Марина Цветаева и Тамбовская земля
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Лыкова Татьяна Николаевна

Урок литературного краеведения с использованием материала, не отраженного в учебнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Марина Цветаева и Тамбовская земля

 Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Марины Цветаевой; воспитание                       художественного вкуса; углубление представлений о роли Тамбовской земли в формировании русской литературы и культуры; знакомство с жизнью и творчеством Тихона Чурилина; формирование активности школьников в процессе овладения навыками краеведческого исследования; пробуждение и углубление чувства любви к своей начальной родине, Тамбовской земле, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.

   Оборудование: портреты М. Цветаевой, выставка книг, атлас Тамбовской области, карта Тамбовской области, слова для словарной работы, текст повести «Вольный проезд», презентация.

Ход урока.

1. Орг. момент. Тема нашего урока «Марина Цветаева и Тамбовская земля»

  Мы познакомимся с жизнью и творчеством М. Цветаевой, познакомимся с Тихоном Чурилиным, проследим его влияние на творчество Марины Ивановны, определим роль Тамбовской земли в формировании литературы и культуры

   Запишем в тетрадь тему и план урока.

1.Жизнь и творчество М. Цветаевой.

2.Знакомство с Тихоном Чурилиным.

3.Поездка в Усманский уезд в 1918 году.

4.Повесть «Вольный проезд».

2. Слово учителя.

  Двадцатый век богат гениальными именами. И в самом начале его  из множества поэтических голосов заметно выделяется своеобразный, ни на кого не похожий голос М. Цветаевой, которая в 20 лет уже суверенностью могла сказать, а вернее, напророчить:

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд!

     Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Отец - Иван Васильевич - профессор, искусствовед  и филолог; основатель Московского музея изящных искусств (сейчас музей имени Пушкина). Мать - Мария Александровна (урожденная Мейн) - пианистка.

  Творческое начало у Марины Цветаевой обнаружилось рано, стихи она начала писать рано, с шести лет, и не только на русском, но также на французском и немецком языках.

  Цветаевой, как и другим поэтам её поколения, выпало на долю прийти в этот мир в переломный момент наступающей эпохи. Рано осиротев (мать умирает в 1906 году, а отец -  в 1913 году ). Марина, самостоятельная  от природы, вынуждена теперь проявлять это качество постоянно: опоры не было, рассчитывать приходилось только на себя.

      Когда Цветаевой было 18 лет, она тайно от семьи выпустила свой первый сборник – «Вечерний альбом».

                                                                                                                                                                                                                   

1-й чтец:

              Пока огнями смеётся бал,

             Душа не уснёт в покое.

             Но имя Бог мне иное дал:

             Морское оно, морское!

             В круженье вальса, под нежный вздох

             Забыть не могу тоски я,

             Мечты иные мне подал  Бог:

             Морские они, морские!

             Поёт огнями манящий зал,

             Поёт и зовёт сверкая.

             Но душу Бог мне иную дал:

             Морская она, морская!

  Учитель:  Сборник юной поэтессы получил отзывы маститых авторов: Брюсова, Гумилёва. Максимилиан Волошин отозвался стихами:

                  К вам душа так радостно влекома…

                  О, какая веет благодать

                  От страниц «Вечернего альбома» !

 Цветаева и сама уже начинала чувствовать свою силу в поэзии и на все нападки отвечала смело, иногда с вызовом:

    2-й чтец:  Идите же!- мой голос нем,

                    И  тщетны все слова,

                    Я знаю, что ни перед кем

                    Не буду я права.

                    Я знаю: в этой битве пасть

                    Не мне, прелестный трус!

                    Но, милый юноша, за власть

                    Я в мире не борюсь.

                    И не оспаривает вас

                    Высокородный стих.

                    Вы можете – из-за других –

                    Моих не видеть глаз!

                    Не слепнуть на моём огне,

                    Моих не чуять сил…

                    Какого демона во мне

                    Ты в вечность упустил!

                    Но помните, что будет суд,

                    Разящий, как стрела,

                    Когда над головой блеснут

                    Два пламенных крыла!

  Учитель: По приглашению Максимилиана Волошина, Марина Цветаева в 1911 году посетила город Коктебель, где встретилась с Сергеем Эфроном, своим будущим мужем. Он подарил ей розовый сердолик, изнутри освещённый, крупный камень, который нашёл тут же на берегу моря. Она хранила его всю жизнь.

     В январе 1912 года они  обвенчались. Но счастье было недолгим. В 1913 году умирает отец Цветаевой, а в 1914 – Сергей Эфрон уходит на фронт, но его признают негодным к строевой службе по состоянию здоровья. После долгих перипетий он поступает в юнкерское училище, а революционные события и гражданская война « втиснули его в лагерь белогвардейцев». И до 1921 года  о нём не было никаких известий.

   

 Работа в тетрадях: запишем  краткую биографическую справку о жизни и творчестве М. Цветаевой.

     

    Тамбовская земля богата гениальными людьми. Один из них -  Тихон Васильевич Чурилин. Обратите внимание на карту Тамбовской области, найдите город Лебедянь в своих атласах.

   3-й чтец:  Тихон Васильевич Чурилин, оригинальный поэт, беллетрист, литературовед, родился 17 мая 1885 года в городе Лебедяни Тамбовской губернии (сейчас Липецкая область). Чурилин был выходцем из купеческой семьи, учился в Московском коммерческом институте и Московском университете. Писать стихи начал с 19 лет. Первая книга стихов поэта вышла в 1915 году. Эту книгу , которая называлась «Весна после смерти», Тихон Васильевич подарил Марине Цветаевой в марте 1916 года. Их недолгое  знакомство оставило глубокий и неизгладимый след в душе поэта и в его творчестве.

     Поэт был талантлив, оригинален, но в го стихах, в характере, в облике, сказывались одиночество, оставленность, беззащитность. В 1916 – 1918 годах Чурилин сближается с футуристами, позднее стал известен как теоретик пролетарской культуры. Перу Т. Чурилина принадлежат романы: «Российская комедия» , «Гражданин вселенной» .

   Занимался поэт и переводом с татарского и немецкого языков. Ещё будучи студентом Чурилин активно  занимался революционной работой, а после перехода на общественную работу в 1920 году ( подполье в Крыму ), от писания стихов отказался. Скончался поэт в Москве в 1946 году. Книги Тихона Чурилина не переиздавались и стали библиографической редкостью.

Работа в тетрадях: биография Тихона Чурилина.

  Учитель. Знакомство  двух поэтов состоялось в начале марта 1916 года. В 1915  у Тихона Васильевича вышел сборник стихов « Весна после смерти». Цветаева тоже обогащена поэтическим опытом, дружбой с Волошиным и Мандельштамом, заочной влюблённостью в Блока и Ахматову. Позади – поездка в Петербург, где в надежде увидеться со своими кумирами, она пробыла более трёх недель, познакомились с Кузминым и Есениным, прочитала там столько стихов, сколько, по её выражению, за всю жизнь не читала.

   И вот – ещё одна встреча, оставившая несомненный след в жизни и творчестве Цветаевой.  Потом она скажет: « Гениальный поэт…Ему даны были лучшие стихи о войне, тогда мало распространённые и не оценённые. Не  знают их и сейчас…»

Скорее всего, она имела в виду стихи Чурилина 1914 года. Одно из них – «Смерть часового».

1-й чтец:                  У  гауптвахты,

                          Гау, гау, гау – увв… - ах ты… -

                          Собака воет глухо,  как из шахты.

                          - Враг ты!

                     Часовой молодой слушает вой.

                      Молодой  -

                      Скоро ему домой

                      К жене.

                      А по стене,… а по стене…

                                        а по стене…

                      Ползет, ползет,

                                как тень ползет во сне,

                      - Враг.

                      Б - бабах.

                      - Выстрел –

                        Веселый вылетел пламень.

                       Бах –

                           Ответ,

                       Глухой.

                       Ой –

                       Светы…

                        Гаснет, гаснет

                                светлый мой пламень.

                       Сердце твердо, как камень,

                       Пламень мой… пламень…

                       Потух, темно.

                       Снег скрипит…

                                коня провели - к мертвым.

                       Ноо! но…

  Учитель. Когда Марина Цветаева встретилась с Тихоном Чурилиным, ему было 30, а ей 24.

Поэзия Чурилина оказала несомненное влияние на творчество Цветаевой, что видно по ее стихам, написанным в том же, 1916 году. Не только ломкой ритма, то есть формой, но и содержанием напоминают они чурилинские стихотворения, в которых царствует ночь, воспевается смерть.

        2-й чтец.

Не ветром ветреным – до-осени

Снята гроздь.

Ах, виноградарем – до-осени

Пришел – гость.

Небесным странником – мне – страннице

Предстал – ты,

И речи странные – мне – страннице

Шептал – ты.

По голубым и голубым лестницам

Повел – ввысь.

Под голубым и голубым месяцем

Уста – жглись.

В каком источнике – их – вымою,

Скажи, жрец!

И тяжкой верности с головы моей

Сними венец!

  Учитель. Тихон Чурилин посвятил Марине Цветаевой автобиографическую прозу «Из детства далечайшего». Одаренный разносторонними талантами он увидел в Цветаевой равного. Им было о чем говорить – двум творцам.

       Прежде чем мы перейдем к третьему пункту нашего плана, давайте рассмотрим политическую ситуацию в стране, а конкретно в Тамбовской губернии.

   

  Словарная работа: реквизиционный отряд, пуд, фунт, аршин, верста.

  4-й чтец. Как в целом в стране, так и в Тамбовской губернии, после победы социалистической революции положение оставалось тяжелым.

   В Усмани были созданы отряды для организации новой власти и проведения аграрных преобразований.

   Налаживать жизнь на Тамбовщине приходилось в чрезвычайно сложных условиях. Буржуазия умышленно деорганизовывала промышленность, торговлю, продовольственное снабжение. К лету 1918г. в стране резко обострился продовольственный кризис. Излишки хлеба имелись в Черноземных губерниях, особенно в Тамбовской, но кулаки отказывались сдавать его государству по твердым ценам. Поэтому уже в конце 1917 начале 1918гг. уездные Советы посылали в деревню продотряды для реализации хлеба у зажиточных крестьян. Продавать государству было не выгодно, деньги быстро обесценивались, с другой стороны – селу не хватало промышленных товаров. Преодоление промышленного кризиса приводило к бунтам и как следствие более жестокой политике со стороны власти. К примеру в с. Куликово Усманского уезда было собрано свыше 6 пудов зерна половина которого роздана беднякам.

   

  Учитель. Первые послереволюционные годы для Марины Цветаевой, матери двоих детей, ничего не знавшей о муже, были тяжелейшими, если не трагическими.

   Во многих дневниковых записях Цветаевой явно прослеживается нужда:

 «Живу с Аней и Ириной в Борисоглебском переулке. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля, остаток от пуда «одолженного» соседями, - весь запас…»

  Не менее тяжел для Цветаевой и 1919 год. В ноябре она вынуждена отдать девочек в Кунцевский приют, но уже через несколько дней заболела Аня, ее пришлось забрать и выхаживать дома, а младшая медленно угасает в приюте. Можно ли представить себе отчаянье матери, потерявшей ребенка. Да, это уже февраль 1920 года.

Но мы вернемся к сентябрю 1918г. Голодное отчаянье толкнуло Цветаеву на поездку в Тамбовскую губернию в поисках продуктов – поездку тяжелую, рискованную, унизительную.

    Находя отдушину в стихах, которые писала в любой обстановке, Цветаева никогда не расставалась с тетрадью. Ее Марина Цветаева взяла и в эту поездку.

У Марины Цветаевой нет случайных стихов, тем более не случайны вот эти:

Если душа родилась крылатой,

Что ей хоромы, - и что ей хаты!

Что Чингис-Хан ей и что – орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно – слитых:

Голод голодных и сытость сытых!

Стихи написаны 5 августа 1918 года.

   Заветную тетрадь взяла Цветаева и в поездку на Тамбовщину. Записанные диалоги, наброски оформились по возвращении в Москву в очерк «Вольный проезд». Его вы уже прочитали дома.

 Словарная работа: Два Георгия, Стенька Разин, опричники, сказ, притча.

Вопросы по тексту повести.

  1. Почему для поездки выбраны именно Тамбовская губерния и станция Усмань?
  2. С присущей Марине Цветаевой остротой восприятия описывает она мельчайшие детали.                Какой предстала перед поэтессой станция Усмань?
  3. С какими людьми знакомится Цветаева? Охарактеризуйте их. Подтвердите примерами из текста.
  4. Всегда ли поход по крестьянским избам был удачен? Почему?
  5. Почему для Цветаевой встреча со Стенькой Разиным награда? Что это за человек?
  6. Стенька Разин поведал удивительную притчу. О чем она?
  7. Когда Цветаева уезжает, сияет от радости? Почему?

Подведение итогов урока. 

Поэты уходят, стихи – остаются. Стихам Марины Цветаевой суждена долгая жизнь, потому что автор их – из числа таких поэтов, которые с годами становятся все значительнее и нужнее…

Домашнее задание. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок исторического краеведения по теме "Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере или народу?"

Тип урока: урок-исследование.Целью данного урока является исследование обучающимися истоков деятельности Тамбовской епархии в XIX – начале XX вв. и выбор наиболее значимых из них для понимания её сущн...

Урок - путешествие "Земля моя родная - Тамбовский край"

Интернет технологии  позволяют провести урок  эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.Данная форма проведения урока способствует также активизации познаватель...

презентация "Цвети,Тамбовская земля"

Презентация  к конкурсу учебно-опытных участков....

Дополнительная общеразвивающая программа «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ЗЕМЛИ ТАМБОВСКОЙ »

Краткая аннотация работыВажной задачей современного общества является – воспитание молодого поколения таким образом, чтобы привить ему основные понятия и законы нравственного поведения и любви к...

Литературно-музыкальная композиция «Сказание о земле Тамбовской»

В данном мероприятии рассказывается об образовании Тамбовской области. Это была визитная карточка команды на соревнованиях "Президентские состязания" в г. Анапа. Команда представлялась в ном...

Познавательно-исследовательский проект «Святитель Питирим — подвижник земли Тамбовской»

     В 2019 году отметили 105 лет со времени прославления святителя Питирима.      Сегодня особенно важно привлечь внимание к личности святителя Питирима, рассказа...

«Тамбовская земля! Гордимся мы историей твоей…»

Классный счас направлен на расширение знаний учащихся о своем родном Тамбовском крае. Он знакомит обучающихся с  некоторыми интересными фактами  края, прививает любовь к родной земле....