М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Разработка урока по роману М. Лермонтова "Герой нашего времени".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_po_fgos.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Тема: «Печорин как герой своего времени».
Цель: обобщение сведений об образе Печорина.
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
|
|
Решаемые учебные проблемы | 1. Дать нравственно-психологическую характеристику (портрет) главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Проследить, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость Печорина. 2. Определить нравственно-психологические особенности поколения 30-х годов XIX века в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 3. Акцентировать внимание на сюжете произведения (поиск экспозиции, завязки, развития событий, кульминации и развязки). 4. Продолжить развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса. 5. Актуализация проблемы «потерянного» поколения. | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация, фрагмент фильма, ученическая презентация- исследование. | |
Методическое назначение средств ИКТ |
Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ | |
Ход урока
Вступительное слово учителя (Слайд 1) На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и попытаемся ответить на вопрос: почему Печорин герой своего времени? Проследим, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость Печорина, выявим авторское отношение к своему герою. В романе также важна и интересна для изучения проблема потерянного поколения. У каждого поколения свои особые черты и своя судьба. Сегодня мы попробуем вместе с вами нарисовать портрет поколения 30-х годов XIX века, опираясь на материал романа, романа «о времени и о себе». Филолог, писатель, публицист Михаил Веллер, давая оценку художественному мастерству автора романа «Герой нашего времени», пишет: «Ты проникаешься изяществом и блеском неповторимого лермонтовского стиха, и сам становишься хоть на миллиметр менее косноязычным». (Слайд 2) И потому в стихотворении «Дума» поэт с грустью говорит: (Слайд 3) Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее иль пусто, иль темно. Меж тем под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно….
На прошлом уроке вы получили задание подготовить портретную характеристику Печорина, опираясь на текст романа. Работа первой группы. (Повесть «Бэла», «Княжна Мери») на материале критических статей Белинского В.Г. и Герцена А.И. (Слайд 5-10)
- Вы прослушали характеристику Печорина. Давайте обобщим черты характера главного героя и запишем их в тетрадь. Какие черты проявились в Печорине, а какие нет. -Давайте послушаем группу № 2. Портретная характеристика Печорина (Повести «Максим Максимыч», «Фаталист»). (Слайд 11-16) Запишем в тетрадь черты характера, которые прослеживаются в составленных характеристиках героя (на основе этих двух глав) Учитель: В повести «Фаталист» Печорин показан не приносящим несчастья, а необходимым людям. Своим поступком Печорин доказывает, есть судьба или нет, человек должен действовать смело, идти ей навстречу, не переставая подвергать все сомнению и самостоятельному критическому пересмотру. В финальной части он говорит: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера, напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь!». Чтобы глубже понять характер Печорина, необходимо рассмотреть нравственно-психологические особенности поколения 30-х годов XIX века. Группа №3.
5. Литературоведческий анализ (Слайд 17) Прочитав роман, мы с уверенностью можем сказать, что Лермонтов ставил перед собой цель не просто показать судьбу героя, а нарисовать портрет целого поколения. На примере повести «Тамань» мы определим все элементы сюжета (поиск экспозиции, завязки, развития событий, кульминации и развязки в тексте), изучим литературоведческий термин: кольцевая композиция. (Слайд 18-21) Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Это можно легко доказать на примере «Тамани». Давайте вспомним литературоведческие термины: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Интересная информация - в эпилоге главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя. То есть автор, через размышления главного героя выражает свое восприятие героя и ситуации, точка зрения автора не совпадает полностью с точкой зрения героя…… 6. Аналитическая беседа по тексту с использованием приёмов устного словесного рисования. (Слайд 23) Какова форма изложения романа? В чем особенность сюжета произведения. Как оформлена каждая отдельная повесть?( к вопросу о сюжете) (Слайд 24) Какие виды композиций представлены в романе? Дать временно - пространственную характеристику расположения повестей в романе (Слайд 25) Почему повести в романе расположены не в хронологической последовательности? Как раскрывается характер главного героя повести? Как это происходит, в какой из повестей раскрывается его характер? Посредством какой ситуации или ситуаций это происходит? (Слайд 26) Основная черта характера главного героя, на которую автор обращает внимание читателя в каждой повести? В чем особенность изображения главного героя в трех последних повестях? В какой из повестей Печорин подводит итог прожитой жизни, каким вы его видите в этой повести? Какая повесть замыкает роман? Почему именно этой повестью роман завершается? Как вы понимаете смысл названия произведения ? Наше время – это чьё? Вывод: Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что роман «Герой нашего времени» чрезвычайно сложен как по построению, так и по идейному содержанию. Эта сложность обусловлена, в свою очередь, психологической неоднозначностью образа Печорина. Просмотр ученической презентации «Печорин – герой своего времени» Запись выводов в тетрадь. Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, от того, что не может найти применение своим способностям и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Вместо мрачного и пессимистического вывода, автор приводит читателя к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою. Проблема «потерянного поколения» впервые в русской литературе глубоко осмыслена именно Лермонтовым. Писатель вскрыл трагическую двойственность человека последекабристской мертвой поры, его силу и слабость. Гордое и пассивное неприятие «преобразований» общества порождало горькое одиночество, а в результате - душевное ожесточение. Основная идея произведения – проблема потерянного, поколения 30-х годов XIX века, но, несмотря на то, что фразе уже почти 200 лет, она часто используется как критика молодежи. Лермонтов искренне сожалеет о горькой судьбе своих современников, многие из которых оказались «лишними людьми» в своей стране. Автор призывает не плыть по течению жизни, а сопротивляться, совершая нравственный подвиг. В романе действие представлено как ряд эпизодов из жизни главного героя, описанных в пяти повестях. Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Композиция романа необычна. Весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «Бэлы» и заканчивается «Фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, в начале и в конце присутствуют два героя — Максим Максимыч и Печорин. Кроме того, пять повестей, которые составляют всё произведение, расположены с нарушением временной последовательности. 7. Подведение итогов. Возвращение к теме уроков. Критерии оценки работы в группе: качество отобранного материала; степень участия в работе группы; качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.). Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.) 8. Домашнее задание. Эссе «Проблема «потерянного поколения» в русской литературе XX и XXI века» | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.
изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....
Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....
Литературная игра "Что? Где? Когда?"по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Литературную игру можно использовать на заключительном уроке по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", а также на внеклассном мероприятии....
РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...
Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»
Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...
Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»
Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал о герое3.Заинтересовать обучающихся лично...
Примерная программа элективного курса по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени»
Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащих...