«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Задача - через поэму понять художественный метод, к которому прибегает в своем творчестве Лермонтов – романтизм. А потом через понимание романтизма вновь открыть для себя поэму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mtsyri_m.yu_._lermontova_kak_romanticheskaya_poema.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
.«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма
Цель урока:
Образовательная – обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, развить навыки целостного анализа художественного произведения.
Развивающая – развить аналитическое мышление в обсуждении художественного произведения.
Воспитательная - развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.
Задачи урока:
- Вспомнить основные черты романтизма как художественного метода.
- Определить роль изобразительно-выразительных средств в поэме.
- Проанализировать поэму с точки зрения романтизма.
- Сделать вывод о том, что поэма Лермонтова – романтическая поэма.
Метод: эвристический.
Приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, анализ текста, комментированное чтение, выразительное чтение наизусть, прослушивание аудиозаписей.
Оборудование: проектор, презентация, аудиозаписи.
Ход урока
(Слайд 1)
Вступительная часть.
Звучит отрывок из симфонической поэмы венгерского композитора-романтика Ференца Листа и отрывок из романтической поэмы М.Ю. Лермонтова:
Глава 3
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.
- Мы услышали отрывок из симфонической поэмы Ференца Листа «Прометей» и страстный, взволнованный отрывок из поэмы Лермонтова «Мцыри». Что, по-вашему, их объединяет?
(построение, ритм, пафос)
- Почему возможно сопоставить музыкальный и литературный фрагменты?
(оба эти произведения романтические)
Учитель: Наша сегодняшняя задача - через поэму понять художественный метод, к которому прибегает в своем творчестве Лермонтов – романтизм. А потом через понимание романтизма вновь открыть для себя поэму.
Итак, тема нашего урока: «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма.
- Эпиграфом к уроку я взяла строчки из замечательного стихотворения М.Ю. Лермонтова « Парус»:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
- Говоря о лирике Лермонтова мы уж немного познакомились с понятием романтизма. Какие виды искусства, с вашей точки зрения, воплощают идеи романтизма в высшей степени?
(музыка и живопись)
(Слайд 3)
- Прослушайте «гимн» романтизма – «Революционный этюд» Фредерика Шопена. И, проникаясь романтическими звуками, подумайте, какая из трех предложенных картин могла бы стать гимном романтизма в живописи?
(Слайд 4)
Ответы учащихся
(Слайд 5)
Учитель: Конечно, поскольку главной предпосылкой развития романтизма на рубеже 18-19 вв. стали события Великой Французской революции, знаменем романтизма в живописи стала картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Вот она перед вами.
- Какие идеалы романтизма она воплощает? Каковы вообще идеалы романтизма?
(безграничная свобода, желание ощутить себя личностью – исключительным человеком сильных страстей и высоких устремлений) (Слайд 6)
Основная часть.
Учитель: Прославление такого исключительного человека, его сильной бунтарской личности, культ человеческих чувств, культ свободы – удел искусства слова, т.е. литературы.
«Мцыри» - последняя романтическая поэма М.Ю. Лермонтова, а значит её композиция, стилистика, язык, идея, связанная с образом главного героя, должны помочь нам раскрыть понятие романтизма как ведущего художественного метода.
- Что вы можете сказать о названии?
(Мцыри – на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника»)
Слайд 7
- Каково было первоначальное название?
(«Бэри». Бэри – по-грузински монах)
- Почему Лермонтов отказался от первоначального названия?
(«Мцыри» - в переводе с грузинского ещё и пришелец, чужеземец, одинокий человек – в самом названии слышится одиночество героя, его отверженность, а значит и конфликт героя с миром.)
Вывод 1: Название можно отнести к чертам романтизма. (запишите в тетрадь)
- Когда разворачивается действие поэмы?
(неопределенное прошлое, почти мистическое, сказочное время)
1 глава
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой - и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
- А где разворачивается действие?
(на Кавказе, среди вольной, мощной природы)
Просмотр видеофильма о Кавказе и чтение:
- Вспомним что означает слово «романтизм» в переводе с французского? Почему же местом действия стал именно Кавказ?
(с фр. Романтизм – странное, живописное, фантастическое. )
- Кавказ - это экзотика для русского человека, для русского глаза, для русского сознания: горы, море, небо, необычные цвета, диковинные растения.
6 глава
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ…
Слайд 8
Вывод 2: Время и место действия (позже, в старшей школе, вы узнаете, что в литературоведении, благодаря Бахтину, время и пространство литературного произведения называются таким литературоведческим термином, как хронотоп), приобретая сказочную, фантастическую форму воплощают черты романтизма. (пометили)
(Слайд 9)
- Каким мы видим Кавказ в поэме? Зачем так много внимания уделяется пейзажным зарисовкам?
(- природа не просто фон: личность Мцыри, его характер отображаются в том, какие картины его поражают;
- мощная природа Кавказа родственна душе героя; сродни стихийным силам природы и душа героя)
Выразительное чтение поэмы:
6 глава
Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
………………………………………
10 глава
Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою...
………………………………………….
11 глава
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой.
И снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Вывод 3: Перед нами романтический пейзаж, могучий и величественный, но гармоничный и прекрасный. Как сказал Белинский, «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта». ( пометили)
(Слайд 10)
- А какими средствами выразительности достигается такая сказочная, экзотичная, романтическая картина?
(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения – примеры художественных средств из текста поэмы)
Вывод 4: Речь героя поэтична, возвышенна, насыщенна многочисленными изобразительно-выразительными средствами. Т.е. поэтический язык Лермонтова тоже романтизирован – он выражает пылкую, вольнолюбивую, одухотворенную натуру героя. (пометили)
- Но природа же, несмотря на пылкое желание Мцыри слиться с родным его душе миром, остаётся также чужда герою: по словам Юрия Манна, незаметно меняя свой облик, природа превращается из друга во врага. Когда? Докажите. О чём это свидетельствует?
(об одиночестве героя, о его неприкаянности, о постоянном конфликте, в котором находится герой)
14 – 15 главы
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста.
Моя кружилась голова;
Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.
Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горючею росой...
- В конфликте с кем, с чем в первую очередь существует герой?
(со всем миром: с природой, с монастырем, с монахами)
(Слайд 11)
Вывод 5: Противостояние героя со всем миром, враждебным ему, выражает романтический конфликт в поэме. (пометили)
- Какой приём использует Лермонтов, изображая конфликт в поэме?
(антитеза, противопоставление)
Слайд 12
- Что чему противопоставляется?
(мир монастыря - «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли - «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)
Вывод 6: Не можем не отметить романтическое «двоемирие», символически воплощающее классическое для романтизма противопоставление «тюрьмы» и «свободы». (пометили)
(Слайд 13)
- Ну и наконец самое главное – герой поэмы безымянный послушник Мцыри. Не желая мириться с навязанными порядками, с несвободой, герой решается на…?
(побег; побег – это протест)
- Когда убегает Мцыри? Какие качества личности воплощает сцена побега?
(в грозу, гроза помогает раскрыть бунтарскую сущность героя; сцена побега построена на преувеличении – гиперболе, потому что здесь воплощена немыслимая сила исключительной личности)
8 глава
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..
- Можно ли говорить, что перед нами герой особенный, исключительный? Перечислите черты исключительности героя.
(герой - беглый монах, он мятежная душа, он бунтарь, не желающий мириться с обстоятельствами, он ценит свободу превыше всего)
- Какой же вывод мы можем сделать?
Вывод 7: Мцыри – романтический герой – исключительная личность в исключительных обстоятельствах. (пометили)
Учитель: Исключительные обстоятельства жизни героя, т.е. романтический сюжет, – это предмет уже нашего дальнейшего разговора. А пока давайте ещё раз обратимся к тем чертам романтизма, которые мы отметили в поэме:
- романтическое название
- романтическое время и место
- романтический пейзаж
- романтический язык
- романтический конфликт
- романтическое «двоемирие»
- романтический герой
Вывод.
- Можно ли уже сделать вывод, что Мцыри Лермонтова – это романтическая поэма?
- А если да, то в чём заключается романтический пафос поэмы?
- Какое отношение к жизни утверждает М.Ю Лермонтов?
(Слайд 14)
Попробуйте выполнить небольшую лексическую работу и сделать вывод о том, что же такое лермонтовский романтизм:
Поэт утверждает ……………., …………………. отношение к жизни. Постоянный поиск, …………….., …………… (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной ………………….. , умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.
А вот точка зрения исследователей творчества Лермонтова:
Слайд 15
Поэт утверждает активное, деятельное отношение к жизни. Постоянный поиск, тревоги, борьба (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной свободы, умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.
Почти всё сошлось? Молодцы!
Домашнее задание.
Подумать над двумя вопросами, ответы на которые – материал наших следующих уроков:
- Почему в поэме рассказывается только о трёх днях из жизни героя?
- Где кульминация поэмы и как она помогает раскрыть идеи романтизма?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: Цыганы как романтическая поэма
Цыганы как романтическая поэма...
Конспект урока "Два мира в жизни Мцыри" ("Мцыри" М.Ю. Лермонтова).
Предлагаемый вариант открытого урока по литературе был апробирован в 8классе. Сегодня проблема прочтения классических произведений требует внедрения элементов современных технологий....
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания.
ММ. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания....
"Мцыри" - романтическая поэма М.Ю.Лермонтова
Презентация включает в себя иллюстрации, которые заинтересуют школьника, расскажет об особенностях композиции и сюжета. Это поможет разобраться в важных вопросах построения произведения. Важна и лекси...
Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова – романтическое произведение.
Открытый урок позволяет нам отправиться в увлекательное путешествие в таинственный и загадочный мир слова...
рабочий лист к поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова
Рабочий лист может быть полезен на первом уроке изучения поэмы "Мцыри" М.Ю. Лермонтова в 8-м классе....
Урок по теме "Романтическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Монолог - исповедь « А душу можно ль рассказать?»"
Наблюдая за сложным внутренним миром героя, понять мотивы его поступков; создать ситуацию сопереживания, помочь учащимся понять смысл поэмы в процессе размышления над художественным текст...