Фестиваль "Закрытие года литературы"
методическая разработка по литературе на тему

Еремина Наталья Владимировна

 Вашему вниманию представлена методическая разработка мероприятия, посвященного Году закрытия литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival_zakrytie_goda_literatury_.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль закрытия года литературы в рамках районного семинара учителей гуманитарного цикла.  

Задачи  мероприятия:

актуализация имеющихся литературных знаний, умений и навыков учащихся;

развитие интереса и уважения к «Литературе», как учебной дисциплине;

воспитание патриотизма и поддержание стремления сохранить и преумножить культурное наследие своей страны и всего человечества.

Цель мероприятия:

Поддержать интерес у учащихся к изучению дисциплины «Литература».

В наглядной и занимательной форме показать значение литературы для развития и становления личности

Развивать творческие способности обучающихся.

Звучит музыка, гости собираются.

Видео «Год литературы».

На музыку Хачатуряна («Маскарад») –классическая обработка, учащиеся 7 А класса танцуют вальс.

Мини- зарисовка.
Знаешь, так хочется посидеть в тишине, одной, взять любимую книгу, почитать её, уйти от всего. В углу, где над тобой трещат обои, отходят от стен и сворачиваются в трубочки, где из окна пробивается тоненький лучик света из-за грязи на стеклах, свет этот падает на пол и в нем летают пылинки, серо-золотистые пылинки, они кружатся в последнем танце и умирают.
Закрыть глаза, не дочитав строку; вдохнуть эти танцы, замереть почувствовать их спокойствие и величие. Никто не стоит рядом, хоть и находится в комнате множество людей, они не здесь, они в своем мире и комнате и со своими друзьями (садится   в кресло и  укутывается в плед). Прижать колени к груди, обнять их руками, задержать дыхание и прислушаться к стенам, к музыке, воздуху, чтобы спокойно читать книгу…

Звучит песня «Возьмите, дети, книги».

Ученик  в центре читает стих:

Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.
Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями

 В книге – мудрость, в книге – знанья, в книге – будущего предсказания.

1.Судьба способна очень быстро

Перевернуть нам жизнь до дна,

Но случай может высечь искру

Лишь из того, в ком есть она.

2. Минутки поэзии на нашем празднике не случайны: 2015 год Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина объявлен Годом Литературы.

1. Сегодня мы попробуем заглянуть в воображаемую библиотеку вспомнить любимые книги, литературных героев и их великих авторов, благодаря наследию которых мы постигаем главные жизненные ценности…

2. Знание и опыт, любознательность и трудолюбие, доброту и честность, оптимизм и творчество, любовь к близким и патриотизм.

Видео: «21 век. Библиотека, что это такое?»

1 Блок. Тема Родины в литературе.

«В начале  было слово…»

На экране проецируются слайды с видами природы, звучит мелодия народной песни «Ой ты, степь широкая».

1. «О, светло светлая и украсно украшена земля Русская. И многими красотами удивлена еси, озеры многими удивлена еси, реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы велкими, селы дивными… Всего еси исполнена земля Русская…»

2. Это строки древнего летописца. «За светло светлую и украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, слове поэтов.

1.С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Пушкин, Рылеев и Кюхельбекер, Баратынский и Кольцов, Некрасов и Тютчев.

2. Любовь моя, Россия,

Люблю, пока живу,

Дожди твои косые,
Полян твоих траву,
Дорог твоих скитанья,
Лихих твоих ребят…
И нету оправданья
Не любящим тебя.

 

 2 Блок. Тема патриотизма в литературе.

(Запись Левитана об объявлении войны)


1. Чтец (в пилотке): 
Война! Война! 
В ушах гремели взрывы, 
Полнеба дым пожарищ закрывал 
И в полный рост строги и молчаливы 
Все встали на борьбу, и стар и мал. 
 Звучит громко «Прощание славянки», затем стихает и на фоне звучат слова:
2.Чтец  (в пилотке):

Вспомните, ребята! Вспомните, ребята! 
Разве это выразить словами, 
Как мы стояли у военкомата 
С бритыми навечно головами. 
Рыдали родители, жены, невесты, 
Горел и гремел небосклон. 
"Прощание славянки" играли оркестры, 
На фронт уходил эшелон. 

 «Как я выжил будем знать только мы с тобой» писал военный корреспондент, замечательный поэт и прозаик Константин Михайлович Симонов.

1.Путь к победе был долог и труден. Каждый миллиметр военного пути был пропитан кровью и потом, усыпан трупами солдат и мирных жителей: стариков, женщин и детей.

2. Но мы не сдавались! (Отрывок из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»


За всё, что есть сейчас у нас, 
За каждый наш счастливый час, 
За то, что солнце светит нам, 
Спасибо доблестным солдатам, 
Что отстояли мир когда-то.

2. В память о погибших прошу всех спать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания. (ЗВУЧИТ МЕТРОНОМ)

3 Блок. Тема природы в литературе. (На фоне лирической музыки  и березок):

1.Вы никогда не задумывались, почему именно берёза стала поэтическим символом России?

2.Наверное, сказители и поэты видели в берёзе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия».

1. «Чета белеющих берез» — это часть лермонтовской Родины, «страной березового ситца» предстала она перед Есениным.

 2. Чтец: С. А. Есенин «Береза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

2.И в стихах советских поэтов береза сливается с образом России. Вот как писал о ней поэт О.Н Шестинский.

Чтец.

Без березы не мыслю России,-

Так светла по-славянски она

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена

Под березами пели, женили,

Выбирали коней на торгах,

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были березы в ногах

Танец (в костюмах березок девочки 5Б класса исполняют  «Иванами да Марьями гордилась вся страна»

4.Блок «В гостях у сказки»  

3. Литература – это язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.

Видео (начало  поэмы «Руслан и Людмила»)

4. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса…

3. Неспроста первой книгой, которую мы нашли в библиотеке, стала поэма «Руслан и Людмила» Александра Пушкина, которого еще при жизни называли «солнцем русской поэзии».

4. У Лукоморья рядом с ученым котом могли бы и вы, дорогие наши читатели,  эрудированные интеллектуалы, ценители хороших книг, открыватели новых горизонтов знаний.

3. Не вздумайте стоять на месте,
Стремитесь преумножить то, что есть у вас,
4. Мир познавайте с книгой вместе,
Совершенствуйтесь, учитесь каждый час!

1: Героиня сказки Льюиса Кэрролла думала: «Кому нужны книжки без картинок… или хоть стишков». А сам автор говорил, что самое главное в этой книжке – не загадки, не фокусы, не игра слов и даже не блистательная игра ума, а…. сама Алиса, великая любовь к которой превращает фокусы в чудеса, а фокусника – в волшебника.

2: Алиса могла бы оказаться в Расчудесии, Вообразилии или Удивляндии, но глубокий колодец, в который она полетела, вел в Страну Чудес.

1: Вместе Алисой в Стране чудес могли бы оказаться все мы: любознательные и любопытные юные философы, говорящие то, что думают и фонтанирующие небывалые и смелые идеи.

1. Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

2. Утверждай себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!

5 Блок «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Видео «Маленький принц»

3. Автор следующей книги – профессиональный летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Главный герой его сказки для взрослых Маленький принц рассуждал о дружбе и любви, о взрослых и детях, о вечном.

4. Он прилетел с астероида В-612, где также могли обитать и мы с вами.  Мы не перестаём мечтать, быть романтичными и обогащать свой внутренний мир.

.

3. Где же вы, где же вы, счастья острова,

Где побережие света и добра?

4. Там, где с надеждами, там, где с надеждами

Самые нежные бродят слова.

6 Блок «Мифы и легенды».

 

5. Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов.

6. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето.

5. Мифы Древней Греции описывают множество историй о Зевсе, который охранял порядок и правду во всем мире и других могущественных богах – олимпийцах.

6. В одной книге с ними на горе Олимп могли бы встретиться и мы замечательные, талантливые атлеты и музы, мастера и творцы, художники и умельцы. 

5. Восторг уносит нас в заоблачный полёт,
Быть может, там разгадка чуда ждёт.
6. Нам светит радуга, свежа и хороша,
От ярких красок счастьем светятся глаза.

7 Блок «Тайное предчувствие»

1: Даниэль Дефо, автор романа «Робинзон Крузо» был человеком с хорошим чувством юмора. Но в своем знаменитом произведении он серьезно рассуждал об опасностях, смелости.

2: Посмотрим в книге: «Ожидание опасности всегда страшнее самой опасности, и ожидание зла в десять тысяч раз хуже самого зла»

1: Еще: «Никогда не пренебрегайте тайным предчувствием, предостерегающим вас об опасности, даже в тех случаях, когда вам кажется, что нет никакого основания придавать ему веру».

2: Такие качества как вера, смелость и отвага помогли Робинзону выжить на необитаемом острове и вернуться к цивилизации. Также успешно с трудностями на необитаемом острове могли бы стравиться  и мы с вами : жизнелюбивые, храбрые, оптимистичные.

1: Вновь всё взлетит, помчится,
Взыграет, забурлит –
2: Жизнь дальше устремится,
Кроша времён гранит.

8. Блок «Торжество добра и справедливости»

  (Инсценированная песенка друзей)

3. «Волшебник изумрудного города» – еще одна сказочная повесть про дружбу и исполнение желаний, преодоление испытаний и торжество добра и веры в себя.

4. Герои Александра Волкова убеждают нас, что «дома всегда лучше» и «счастье – лучшее, что есть на земле».

3. Они такие разные: добрые и открытые, дружелюбные и мечтательные.

4. Как и наши читатели, которые бы тоже, совершив путешествие в Изумрудный город, самостоятельно осознали: они умны, храбры, и у них доброе сердце

3. Лучистое солнце не делится на части

И вечную землю нельзя разделить,

4. Но, если ты счастлив, то искорку счастья,

Ты можешь, ты должен друзьям подарить!

9 Блок «Литературные критики»

5. Произведения литературы обсуждают литературные критики: они находят положительные особенности в работе автора, комментируют спорные сюжеты его творческих находках, объясняют свое мнение по поводу недостатков.

6. Прямо как наши учителя… Как будто о них почти сто лет назад Николай Тихонов написал:

«Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей».

5. Среди педагогов - отважные, как Капитан Немо

6. Обаятельные, как Фигаро

5.Загадочные и мудрые, как Шамаханская царица.

6. Настоящие герои нашего времени

 10 Блок «Отцы и дети»

1: Каждому знакома еще одна книга из нашей библиотеки: «Отцы и дети» Ивана Сергеевича  Тургенева. В ней можно найти ответы на многие вопросы.

2: Кто больше всех любит детей?

1: «Дети чувствуют, кто их любит».

2: «Есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери с здоровым ребёнком на руках»?

1: Нет…

2: Какие слова сегодня и всегда может сказать каждый родитель своему ребенку?

1: «Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня».

Звучит песня «Родительский дом, идет видео)

11  Блок «Монолог о  книге».

3. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек в высоком смысле слова становится человеком благодаря литературе.

4. Все ценности человек черпает из книг. Книга - источник всех знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

Чтец.Они здесь — ожидающие, молчаливые. Они не толпятся, не требуют, не напоминают. Будто погруженные в сон, безмолвно стоят они вдоль стены, но имя каждой смотрит на тебя. Когда ты пробегаешь по ним взглядом, касаешься руками, они не кричат тебе умоляюще вслед, не рвутся вперед. Они не просят. Они ждут, когда ты откроешься им сам, и лишь тогда они открываются тебе. Сначала тишина: вокруг нас, внутри нас. И, наконец, ты готов принять их — вечером, отринув заботы, днем, устав от людей, утром, очнувшись от сновидений. Под их музыку хочется помечтать. В предвкушении таинственного, подходишь к шкафу, и сто глаз, сто имен молча и терпеливо встречают твой ищущий взгляд, И когда твои пальцы, как бы подбирая на клавиатуре звуки трепещущей в тебе мелодии, останавливаются на одной из книг, она ласково приникает к тебе — это немое, белое создание, волшебная скрипка.

 Где-то слышится тиканье часов. Но не часами измеряется это ускользнувшее от самого себя время, здесь ему иная мера; вот книги, которые странствовали многие века прежде, чем наши губы произнесли их имя, вот — совсем юные, лишь вчера увидевшие свет.

Кроткие магниты небес, вы всегда могли увлечь в свою возвышенную стихию погрязшую в повседневности душу и развеять любые тучи с ее небосклона. Крупицы бесконечности, молча выстроившиеся вдоль стены, скромно стоите вы в нашем доме. Но едва лишь рука освободит вас, сердце прикоснется к вам, как вы отворяете нашу земную обитель, и ваше слово, как огненная колесница, возносит нас из тесноты будней в простор вечности.

Заключение.

1: Завершить наш торжественный вечер хочется строками Николая Заболоцкого

2: Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

3. Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

4. А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

5. Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

6. Удачи вам, дорогие гости, ребята! Пред вами – множество путей. Выбирайте тот, где ни минуты покоя, лени и бездействия.

1. Идите вперед, за своей мечтой и пусть вам помогают поддержка родных, профессионализм учителей, мудрость книжных страниц.

Библиотечная песня 

Если мечтаешь найти чудеса,
В сказку попасть ненароком, 
Вовсе не надо бродить по лесам
И колесить по дорогам.

Припев:
Есть по соседству библиотека!
В ней лекарства, словно в аптеке, 
От коварства, глупости, лени
Лечат книги без промедлений.
Есть по соседству библиотека
В ней все средства для человека,
Чтобы умным стать и великим…
Пусть всегда да здравствуют книги!

В залах рядами стоят стеллажи,
Тысячи книжек на полках.
Каждый здесь что-то найдет для души,
Лишь заглянув ненадолго.

Мир приключений и царство идей,
Знаний источник и смеха:
И для детей, и для взрослых людей –
Все это – библиотека!

Очень важно для человека 
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку,
Выбирайте книгу, как друга.
(Т.В. Бокова)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий в рамках «ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ» в 2014-2015 учебном году.

                                                      ...

Мероприятия к Году литературы

Мроприятия МБОУ лицей по Году литературы...

Открытие года литературы в МБОУ ДОД ЦВР

2015 год Указом Президента РФ Владимира Владимировича Путина объявлен  Годом Литературы....

Познавательная игра для учащихся 3-4 классов по теме «Году литературы посвящается»

Дорогие ребята! 2015 год объявлен президентом РФ В. В. Путиным Годом литературы. - А как вы понимаете слово ЛИТЕРАТУРА? - Сегодня мы с вами узнаем, как появилась литература, какой долгий пут...

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России (в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания) «Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно всё!»

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России(в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания)«Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно вс...

Открытый урок по литературе к году литературы

Открытый урок по литературе к году литературы...