Викторина, посвящённая творчеству А.П. Чехова.
материал по литературе (10 класс) на тему
Викторина для обучающихся 1 курса. Включает две части. Часть А требует полных, развёрнутых ответов, а часть В - кратких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_olimpiada_chehov.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«НАЗЫВАЕВСКИЙ АГРАРНО-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА,
посвящённая жизни и творчеству А.П. Чехова
для студентов 1 курса
Разработала Бондарькова Татьяна Викторовна,
преподаватель русского языка и литературы
Вопросы (ответы) по литературе
Часть А требует краткого ответа. Часть В – полные развёрнутые ответы. Часть А – 1 балл; часть В – 1- 3 балла.
№ п/п | Вопрос | Ответ | Баллы |
А 1 | Кем по происхождению были отец и дед А.П. Чехова? | Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии, принадлежали помещику Черткову. Дед выкупил всю семью из крепостного состояния в 1841 г. Отец же выбился в люди и завёл торговое дело, став купцом 2-й, затем 3-й гильдии. | |
А 2 | Какую роль играл молодой Чехов в комедии «Ревизор», поставленной в домашнем театре? | Роль городничего. | |
А 3 | Какому ремеслу учился маленький Чехов? | Учился сапожному и портняжному ремеслу в одном из бесплатных ремесленных классов таганрогского училища. Выучился – портняжному. | |
А 4 | За какой сборник рассказов Академия Наук присудила А.П. Чехову Пушкинскую премию? | В октябре 1888 Чехов получил половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в 1887 третий сборник — «В сумерках» (рецензент академик А. Ф. Быков). В своём отзыве рецензент писал: «Рассказы г. Чехова, хотя и не вполне удовлетворяют требованиям высшей художественной критики, представляют, однако же, выдающееся явление в нашей современной беллетристической литературе». | |
А 5 | Какая книга Чехова имеет географическое название? | «Остров Сахалин» | |
А 6 | Какой рассказ Чехова назван прилагательными-антонимами? | «Толстый и тонкий» | |
А 7 | Кто так определил роль в литературе Чехова-рассказчика: «У французов три писателя: Стендаль, Бальзак, Флобер, ну ещё Мопассан, но Чехов – лучше его»? | Л.Н. Толстой | |
А 8 | Какой сборник рассказов Чехов посвятил П.И. Чайковскому? | В 1889 году Чехов просит разрешения у П.И. Чайковского посвятить ему новую книжку своих рассказов «Хмурые люди»: «Рассказы эти скучны и нудны, как осень, однообразны по тону, и художественные элементы в них густо перемешаны с медицинскими, но это все-таки не отнимает у меня смелости обратиться к Вам с покорнейшей просьбой: разрешите мне посвятить эту книжку Вам…». И в 1890 году сборник «Хмурые люди» выходит из печати. | |
А 9 | Назовите журналы, в которых сотрудничал молодой А.П. Чехов. | «Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок». | |
А 10 | Что за вывеска была на торговом заведении, открытом отцом А.П. Чехова? | «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары», а чуть пониже – «На вынос и распивочно». | |
А 11 | Почему в 1890 году Чехов отправляется на остров Сахалин? | Нет единого мнения. Трактуется по разному. И сегодня ещё спорят по этому поводу.
| |
А 12 | Чехов всю жизнь ощущал своё одиночество. Недаром он носил перстень, на котором было выгравировано: «………..». Перстень принадлежал его отцу. | Одинокому везде пустыня. | |
А 13 | Учеником Чехов написал драму и даже предложил её великой актрисе Ермоловой. Пьеса была возвращена, и юный автор разодрал её в клочки. Как называется эта пьеса? | До нас дошёл единственный список этой пьесы, без титульного листа. В наши дни в разных изданиях и постановках она получила названия: «Платонов» (по имени главного героя, именовали в театральном обиходе) - «Пьеса без названия» -«Безотцовщина» ( в воспоминаниях младшего брата). | |
А 14 | Назовите кинокартины, созданные по сюжетам произведений Чехова | «Анна на шее», «Шведская спичка», «Попрыгунья», «Невеста», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Хирургия», «Медведь», «Налим», «Человек в футляре», «Маска», «Дама с собачкой», «Свадьба» и др. | |
А 15 | А.П. Чехов называл литературу своей «любовницей», что он называл «законной женой»? | Медицину. | |
В 1 | Отец Чехова был одарённым человеком. Какими талантами он обладал? | Он любил рисовать, играл дуэты с Николаем на скрипке, увлекался пением, был регентом церковного хора. Вёл тетрадь-дневник, представляющие талантливую каждодневную мелиховскую летопись-хронику. Практицизм и поэтичность в описании добавили новые штрихи к портрету А.П. Чехова. Отец был страстным любителем музыки, самоучкой играл на скрипке и часто вечерами разыгрывал дуэты со вторым сыном, Николаем. Но больше всего он увлекался церковным пением и организовал собственный хор, лучший в городе. В хоре пело человек десять местных кузнецов-любителей, которые после целого дня тяжелой работы вечерами приходили к Павлу Егоровичу для спевок. Рисовал. Живя в Мелихово, вёл летопись-хронику, практицизм и поэтичность в описании добавили в будущем новые штрихи к портрету А.П. Чехова. | |
В 2 | В чём проявляли своё дарование братья и сестра А.П. Чехова? | «Павел Егорович и Евгения Яковлевна не одарили своих детей капиталами, о которых так мечтал глава семьи. Однако они наделили их подлинным богатством – щедро одарили талантом, - писал биограф А.П. Чехова Г. Бердников. – старший брат Александр стал профессиональным литератором, поражая всех энциклопедической образованностью. К великому сожалению, он не сумел в полной мере проявить своё дарование, безалаберной жизнью загубил свой талант. Ещё в большей степени это относится к Николаю – ярко одарённому художнику, но совершенно бесхарактерному человеку. Отлично рисовала Мария, хотя и не была профессиональным художником. Михаил Павлович тоже рисовал, писал стихи, сотрудничал в детских журналах. В 1907 г. второе издание его «Очерков и рассказов» было удостоено Пушкинской премии Академии наук… Одарённость характерна и для следующего поколения. Сын Михаила Павловича – художник, а сын Александра Павловича – Михаил – актёр с мировым именем. Долго копившаяся душевная энергия и талантливость крепостных мужиков, вырвавшись на простор, щедро заявили о себе в молодом поколении семьи Чеховых». Михаил – мемуарист, театральный критик, впоследствии автор воспоминаний и биограф А.П. Чехова; Мария учительствовала, ближайший друг помощница Антона Павловича, ей принадлежит сбор и издание эпистолярного и литературного наследия брата, хранительница Дома-музея Чехова в Ялте. | |
В 3 | Каким рассказом А.П. Чехов завершил галерею образов «маленького человека» в русской литературе 19 века? Назовите предшественников Чехова, отразивших эту тему в литературе. Каково авторское отношение к этому литературному типу? | Начиная со «Станционного смотрителя» Пушкина, через «Шинель» Гоголя к «Бедным людям» Достоевского и далее к творчеству Островского тянется преемственная нить сочувственного отношения к «маленькому человеку», к жертве несправедливых общественных обстоятельств. В рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника», завершающем эту галерею образов, «маленький человек» превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные чувства. | |
В 4 | Что вы знаете об общественной деятельности А.П. Чехова? | А.П. Чехов всю жизнь бесплатно лечил неимущих, принимал активное участие в помощи голодающим крестьянам Нижегородской и Воронежской губерний, в борьбе с холерой; в Талеже, Новоселках и Мелихове он построил школы и был попечителем нескольких школ, принимал деятельное участие в постройке больниц. В 1899 году "за отличное усердие в делах народного просвещения" он был награжден орденом Святого Станислава III степени. В 1896 г. из Мелиховской библиотеки он пожертвовал 2000 книг родному городу Таганрогу для общественной библиотеки. Благодаря усилиям Антона Павловича в Таганроге появился памятник Петру Первому. В 1897г. Антон Павлович принял деятельное участие в народной переписи, за что ему была пожалована бронзовая медаль. Ему принадлежала перепись всего населения острова Сахалина, произведенная им по своему почину и собственными средствами еще в 1890. Он был членом Российского общества покровительства животным. Писатель был избран в земские гласные. Чехов организовал посадку тысячи вишневых деревьев для засева голых лесных участков. Он мечтал, чтобы вся Россия стала одним прекрасным садом. В Ялте, как местный житель, он был избран в члены попечительского совета женской гимназии, пожертвовал 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопотал об устройстве первой биологической станции. Сам, уже тяжело больной туберкулезом, Чехов заботится о приезжих больных. Все отношения к людям сложились у Чехова так, что «он брал у них очень мало, а чаще не брал ничего, но давал им без конца и без счету». | |
В 5 | Назовите места, связанные с именем А.П. Чехова в Таганроге, Ялте, Москве. | В Таганроге в доме, где родился Чехов, создан мемориальный музей. В Таганроге есть улица Чехова, Литературный музей А.П. Чехова, центральная городская публичная библиотека им. А.П. Чехова. Музей «Лавка Чеховых» расположен в доме постройки 40-х годов XIX века, семья Чеховых арендовала этот дом с 1869 по 1874 год. В 2010 году, в год 150-летия со дня рождения писателя, с целью популяризации Чеховского наследия, памятников истории и культуры Таганрога и Ростовской области был основан Южно-Российский научно-культурный центр А.П. Чехова. В таганрогской гимназии №2 им. А.П. Чехова, в классе, где будущий писатель заканчивал курс гимназии, создан школьный музей им. Чехова. Бюст Чехова (1935г.), первый памятник писателю в СССР. 1960г. – памятник Чехову. Памятник «Человеку в футляре» в Таганроге. В Ялте находятся Дом-музей А.П. Чехова (Белая дача), санатории и театр его имени, в Приморском парке – памятник писателю работы скульптора Г. Мотовилова , а на ялтинской набережной – Чехов и его «Дама с собачкой». В Москве – улица Чехова, Дом- музей А.П. Чехова на Садово-Кудринской улице, библиотека им. А.П. Чехова, на кладбище Новодевичьего монастыря – могила А.П. Чехова, музей А. П. Чехова в ГОУ Центре образования № 170 им. А. П. Чехова, памятник работы скульптора М. Аникушина, домик Чехова на Малой Дмитровке, именем Чехова в Москве в 1985 году была названа станция метро. С 1987 года имя Чехова было присвоено Московскому художественному театру в Камергерском переулке. | |
В 6 | Где находится город Чехов? Какое название он имел ранее? | Город Чехов находится в Московской области. В 1954г., в связи с 50-летием со дня смерти А.П. Чехова, рабочий посёлок Лопасня был переименован в г. Чехов. Поблизости от него, в Мелихове, жил и работал Чехов. | |
В 7 | Чем знаменателен мелиховский период жизни А.П. Чехова? | Постоянное общение с народом обогатило Чехова как писателя, оказало большое влияние на его творчество. В мелиховский период Чехов написал около 40 своих наиболее крупных и значительных произведений, в том числе: "Палата № 6" (1892г.), "Три года" (1895г.), "Дом с мезонином" (1896г.), "Моя жизнь" (1896 г.), "Человек в футляре" (1898 г.). В эти же годы была закончена книга "Остров Сахалин". Особенно ярко отразились мелиховские впечатления в рассказах и повестях, посвященных русской деревне: "Мужики" (1897 г.), "На подводе" (1897 г.), "Новая дача" (1898 г.), "По делам службы" (1899г.), "В овраге" (1900г.) и ряде других. В произведениях встречаются названия близлежащих сел (Дубечня - "Моя жизнь"), фамилии местных жителей (Ефимычевы, Матвеичевы - "Мужики"), описания происходивших здесь событий. Именно в эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различным адресатам Мелиховский период - это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами. | |
В 8 | В каком году Чехов был избран членом Академии Наук по разряду изящной словесности? Почему спустя два года он отказывается от почётного звания? | В январе 1900 года А.П. Чехов стал почетным академиком Петербургской Академии наук по разряду изящной словесности. | |
В 9 | В каких учебных заведениях учился А.П. Чехов? Кто из выдающихся учёных работал в это время в университете? | «Приходила француженка, мадам Шопэ, учившая нас языкам… Позднее являлся учитель музыки…», - вспоминал Михаил Павлович о домашнем образовании. Семи лет от роду был определён в греческую школу, где пробыл два года. 1869 – 1879 гг. учёбы в таганрогской гимназии. Получив стипендию от таганрогского городского управления, он едет в Москву и поступает в этом году на медицинский факультет Московского университета, который славился замечательными профессорами ( А.И. Бабухин, В.Ф. Снегирёв, А.А. Остроумов, Г.А. Захарьин, К.А. Тимирязев), пробуждавшими у студентов уважение к науке. Под их влиянием задумывает большое исследование «Врачебное дело в России». | |
В 10 | Кто раньше появился: Чехов-драматург или Чехов- писатель? | Чехов-писатель. Ранний период творчества: начал писать ещё в Таганроге; сотрудничество в многочисленных юмористических изданиях; его смех весел и беззаботно заразителен, смех до слёз; отношение к «маленькому человеку». 2-я половина 80-х годов – некоторый перелом (жизнерадостный смех чаще уступает дорогу серьёзным, драматическим, но пока лишь, интонациям): рассказы о детстве, о людях, претендующих на знание настоящей правды, об общественной пассивности интеллигенции, деревенская тема, от Старцева к Ионычу и т.д. Чехов-драматург синтезировал все мотивы своих повестей и рассказов, обеспечив появление «новой драмы». | |
В 11 | Как сложилась семейная жизнь А.П. Чехова? | Чехов должен был пройти и еще через одно испытание — жить в постоянной разлуке с женой: наездами, урывками, обманывая врачей и самого себя, выезжать в Москву, что было, очевидно, губительно для его легких. После двух-трех недель радости — возвращаться снова в Ялту, и снова томиться, и снова тосковать. И каждый раз, когда заговаривает в своих письмах Ольга Леонардовна Книппер о том, что она бросит сцену и переедет в Ялту, он убеждает ее не делать этого, утешая, что здоровье его поправляется, что скоро все равно они будут вместе, так как доктора позволят провести еще целую зиму в Москве, а там наступит лето, и можно будет поехать в Швейцарию, в Алжир, в Италию... Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, переписка Чехова с женой - это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько в них нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемой боли от невозможности быть вместе. В письмах отражена история развития Московского Художественного театра, где Чехов - его главный автор, а Книппер - исполнительница главных ролей; интересен обмен мнениями о литературе, писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени. Письма, относящиеся к этому времени, дышат глубокой, нежной любовью. | |
В 12 | «Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти, и я – по законам физики, вылетел из Петербурга, как бомба» - писал А.П. Чехов вскоре после спектакля. Газеты дружно накинулись на автора. Нашлись журналисты, которые стали отрицать у Чехова какого бы то ни было таланта. Чехов нашёл в себе достаточно мужества, чтобы шутить над своей неудачей, но премьера обошлась ему очень дорого: здоровье его резко ухудшилось. О какой премьере идёт речь? | Провал «Чайки» 17 октября 1896 года на сцене Александринского театра был жестоким, несмотря на то, что в спектакле были заняты лучшие артисты театра, в том числе В. Ф. Комиссаржевская, игравшая Нину Заречную. Ее не поняли ни актеры, ни режиссеры, ни публика. Чехов был удручен; он ушел из театра, не дождавшись конца спектакля, и тотчас уехал в Мелихово. Антон Павлович поклялся, что никогда больше не будет писать для театра: «Никогда больше не буду пьес этих ни писать, ни ставить, если даже проживу семьсот лет». | |
В 13 | Из воспоминаний К.С. Станиславского: «…как мы играли, не помню. Когда закончился первый акт, занавес закрылся при гробовом молчании. Актёры пугливо прижались друг к другу и прислушивались к публике. Гробовая тишина … кто-то заплакал. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Мы молча двинулись за кулисы. В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами. Успех был небывалый». «Мы сумасшедшие от счастья», - телеграфировал Немирович-Данченко Чехову. О постановке какого спектакля идёт речь в этом отрывке? | 17 декабря 1898 года произошло второе чудесное рождение «Чайки» на сцене Московского Художественного театра. Этот вечер неизгладимыми чертами оттиснут в памяти всех зрителей «Чайки», которые потребовали послать автору приветственную телеграмму. | |
В 14 | Кто является прототипами Беликова, героя рассказа «Человек в футляре»? | Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники связывали образ Человека в футляре с реальным лицом - инспектором таганрогской гимназии А.Ф. Дьяконовым. Чехов писал о Дьяконове: "...это была машина, которая ходила, говорила, действовала, исполняла циркуляры и затем сломалась и вышла из употребления. Всю свою жизнь А.Ф. Дьяконов проходил в калошах даже в очень хорошую погоду и носил с собою зонтик. Таков был прототип Беликова". Другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Ю. Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист М.О. Меньшиков. Чехов в одном из своих дневников писал о нём: «М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца». Но данное сходство было лишь внешнее. Сам же Чехов писал и о своём брате И. П. Чехове: «Он, то есть Иван, немножко поседел и по-прежнему покупает всё очень дешево и выгодно и даже в хорошую погоду берет с собой зонтик». Можно сделать вывод, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным, таящим опасность для общества: они душат всё живое. | |
В 15 | Расскажите историю названия рассказа «Попрыгунья». | А.П. Чехов писал редактору журнала «Север» В.А. Тихонову в ответ на просьбу напечатать в объявлении название вещи, имеющей место появиться в «Севере»: «Рассказ я пришлю, но сказать, как он будет называться, я не могу. Назвать его теперь также трудно, как определить цвет курицы, которая вылупится из яйца, которое ещё не снесено». Редактор торопил. Чехов: «Если уж так нужно, то назовите просто „Рассказ“ или же „Обыватели“. Оба названия подойдут». В рукописи рассказ назывался «Великий человек», но в последний момент автор передумал. В письме В.А. Тихонову он сообщает о своем решении: «Право, не знаю, как быть с заглавием моего рассказа! «Великий человек» мне совсем не нравится. Надо назвать как-нибудь иначе — это непременно. Назовите так — «Попрыгунья»...» Сменив название, А.П. Чехов сместил акцент с героя рассказа на героиню, что лишь подчеркнуло скромное достоинство этого героя. В 80-е г. Чехов дружил в Москве с Софьей Петровной Кувшинниковой, женщиной интересной, незаурядной, в салоне которой собирались художники, литераторы, врачи, артисты. Часто бывали Чехов и Левитан. Чехов решил отразить образ Кувшинниковой в своем рассказе. Любовь героини к художнику Рябовскому — это любовь Кувшинниковой к Левитану. Рассказ вызвал толки в Москве, из-за него Чехов едва не поссорился с художником Левитаном — одним из лучших своих друзей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зафилософствуй - ум вскружится": литературная викторина по творчеству А.П. Чехова
Люби и знай творчество А.П. Чехова...
Викторина по творчеству А.П.Чехова
Викторина...
Ответы на викторину по творчеству А.П.Чехова
Представлены ответы к викторине...
Литературная викторина по творчеству А.П.Чехова для 5 класса "Своя игра"
Данный материал можно использовать на обобщающем уроке по произведениям А.П.Чехова в 5 классе, а также на внеклассном мероприятии. Проведение урока в форме игры способствует активизации вни...
Урок-викторина по творчеству А.П.Чехова, 9 класс (у/о)
Заключительный урок по изучению творчества А.П.Чехова в 9 классе (у/о)...
Викторина по творчеству А.П.Чехова
Цели викторины: проверка знаний текстов произведений А.П.Чехова, воспитание интереса к творчеству писателя. Данную викторину можно использовать на уроках литерату...
Методическая разработка урока из серии уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова "А.П. Чехов . Рассказ "Хамелеон" Человек или чин?"
Данный урок - один из уроков серии, посвящённой творчеству А.П. Чехова. Урок заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность, обратиться к ранее изученным произведениям....