Рабочие программы по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс (102 часа).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Планируемая дата пров. | Дата проведения | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||||
Введение (1 час). | ||||||||||||||||||||
1 | Введение. Роль книги в жизни человека. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии. Уметь создавать связной текст на необходимую тему. | Текущий, фронтальный. Рассказ, работа с книгой, опорные записи | Пересказ статьи по плану | ||||||||||||||
Устное народное творчество (7+ 1 вн.чт.) | ||||||||||||||||||||
2 | Малые жанры фольклора. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Уметь пересказывать учебную статью по плану | Текущий, фронтальный. Беседа. Пересказ статьи учебника | Записать в тетрадь 5 загадок | ||||||||||||||
3-4 | Сказка - вид народной прозы. Волшебная сказка "Царевна-лягушка". Художественный мир сказки. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки Уметь: отличать виды сказок, определять характерные для сказок обороты речи; использовать при сказывании сказок | Текущий, фронтальный. Комментированное чтение. Ответы на вопросы Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова | Пересказ эпизода. Сказывание сказки с использованием сказочных собенностей | ||||||||||||||
5-6 | "Иван -крестьянский сын и чудо-юдо "- волшебная сказка героического содержания. Образ главного героя. | 2 | Комбинированный урок. | Знать: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки Уметь: уметь пересказывать сцены и эпизоды выделять смысловые части художественного текста, выразительно читать текст; давать характеристику героев, строить рассказ о герое, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию | Текущий, фронтальный. беседа, художественный пересказ, комментированное чтение | Подготовить рассказ об Иване | ||||||||||||||
7 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать жанровые особенности сказки о животных, Уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) от волшебной | Текущий, комбинированный. Беседа, выразительное чтение, ответы на проблемные вопросы | Подготовить выразительное чтение сказки по ролям | ||||||||||||||
8 | Бытовые сказки. Сказка «Солдатская шинель». | 1 | Комбинированный урок. | Знать иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа);.русских сказочников. | Текущий, комбинированный Беседа. Выразительное чтение, работа с иллюстрациями | Подготовить пересказ любимой народной сказки. Презентация. | ||||||||||||||
9 | Внеклассное чтение. Мои любимые русские народные сказки. | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки Уметь применять характерные для сказок обороты речи; использовать при сказывании сказок; выразительно читать | Тематический, индивидуальный. Художественный пересказ; выразительное чтение Презентация. | Пересказ сказки по иллюстрациям | ||||||||||||||
Из древнерусской литературы (2 часа). | ||||||||||||||||||||
10-11 | Понятие о древнерусской литературе. "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать жанры древнерусской литературы; историю возникновения древнерусской литературы. Уметь коротко передавать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям) | Текущий, комбинированный Составление плана учебной статьи; беседа; комментированное чтение; составление рассказа по картине | Выразительно читать летописный рассказ; задания к рубрике «Обогащаем устную речь» | ||||||||||||||
Из русской литературы 18 века (1 час). | ||||||||||||||||||||
12 | Из русской литературы 18 века. М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение "Случились вместе два Астронома в пиру…" | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать биографию поэта; определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры. Уметь объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно. | Тематический, комбинированный. Исследовательская работа по тексту. выразительное чтение стихотворения | Подготовить чтение басен И.И.Дмитриева, И.И.Хемницера | ||||||||||||||
Из русской литературы 19 века (38 +3 вн.чт.+7 р/р.) | ||||||||||||||||||||
13 | Внеклассное чтение. Басня как литературный жанр. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра Уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки | Тематический, комбинированныйБеседа, чтение по ролям | Подготовить рассказ об И.А.Крылове (задание 2, стр 58) | ||||||||||||||
14 | Басенное творчество И.А.Крылова. Басня "Волк на псарне". | 1 | Комбинированный урок | Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни Уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего | Текущий, комбинированный Работа над текстом Комментированное чтение | Задание 3 стр 61 | ||||||||||||||
15 | И.А.Крылов. Басня "Свинья под Дубом". | 1 | Комбинированный урок | Знать языковое своеобразие басен Крылова, мораль басни. Уметь находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. | Текущий, комбинированный Инсценированное чтение; сопоставление с иллюстрацией; анализ текста | Нарисовать иллюстрацию к басне | ||||||||||||||
16 | И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица". | 1 | Комбинированный урок | Знать языковое своеобразие басен Крылова, мораль басни. Уметь находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи | Текущий, комбинированный Инсценированное чтение; сопоставление с иллюстрацией; анализ текста | Подготовить выразительное чтение басни наизусть | ||||||||||||||
17 | Итоговый урок по басням И.А.Крылова. | 1 | Урок развития речи | Знать языковое своеобразие басен Крылова, мораль басни. Уметь находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; выразительно читать басни. | Итоговый, индивидуальный. Выразительное чтение басен | Задание 5 стр 65 | ||||||||||||||
18-19 | В.А.Жуковский. Сказка "Спящая царевна". Черты литературной и народной сказки в произведении В.А.Жуковского "Спящая царевна". | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; сюжет и героев литературной сказки; понимать отличие сказки литературной от народной; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки; выявлять общее и отличительное | Текущий, комбинированный Беседа, работа с книгой, иллюстрации. Выразительное чтение. | Задание 6 стр 80 учебник | ||||||||||||||
20 | Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Баллада "Кубок". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям; уметь выразительно читать балладу | Текущий, комбинированный Рассказ, беседа, проблемные вопросы выразительное чтение баллады, | Задание 4 стр 86 | ||||||||||||||
21 | А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение "Няне". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы | Текущий, комбинированный выразительное чтение, устное словесное рисование | Создать иллюстрацию к стихотворению | ||||||||||||||
22 | Пролог к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" - собирательная картина народных сказок. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила» Уметь: определять роль пролога в поэме и понимать идею произведения. | Текущий, фронтальный. Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование | «У лукоморья…» - наизусть | ||||||||||||||
23 | А.С.Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Истоки рождения сюжета. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев; делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение автора к изображаемому. | Текущий, комбинированный Выразительное чтение, словарная работа | Отрывок выучить наизусть | ||||||||||||||
24 | "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Система образов. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Текущий, комбинированный Выразительное чтение, словарная работа | Художественный пересказ эпизода «Спасение царевны | |||||||||||||||
25 | "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Царица и царевна. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Текущий, комбинированный Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы | Подготовить связный рассказ «Что помогло Елисею в поиске невесты?» | |||||||||||||||
26 | Поэтичность и музыкальность "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях". | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Текущий, комбинированный Аналитическая беседа; чтение по ролям | Сочинение «Две красавицы» ( по сказкам Жуковског | |||||||||||||||
27 | Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь. | 1 | Урок развития речи | Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью | Текущий, комбинированный Аналитическая беседа. Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме) | Подготовиться к уроку внеклассного чтения | ||||||||||||||
28 | Мои любимые сказки А.С,Пушкина. | 1 | Урок внеклассного чтения | Владеть знаниями , умениями и навыками по изученному разделу Использовать приобретенные знания для создания собственных сказок | Итоговый, индивидуальный. Художественный пересказ сказки; работа с иллюстрациями; создание собственной сказки | Пересказ учебной статьи стр 114 | ||||||||||||||
29-31 | Русская литературная сказка. А.Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители". Г | 3 | Урок усвоения новых знаний | Знать факты биографии писателя; содержание произведения. Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; создавать иллюстрации к сказке | Тематический, комбинированныйБеседа, ответы на проблемные вопросы.. Чтение с комментарием. Выборочный пересказ. | Художественный пересказ фрагмента пересказа событий от лица Алеши; создать иллюстрацию к сказке | ||||||||||||||
32 | Пересказ эпизода от лица героя. | 1 | Урок развития речи | Знать содержание произведения. Уметь выразительно читать, пересказывать текст от имени действующего лица; анализировать текст; создавать иллюстрации к сказке | Текущий, комбинированный Беседа, ответы на проблемные вопросы.; художественный пересказ | пересказ эпизода от лица Алеши | ||||||||||||||
33-34 | В.М.Гаршин.Сказка "Attalea princeps". | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать факты биография писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки Уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснить непохожесть действующих лиц, роль описания; устанавливать связь между прочитанным и изображением художника | Тематический. Исследовательская работа по тексту (коллективная) Групповая (выразительное чтение диалогов) | Вопросы и задания по учебнику. Подготовить пересказ событий от лица «маленькой, вялой травки». | ||||||||||||||
35- 36 | М.Ю.Лермонтов. "Бородино". История создания, особенности повествования. .Композиция и идейное содержание. | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог | Текущий, фронтальный. Комментированное чтение художественного текста; устное словесное рисование | Составить план рассказа по статье учебника. Пересказ по плану Выучить наизусть отрывок из стихотворения | ||||||||||||||
37-38 | Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Заколдованное место". | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И.Е.Репина, иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения | Текущий, фронтальный. Беседа. Составление рассказа о Гоголе. Комментированное чтение сказки | Пересказ фрагмента повести | ||||||||||||||
39 | Н.В.Гоголь."Заколдованное место". Реальное и фантастическое в повести. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика; уметь определять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное | Текущий, фронтальный. Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта» | Полготовить пересказ эпизода от лица деда | ||||||||||||||
40 | Н.В.Гоголь."Заколдованное место". Роль художественных средств. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Текущий, комбинированныйИнсценирование эпизодов | Подготовить презентацию других повестей из сборника | |||||||||||||||
41-42 | Н.А.Некрасов. Начало литературной деятельности. "На Волге". | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимать его тональность; уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» | Текущий, комбинированныйБеседа, выразительное чтение | Выучить отрывок наизусть. Письменный ответ на вопрос «Что печалит и возмущает поэта?» | ||||||||||||||
43 | Н.А.Некрасов. "Мороз, Красный нос". | 1 | Урок развития речи | Знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки; уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм; уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; находить эпитеты, сравнения | Текущий, фронтальный. Беседа выразительное чтение, ответы на вопросы | Выучить отрывок наизусть; прочитать самостоятельно «Крестьянские дети…» | ||||||||||||||
44 | Н.А.Некрасов. "Крестьянские дети". | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать содержание стихотворения; уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями | Текущий, фронтальный. Чтение по ролям; словарная работа | Выучить отрывок наизусть | ||||||||||||||
45 | И.С.Тургенев. Рассказ "Муму". История создания рассказа. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа; уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников | Текущий, фронтальный. Составление цитатного плана рассказа. Комментированное чтение. Беседа | Подготовить рассказ о Тургеневе по плану | ||||||||||||||
46 | Герасим в доме барыни. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя | Текущий, фронтальный. Выразительное чтение диалогов; беседа | Пересказ эпизода «Муму в доме барыни» | ||||||||||||||
47 | Герасим и Татьяна. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя | Текущий, фронтальный. Работа с текстом, беседа, проблемные задачи | Составить характеристику Герасима | ||||||||||||||
48 | Герасим и Муму. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания Герасима; уметь строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, произошедшие с героем с появлением Муму, определять роль используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний облик героя, объяснить отношение Тургенева к Герасиму | Текущий, фронтальный. Работа с текстом, беседа, проблемные задачи | Пересказ сцены спасения Муму. Озвучить внутренний монолог Герасима | ||||||||||||||
49 | Богатырский поступок. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Работа с текстом, беседа, проблемные задачи | Письменный ответ на вопрос «Как изменила Герасима гибель Муму?» | |||||||||||||||
50 | Лирика А.А.Фета. Стихотворения "Чудная картина…", "Весенний дождь", "Задрожали листы…" | 1 | Урок развития речи | Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе. | Тематический, комбинированныйБеседа, самостоятельная работа | Выучить стихотворение наизусть | ||||||||||||||
51 | Л.Н.Толстой. Рассказ "Кавказский пленник" как протест против национальной вражды. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого | Текущий, фронтальный. Работа со статьей учебника, с текстом произведения; беседа, проблемные задачи | Художественный пересказ эпизода | ||||||||||||||
52 | Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и горцы. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Изображение в рассказе нравов и обычаев горцев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни. Словарная работа. Иллюстрации.. Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику; характеризовать героев произведения | Текущий, фронтальный. Работа с текстом, чтение по ролям, беседа, проблемные задачи | Составить сравнительную характеристику героев | ||||||||||||||
53 | Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и Костылин. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка); уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя | Текущий, фронтальный. Пересказ и анализ эпизодов. | Художественный пересказ «Жизнь Жилина и Костылина в плену» | ||||||||||||||
54 | Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник". Тема дружбы в рассказе. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости) | Текущий, фронтальный. Выборочный пересказ; устное словесное рисование, устные сообщения; комментированное чтение | Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат | ||||||||||||||
55 | Под страхом смерти. Сравнительная характеристика. «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 1 | Урок развития речи | Знать основные нормы русского литературного языка, Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения; работать над типом речи «рассуждение», над композицией сочинения. Понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости) | Тематический, комбинированныйПисьменная работа над сочинением | Дописать сочинение | ||||||||||||||
56 | А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать жизненный путь и творчество писателя; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации | Предварительный. КомбинированныйТестирование, беседа по тексту учебной статьи; составление плана | Подготовить рассказ о писателе | ||||||||||||||
57 | А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия". Чтение по ролям. | 1 | Урок развития речи | знать содержание прочитанного произведения. отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова. Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. | Текущий, фронтальный. Беседа, групповой анализ эпизодов | Подготовиться к уроку внеклассного чтения Подготовить иллюстрации к рассказа Чехова | ||||||||||||||
58 | Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | Урок внеклассного чтения | Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи | Итоговый, индивидуальный. Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование | Подготовить презентацию о русских поэтах 19 века | ||||||||||||||
59-61 | Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе. | 3 | Уроки усвоения новых знаний; развития речи | Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать. | Текущий, фронтальный. Выразительное чтение стихотворений, анализ, устные и письменные рассказы | Выучить наизусть стихотворения (на выбор); читать выразительно; подготовиться к уроку внеклассного чтения | ||||||||||||||
Из литературы ХХ века (22 +1 вн.чт.+3 р/р) | ||||||||||||||||||||
62 | И.А.Бунин. "Косцы". | 1 | Урок внеклассного чтения. | Знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы»; понимать авторское отношение к описываемым событиям; уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне | Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, беседа | Составить рассказ по репродукции ( стр 10, задание 4) | ||||||||||||||
63 | В.Г.Короленко. "В дурном обществе". Главы 1 и 2. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества | Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, беседа, устное словесное рисование, пересказ | Подготовить рассказ о писателе | ||||||||||||||
64 | "В дурном обществе". Взаимоотношения отца, сына, дочери в повести. | 1 | Комбинированный урок | Художественный пересказ эпизода | ||||||||||||||||
65 | "В дурном обществе". Новые знакомые Васи. | 1 | Комбинированный урок | Знать определение понятия «композиция»; уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения | Текущий, фронтальныйРабота с текстом; комментированное чтение, аналитическ я беседа | Подготовить сравнительную характеристику героев повести | ||||||||||||||
66 | "В дурном обществе". Тыбурций Драб - замечательная личность. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков; | Текущий, фронтальный.Беседа, комментированное чтение | Составить план пересказа повести | |||||||||||||||
67 | Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | 1 | Урок развития речи | Знать: основные нормы русского литературного языка, Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Текущий, комбинированный создание текстов определенного жанра и проблематики | Дописать сочинениеПодготовить рассказ о С.Есенине | ||||||||||||||
68 | Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С.А.Есенина "Я покинул родимый дом…"и "Низкий дом с голубыми ставнями…" | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения | Текущий, фронтальный. Выразительное чтение, беседа | Выучить стихотворение наизусть | ||||||||||||||
69 | П.П.Бажов. "Медной горы Хозяйка". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа; уметь отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать | Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение | Пересказ эпизода | ||||||||||||||
70 | Образы героев сказа П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка". | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков; | Знать язык сказа; уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану, другим героям произведения | Текущий, фронтальный.Комментиров анное чтение, аналитический пересказ | Нарисовать иллюстрацию к сказке | ||||||||||||||
71 | К.Г.Паустовский. "Теплый хлеб". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки; отличие народной сказки от литературной уметь объяснять смысл названия сказки; отличать народную сказку от литературной | анное чтение, аналитический пересказ Работа с текстом произведениявыразительное чтение. | Художественный пересказ эпизода | ||||||||||||||
72 | "Теплый хлеб"- сказка о труде и взаимной выручке. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков; | Задание 7 стр 78 | ||||||||||||||||
73 | К.Г.Паустовский. "Заячьи лапы". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать сюжет рассказа; понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе; находить эпитеты и сравнения в сказке, анализировать текст | Текущий, фронтальный. Выразительное чтение, устное словесное рисование | Задание 6 стр 84 | ||||||||||||||
74-75 | С.Я.Маршак. Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев". Положительные и отрицательные герои. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки); уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение; характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, | Текущий, фронтальный. Чтение по ролям, устное словесное рисование | Прочитать картину «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами | ||||||||||||||
76 | Инсценированное чтение пьесы-сказки "Двенадцать месяцев". | 1 | Урок развития речи | Знать роды и жанры литературы; уметь выразительно читать пьесу по ролям, отвечать на вопросы | Текущий, фронтальный. Беседа, чтение по ролям | Подготовить сообщение об А.Платонове | ||||||||||||||
77 | А.П.Платонов. "Никита". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души | Текущий, комбинированный Составление плана рассказа о главном герое. | Подготовить пересказ по плану | ||||||||||||||
78 | В.П.Астафьев. "Васюткино озеро". Сюжет и композиция рассказа "Васюткино озеро". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы | Текущий, фронтальный. Беседа, работа с текстом | Подготовить рассказ о писателе. | ||||||||||||||
79 | Герой рассказа В.П.Астафьева "Васюткино озеро". | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и | Понимать отношение Васютки к окружающему миру; уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки) | Текущий, фронтальный. Чтение эпизодов. Сопоставление эпизодов. Пересказ. | Пересказ эпизода «Как Васютка заблудился» | ||||||||||||||
80 | Человек и природа в рассказе "Васюткино озеро". | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и | Задание 11 стр 145 | ||||||||||||||||
81 | Сочинение по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро". | 1 | Урок развития речи | Комментированное чтение пейзажной зарисовки. Сочинение миниатюра «Как человек должен относиться к природе? Почему?» Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Итоговый, индивидуальный. Творческая работа | Презентация на тему «Поэты Великой Отечественной войны». | ||||||||||||||
82 | Поэты о Великой Отечественной войне. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского, К.М.Симонова; о бойцах крепости-героя Бреста. уметь переживать события, рассказанные в стихотворениях, усваивать интонацию и ритм, наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать | Тематический, комбинированныйВыразительное чтение. Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий | Стихотворение - наизусть | ||||||||||||||
83-84 | Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль | Текущий, фронтальный. Практикум: чтение и анализ стихотворений. | Подготовить сообщение-презентацию о поэте..Стихотворение - наизусть | ||||||||||||||
85 | Писатели улыбаются. Рассказы Саши Черного. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор»; уметь сжато пересказывать, инсценировать | Текущий, фронтальный. Беседа, работа с текстом | Сжатый пересказ рассказа «Игорь-робинзон» | ||||||||||||||
86 | Стихотворение Ю.Ч.Кима "Рыба-кит". | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать автора, факты его биографии. детские веселые песни-шутки, уметь читать их выразительно | Текущий, комбинированныйСжатый пересказ текста, выразительное чтение | Вопросы и задания на стр 181 | ||||||||||||||
87 | Контрольная работа № 1. Итоговый урок по русской литературе. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать ранее изученный материал, уметь ориентироваться в мире прочитанных книг | Итоговый, индивидуальный. Самостоятельная работа | Подготовить сообщение о Р.Л.Стивенсоне | ||||||||||||||
Из зарубежной литературы (13 +1 вн.чт.) | ||||||||||||||||||||
88 | Роберт Льюис Стивенсон. "Вересковый мед". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать о бережном отношении автора к традициям предков, уметь видеть драматический характер баллады | Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение | Выучить балладу наизусть | ||||||||||||||
89-90 | Даниэль Дефо. "Робинзон Крузо". | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни | Текущий, фронтальный Беседа, комментированное чтение | Подготовить устное сообщений «Друзья и враги Робинзона Крузо» | ||||||||||||||
91 | Ханс Кристиан Андерсен. "Снежная королева". Силы добра и зла. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать: в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок; понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями | Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение | Подготовить художественный пересказ эпизода | ||||||||||||||
92 | Герда отправляется на поиски Кая. | 1 | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение; пересказ | Домашнее сочинение-миниатюра по плану | |||||||||||||||
93 | Испытания продолжаются. | 1 | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение | Подготовить выразительное чтение по ролям | |||||||||||||||
94 | Победа добра и любви. | 1 | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение | Подготовиться к внеклассному чтению | |||||||||||||||
95 | Сказки Х.К.Андерсена. | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов; уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора) | Тематический, комбинированный. Литературная игра | Создать иллюстрацию к сказке | ||||||||||||||
96 | Жорж Санд. "О чем говорят цветы". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать автора, факты его жизни; сюжет сказки; уметь подтверждать свои ответы цитатами из текста, обращать внимание на красоту природы и мира. | Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение | Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне…» | ||||||||||||||
97 | Жорж Санд. "О чем говорят цветы". Спор героев о прекрасном. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение | Сообщение о Марке Твене. | |||||||||||||||
98-99 | Марк Твен. "Приключения Тома Сойера". Герой романа. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; понимать время и место действия; уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника | Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение | Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья» | ||||||||||||||
100-101 | Джек Лондон. "Сказание о Кише". Герой рассказа. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, сюжет произведения, уметь охарактеризовать образ героя , оценивать поступки главного героя | Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтении; составление цитатного плана | Художественный пересказ эпизода. Подготовить рассказ о Кише. | ||||||||||||||
102 | Итоги года. Итоговый урок. Задание на лето. | 1 | Итоговый урок | Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение Уметь высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ (определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотношения героев), защищать иллюстрации к любимым произведениям, уметь выбрать эпизод для инсценирования и объяснить его роль в композиции художественного произведения | Итоговый, индивидуальный. Практикум, презентация | Список литературы для чтения на летних каникулах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....