Рабочая программа по литературе- 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ – 6 КЛАСС (68 ЧАСОВ).
№ урока | Тема урока | Кол-во час. | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |||||
план. | факт. | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
Введение (1 час) | ||||||||||||
1 | Писатели – создатели, хранители и любители книг. | 1 | Урок-беседа | Знать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе. Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: строить собственные высказывания о книгах и чтении | Текущий контроль, фронтальный опрос: вопросы и задания учебника | развернутый ответ на вопрос (задание 4); сообщение об обрядовых песнях | ||||||
Устное народное творчество (1 час + 1 час р/р + 1 час вн/чт). | ||||||||||||
2 | Внеклассное чтение. Обрядовый фольклор | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: виды календарно-обрядовых песен, примеры каждого. Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение. Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках | Комбинированный контроль, фронтальный. Сообщения учащихся, аналитическая беседа, проверка выразительного чтения | вспомнить однк пословицу, нарисовать к ней иллюстрацию. | ||||||
3 | Пословицы и поговорки | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа. Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи | Текущий контроль, аналитическая беседа (фронтальный опрос), работа со словарем В.И. Даля, сборниками пословиц, поговорок | устный рассказ по пословице (задание 3) | ||||||
4 | Р/Р В чем красота и мудрость русского фольклорав? | 1 | Урок развития речи | Знать: пословицы, поговорки и календарно-обрядовые песни. Понимать: важность сохранения фольклорных традиций. Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; объяснять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок; представлять рисунки на фольклорные темы; оценивать исполнительское мастерство | Тематический контроль, конкурс устных рассказов, комбинированный опрос, письменный ответ на вопрос | подготовить связный рассказ о том, как произошло крещение на Руси | ||||||
Из древнерусской литературы ( 1 час) | ||||||||||||
5 | Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: черты древнерусской литературы. Понимать: значение летописи в развитии литературы. Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописным и фольклорным произведением; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи | Текущий, фронтальный. Составление плана статьи Т.Н.Михельсон, аналитическая беседа | выразительно читать «Сказание…», подготовить подробный пересказ | ||||||
Из русской литературы 18 века (3 часа). | ||||||||||||
6 | Русская басня. И.И.Дмитриев «Муха» | 1 | Урок изучения нового материала, | Знать: сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; оценивать актерское чтение | Текущий, фронтальный. Аналитическая беседа, выразительное чтение | выучить басню наизусть | ||||||
7 | И.А. Крылов. Басня «Осел и Соловей» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение | Текущий, комбинированный, выразительное чтение, работа с иллюстрацией, работа с книгой, анализ басни | выучить басню наизусть | ||||||
8 . | Басни И.А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик» | 1 | Урок изучения нового материала, | Знать: одну из басен И.А. Крылова наизусть; истории создания басен. Понимать: аллегорический смысл басен. Уметь: выразительно читать басни; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение | Текущий, комбинированный. Инсценированное чтение; сопоставление с иллюстрацией; анализ текста | подготовить басню для инсценирования | ||||||
Из русской литературы 19 века (25 ч. + 2ч. р/р + 3 ч. вн/чт) | ||||||||||||
9 | А.С. Пушкин. Стихотворение «И.И. Пущину» | 1 | Урок изучения нового материала, | Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания. Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину». Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения | Текущий, фронтальный. Составление плана статьи, беседа, анализ стихотворения, проблемные вопросы | подготовить рассказ об одном из друзей Пушкина | ||||||
10 | Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть. Понимать: роль пейзажа, глаголов действия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения | Текущий, комбинированный. выразительное чтение, устное словесное рисование, аналитическая беседа, | Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» | ||||||
11 | Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: стихотворение «Зимнее утро» наизусть; теоретико-литературное понятие антитеза. Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха | Текущий, комбинированный. Выразительное чтение, словарная работа, аналитическая беседа. | написать сочинение-миниатюру по стихотворению Пушкина | ||||||
12 | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: содержание 1,2 глав. Понимать: причины конфликта между героями; обличительный характер изображения суда, чиновничества. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения | Тематический, комбинированный. Беседа, комментированное чтение | художественный пересказ эпизода «Обед в Покровском» | ||||||
13 | Судьба Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 | Урок-беседа | Знать: содержание глав I—VII. Понимать: роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в раскрытии замысла произведения. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов | Тематический, комбинированный. Беседа, комментированное чтение, устное словесное рисование | выборочный пересказ | ||||||
14 | Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой | 1 | Урок-практикум | Знать: содержание глав I— XII. Понимать: мотивы поступков героев; отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать текст от лица разных героев; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки | Текущий, комбинированный. Беседа, ответы на проблемные вопросы.; художественный пересказ | художественный пересказ эпизода с кольцом, используя цитирование | ||||||
15 | Анализ эпизодов романа | 1 | Комбинированный урок | Знать: сюжет и содержание романа «Дубровский». Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять произведения литературы и живописи | Текущий, комбинированный. Работа с текстом, беседа, проблемные задачи Составление плана. | Прочитать статью «Литература и другие виды искусства», вопросы и задания на с. 154-155. | ||||||
16 | р/р Понятие о композиции. Подготовка к сочинению | 1 | Урок развития речи | Знать: сюжет и содержание романа; теоретико-литературные понятия композиция, роман, сюжет. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Тематический, индивидуальный. творческая работа | Дописать сочинение, прочитать повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», подготовка инсценировки эпизода | ||||||
17 | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка» | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: сюжет и содержание повести «Барышня-крестьянка» . Понимать: роль иронии, антитезы в композиции повести; отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать и инсценировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки | Тематический, фронтальный. Инсценирование эпизодов повести, словесное рисование, аналитическая беседа. | отзыв на одну из «Повестей Белкина» (письменно) индивид.: презентация о М.Ю.Лермонтове | ||||||
18 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова; историю создания стихотворения «Тучи»; текст стихотворения наизусть. Понимать: драматический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; описывать репродукции картин; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Текущий, комбинированный. Работа с текстом, беседа, проблемные вопросы выразительное чтение | выучить стихотворение наизусть | ||||||
19 | Баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» | 1 | Урок-практикум | Знать: сюжет и содержание стихотворения «Три пальмы». Понимать: подчиненность произношения ритму стихов («по корням упругим...», «одежду их сорвали...»); философский смысл произведения. Уметь: определять жанр стихотворения; выразительно читать и анализировать стихотворение; оценивать выразительность чтения; составлять сюжетный план произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Текущий, комбинированный. Комментированное чтение художественного текста; устное словесное рисование, аналитическая беседа. | Выразительное чтение стихотворения, выполнение иллюстраций к стихотворениям М.Ю. Лермонтова | ||||||
20 | Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес» | 1 | Урок-практикум | Знать: содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова. Понимать: драматический пафос стихотворений; символический характер образов. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; оценивать выразительность чтения; описывать иллюстрации к стихотворениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Текущий, фронтальный. Комментированное чтение художественного текста; устное словесное рисование, аналитическая беседа. | Задания 5 (с. 170), 3 (с. 172, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | ||||||
21 | Контрольная работа № 1 по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | 1 | Урок контроля знаний | Знать: сюжеты и проблематику произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позиции авторов и их отношение к героям. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты; писать небольшие сочинения-рассуждения | Тематический, индивидуальный Контрольная работа | Сообщение об отроческих и юношеских годах И.С. Тургенева, чтение рассказа «Бежин луг» | ||||||
22 | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 1 | Урок изучения нового-материала | Знать: сведения об отроческих и юношеских годах И.С. Тургенева, о начале его литературной деятельности; историю создания, дальнейшую судьбу, сюжет и содержание рассказа «Бежин луг». Понимать: роль портрета в создании характеров; сочувственное отношение автора к крестьянским детям. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; составлять план рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных и просторечных слов | Текущий, фронтальный.. Комментированное чтение Сообщения, составление плана, аналитическая беседа, словарная работа | выборочный пересказ, cоставить словарик диалектных и просторечных слов из рассказа | ||||||
23 | Картины природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» | 1 | Урок-практикум | Знать: сюжет и содержание рассказа; способы создания образов героев. Понимать: отношение автора к природе, к людям; гуманистический пафос произведения; роль пейзажа в рассказе. Уметь: выразительно пересказывать текст; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним | Текущий, фронтальный. Комментированное чтение художественного текста; устное словесное рисование, аналитическая беседа | Придумать названия описаниям картин природы, встретившимся в рассказе, , сообщение о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева | ||||||
24 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Ф.И. Тютчева; содержание стихотворений «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...». Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; основную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала). Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворений; определять способы создания образов; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи | Текущий, комбинированный. Комментированное чтение художественного текста; устное словесное рисование, аналитическая беседа. Сообщения, выразительное чтение, | задание 1, стр 213 | ||||||
25 | Ф.И. Тютчев. Анализ стихотворения «Листья» | 1 | Урок-практикум | Знать: содержание стихотворений Ф.И. Тютчева; одно стихотворение наизусть. Понимать: настроения, чувства поэта; главную мысль и скрытый смысл стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; выяснять значение незнакомых слов; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Текущий, фронтальный. Комментированное чтение художественного текста; устное словесное рисование, аналитическая беседа. Выразительное чтение, | выучить стихотворение наизусть, сообщение о жизни и творчестве А.А. Фета (презентации) | ||||||
26 | А.А. Фет. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: сведения об отроческих и юношеских годах А.А. Фета. Понимать: скрытый смысл стихотворения; эстетическую роль детали в создании образов; настроения, чувства поэта. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Текущий, комбинированный, устное словесное рисование, аналитическая беседа. Выразительное чтение, Сообщения. | написать сочинение-миниатюру о красоте родной природы» | ||||||
27 | Стихотворения А.А. Фета «Еще майская ночь», «Учись у них — У дуба, у березы...» | 1 | Урок-практикум | Знать: содержание стихотворений А.А. Фета; одно стихотворепие наизусть. Понимать: настроения, чувства поэта; скрытый смысл произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Текущий, фронтальный, устное словесное рисование, аналитическая беседа. Выразительное чтение. | подготовиться к конкурсу на лучшее чтение стихотворений Тютчева | ||||||
28 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Н.А. Некрасова; сюжет и содержание стихотворения «Железная дорога». Понимать: роль контрастных образов в стихотворении; обличительный, сочувственный, оптимистический пафос произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение; видеть контрастные образы; сопоставлять произведения литературы и живописи | Текущий, фронтальный. Работа с текстом, беседа, проблемные задачи, устное словесное рисование, составление плана статьи | рассказ по плану, выразительное чтение стихотворения | ||||||
29 | Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» | 1 | Урок-практикум | Знать: сюжет и содержание стихотворения; теоретико-литературные понятия композиция, диалог, эпиграф, пейзаж, риторический вопрос, поэтическая интонация. Понимать: роль пейзажа в стихотворении; значение риторических вопросов; широту и глубину взгляда поэта; эмоциональный накал, нравственную проблематику произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; словесно рисовать образы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Текущий, фронтальный, устное словесное рисование, аналитическая беседа. Выразительное чтение. | выучить фрагмент из стихотворения наизусть, перечитать поэму «Дедушка» | ||||||
30 | Внеклассное чтение. Историческая поэма НА. Некрасова «Дедушка» | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Дедушка». Понимать: обличающий, свободолюбивый, патриотический пафос поэмы. Уметь: выразительно читать поэму; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Текущий, комбинированный Выразительное чтение, элементы лингвистического анализа текста, проблемные вопросы | Выразительное чтение фрагмента поэмы | ||||||
31 | Трехсложные размеры стиха | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа; двусложные и трехсложные размеры стиха. Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью. Уметь: создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме) | Текущий, фронтальный. Составление сводной таблицы размеров стиха, определение размеров стихотворений | Подготовка к контрольной работе по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова | ||||||
32 | Контрольная работа № 2 по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, НА. Некрасова | 1 | Урок контроля знаний | Знать: содержание и героев произведений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, НА. Некрасова. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения | Тематический, индивидуальный. Контрольная работа | Чтение сказа Н.С.Лескова «Левша» | ||||||
33 | Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Жанровые особенности, сюжет, герои | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки:„ | Текущий, фронтальный. Выразительное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, словарная работа | задание 5, стр 307 | ||||||
34 | р/р Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша» | 1 | Урок развития речи | Знать: сюжет и содержание сказа. Понимать: иронию автора; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Текущий, фронтальный. Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные задачи, словарная работа | выписать из текста примеры изобразительно-выразительных средств | ||||||
35 | А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» | 1 | Урок изучения нового материала, | Знать: сведения о молодости и начале литературной деятельности А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Толстый и тонкий»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира. Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям и их поступкам. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать выразительность чтения | Текущий, фронтальный, выразительное чтение, пересказ, проблемные вопросы, словарная работа | подготовиться к уроку внеклассного чтения по рассказам А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др. | ||||||
36 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др. | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: содержание и героев рассказов А.П. Чехова. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов и ситуаций. Уметь: пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки; | Текущий, фронтальный пересказ и инсценирование,выразительное чтение, характеристика героев, элементы анализа текста | прочитать «Алые паруса»; подготовить презентацию об А.Грине | ||||||
37, 38 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века | 2 | Уроки-практикумы | Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико- литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи | Текущий, комбинированный Выразительное чтение наизусть, аналитическая беседа, работа над художественными средствами | Выучить стихотворение наизусть. Чтение феерии А. С. Грина «Алые паруса», выполнение иллюстрации к произведению | ||||||
Из русской литературы ХХ века (14 ч. + 2 ч. р/р + 2 ч. вн./чт). | ||||||||||||
39 | Внеклассное чтение. А.С. Грин. Феерия «Алые паруса» | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Грина; особенности жанра феерии; сюжет и содержание феерии «Алые паруса». Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Текущий, комбинированный Выразительное чтение, , проблемные вопросы, работа над художественными средствами | составить тезисный план статьи учебника (стр 3 – 5) | ||||||
40 | А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; историю создания, сюжет и содержание сказки-были «Неизвестный цветок». Понимать: смысл названия произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: сопоставлять сказку с другими произведениями литературы; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые, высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; оценивать выразительность чтения | Текущий, фронтальный. Беседа выразительное чтение, ответы на вопросы, характеристика героев | задание 4, стр 39 (рассказ от лица Даши или цветка) | ||||||
41 | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: особенности жанра, сюжет и содержание сказки-были «Кладовая солнца». Понимать: в чем своеобразие творчества М.М. Пришвина; смысл названия произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать сказку и сопоставлять ее с другими произведениями литературы и фольклора; пересказывать сюжет сказки-были; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки | Текущий, комбинированный. Беседа выразительное чтение, ответы на вопросы, характеристика героев | пересказ эпизода сказки-были(по выбору) | ||||||
42 | Тропа Насти и тропа Митраши. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать: сюжет и содержание сказки-были. Уметь: выразительно читать сказку и сопоставлять ее с другими произведениями литературы и фольклора; пересказывать сюжет сказки-были; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки | Текущий, фронтальный. Беседа выразительное чтение, ответы на вопросы, характеристика героев | характеристика героев по составленному плану | ||||||
43 | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | Урок-практикум | Знать: сюжет и содержание сказки-были. Понимать: роль природы в произведении; отношение автора к героям и их поступкам, к природе. Уметь: пересказывать сюжет сказки-были; | Текущий, комбинированный. Аналитический пересказ, элементы анализа текста | подготовить цитатный материал для сравнительной характеристики героев | ||||||
44 | р/р Сочинение по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | Урок развития речи | Знать: этапы и приемы работы над сочинением. Понимать: позицию автора, его отношение к природе, к людям, стремление к гармонии; гуманистическую направленность произведения. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; составлять текст устного сочинения по плану; соотносить реалистическое и фантастическое в произведении, определять их переплетение | Тематический, индивидуальный. Творческая работа. | Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о Великой Отечественной войне (с. 80-82, 84) | ||||||
45 | Произведения о Великой Отечественной войне | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: факты военной и творческой биографии К.М. Симонова и Д.С. Самойлова; содержание стихотворений поэтов; одно стихотворение наизусть. Понимать: чувства, настроения, интонации, их смену в стихотворениях; высокий, патриотический пафос произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять и роль; оценивать актерское чтение | Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, беседа Выразительное чтение наизусть, анализ текста | Подготовка к контрольной работе по творчеству Н.С.Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне | ||||||
46 | Контрольная работа № 3 по творчеству русских писателей ХХ века | 1 | Урок контроля знаний | Знать: содержание и героев произведений, прочитанных ранее. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения | Тематический, индивидуальный. Контрольная работа | составить план статьи «Учимся читать выразительно, пересказ по плану | ||||||
47 | Жизнь сибирской деревни в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о начале литературной деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Конь с розовой гривой». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, беседа Выразительное чтении. Аналитический пересказ, словарная работа. | составить словарик «сибирских» диалектизмов (задание 3, стр112) | ||||||
48 | Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 | Урок-практикум | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия эпизод, фабула. Понимать: как формировался характер героя; нравственную проблематику произведения. Уметь: ориентироваться в тексте; объяснять значение диалектных слов; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; создавать устные картины | Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, беседа Выразительное чтении. Аналитический пересказ, словарная работа. | подготовить художественный пересказ одного из эпизодов | ||||||
49 | Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки французского». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов. | Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, беседа Выразительное чтение. Аналитический пересказ, словарная работа. | задание 9, стр155 («Как вы оцениваете поступок Лидии Михайловны?) | ||||||
50 | Смысл названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» | 1 | Комбинированный урок | Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: смысл названия произведения; отношение автора к героям; нравственную проблематику произведения. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного аргументированно доказывать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения разных авторов (рассказы В.П. Астафьева и В.Г. Распутина); оценивать актерское чтение; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним | Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, аналитическая беседа Выразительное чтение. | Подготовка к сочинению по рассказам В.П.Астафьева и В.Г. Распутина | ||||||
51 | р/р Сочинение по рассказам В.П.Астафьева и В.Г. Распутина | 1 | Уроки развития речи | Знать: этапы и приемы работы над сочинением. Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь: логично и последовательно излагать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом; давать сравнительную характеристику героев | Тематический, индивидуальный. Творческая работа. | прочитать статью о В.М.Шукшине, пересказ по составленному плану | ||||||
52 | В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказа «Срезал». Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям. Уметь: пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение | Текущий, фронтальный. комментированное чтение, пересказ, аналитическая беседа | Чтение рассказа Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», | ||||||
53 | Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха. Уметь: выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки | Текущий, фронтальный. комментированное чтение, аналитическая беседа Пересказ, выразительное чтение по ролям. | Сочинение по заданиям 1 -2 (с. 194) | ||||||
54, 55 | Родная природа в стихотворениях поэтов XX века А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, Н.М.Рубцова | 2 | Уроки-практикумы | Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Текущий, фронтальный. Практикум: чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть, аналитическая беседа | подготовить выразительное чтение стихотворений наизусть; нарисовать иллюстрацию к стихотворению | ||||||
56 | Внеклассное чтение. Из литературы народов России. (Габдулла Тукай, Кайсын Кулиев). | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая и К.Ш. Кулиева; содержание стихотворений поэтов. Понимать: патриотический, просветительский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Текущий, фронтальный. Практикум: чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение аналитическая беседа) | Чтение статьи «Мифы Древней Греции» , пересказ | ||||||
Из зарубежной литературы (5 ч. + 4 ч. вн/чт). | ||||||||||||
57 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» и др. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Уметь: отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры | Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение | сжатый пересказ | ||||||
58 | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: теоретико-литературное понятие легенда; сюжет и содержание легенды об Арионе. Понимать: величие образа Ариона; представление древних о спасительной силе искусств. Уметь: отличать миф от легенды; сопоставлять легенду со стихотворением А.С. Пушкина | Текущий, комбинированный. комментированное чтение, аналитическая беседа Пересказ, выразительное чтение | прочитать статью о Гомере и его творчестве, составить план статьи; презентация | ||||||
59 | Гомер. Героическая поэма «Илиада» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Илиада». Понимать: значение творчества Гомера, его влияние на развитие мировой художественной культуры. Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме | Текущий, комбинированный. комментированное чтение, аналитическая беседа, выразительное чтение, словарная работа | Подготовить выразительное чтение отрывка (Задание 6 (с. 233) | ||||||
60 | Героическая поэма Гомера «Одиссея» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Одиссея». Понимать: роль повторов в поэме; значение образа Одиссея, нарицательное значение его имени. Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме; характеризовать героев и их поступки | Текущий, фронтальный, комментированное чтение, аналитическая беседа, выразительное чтение, словарная работа | Вопросы и задания рубрики «Литера- тура и другие виды искусства» | ||||||
61, 62 | Внеклассное чтение. М. Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» | 2 | Уроки внеклассного чтения | Знать: сведения о жизни и творчестве М. Сервантеса; сюжет и героев романа «Дон Кихот». Понимать: суть конфликта красоты, благородства, идеалистических устремлений с действительностью; гуманистический пафос романа. Уметь: выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и искусства | Текущий, фронтальный, комментированное чтение, аналитическая беседа, выразительное чтение, словарная работа | рассказ о злоключениях рыцаря; | ||||||
63 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка» | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве Ф. Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка». Понимать: суть конфликта самовлюбленности и неоправданной жестокости с благородством. Уметь: выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять поэтические переводы разных авторов; оценивать актерское чтение; описывать иллюстрации к балладе | Текущий, фронтальный, пересказ, комментированное чтение, аналитическая беседа, словарная работа | прочитать статью о П. Мериме, составить план | ||||||
64 | Внеклассное чтение. ГТ. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: сведения о жизни и творчестве П. Мериме; сюжет и содержание новеллы «Маттео Фальконе». Понимать: суть конфликта естественной жизни с цивилизованным обществом. Уметь: выразительно читать текст; объяснять понятие героического характера в литературе; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; описывать иллюстрации к новелле | Текущий, фронтальный, комментированное чтение, аналитическая беседа, выразительное чтение, словарная работа | прочитать сказку-притчу А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | ||||||
65 | Внеклассное чтение. А.деСент-Экзюпери Сказка-притча «Маленький принц» | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: сведения о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц»; теоретико-литературное понятие притча. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; философский смысл и гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки | Текущий, фронтальный, комментированное чтение, аналитическая беседа, выразительное чтение, проблемные задачи | Подготовиться к итоговой контрольной работе | ||||||
Повторение и систематизация изученного (3 часа). | ||||||||||||
66 | Итоговая контрольная работа № 4 | 1 | Урок контроля знаний | Знать: содержание и героев произведений, прочитанных в 6 классе. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения | Тематический, индивидуальный. Контрольная работа | подготовить презентацию по одному из изученных произведений | ||||||
67-68 | Повторение изученного. Итоговый урок. Список книг для чтения летом. | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь: пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты; строить высказывания на литературную тему; характеризовать героев и их поступки | Тематический, комбинированный. Защита проектов и презентаций. | Повторить изученное. Список литературы для чтения летом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....