Внеклассное мероприятие по литературе в 8 классе «Сатиры смелый властелин» (к 270-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Внеклассное мероприятие посвящается 270- летию со дня рождения Д. Н. Фонвизина (на примере комедии «Недоросль»).
Проблемы, рассматриваемые в комедии, актуальны и в наше время.
Цели данного мероприятия:
1)обобщение знаний учащихся о комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»;
2)умение выделять положительные черты в характерах отрицательных героев;
3) вырабатывать творческий подход к выполнению заданий;
4) развивать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.
Так как мероприятие носит внеурочный характер, то оно не ограничено временными рамками. Поэтому школьники работают столько времени, сколько им необходимо.
В мероприятии принимал участие 8 в класс МБОУ гимназии №3 г. Грязи.
Особенности класса: в классе обучается 27 учеников.
Ребята 8 в класса принимают активное участие во всех проводимых внеклассных мероприятиях, проявляют творческий подход к выполнению заданий.
На внеклассном мероприятии по литературе выполняли различные формы работы: индивидуальная подготовка учащихся, творческие задания, работа в группах, коллективная работа в классе.
Оборудование, используемое при проведении мероприятия:
· компьютер,
· мультимедийный проектор,
· экран.
Наглядный материал:
· компьютерная презентация,
· рисунки
Реквизит: костюмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_fonvizin.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный этап фестиваля
«Литературный венок России»
Внеклассное мероприятие по литературе
в 8классе
«Сатиры смелый властелин»
(к 270-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)
Подготовила: Солодухина
Светлана
Васильевна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ гимназии №3
г. Грязи
г. Грязи
2015г
Цель мероприятия: Обобщить знания учащихся о комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль".
Задачи мероприятия:
- Воспитывать у учащихся нравственность и гуманизм.
- Умение выделять положительные черты характеров у отрицательных героев произведения.
- Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
- Воспитывать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.
Методы и формы работы:
- Работа с текстом
- Групповая работа
- Дискуссия
- Коллективная работа учителя с классом
- Индивидуальная работа
Образовательные технологии:
- Проблемное обучение
- Развивающее обучение
- Обучение критическому мышлению
- Технология коллективной мыследеятельности (К.Я.Вазина)
- Диалоговая технология
- Информационная (компьютерная) технология.
Ход урока:
"Имей сердце, имей душу,
и будешь человек на всякое время"
- Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего внеклассного мероприятия по литературе « Сатиры смелый властелин» (на примере комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль). В 2015 г 14 апреля великому русскому писателю исполнилось 270 (двести семьдесят лет) со дня рождения.
Сообщение ученика о творчестве Д. И.Фонвизина, сопровождаемое презентацией ( индивидуальное задание)
Прошло почти три столетия. А мы продолжаем читать комедию ««Недоросль», которая сделала бессмертным имя Фонвизина.
Сегодня мы с вами обобщим знания о комедии. Вспомним ещё раз её автора и героев.
У нас будет немного необычный урок. Ребята, вы будете выполнять разные задания: кто – то будет работать в группах, кто – то индивидуально, а кто – то выполнял иллюстрации, готовил костюмы, а кто – то будет работать сразу в классе.
Эпиграфом к уроку будут слова:
"Имей сердце, имей душу,
и будешь человек на всякое время".
-Кто из героев произносит эти слова?
-Как вы их понимаете?
- Инсценировка эпизодов
Ребята, артисты из нашего класса, приготовили нам инсценировки эпизодов комедии. Давайте дадим им слово.
Итак, действие 1, явление 1, 2, 3, 4 . «Утро в доме Простаковой»
Выступает 1 группа учащихся
-Каким же предстаёт утро в доме госпожи Простаковой?
- Ребята, почему вы выбрали этот фрагмент для инсценировки?
Молодцы!!! Благодарим вас за выступление.
А мы приглашаем следующих артистов.
Выступает 2 группа, действие 4 явление 8 «Проверка знаний Митрофанушки!» Учителя Митрофанушки
- Ребята, почему вы выбрали для инсценировки этот эпизод? Аргументируйте ответ.
Молодцы!!! Благодарим вас за выступление.
-Кто учителя Митрофанушки?
- Кого могут воспитать такие невежественные учителя?
-Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?
-Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился)
- Беседа с учащимися
- Какие же проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», которые актуальны и в наше время?
Предполагаемые ответы
В своём произведении Д. И. Фонвизин поднимает ряд существенных проблем.
- Проблема воспитания
Несомненно, проблема, связанная с воспитанием, выходит на первое место в комедии «Недоросль. Автор отчётливо показывает неправильный стиль воспитания, повлиявший на развитие характера и личности молодого дворянина. Чрезмерная опека со стороны матери оборачивается равнодушием, самодовольством, эгоизмом Митрофана. Ведь он уверен: мать решит все его проблемы.
2) Проблема образования
Митрофанушка предстаёт перед читателями необразованным, глупым, невоспитанным недорослем, не желающим получать знания и плохо относящимся к учителям.
Фонвизин умело противопоставляет невежественному Митрофану благородного, духовно развитого, образованного и честного Милона. Фигура Милона в произведении «Недоросль» призвана показать положительные стороны характера человека, сформированного правильным воспитанием.
Кроме того, Фонвизин подчёркивает, что для воспитанности и образованности не требуются деньги и положение в обществе, а всё зависит от желания и целеустремлённости самого человека.
3) Проблема нравственности
Актуализируя эту проблему, автор высмеивает вопиюще низкий уровень нравственности и духовности дворянства. Во многом причину сложившейся
ситуации Фонвизин видит в крепостничестве, которое способствует послаблению и вседозволенности дворян.
Таким образом, комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» стала ярким литературным произведением, раскрывающим многие актуальные проблемы и высмеивающим невежество и глупость. Благодаря этому произведению термин «недоросль» приобрёл нарицательное значение.
-Следуя теории классицизма, в комедии «Недоросль» все герои делятся?
(на отрицательных и положительных.)
-Кто относится к положительным героям? ( Стародум, Правдин, Софья, Милон).
-Благодаря им мы ещё ярче видим отрицательные качества других героев.
Кто же они?
- Кто относится к отрицательным героям?
-Даже не читая ещё комедию, по какой подсказке, мы можем многое сказать о внутренних качествах героев? (говорящие фамилии)
Но ведь, ребята, эпиграфом к нашему мероприятию являются слова Стародума « Имей сердце, имей душу, и будешь человек на всякое время».
Конечно, герои у нас как были отрицательными, так и остались, Фонвизин не случайно сделал свою комедию обличительной. Но хоть герои и отрицательные, но и в них есть что – то хорошее, не может быть человек на 100% плохим. Давайте найдём что – то хорошее в этих героях?
- Групповые задания
Игра «Ромашка» (Приложение 1).
Работа ведется по 4 группам, каждая вытягивает лепесток и выполняет задание.
1группа (госпожа Простакова)
2 группа (господин Простаков)
3 группа (Скотинин)
4 группа (Митрофанушка)
Выступление групп
Вывод.
Но для того, чтобы разглядеть в человеке положительные качества, мы с вами потратили гораздо больше времени, потому что плохое лежит на поверхности, а хорошее в человеке надо "раскопать".
Что же нужно сделать, чтобы положительные черты характера более были заметны в людях? Они ли одни виноваты в том, что в них бывает больше отрицательных черт?
А если мы внимательнее всмотримся в проблему, то заметим, что иногда нужно изменить условия, в которых находится герой, при которых бы могли проявиться положительные черты.
-Какую же ситуацию имел в виду Фонвизин? (отмена крепостного права)
-Ну а теперь давайте отгадаем цитаты из комедии. (Приложение 2).
-Каждая команда получает карточки с вопросами и готовится отвечать. (Приложение 3).
Словарная работа (карточки со словами из комедии) ( Приложение 4)
- Подведение итогов.
Индивидуальное задание.
Написать письмо Митрофанушке от его сверстников 21 века. Что бы вы хотели ему пожелать в будущем?
Методические рекомендации
по проведению литературного мероприятия
Основной задачей школьного образования является умение учиться, а деятельность учителя заключается в организации деятельности учащихся вместе с осуществлением последующей рефлексией. Ориентируясь на поставленные задачи, мною была выбрана групповая форма работы, где деятельность ученика заключается в умении организовать свою осмысленную деятельность, а задача учителя - формировать учебную мотивацию, разработать алгоритм обучения.
Для проведения литературного мероприятия «Сатиры смелый властелин» ребята заранее делятся на 4 творческие группы. Проводится предварительная подготовка: обучающиеся готовят иллюстрации к произведению, костюмы, выполняют индивидуальные задания.
Приложение 1
I группа(г-жа Простакова)
- Кто виноват в том, что г-жа Простакова необразованна? (Только ли она одна в этом виновата?)
- Как поступила г-жа Простакова с Софьей, когда она осталась сиротой?
- Присутствуют ли у г-жи Простаковой черты лидера? (Если бы она была по-другому воспитана, могла бы она стать хорошим лидером?)
II группа (г-н Простаков)
- Есть ли у г-н Простакова положительные качества?(Ведь можно одно и тоже качество характера охарактеризовать по-разному: можно сказать, что человек безвольный, а с другой - добросовестный, т.е. хорошо выполняет указания; молчаливый - не говорит лишнего и т.д.)
- Всегда ли г-н Простаков соглашается со своей женой? Что он говорит о Софье? (действие I, явление V) Признает ли он хоть иногда свои ошибки?
III группа (Митрофанушка)
- Кто виноват в том, что Митрофанушка необразован? (Только ли он один в этом виноват?)
- Можно ли назвать Митрофанушку глупым? Какие поступки указывают на то, что он находчив, сообразителен, догадлив?
- Есть ли надежда на то, что после службы Митрофанушка изменится?
IV группа (Скотинин)
- Какие положительные качества можно выделить у Скотинина? (действие I, явление V) (Для справок: челоби́тная - прошение, заявление, жалоба)
- Как он относится к Митрофанушке? Есть ли в нем зачатки хорошего?
- Есть ли надежда на то, что Скотинин, получив урок, изменится? (Найдите последние слова Скотинина, действие V, явление IV. Спорит ли Скотинин с Правдиным?)
Приложение 2
Игра «По высказыванию узнай героя».
- « А ты, скот, подойди поближе. Не говорила я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?» (Простакова)
- «Эта дверь прилагательна, потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.» (Митрофан)
- «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости, сам истинно не верю, что мой сын.» (Простаков)
- «Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила» (Софья)
- «Открою тебе тайну сердца моего, любезный друг! Я влюблен, и имею счастие быть любим. Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете.» (Софья)
- «Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Надеюсь положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры» (Правдин).
- «Сам ты, умный человек, порассуди. Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом. «Что-де, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». Нет, сестра! Я своих поросят завести хочу. Меня не проведешь.» (Скотинин) 8. « Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю» (Еремеевна)
Приложение 3
Вопросы для 1 группы
- Молодой человек в 18 веке, не достигший совершеннолетия.
- Род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене.(Драма)
- Герой, о котором госпожа Простакова читала «грешные молитвы». (Стародум)
- Основное зло, на которое обрушивается Д.И. Фонвизин Об этой науке Простакова говорила: «Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем без Пафнутьича хорошохонько».
- В переводе с греческого языка это имя обозначает «мудрость».
- Изображение чего-либо в комическом, смешном виде. (Юмор)
Вопросы для 2 группы
- Пояснение автора в тексте пьесы, связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т.д.(Ремарка)
- Носитель фамилии, следующий не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II. (Стародум)
- Чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ». ( Правдин)
- Беспощадно-уничтожающее развенчание отрицательных сторон жизни и человека при помощи смеха. (Сарказм)
- Один из видов драмы, в котором основные события и характеры представлены в смешной, комической форме.
- Нянька Митрофана.
- Он учит Митрофана «по-французски и всем наукам» и «ребенка не неволит». (Вральман)
Вопросы для 3 группы
- Дворянин лишь по «бархатной книге», беспомощный и безвольный.
- Что испортил Тришка?
- Об этой науке Простакова говорила: «Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем без Пафнутьича хорошохонько».
- С греческого языка это имя переводится «являющий свою мать», т.е. подобный матери.
- Одна из проблем комедии.
- Изображение чего-либо в комическом, смешном виде.
- Вид комического; язвительная насмешка, злая ирония; идейно-эмоциональная оценка, предполагающая едкую насмешку над изображаемым.
Приложение 4
Словарная работа
1. Объясните лексическое значение слов и запомните их правописание:
Бессердечие, воевода, гарнизонный, дворовый, дворянин, деспотизм, карьеризм, корыстолюбие, крепостник, крепостной, мошенник, недоросль, обличие, опека, оппозиция, поместье, посвятить, привилегия, придворные, просветить, разорение, скаредность, стяжательство, труженик, челобитчик, фаворит.
Самостоятельная словарная работа
Объяснить лексическое значение слова. В результате групповой работы создаётся «Словарь комедии», словник которого пополняется в течение всей работы над произведением.
Бессердечие — отсутствие мягкости, сердечности; бездушие, жестокость.
Воевода — в Древней Руси и в некоторых славянских государствах — начальник войска, округа.
Гарнизонный — принадлежащий воинской части, расположенной в населённом пункте, крепости или укреплённом районе.
Дворовый — принадлежащий к дворне. Дворовые люди. Флигель для дворовых (сущ.).
Дворня (собир.) — при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме. Многочисленная д.
Дворянский — принадлежащий дворянину.
Дворянин — лицо, принадлежащее к дворянству.
Деспотизм — 1) самовластное правление. Монархический д.; 2) поведение деспота (во втором значении). Д. самодура.
Карьеризм — погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.
Корыстолюбие — стремление к личной выгоде, наживе, жадность.
Крепостной — крепостной крестьянин.
Крепостник — владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.
Мошенник — человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик. Мелкий м.
Недоросль — в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу; перен. — глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).
Обличение — разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. О. пороки.
Опека — форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Взять под опеку. Учредить опеку.
Оппозиция — противодействие, сопротивление (книжн.). О чьей-нибудь политике. Быть в оппозиции кому–чему-нибудь (будучи несогласным с чьими-нибудь взглядами и действиями, противодействовать им).
Поместье — земельное владение помещика. Крупное, мелкое п.
Посвятить (что, кому–чему) — предназначить, отдать. П. свою жизнь работе.
Привилегия — преимущественное право, льгота. Привилегии ветеранам войны.
Придворный — лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.
Просветить (кого, что) — передать кому-нибудь знания, распространить знания, культуру.
Разорение (кого, что) — нарушение, разрушение чьего-нибудь материального благополучия, доведение до нищеты. Р. семьи.
Сговор — помолвка, соглашение между родителями жениха и невесты (устар.).
Скаредность — большая скупость, жадность.
Стяжательство — корыстолюбие, стремление к наживе.
Труженик — человек, который трудится; трудолюбивый человек. Труженики села.
Челобитчик — тот, кто подаёт челобитную.
Челобитная — в России до начала XVIII века: письменное прошение, жалоба. Подать челобитную.
Фаворит — любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.
Список литературы , интернет – ресурсы
2. Благой Д.Д. Д.И.Фонвизин М., 1945
3. Исакович И «Бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина Л., 1979
4. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. Мю, Л., 1961
5. Журнал «Литература в школе» №1, 2000. Е.И. Щекина. Проблемы нравственности в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...
Внеклассное мероприятие по литературе «Нет, я не Байрон, я другой!», посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути М.ЮЛермонтова, расширить их кругозор; развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященное 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого
Литературно-музыкальная гостиная«Что там я , миллионы, точнее, народ, твои песни-знамёна по жизни несёт» Цель мероприятия:1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные те...
Внеклассное мероприятие по литературе «Пока ты Поэт – тебе гибели в стихии нет» (к 120-летию со дня рождения М.И.Цветаевой)
М.И. Цветаева — одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина, пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей тв...
Внеклассное мероприятие по литературе: «Живая классика: личность и творчество А.П. Чехова», посвященное 155-летию со дня рождения писателя.
Внеклассное мероприятие по предмету посвящено Году Литературы. Представлена инсценировка сцены пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"...
Внеклассное мероприятие по литературе в рамках Недели филологии, посвященного 75-летию со Дня рождения В.С. Высоцкого «И до боли в душе не хватает его!»
Внеклассное мероприятие по литературе в рамках Недели филологии, посвященного 75-летию со Дня рождения В.С. Высоцкого«И до боли в душе не хватает его!»...