Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 8 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание курса литературы в 8 классе
Количество часов
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа
Планирование составлено на основе программы Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. М. «Просвещение», 2014.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник в 2-х частях с приложением на электронном носителе ( фонохрестоматия).- М. Просвещение, 2014.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Виды контроля:
Промежуточный:
- Пересказ (подробный, сжатый, выборочный),
- Выразительное чтение,
- Развернутый ответ на вопрос,
- Анализ эпизода,
- Комментирование,
- Характеристика литературного героя,
- Инсценирование.
Итоговый:
- Тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Формы организации учебного процесса:
-уровневая дифференциация;
-проблемное обучение;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии.;
-игровые технологии;
Формы и средства контроля:
Тестирование, сочинения, контрольные и самостоятельные работы.
Формы и средства обучения:
1.Индивидуальные – фронтальные – групповые.
2.Коллективная – парная.
Виды деятельности учащихся:
- устные сообщения;
- сочинения;
- защита презентаций;
- доклады;
-диалогическая и монологическая речь;
-рефлексия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, 19 века,20 века народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация ( в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;
- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классных и домашних творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Наименование разделов | Количество часов | Развитие речи | Внеклассное чтение | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | |||
2 | Устное народное творчество | 2 | |||
3 | Из древнерусской литературы | 2 | |||
4 | Из русской литературы 18 века | 2 | |||
5 | Из русской литературы 19 века | 35 | 2 | 1 | 3 |
6 | Из русской литературы 20 века | 20 | 4 | 2 | 1 |
7 | Из зарубежной литературы | 6 | 1 | 1 | |
Итого | 68 | 6 | 4 | 5 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты | Дата | |
Введение Личностные УУД:проявление творческого отношения к процессу изучения темы; развитие потребности самостоятельного изучения темы. ПознавательныеУУД: умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы. РегулятивныеУУД: умение работать по предложенному учителем плану,формулировать вопрос по по учебному материалу. КоммуникативныеУУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; давать оценку своим действиям и оценивать результат, согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации. | |||||||
1 | Вводный. Литература как искусство слова. Русская литература и история. | Изучение нового материала | Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя Урок-исследование | Фронтальный опрос | Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства; Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ, Знать основные жанры УНТ; Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Иллюстрации к произведениям УНТ, портреты писателей-классиков. | ||
Устное народное творчество Личностные УУД : проявление интереса к поставленной проблеме; осознание особой роли наследия УНТ в культуре многонациональной России. Познавательные УУД: умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы. Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу,виду деятельности,оценивать учебную ситуацию. Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; используя речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт,информацию, полученную на уроках или в сетевом пространстве. | |||||||
2 | Русская старина. Народная песня. | Изучение нового материала. | Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни; Исполнение песни «Моей семьи». Урок-концерт | Индивидуаль-ный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы. | Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Аудиозапись русских народных песен. | ||
3 | Исторические народные песни. | Изучение нового материала. | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен. Урок-практикум | Самостоятель-ная работа. | Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни. Тексты песен. | ||
Из древнерусской литературы Личностные УУД : проявление творческого отношения к процессу изучения темы; осознание особой роли наследия древнерусской литературы в культуре России; развитие потребности самостоятельного чтения произведений древнерусской литературы. Познавательные УУД : умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы. Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу,виду деятельности,оценивать учебную ситуацию. Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе обсуждения; используя речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, опыт, информацию, полученную на уроках или в сетевом пространстве. | |||||||
4 | Древнерусская литература. «Житие Александра Невского» | Комбини-рованный | Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа Урок-наблюдение | Фронтальный опрос Сочинение-миниатюра | Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы; Знать закономерности произведений словесного искусства народа нашей страны; ИКТ Сообщения о жизни Александра Невского (из сети Интернет) | ||
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Проблемы современности в повести. | Комбини-рованный | Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа Урок проблемный | Ответы на вопросы | Понятие идейно-художественного содержания повести; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении; | ||
Из литературы 18 века Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу изучения темы; осознание особой роли наследия литературы 18 века в культуре России; развитие потребности самостоятельного чтения произведений литературы 18 века. Познавательные УУД: умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы. Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу,виду деятельности,оценивать учебную ситуацию. Коммуникативные УУД : умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; используя речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой читательский опыт, информацию, полученную на уроках или в сетевом пространстве. | |||||||
6 | Д.И.Фонвизин «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии. | Изучение нового материала | Знакомство с биографией Фонвизина, чтение статьи учебника, выразительное чтение комедии по ролям, словарная работа. | Ответы на вопросы | Расширение литературных знаний: понятие о комедии и классицизме; Уметь читать с выражением тексты различных жанров, определять основную мысль, тему, проблему текста; Анализировать эпизод, составлять рассказ о герое, используя различные приёмы; Иллюстрации к комедии, к времени её написания. | ||
7 | «Недоросль»: речевые характеристи-ки персонажей как средство создания комической ситуации. | Комбини-рованный урок | Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа. Урок - беседа | Участие в аналитической беседе | Уметь различать черты классицизма; Знать порядок составления характеристики литературного героя; Схема характеристики героя. | ||
Из литературы 19 века Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу изучения темы; осознание особой роли наследия литературы 19 века в культуре России; развитие потребности самостоятельного чтения произведений литературы 19 века. Познавательные УУД: умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы. Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу,виду деятельности,оценивать учебную ситуацию. Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; используя речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, опыт, информацию, полученную на уроках или в сетевом пространстве | |||||||
8 | И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | Комбини-рованный урок | Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию. Урок-викторина | Ответы на вопросы урока и вопросы викторины | Расширение имеющихся знаний о баснях; Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны; Иллюстрации к басням. | ||
9 | К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака». Понятие о думе. | Изучение нового материала | Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с думой. Урок-практикум | Индивидуаль-ный, ответы на вопросы | Расширение литературных знаний: понятие о думе; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Иллюстрации к биографии Рылеева. | ||
10 | А.С.Пушкин «История Пугачева». «Капитанская дочка» как реалистичес-кий историчес-кий роман. | Изучение нового материала. | Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа. Урок-лекция | Индивидуаль-ный, ответы на вопросы. | Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Дополнительный материал из сети Интернет. | ||
11 | «Капитанская дочка»:Форми-рование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав. | Комбини-рованный | Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ. Урок-анализ | Индивидуаль-ный, ответы на вопросы. | Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Знать основы сравнительной характеристики героя. Схема сравнения двух героев. | ||
12 | «Капитанская дочка»: Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав | Комбини-рованный | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-беседа | Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом; Формировать приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении. | ||
13 | «Капитанская дочка»: Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав | Комбини-рованный урок | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-исследование | Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы; Развитие устной речи; Навыки сжатого пересказа. Иллюстрации к повести. | ||
14 | «Капитанская дочка»: Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12 | Комбини-рованный урок | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-погружение в историю | оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы; Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины. Карта по истории 17-18 века. | ||
15 | «Капитанская дочка»: Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений» | Комбини-рованный урок | Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа. Урок-беседа | Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно) | Обобщение и систематизация полученных знаний.; умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события; Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её. Критическая литература. | ||
16 | «Капитанская дочка»: Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | Урок обобще-ния | Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы. Урок-анализ образа | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся | Владение разными видами чтения, выборочного пересказа; Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия; Формировать в характере учащихся положительные качества характера. Рисунки ребят. Портреты героев повести. | ||
17 | «Капитанская дочка»: Образ Пугачёва в повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне. | Урок обобще-ния | Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика – защита проекта. Урок-представление. | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся | Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям; Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её. ИКТ Защита проекта «Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка». | ||
18 | Р.Р. Контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка» | Контроль-ный урок | Написание сочинения Урок развития речи. | Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
| |||
19 | А.С.Пушкин. «19 октября», «Туча». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. | Комбини-рованный урок | Выразительное чтение стихотворений | Оценка выполнения предложенных заданий | Умение применять полученные знания в жизни и на других предметах; Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, Иллюстрации учащихся к теме урока. | ||
20 | А.С.Пушкин «К***» и другие стихотворения о любви. | Изучение нового материала | Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа. Урок-путешествие в мир мистики. | Оценка ответов учащихся на уроке | Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения. Иллюстрации к драме «Пиковая дама». | ||
21 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. | Урок контроля | |||||
22 | Жизнь и судьба М.Лермонтова Кавказ в жизни и творчестве поэта | Урок открытия новых знаний | Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений. Урок-отчёт. | Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать | Совершенствование умения анализировать стихотворения; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. ИКТ Презентация «Жизнь и творчество Лермонтова». | ||
23 | «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. | Комбинированный урок | Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. Урок -практикум | Оценка ответов учащихся | Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Сообщения из материала сети Интернет об истории написания поэмы. | ||
24 | Образ Мцыри в поэме | Комбини-рованный | Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах. Урок-соревнование | Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы | Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, Критическая литература к поэме. | ||
25 | Своеобразие поэмы «Мцыри» | Комбини-рованный урок | Аналитическая беседа, творческая работа с критической литературой. Урок-практикум | Оценка ответов на поставленные вопросы | Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ; уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | ||
26 | Р.Р.Обучаю-щее сочинение по поэме «Мцыри». | Урок контроля | Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения | Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру; Развивать устную и письменную речь; Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; Сбор материала к сочинению из дополнительных источников. | |||
27 | Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | Изучение нового материала | Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа. Проблемный урок | Выборочная проверка записей, сделанных учеником | Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в русской классической литературе как художественном явлении; Словарь В.И.Даля. | ||
28 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | Комбинированный урок | Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. Урок-практикум | Оценка ответов учащихся в ходе урока | Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Интеграция. Карта по истории – территория России 19 века. Сообщение о жизни людей в то время. | ||
29 | Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова | Комбинированный урок | Работа над действием №3, составление таблицы, групповая работа. Урок-практикум | Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах. | Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста.. Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;; Портретная галерея героев Гоголя. | ||
30 | «Ревизор»: сюжет и композиция комедии. | Комбинированный урок | Работа над 4-м действием 4комедии. Урок-практикум | Оценка ответов во время работы с текстом | Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Критическая литература. В.Г.Белинский. | ||
31 | Н.В.Гоголь. «Шинель»: своеобразие темы «маленького человека». | Комбинированный урок | Выявление характерных для повести 1-й половины 19 века тем,образов и приемов изображения человека. Урок-анализ | Выборочная проверка составленной таблицы. | Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста; Таблица характеристики героя. Материал из дополн. источника. | ||
32 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. | Контроль-ный урок | Ответы на предложенные вопросы и задания. | Уровень выполнения практической работы | Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания; Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста. ИКТ Презентация о биографии Тургенева, сообщения уч-ся о творчестве И.С.Тургенева. | ||
33 | И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе. | Комбини-рованный | Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя. | Индивидуаль-ный . | Подготовка к восприятию произведения, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности | ||
34 | М.Е.Салтыков-Щедрин.»История одного города»(отры-вок): сюжет и герои. | Комбинированный урок | Беседа по содержанию повести. Понятие гиперболы,гротеска. Урок-исследование | Оценка ответов во время беседы на знание текста | Развитие умения определять, какие средства использует автор для раскрытия образа героя; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности. | ||
35 | «История одного города»: средства создания комического. | Комбинированный урок | Беседа. Работа с критической литературой. Понятие о пародии. Урок-практикум | Оценка умения анализировать произведение | Развитие умения анализировать произведение; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; | ||
36 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | Комб.урок | Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа. Урок-практикум | Оценка ответов во время беседы | Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать ТЕКСТ; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Иллюстрации учебника. | ||
37 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответствен-ность человека за всё происходящее. | Комбинированный урок | Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест. Урок комбинированный | Ответы во время беседы, тест | Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
| ||
38 | Н.С.Лесков. «Старый гений»:сюжет и герои. Проблематика и поэтика рассказа. | Комбини-рованный | Беседа по содержанию, пересказ эпизодов. Урок-беседа | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; | ||
39 | Р.Р. Написание контрольного сочинения | Контроль-ный урок. | Работа над сочинением. Урок развития речи | Индивидуаль-ный опрос. | Умение высказывать свою точку зрения на письме; создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; | ||
40 | Поэзия родной природы в русской литературе 19 века. | Урок развития речи | Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ. Урок-концерт | Оценка выразительного чтения наизусть. | Умение анализировать лирический текст; Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; Конкурс презентаций «Природа моего края». | ||
41 | А.П.Чехов. рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | Комбини-рованный | Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания. Урок-практикум | Оценка за выполнение домашнего задания. | Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. ИКТ Заочная экскурсия в Мелихово. Презентация. Проект. | ||
42 | А.П.Чехов «Человек в футляре». | Урок внеклас-сного чтения | «футлярное » существование человека и его осуждение писателем | Работа в парах | Письменный ответ на вопрос «Почему героев рассказов Чехова «В футляре» и «О любви» можно назвать «футлярными» людьми? | ||
Из русской литературы 20 века Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу изучения темы; осознание особой роли наследия литературы 20 века в культуре России; развитие потребности самостоятельного чтения произведений литературы 20 века. Познавательные УУД: умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы. Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу,виду деятельности,оценивать учебную ситуацию. Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; используя речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт,информацию, полученную на уроках или в сетевом пространстве | |||||||
43 | И.А.Бунин. «Кавказ». Тема любви в рассказе. | Комбини-рованный | Аналитическая беседа, лексическая работа. Урок-практикум | Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы | Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Иллюстрации о быте и природе Кавказа. | ||
44 | А.И.Куприн Слово о писателе. «Куст сирени»:история счастливой любви. | Комб.урок | Работа в группах, дискуссия. Урок-дискуссия | Индивидуаль-ный, групповой | Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа; Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы; Иллюстрации – пейзажные зарисовки. | ||
45 | Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви» | Комбини-рованный урок | Пересказ, аналитическая беседа, творческая работа. Урок-диспут | Индивидуаль-ная , групповая | Умение выявлять способы характеристики героев автором; Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа; Бережно относиться к своим близким. Сочинения с иллюстрациями «Чтобы людям было уютно со мной» | ||
46 | Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. | Урок контроля | Самостоятельная работа | Выборочная проверка тезисов, творческого задания | Умение высказывать свою точку зрения по проблеме; Понимать связь истории и литературы, воздействие истории на литературу; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. Фрагменты фильмов по мотивам произведений М.Горького. | ||
47 | А.А.Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность. | Комб.урок | Выразительное чтение стихотворений Урок-практикум | Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста | Умение анализировать, подтверждать свои ответы текстом.; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать поэтический текст. Стенд о биографии и творчестве А.Блока. ИКТ –интеграция. Куликовская битва в истории России. | ||
48 | С.А.Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему. | Изучение нового материала | Чтение наизусть стихотворений. Урок-концерт | Индивидуаль-ный | Углубление литературных знаний; Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою. Иллюстрации. | ||
49 | Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина. | Урок развития речи | Словарная работа. Урок-практикум | Коллективная, групповая, индивидуальная | Совершенствование анализировать, выявлять авторскую позицию; Уметь читать с выражением, анализировать, понимать текст стихотворения, понимать связь описанного с происходящим. | ||
50 | И.С.Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к творчеству. | Урок-исследование | Сопоставление художественного произведения с документально-биографическим(мемуары,воспомина-ния,дневники). | Индивидуаль-ная ,Групповая | Углубление литературных знаний; Иллюстрации. Написание отзыва на рассказ Шмелева или сочинения-эссе «Как я написал свое первое сочинение». | ||
51 | М.А.Осоргин «Пенсне»: реальность и фантастика в рассказе. | Изучение нового материала | Коллективная работа Урок-исследование | Коллективный, индивидуаль-ный | Углубление литературных знаний; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. | ||
52 | Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатирико- ном»(отрывки) | Комбини-рованный | Словарная работа, анализ глав, сопоставительная работа, беседа. Урок-практикум | Оценка ответов во время урока | Составление тезисов статьи учебника.устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. | ||
53 | Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы. | Урок внеклас-сного чтения | Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом. Урок-диспут | Оценка ответов во время урока. | Совершенствование умения анализировать текст, обобщать, делать выводы; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; | ||
54 | М.М.Зощенко. «История болезни» и другие рассказы. | Урок внеклас-сного чтения | Анализ рассказов, работа с учебником, творческая работа. Урок-открытие | Индивидуаль-ная | Написание отзыва на один из рассказов Зощенко | ||
55 | А.Т.Твардов-ский. «Василий Теркин»: человек и война. | Комбини-рованный | Выразительное чтение отрывков | Индивидуаль-ный контроль | Развитие речи и умения аргументировать свою точку зрения; формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; Материалы уроков изучения поэмы. | ||
56 | «Василий Теркин»: образ главного героя. | Комбини-рованный урок | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа. Урок-дебаты | Индивидуаль-ный ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения) | Совершенствование литературоведческих знаний и умений: определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев. | ||
57 | «Василий Теркин»: особенности композиции поэмы. | Комбини-рованный | Урок-практикум | Индивидуаль-ная, парная | Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания. | ||
58 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Комбини-рованный | Выразительное чтение стихотворений о войне | Индивидуаль-ная,парная,групповая | Проект:составление презентации или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни, приблизившие Победу» | ||
59 | В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»:картины военного детства. Образ главного героя. | Комбини-рованный | Устный рассказ о писателе. Составление тезисов статьи учебника. | парная | Письменный ответ на вопрос: «Что объединяло жителей деревни в предвоенные годы?» | ||
60 | «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. | Урок развития речи | Подготовка к домашнему письменному ответу на вопрос | Индивидуаль-ная | Письменный ответ на вопросы: 1.какие испытания пережил человек в военное время? 2.как стихи и песни о войне приближали Победу? 3.Почему В.Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобразной летописью народа»? | ||
61 | Русские поэты о родине, родной природе. (обзор)И.Анненский «Снег», Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», Н.Рубцов «По вечерам». | Урок развития речи | Выразительное чтение стихотворений | Индивидуаль-ная | Выразительное чтение стихотворений наизусть | ||
62 | Поэты русского зарубежья о родине.Н.Оцуп «Мне трудно без России», З.Гиппиус «Знайте!», Дон-Аминадо «Бабье лето». | Урок развития речи | Выразительное чтение стихотворений. | Индивидуаль-ная | Выразительное чтение стихотворений наизусть | ||
Из зарубежной литературы Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу изучения темы; осознание особой роли наследия зарубежной литературы; развитие потребности самостоятельного чтения произведений зарубежной литературы. Познавательные УУД: умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы. Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу,виду деятельности,оценивать учебную ситуацию. Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; используя речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт,информацию, полученную на уроках или в сетевом пространстве | |||||||
63 | У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии. | Изучение нового материала | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа. Урок-практикум | Индивидуаль-ный, коллективный. Проверочная работа | Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении. Просмотр эпизода фильма «Ромео и Джульетта» | ||
64 | У.Шекспир. Сонет как форма лирической поэзии. | Изучение нового материала | Выразительное чтение сонетов | Групповая работа | Письменный анализ сонета. | ||
65-66 | Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен) | Изучение нового материала | Составление тезисов статьи учебника, беседа по вопросам, выразительное чтение фрагментов комедии, лексическая работа. | Оценка ответов на участие в беседе | Умение анализировать комедию, учитывая ее особенности. | ||
67 | Урок внеклассного чтения. В.Скотт «Айвенго». | Развитие представлений об историческом романе, выразительное чтение фрагментов романа. | Составление тезисов статьи учебника | ||||
68 | Итоги года. | Урок контроля | Выявление уровня литературного развития учащихся. | Чтение произведений из рекомендательного списка на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....