Марина Цветаева и Тамбовская земля
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок литературного краеведения с использованием материала, не отраженного в учебнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Марина Цветаева и Тамбовская земля
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Марины Цветаевой; воспитание художественного вкуса; углубление представлений о роли Тамбовской земли в формировании русской литературы и культуры; знакомство с жизнью и творчеством Тихона Чурилина; формирование активности школьников в процессе овладения навыками краеведческого исследования; пробуждение и углубление чувства любви к своей начальной родине, Тамбовской земле, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
Оборудование: портреты М. Цветаевой, выставка книг, атлас Тамбовской области, карта Тамбовской области, слова для словарной работы, текст повести «Вольный проезд», презентация.
Ход урока.
1. Орг. момент. Тема нашего урока «Марина Цветаева и Тамбовская земля»
Мы познакомимся с жизнью и творчеством М. Цветаевой, познакомимся с Тихоном Чурилиным, проследим его влияние на творчество Марины Ивановны, определим роль Тамбовской земли в формировании литературы и культуры
Запишем в тетрадь тему и план урока.
1.Жизнь и творчество М. Цветаевой.
2.Знакомство с Тихоном Чурилиным.
3.Поездка в Усманский уезд в 1918 году.
4.Повесть «Вольный проезд».
2. Слово учителя.
Двадцатый век богат гениальными именами. И в самом начале его из множества поэтических голосов заметно выделяется своеобразный, ни на кого не похожий голос М. Цветаевой, которая в 20 лет уже суверенностью могла сказать, а вернее, напророчить:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд!
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Отец - Иван Васильевич - профессор, искусствовед и филолог; основатель Московского музея изящных искусств (сейчас музей имени Пушкина). Мать - Мария Александровна (урожденная Мейн) - пианистка.
Творческое начало у Марины Цветаевой обнаружилось рано, стихи она начала писать рано, с шести лет, и не только на русском, но также на французском и немецком языках.
Цветаевой, как и другим поэтам её поколения, выпало на долю прийти в этот мир в переломный момент наступающей эпохи. Рано осиротев (мать умирает в 1906 году, а отец - в 1913 году ). Марина, самостоятельная от природы, вынуждена теперь проявлять это качество постоянно: опоры не было, рассчитывать приходилось только на себя.
Когда Цветаевой было 18 лет, она тайно от семьи выпустила свой первый сборник – «Вечерний альбом».
1-й чтец:
Пока огнями смеётся бал,
Душа не уснёт в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я,
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поёт огнями манящий зал,
Поёт и зовёт сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!
Учитель: Сборник юной поэтессы получил отзывы маститых авторов: Брюсова, Гумилёва. Максимилиан Волошин отозвался стихами:
К вам душа так радостно влекома…
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома» !
Цветаева и сама уже начинала чувствовать свою силу в поэзии и на все нападки отвечала смело, иногда с вызовом:
2-й чтец: Идите же!- мой голос нем,
И тщетны все слова,
Я знаю, что ни перед кем
Не буду я права.
Я знаю: в этой битве пасть
Не мне, прелестный трус!
Но, милый юноша, за власть
Я в мире не борюсь.
И не оспаривает вас
Высокородный стих.
Вы можете – из-за других –
Моих не видеть глаз!
Не слепнуть на моём огне,
Моих не чуять сил…
Какого демона во мне
Ты в вечность упустил!
Но помните, что будет суд,
Разящий, как стрела,
Когда над головой блеснут
Два пламенных крыла!
Учитель: По приглашению Максимилиана Волошина, Марина Цветаева в 1911 году посетила город Коктебель, где встретилась с Сергеем Эфроном, своим будущим мужем. Он подарил ей розовый сердолик, изнутри освещённый, крупный камень, который нашёл тут же на берегу моря. Она хранила его всю жизнь.
В январе 1912 года они обвенчались. Но счастье было недолгим. В 1913 году умирает отец Цветаевой, а в 1914 – Сергей Эфрон уходит на фронт, но его признают негодным к строевой службе по состоянию здоровья. После долгих перипетий он поступает в юнкерское училище, а революционные события и гражданская война « втиснули его в лагерь белогвардейцев». И до 1921 года о нём не было никаких известий.
Работа в тетрадях: запишем краткую биографическую справку о жизни и творчестве М. Цветаевой.
Тамбовская земля богата гениальными людьми. Один из них - Тихон Васильевич Чурилин. Обратите внимание на карту Тамбовской области, найдите город Лебедянь в своих атласах.
3-й чтец: Тихон Васильевич Чурилин, оригинальный поэт, беллетрист, литературовед, родился 17 мая 1885 года в городе Лебедяни Тамбовской губернии (сейчас Липецкая область). Чурилин был выходцем из купеческой семьи, учился в Московском коммерческом институте и Московском университете. Писать стихи начал с 19 лет. Первая книга стихов поэта вышла в 1915 году. Эту книгу , которая называлась «Весна после смерти», Тихон Васильевич подарил Марине Цветаевой в марте 1916 года. Их недолгое знакомство оставило глубокий и неизгладимый след в душе поэта и в его творчестве.
Поэт был талантлив, оригинален, но в го стихах, в характере, в облике, сказывались одиночество, оставленность, беззащитность. В 1916 – 1918 годах Чурилин сближается с футуристами, позднее стал известен как теоретик пролетарской культуры. Перу Т. Чурилина принадлежат романы: «Российская комедия» , «Гражданин вселенной» .
Занимался поэт и переводом с татарского и немецкого языков. Ещё будучи студентом Чурилин активно занимался революционной работой, а после перехода на общественную работу в 1920 году ( подполье в Крыму ), от писания стихов отказался. Скончался поэт в Москве в 1946 году. Книги Тихона Чурилина не переиздавались и стали библиографической редкостью.
Работа в тетрадях: биография Тихона Чурилина.
Учитель. Знакомство двух поэтов состоялось в начале марта 1916 года. В 1915 у Тихона Васильевича вышел сборник стихов « Весна после смерти». Цветаева тоже обогащена поэтическим опытом, дружбой с Волошиным и Мандельштамом, заочной влюблённостью в Блока и Ахматову. Позади – поездка в Петербург, где в надежде увидеться со своими кумирами, она пробыла более трёх недель, познакомились с Кузминым и Есениным, прочитала там столько стихов, сколько, по её выражению, за всю жизнь не читала.
И вот – ещё одна встреча, оставившая несомненный след в жизни и творчестве Цветаевой. Потом она скажет: « Гениальный поэт…Ему даны были лучшие стихи о войне, тогда мало распространённые и не оценённые. Не знают их и сейчас…»
Скорее всего, она имела в виду стихи Чурилина 1914 года. Одно из них – «Смерть часового».
1-й чтец: У гауптвахты,
Гау, гау, гау – увв… - ах ты… -
Собака воет глухо, как из шахты.
- Враг ты!
Часовой молодой слушает вой.
Молодой -
Скоро ему домой
К жене.
А по стене,… а по стене…
а по стене…
Ползет, ползет,
как тень ползет во сне,
- Враг.
Б - бабах.
- Выстрел –
Веселый вылетел пламень.
Бах –
Ответ,
Глухой.
Ой –
Светы…
Гаснет, гаснет
светлый мой пламень.
Сердце твердо, как камень,
Пламень мой… пламень…
Потух, темно.
Снег скрипит…
коня провели - к мертвым.
Ноо! но…
Учитель. Когда Марина Цветаева встретилась с Тихоном Чурилиным, ему было 30, а ей 24.
Поэзия Чурилина оказала несомненное влияние на творчество Цветаевой, что видно по ее стихам, написанным в том же, 1916 году. Не только ломкой ритма, то есть формой, но и содержанием напоминают они чурилинские стихотворения, в которых царствует ночь, воспевается смерть.
2-й чтец.
Не ветром ветреным – до-осени
Снята гроздь.
Ах, виноградарем – до-осени
Пришел – гость.
Небесным странником – мне – страннице
Предстал – ты,
И речи странные – мне – страннице
Шептал – ты.
По голубым и голубым лестницам
Повел – ввысь.
Под голубым и голубым месяцем
Уста – жглись.
В каком источнике – их – вымою,
Скажи, жрец!
И тяжкой верности с головы моей
Сними венец!
Учитель. Тихон Чурилин посвятил Марине Цветаевой автобиографическую прозу «Из детства далечайшего». Одаренный разносторонними талантами он увидел в Цветаевой равного. Им было о чем говорить – двум творцам.
Прежде чем мы перейдем к третьему пункту нашего плана, давайте рассмотрим политическую ситуацию в стране, а конкретно в Тамбовской губернии.
Словарная работа: реквизиционный отряд, пуд, фунт, аршин, верста.
4-й чтец. Как в целом в стране, так и в Тамбовской губернии, после победы социалистической революции положение оставалось тяжелым.
В Усмани были созданы отряды для организации новой власти и проведения аграрных преобразований.
Налаживать жизнь на Тамбовщине приходилось в чрезвычайно сложных условиях. Буржуазия умышленно деорганизовывала промышленность, торговлю, продовольственное снабжение. К лету 1918г. в стране резко обострился продовольственный кризис. Излишки хлеба имелись в Черноземных губерниях, особенно в Тамбовской, но кулаки отказывались сдавать его государству по твердым ценам. Поэтому уже в конце 1917 начале 1918гг. уездные Советы посылали в деревню продотряды для реализации хлеба у зажиточных крестьян. Продавать государству было не выгодно, деньги быстро обесценивались, с другой стороны – селу не хватало промышленных товаров. Преодоление промышленного кризиса приводило к бунтам и как следствие более жестокой политике со стороны власти. К примеру в с. Куликово Усманского уезда было собрано свыше 6 пудов зерна половина которого роздана беднякам.
Учитель. Первые послереволюционные годы для Марины Цветаевой, матери двоих детей, ничего не знавшей о муже, были тяжелейшими, если не трагическими.
Во многих дневниковых записях Цветаевой явно прослеживается нужда:
«Живу с Аней и Ириной в Борисоглебском переулке. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля, остаток от пуда «одолженного» соседями, - весь запас…»
Не менее тяжел для Цветаевой и 1919 год. В ноябре она вынуждена отдать девочек в Кунцевский приют, но уже через несколько дней заболела Аня, ее пришлось забрать и выхаживать дома, а младшая медленно угасает в приюте. Можно ли представить себе отчаянье матери, потерявшей ребенка. Да, это уже февраль 1920 года.
Но мы вернемся к сентябрю 1918г. Голодное отчаянье толкнуло Цветаеву на поездку в Тамбовскую губернию в поисках продуктов – поездку тяжелую, рискованную, унизительную.
Находя отдушину в стихах, которые писала в любой обстановке, Цветаева никогда не расставалась с тетрадью. Ее Марина Цветаева взяла и в эту поездку.
У Марины Цветаевой нет случайных стихов, тем более не случайны вот эти:
Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы, - и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и что – орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно – слитых:
Голод голодных и сытость сытых!
Стихи написаны 5 августа 1918 года.
Заветную тетрадь взяла Цветаева и в поездку на Тамбовщину. Записанные диалоги, наброски оформились по возвращении в Москву в очерк «Вольный проезд». Его вы уже прочитали дома.
Словарная работа: Два Георгия, Стенька Разин, опричники, сказ, притча.
Вопросы по тексту повести.
- Почему для поездки выбраны именно Тамбовская губерния и станция Усмань?
- С присущей Марине Цветаевой остротой восприятия описывает она мельчайшие детали. Какой предстала перед поэтессой станция Усмань?
- С какими людьми знакомится Цветаева? Охарактеризуйте их. Подтвердите примерами из текста.
- Всегда ли поход по крестьянским избам был удачен? Почему?
- Почему для Цветаевой встреча со Стенькой Разиным награда? Что это за человек?
- Стенька Разин поведал удивительную притчу. О чем она?
- Когда Цветаева уезжает, сияет от радости? Почему?
Подведение итогов урока.
Поэты уходят, стихи – остаются. Стихам Марины Цветаевой суждена долгая жизнь, потому что автор их – из числа таких поэтов, которые с годами становятся все значительнее и нужнее…
Домашнее задание. Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок исторического краеведения по теме "Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере или народу?"
Тип урока: урок-исследование.Целью данного урока является исследование обучающимися истоков деятельности Тамбовской епархии в XIX – начале XX вв. и выбор наиболее значимых из них для понимания её сущн...
Урок - путешествие "Земля моя родная - Тамбовский край"
Интернет технологии позволяют провести урок эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.Данная форма проведения урока способствует также активизации познаватель...
презентация "Цвети,Тамбовская земля"
Презентация к конкурсу учебно-опытных участков....
Дополнительная общеразвивающая программа «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ЗЕМЛИ ТАМБОВСКОЙ »
Краткая аннотация работыВажной задачей современного общества является – воспитание молодого поколения таким образом, чтобы привить ему основные понятия и законы нравственного поведения и любви к...
Литературно-музыкальная композиция «Сказание о земле Тамбовской»
В данном мероприятии рассказывается об образовании Тамбовской области. Это была визитная карточка команды на соревнованиях "Президентские состязания" в г. Анапа. Команда представлялась в ном...
Познавательно-исследовательский проект «Святитель Питирим — подвижник земли Тамбовской»
В 2019 году отметили 105 лет со времени прославления святителя Питирима. Сегодня особенно важно привлечь внимание к личности святителя Питирима, рассказа...
«Тамбовская земля! Гордимся мы историей твоей…»
Классный счас направлен на расширение знаний учащихся о своем родном Тамбовском крае. Он знакомит обучающихся с некоторыми интересными фактами края, прививает любовь к родной земле....