Внеклассное мероприятие по литературе в 8 классе «Сатиры смелый властелин» (к 270-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Солодухина Светлана Васильевна

 

Внеклассное мероприятие посвящается 270- летию  со дня рождения Д. Н. Фонвизина (на примере комедии «Недоросль»).

Проблемы, рассматриваемые в комедии, актуальны и в наше время.
 

Цели  данного мероприятия:

1)обобщение знаний учащихся о комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»;

2)умение выделять положительные черты в характерах отрицательных героев;

3) вырабатывать творческий подход к выполнению заданий;

4) развивать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.

Так как мероприятие носит внеурочный характер, то оно не ограничено временными рамками. Поэтому школьники работают столько времени, сколько им необходимо.

В мероприятии принимал участие 8 в класс МБОУ гимназии №3 г. Грязи.

Особенности класса: в классе обучается 27 учеников.

Ребята 8 в класса принимают активное участие во всех проводимых внеклассных мероприятиях, проявляют творческий подход к выполнению  заданий.

На внеклассном мероприятии по литературе выполняли различные формы работы: индивидуальная подготовка учащихся, творческие задания, работа в группах, коллективная работа в классе.
Оборудование, используемое при проведении мероприятия:

·        компьютер,

·        мультимедийный проектор,

·        экран.

 

Наглядный материал:

·        компьютерная презентация,

·        рисунки

 

Реквизит: костюмы.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_fonvizin.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районный этап фестиваля

«Литературный венок России»

Внеклассное мероприятие по литературе

в 8классе

«Сатиры смелый властелин»

(к 270-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)

Подготовила:  Солодухина

Светлана

Васильевна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ гимназии №3

г. Грязи

г. Грязи

2015г

Цель мероприятия: Обобщить знания учащихся о комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль".

Задачи мероприятия:

  • Воспитывать у учащихся нравственность и гуманизм.
  • Умение выделять положительные черты характеров у отрицательных героев произведения.
  • Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
  • Воспитывать в каждой личности  необходимость  отстаивать свою точку зрения.

Методы и формы работы:

  • Работа с текстом
  • Групповая работа
  • Дискуссия
  • Коллективная работа учителя с классом
  • Индивидуальная работа

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Развивающее обучение
  • Обучение критическому мышлению
  • Технология коллективной мыследеятельности (К.Я.Вазина)
  • Диалоговая технология
  • Информационная (компьютерная) технология.

Ход урока:

"Имей сердце, имей душу,

и будешь человек на всякое время"

  1.  Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего внеклассного мероприятия по литературе « Сатиры смелый властелин» (на примере комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль).  В 2015 г 14 апреля  великому русскому писателю исполнилось  270 (двести семьдесят лет) со дня рождения.  

Сообщение ученика о творчестве Д. И.Фонвизина, сопровождаемое презентацией ( индивидуальное задание)

Прошло почти три столетия. А мы продолжаем читать комедию ««Недоросль», которая сделала бессмертным имя Фонвизина.

 Сегодня мы с вами обобщим знания о комедии.  Вспомним ещё раз её автора и героев.

У нас будет немного необычный урок. Ребята, вы будете выполнять разные задания: кто – то будет работать в группах, кто – то индивидуально, а  кто – то выполнял иллюстрации, готовил костюмы, а кто – то будет работать  сразу в классе.

Эпиграфом к  уроку будут слова:

"Имей сердце, имей душу,

 и будешь человек на всякое время".

-Кто из героев произносит эти слова?

-Как вы их понимаете?

  1. Инсценировка эпизодов

Ребята, артисты из нашего класса, приготовили нам инсценировки эпизодов комедии. Давайте дадим им слово.

Итак, действие 1, явление 1, 2, 3, 4 . «Утро в доме Простаковой»

Выступает 1 группа учащихся

-Каким же предстаёт утро в доме госпожи Простаковой?

- Ребята, почему вы выбрали этот фрагмент для инсценировки?

Молодцы!!! Благодарим вас за выступление.

А мы приглашаем следующих артистов.

Выступает 2 группа, действие 4 явление 8 «Проверка знаний Митрофанушки!» Учителя Митрофанушки

- Ребята, почему вы выбрали для инсценировки этот эпизод? Аргументируйте ответ.

Молодцы!!! Благодарим вас за выступление.

-Кто учителя Митрофанушки?

-  Кого могут воспитать такие невежественные учителя?

-Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

-Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился)       

                                                           

  1. Беседа с учащимися

- Какие же проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», которые актуальны и в наше время?

Предполагаемые ответы

В своём произведении Д. И. Фонвизин поднимает ряд существенных проблем.

  1. Проблема воспитания

Несомненно, проблема, связанная с воспитанием, выходит на первое место в комедии «Недоросль. Автор отчётливо показывает неправильный стиль воспитания, повлиявший на развитие характера и личности молодого дворянина. Чрезмерная опека со стороны матери оборачивается равнодушием, самодовольством, эгоизмом Митрофана. Ведь он уверен: мать решит все его проблемы.

2) Проблема образования

Митрофанушка предстаёт перед читателями необразованным, глупым, невоспитанным  недорослем, не желающим получать знания и плохо относящимся к учителям.

Фонвизин умело противопоставляет невежественному Митрофану благородного, духовно развитого, образованного и честного Милона. Фигура Милона в произведении «Недоросль» призвана показать положительные стороны характера человека, сформированного правильным воспитанием.

Кроме того, Фонвизин подчёркивает, что для воспитанности и образованности не требуются деньги и положение в обществе, а всё зависит от желания и целеустремлённости самого человека.

3) Проблема нравственности

Актуализируя эту проблему, автор высмеивает вопиюще низкий уровень нравственности и духовности дворянства. Во многом причину сложившейся

ситуации Фонвизин видит в крепостничестве, которое способствует послаблению и вседозволенности дворян.

Таким образом, комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» стала ярким литературным произведением, раскрывающим многие актуальные проблемы и высмеивающим невежество и глупость. Благодаря этому произведению термин «недоросль» приобрёл нарицательное значение.

-Следуя теории классицизма, в комедии «Недоросль» все герои делятся?

(на отрицательных и положительных.)

-Кто относится к положительным героям? ( Стародум, Правдин, Софья, Милон).

-Благодаря им мы ещё ярче видим отрицательные качества других героев.

 Кто же они?

- Кто относится к отрицательным героям?

-Даже не читая ещё комедию, по какой подсказке, мы можем многое сказать о внутренних качествах героев? (говорящие фамилии)

Но ведь, ребята, эпиграфом к нашему мероприятию являются слова Стародума « Имей сердце, имей душу, и будешь человек на всякое время».

Конечно, герои у нас как были отрицательными, так и остались, Фонвизин не случайно сделал свою комедию обличительной. Но хоть герои и отрицательные, но и в них есть что – то хорошее, не может быть человек на 100% плохим. Давайте найдём что – то хорошее в этих героях?

  1. Групповые задания

Игра «Ромашка» (Приложение 1).

Работа ведется по 4 группам, каждая вытягивает лепесток и выполняет задание.

1группа (госпожа Простакова)

2 группа  (господин Простаков)

3 группа (Скотинин)

4 группа (Митрофанушка)

Выступление групп

Вывод.

Но для того, чтобы разглядеть в  человеке положительные качества, мы с вами потратили гораздо больше времени, потому что плохое лежит на поверхности, а хорошее в человеке надо "раскопать".

Что же нужно сделать, чтобы положительные черты характера более были заметны в людях? Они ли одни виноваты в том, что в них бывает больше отрицательных черт?

А если мы внимательнее всмотримся в проблему, то заметим, что иногда нужно изменить условия, в которых находится герой, при которых бы могли проявиться  положительные черты.

-Какую же ситуацию имел в виду Фонвизин? (отмена крепостного права)

-Ну а теперь давайте отгадаем цитаты из комедии. (Приложение 2).

-Каждая команда получает карточки с вопросами и готовится отвечать.  (Приложение 3).

Словарная работа  (карточки со словами из комедии) ( Приложение 4)

  1. Подведение итогов.

Индивидуальное задание.

Написать письмо Митрофанушке  от его сверстников 21 века. Что бы вы хотели ему пожелать в будущем?

Методические рекомендации

по проведению литературного мероприятия

Основной задачей школьного образования является умение учиться,  а деятельность учителя заключается в организации деятельности учащихся вместе с осуществлением последующей рефлексией. Ориентируясь на поставленные задачи, мною была выбрана групповая форма работы, где деятельность ученика заключается в умении организовать свою осмысленную деятельность, а задача учителя - формировать учебную мотивацию, разработать алгоритм обучения.

Для проведения литературного мероприятия «Сатиры смелый властелин» ребята заранее делятся на 4 творческие группы. Проводится предварительная подготовка: обучающиеся готовят иллюстрации к произведению, костюмы, выполняют индивидуальные задания.

Приложение 1

I группа(г-жа Простакова)

- Кто виноват в том, что г-жа Простакова необразованна? (Только ли она одна в этом виновата?)

- Как поступила г-жа Простакова с Софьей, когда она осталась сиротой?

- Присутствуют ли у г-жи Простаковой черты лидера? (Если бы она была по-другому воспитана, могла бы она стать хорошим лидером?)

II группа (г-н Простаков)

- Есть ли у г-н Простакова положительные качества?(Ведь можно одно и тоже качество характера охарактеризовать по-разному: можно сказать, что человек безвольный, а с другой - добросовестный, т.е. хорошо выполняет указания; молчаливый - не говорит лишнего и т.д.)

- Всегда ли г-н Простаков соглашается со своей женой? Что он говорит о Софье? (действие I, явление V) Признает ли он хоть иногда свои ошибки?

III группа (Митрофанушка)

- Кто виноват в том, что Митрофанушка необразован? (Только ли он один в этом виноват?)

- Можно ли назвать Митрофанушку глупым? Какие поступки указывают на то, что он находчив, сообразителен, догадлив?

- Есть ли надежда на то, что после службы Митрофанушка изменится?

IV группа (Скотинин)

- Какие положительные качества можно выделить у Скотинина? (действие I, явление V) (Для справок: челоби́тная - прошение, заявление, жалоба)

- Как он относится к Митрофанушке? Есть ли в нем зачатки хорошего?

- Есть ли надежда на то, что Скотинин, получив урок, изменится? (Найдите последние слова Скотинина, действие V, явление IV. Спорит ли Скотинин с Правдиным?)

Приложение 2

Игра «По высказыванию узнай героя».

  1. « А ты, скот, подойди поближе. Не говорила я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?» (Простакова)
  2. «Эта дверь прилагательна, потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.» (Митрофан)
  3. «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное,      забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости, сам истинно не верю, что мой сын.» (Простаков)
  4. «Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила» (Софья)
  5. «Открою тебе тайну сердца моего, любезный друг! Я влюблен, и имею счастие быть любим. Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете.» (Софья)
  6. «Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Надеюсь положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже  о всех здешних варварствах нашего начальника и не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры» (Правдин).
  7.  «Сам ты, умный человек, порассуди. Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом.  «Что-де, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». Нет, сестра! Я своих поросят завести хочу. Меня не проведешь.» (Скотинин) 8. « Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю» (Еремеевна)

Приложение 3

Вопросы для 1 группы

  1. Молодой человек в 18 веке, не достигший совершеннолетия.
  2. Род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене.(Драма)
  3. Герой, о котором госпожа Простакова читала «грешные молитвы». (Стародум)
  4. Основное зло, на которое обрушивается Д.И. Фонвизин Об этой науке Простакова говорила: «Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем без Пафнутьича хорошохонько».
  5. В переводе с греческого языка это имя обозначает «мудрость».
  6. Изображение чего-либо в комическом, смешном виде. (Юмор)

Вопросы для 2 группы

  1. Пояснение автора в тексте пьесы, связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т.д.(Ремарка)
  2. Носитель фамилии, следующий не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II. (Стародум)
  3. Чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ». ( Правдин)
  4. Беспощадно-уничтожающее развенчание отрицательных сторон жизни и человека при помощи смеха. (Сарказм)
  5. Один из видов драмы, в котором основные события и характеры представлены в смешной, комической форме.
  6. Нянька Митрофана.
  7. Он учит Митрофана «по-французски и всем наукам» и «ребенка не неволит». (Вральман)

Вопросы для 3 группы

  1. Дворянин лишь по «бархатной книге», беспомощный и безвольный.
  2. Что испортил Тришка?
  3. Об этой науке Простакова говорила: «Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем без Пафнутьича хорошохонько».
  4. С греческого языка это имя переводится «являющий свою мать», т.е. подобный матери.
  5. Одна из проблем комедии.
  6. Изображение чего-либо в комическом, смешном виде.
  7. Вид комического; язвительная насмешка, злая ирония; идейно-эмоциональная оценка, предполагающая едкую насмешку над изображаемым.

Приложение 4

Словарная работа

1. Объясните лексическое значение слов и запомните их правописание:

Бессердечие, воевода, гарнизонный, дворовый, дворянин, деспотизм, карьеризм, корыстолюбие, крепостник, крепостной, мошенник, недоросль, обличие, опека, оппозиция, поместье, посвятить, привилегия, придворные, просветить, разорение, скаредность, стяжательство, труженик, челобитчик, фаворит.

Самостоятельная словарная работа

Объяснить лексическое значение слова. В результате групповой работы создаётся «Словарь комедии», словник которого пополняется в течение всей работы над произведением.

Бессердечие — отсутствие мягкости, сердечности; бездушие, жестокость.

Воевода — в Древней Руси и в некоторых славянских государствах — начальник войска, округа.

Гарнизонный — принадлежащий воинской части, расположенной в населённом пункте, крепости или укреплённом районе.

Дворовый — принадлежащий к дворне. Дворовые люди. Флигель для дворовых (сущ.).

Дворня (собир.) — при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме. Многочисленная д.

Дворянский — принадлежащий дворянину.

Дворянин  лицо, принадлежащее к дворянству.

Деспотизм — 1) самовластное правление. Монархический д.; 2) поведение деспота (во втором значении). Д. самодура.

Карьеризм — погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.

Корыстолюбие — стремление к личной выгоде, наживе, жадность.

Крепостной — крепостной крестьянин.

Крепостник — владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.

Мошенник — человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик. Мелкий м.

Недоросль — в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу; перен. — глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).

Обличение — разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. О. пороки.

Опека — форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Взять под опеку. Учредить опеку.

Оппозиция — противодействие, сопротивление (книжн.). О чьей-нибудь политике. Быть в оппозиции кому–чему-нибудь (будучи несогласным с чьими-нибудь взглядами и действиями, противодействовать им).

Поместье — земельное владение помещика. Крупное, мелкое п.

Посвятить (что, кому–чему) — предназначить, отдать. П. свою жизнь работе.

Привилегия — преимущественное право, льгота. Привилегии ветеранам войны.

Придворный — лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.

Просветить (кого, что) — передать кому-нибудь знания, распространить знания, культуру.

Разорение (кого, что) — нарушение, разрушение чьего-нибудь материального благополучия, доведение до нищеты. Р. семьи.

Сговор — помолвка, соглашение между родителями жениха и невесты (устар.).

Скаредность — большая скупость, жадность.

Стяжательство — корыстолюбие, стремление к наживе.

Труженик — человек, который трудится; трудолюбивый человек. Труженики села.

Челобитчик — тот, кто подаёт челобитную.

Челобитная — в России до начала XVIII века: письменное прошение, жалоба. Подать челобитную.

Фаворит — любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.

Список литературы , интернет – ресурсы

  1. http://www.slovopedia.com/2/207/254610.html

2. Благой Д.Д. Д.И.Фонвизин М., 1945

3. Исакович И «Бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина Л., 1979

4. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. Мю, Л., 1961

5.  Журнал «Литература в школе» №1, 2000. Е.И. Щекина. Проблемы нравственности в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...

Внеклассное мероприятие по литературе «Нет, я не Байрон, я другой!», посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути М.ЮЛермонтова, расширить их кругозор; развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященное 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого

Литературно-музыкальная гостиная«Что там я , миллионы, точнее, народ, твои песни-знамёна по жизни несёт»  Цель мероприятия:1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные те...

Внеклассное мероприятие по литературе «Пока ты Поэт – тебе гибели в стихии нет» (к 120-летию со дня рождения М.И.Цветаевой)

М.И. Цветаева — одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина, пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей тв...

Внеклассное мероприятие по литературе: «Живая классика: личность и творчество А.П. Чехова», посвященное 155-летию со дня рождения писателя.

Внеклассное мероприятие по предмету посвящено Году Литературы. Представлена инсценировка сцены пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"...

Внеклассное мероприятие по литературе в рамках Недели филологии, посвященного 75-летию со Дня рождения В.С. Высоцкого «И до боли в душе не хватает его!»

Внеклассное мероприятие по литературе в рамках Недели филологии, посвященного 75-летию со Дня рождения В.С. Высоцкого«И до боли в душе не хватает его!»...