Статья на тему "Написание сочинения-рассуждения 9.3. Из личного опыта"
статья по русскому языку (9 класс)

Стебенева Татьяна Николаевна

Данная статья, надеюсь, поможет молодым специалистам в обучении учащихся написанию сочинения-рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 523

Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья

«Написание сочинения-рассуждения 9.3. Из личного опыта»

                                                       

                                          Работу выполнила

                                                                   Стебенева Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Санкт-Петербург

2020

        Далеко не первый год учащиеся девятых классов сдают экзамен по русскому языку. За это время от выпускников требовались разные варианты написания сочинения. В 2020 году остановились на трёх: 9. 1 сочинение, раскрывающее смысл высказывания известного лингвиста; 9. 2 сочинение, объясняющее смысл финала текста; 9. 3 сочинение, раскрывающее значение выражения и отвечающее на поставленный вопрос.

В данной статье я расскажу, как работаю над сочинением 9.3.

Какие умения проверяет задание 9. 3?

- Адекватно понимать информацию прочитанного текста;

- понимать основную мысль прочитанного текста;

- интерпретировать (истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль исходного текста) и на этой основе

- умение устанавливать авторскую позицию в тексте, формулировать её;

- умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме.

        На первом уроке учащимся рассказываю всю процедуру проведения экзамена. Знакомлю с книгой «ОГЭ – Русский язык – Типовые экзаменационные варианты под редакцией И. П. Цыбулько 36 вариантов», которую будем использовать в процессе подготовки к экзаменам. Учащимся объясняю, что представляют собой все три варианта сочинения, но говорю, что на уроках будет работать только над вариантом 9. 3. Это не значит, что во время экзамена они могут писать только данный вариант сочинения. Но как говорил Козьма Прутков : «Невозможно объять необъятное», поэтому, чтоб весь класс научить писать, я и остановилась только на одном варианте.

        Итак, сначала даю структуру сочинения-рассуждения: 1. Тезис 2. Первый аргумент + Пример 3. Второй аргумент + Пример 4. Вывод.

        Что же такое тезис? Тезис – это предложение-утверждение, которое требует доказательств. Эти доказательства будут представлены двумя аргументами во втором и третьем абзацах. Поэтому от тезиса к аргументам задаётся вопрос почему?

        Второй абзац строится на основе предложенного текста. Текст ученик должен прочитать три раза, иначе не поймёт его основную мысль. При чтении нужно обратить и на автора текста, так как его имя должно быть прописано в сочинении. Когда учащийся приводит 1 аргумент, он обязательно его подтверждает цитатой, указывая номер предложения. Цитировать можно как всё предложение, так и его часть. Обращаю внимание учащихся, что при подсчёте количества слов в сочинении, цитаты не учитываются.

        Второй аргумент (третий абзац) учащиеся приводят из жизненного опыта. Но здесь есть «подводные камни». Жизненный опыт не позволяет написать хороший аргумент, поэтому я всё же прошу (требую) приводить второй аргумент, опираясь на прочитанную книгу. Обращаю внимание, что нужно называть автора, название произведения, жанр и героя (героев).

        Четвёртый абзац – это вывод, то же самое, что тезис, только написанный другими словами.

        Каков объём сочинения? Чтоб сочинение было засчитано, 70 слов. Чтоб ответить на все вопросы, аргументировать, привести примеры, сделать вывод, 100 – 120. Если сочинение получилось объёмным, значит, его надо редактировать, сокращать.

        После того как прочитали текст три раза (на уроке про себя и вслух), читаем вопрос в задании 9. 3. Например: Что такое ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ? В вопросе ключевое слово выделено особым шрифтом – это тема сочинения. Далее нужно определить основную мысль: Что хотел сказать А. Платонов о целеустремлённости, зачем он написал этот текст? Чтобы правильно определить основную мысль, выполняем тестовую часть: задания 6, 7.

        Первый абзац начинаем с вопросительного предложения: Что такое целеустремлённость? Второе предложение – тезис – начинаем с клише «по моему мнению»: По моему мнению, целеустремлённость – это… . Используя «Толковый словарь», даём определение данного ключевого слова. Третье предложение – это ответ на вопрос, данный в задании: Как целеустремлённость человека может повлиять на окружающий мир? (Это новшество практикуется второй год.) Четвёртое предложение, которое является связующим первого и второго абзацев, представляет собой клише: Попробую доказать свою точку зрения, опираясь на текст русского советского писателя (имя).

        Второй абзац начинаем с клише: Герой (героиня, герои) текста.. , (уточняем кто он такой, можно цитатой), и далее пишем первый аргумент и пример-цитату. В абзаце не более трёх предложений. Обращаю внимание ребят на то, чтобы избегали пересказа текста!

        Третий абзац начинаем с клише: Размышляя над вопросом, что такое целеустремлённость, не могу не вспомнить… (называется герой, автор, жанр и название произведения). Если жанр произведения учащиеся не помнят, они заменяют на слово «произведение». В абзаце не более трёх предложений.

        Четвёртый абзац начинаем с клише: Таким образом, … .

Образец сочинения

        Что такое целеустремлённость? По моему мнению, целеустремлённость – это сознательная и активная направленность личности на результат деятельности. Человек, ставящий перед собой высокие цели и достигающий их, приносит радость не только себе, но и окружающим его людям. Попробую доказать свою точку зрения, опираясь на текст русского советского писателя Андрея Платонова.

        Героиня текста, молодая учительница села Хошутово, видя «тяжкий и ненужный труд» (предложение 11) крестьян в борьбе с песчаными заносами, решает преподавать в школе песчаное дело. За два года Мария Никифоровна вместе с односельчанами превратила «пустыню в живую землю» (предложение 13). Теперь люди не страдают от соседства с мёртвой пустыней.

        Размышляя над вопросом, что такое целеустремлённость, не могу не вспомнить Марию Ивановну Миронову – героиню повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Полюбив П. А. Гринёва, она на протяжении всего произведения остаётся верна своей любви. Маша, рискуя жизнью, отказывается стать женой Швабрина. Когда девушка узнаёт о том, что её жених заключён под стражу за связь с Пугачёвым, она во что бы то ни стало решает добиться его оправдания и едет к самой императрице Екатерине Второй. Шаг за шагом, преодолевая трудности, Мария Ивановна целеустремлённо идёт к своему счастью.

        Таким образом, целеустремлённость – это то качество, благодаря которому мы способны влиять на окружающий мир.

Текст для чтения

       (1)Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. (2)С детства Мария видела волнующиеся от легчайшего ветра песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов, охрипших от песчаной пудры, и дома в восторженном исступлении читала географические книжки отца. (3)Пустыня была её родиной, а география – поэзией. 
      (4)По примеру отца девушка закончила педагогический институт. (5)Марию Никифоровну назначили учительницей в дальний район – село Хошутово, на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней. 
      (6)Первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в глубине пустыни. 
 (7) Хошутово было почти совсем занесено песком. (8)На улицах лежали целые сугробы мельчайшего беловатого песка, надутого с плоскогорий Памира. (9)Песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей. (10)Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов. (11)Мария Никифоровна увидела тяжкий и почти ненужный труд, потому что расчищенные места снова заваливались песком, увидела молчаливую бедность и смиренное отчаяние. 
        (12)Крестьяне на школу глядели равнодушно, она им была не нужна в их положении. (13)И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю. 
       (14)Тогда она созвала крестьян в школу и рассказала им про своё намерение. 
 (15)Крестьяне ей не поверили, но сказали, что дело это славное. (16)В округе учительнице дали книги и посоветовали самой преподавать песчаное дело. 
      (17)Прошло два года. (18)С большим трудом к концу первого лета удалось Марии Никифоровне убедить крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы – месяц весной и месяц осенью. 
      (19)И уже через год Хошутова было не узнать. (20)Растительные посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов, длинными лентами окружили Хошутово со стороны ветров пустыни. 
      (21)Около школы Мария Никифоровна задумала устроить сосновый питомник, чтобы перейти уже к решительной борьбе с пустыней. (22)Учительница вычитала, что посевы, заключённые меж полосами сосновых насаждений, дают удвоенные и утроенные урожаи, потому что дерево бережёт снежную влагу и хранит растение от истощения горячим ветром. (23)Даже кустарниковые посадки увеличили намного урожай трав, а сосна – дерево попрочней. 

      (24) Хошутово издавна страдало от недостатка топлива. (25)Теперь кустарник дал жителям топливо и прут, из которого они научились делать корзины, ящички, а особо искусные – даже стулья, столы и прочую мебель. 
       (26)Пустыня понемногу зеленела и становилась приветливей. (27)Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи. 
       (28)Через несколько лет учительницу вызвали в округ и сказали: 
        — Знаете что, Мария Никифоровна, пожалуй, теперь в Хошутове обойдутся и без вас. 
        — (29)Это как же? – изумилась учительница. 
        -  (30)А так: население уже обучилось бороться с песками. 
 (31)А вы не согласились бы перевестись в Сафуту? 
        — (32)Что это за Сафута? – спросила Мария Никифоровна. 
         -(33)Сафута – тоже село, – ответил начальник. – (34)Если бы вы, Мария Никифоровна, поехали в Сафуту и обучили бы местное население культуре песков, тогда Сафута привлекла бы к себе и других, а те, кто уже поселился там, не разбежались бы. (35)Вы понимаете меня теперь, Мария Никифоровна?.. (36)Кстати, мы давно не можем найти кандидата в Сафуту: глушь, даль – все отказываются. (37)Как вы на это смотрите, Мария Никифоровна?..                                                                                                                       (38)Мария Никифоровна задумалась: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне и умереть в кустарнике, считая это полумёртвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?..» 
 (39) Потом Мария Никифоровна поняла всю безысходную судьбу людей, зажатых в барханы песков, и сказала удовлетворённо: 
      — Ладно. (40)Я согласна... (41)Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... (42)Приеду не по песку, а по лесной дороге. (43)Дожидайтесь! 
      (44) Начальник в удивленье подошёл к ней: 
      — Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. 
 (45) Пустыня – будущий мир, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево... 
                                                                                                        (По А. Платонову*) 

 * Платонов Андрей (настоящее имя – Андрей Платонович Климентов, 1899-1951) – русский советский писатель, поэт и публицист, драматург, киносценарист, военный корреспондент. 

Критерии оценивания задания 9.3

Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста (9.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение,
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

9

Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем
критериям проверки (С3К1–С3К4; ГК1–ГК4, ФК1).

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.

Критерии оценки грамотности и фактической
точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

 

 

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

 

 

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущены две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

 

 

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

 

 

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

1

Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4

 10

Используемая литература

  1. «ОГЭ Русский язык Типовые экзаменационные варианты под редакцией И. П. Цыбулько 36 вариантов» Издательство «Национальное образование», 2020
  2. Г. Т. Егораева «Русский язык ГИА Выполнение заданий части С», 2015

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера — сочинение-рассуждение на заданн...

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Обобщение опыта. Г(И)А - 9 класс. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

В данном материале даётся описание опыта работы по обучению учащихся 9 класса написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....

клише (сочинение-рассуждение/личное письмо)

клише для написания сочинения...

Из опыта обучения студентов методике написания сочинения-рассуждения

Данная статья содержит  методические наработки и описание приемов, применяемых мной, для обучения студетов методике написания сочинения-рассуждения...

Статья "Анализ текста в формате подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе"

В материале изложены идеи автора относительно подготовки к написанию сочинения-рассуждения (в рамках подготовки к ОГЭ).                      ...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...