, витязь! Ай, герой!
Куда ты? Тише, тише, стой!
Эй, витязь, шею сломишь даром!..»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке»
Комната – светлица, светёлка, горница, каморка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»
Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ
Данная статья раскрывает возможности использования полифункциональной интерактивной среды в специальном образовании....
Развитии навыков чтения в коррекционной школе VIII вида
Уроки чтения в коррекционной школе VIII вида выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглажив...
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...
Презентация к выступлению на педсовете "Формирование общетрудовых умений и навыков в (коррекционной) школе VIII вида"
Презентация к выступлению на педсовете "Формирование общетрудовых умений и навыков в (коррекционной) школе VIII вида"...
Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида
Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательн...
Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».
Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется замедленными темпами. Затруднение вызывает и овладение технической стороной процесса чтения и пон...