Из опыта обучения студентов методике написания сочинения-рассуждения
статья по литературе (8, 9, 10, 11 класс) по теме
Данная статья содержит методические наработки и описание приемов, применяемых мной, для обучения студетов методике написания сочинения-рассуждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта обучения написанию сочинения-рассуждения | 47.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический доклад преподавателя русского языка и литературы
ГАПОУ «ЧТТПиК» Дмитриевой Ольги Александровны
«Из опыта обучения студентов методике написания сочинения-рассуждения»
Сочинение - вид творческого задания, письменная самостоятельная работа учащихся; изложение собственных мыслей, переживаний, суждений.
Сочинение занимает особое место среди упражнений, так как в процессе его выполнения происходит формирование и совершенствование многих речевых умений
Готовясь к письменному сочинению, студенты приобретают целый ряд умений и навыков:
- учатся понимать заданную тему,
- определять содержание и объем своей работы,
- передавать в тексте собственную точку зрения на волнующие вопросы,
- располагать материал в нужной последовательности,
- отбирать нужные слова и другие средства языка,
- орфографически и каллиграфически правильно оформлять текст,
- расставлять знаки препинания,
- делить текст на абзацы,
- обнаруживать и корректировать недочеты и ошибки в своем сочинении.
Предлагаю вашему вниманию ряд моих методических наработок, позволяющих облегчить студентам работу по подготовке к написанию творческой работы.
При создании сочинения особое значение имеет понимание темы учащимся, умение выделять ключевые слова. Это позволяет избежать возникновения фактических и речевых ошибок. На этапе комментирования и объяснения преподавателем тем для написания творческой работы студентам предлагается проанализировать наиболее важные, на их взгляд, слова в формулировке задания. Затем, работая со словарем, они определяют их лексические (смысловое) значения и подбирают к ним синонимы. Это позволяет студентам правильно определить направление своей будущей творческой работы, определить и раскрыть суть выбранной темы, сводит к минимуму возможность возникновения фактических и речевых ошибок (тавтологии и плеоназма).
Пример анализа темы:
Тема сочинения | Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова |
Определяем главные слова | Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова |
Определяем лексическое значение слов | Одиночество – состояние и ощущение человека, находящегося в условии реальной или мнимой изоляции, оторванности от других людей, характеризующееся отсутствием значимого для него общения. Лирика – род литературы, характеризующийся отражением личных чувств, переживаний, эмоций героя. Лермонтов – Михаил Юрьевич Лермонтов, русский поэт 19 века. |
Подбираем синонимы к главным словам (по словарю или использую ассоциации) | Одиночество – необщительность, обособленность, нелюдимость, отшельничество, замкнутость, сиротство, отчужденность. Лирика – поэзия, стихи Лермонтов – поэт, автор |
Далее студентам предлагается определить ключевое понятие темы и построить к нему ассоциативный ряд и лексико-семантическое поле.
Ассоциация (от лат. объединение, взаимосвязь) в психологии и философии - закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.
Лексико-семантические поля объединяют слова, имеющие общность значения. Все слова, входящие в данное поле, как бы конкретизируют одно общее понятие, добавляя к нему частные значения. «Лексико-семантическое поле - понятие весьма емкое. Здесь перекрещиваются главные проблемы лексикологии - проблемы синонимии, антонимии, полисемии, проблема соотношения слова и понятия.
Организация лексики (слов) в виде лексико-семантических или ассоциативных полей позволяет студентам легче запоминать слова и их значения, быстрее подбирать слова при их сочетании в предложении, значительно снижает количество фактических ошибок, а также речевых недочетов, связанных с повтором одних и тех же, однокоренных или близких по смыслу слов.
Пример создания понятийного поля «одиночество»:
Приведенные мною приемы развития речи и ассоциативного мышления студентов, на мой взгляд, могут быть применены не только при подготовке к написанию сочинения рассуждения. Каждый преподаватель, стремящийся развивать у учащихся коммуникативные и общекультурные компетенции, может успешно применять данные наработки в своей практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.
В соответствии с требованиями к ЕГЭ последних лет в экзаменационном сочинении-рассуждении должны присутствовать следующие обязательные содержательные разделы:1. Общая характеристика темы и проблематик...
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера — сочинение-рассуждение на заданн...
Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...
Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе
Сочинение-рассуждение...
Частная методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения
Данный материал поможет выпускникам в подготовке к написанию сочинения-рассуждения....
Статья на тему "Написание сочинения-рассуждения 9.3. Из личного опыта"
Данная статья, надеюсь, поможет молодым специалистам в обучении учащихся написанию сочинения-рассуждения....